Перуджино:
итальянский художник эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Пьетро Перуджино — самый известный художник умбрийской школы, плодовитый и трудолюбивый мастер эпохи Возрождения. Он пользовался таким высоким авторитетом, что папа Сикст IV поручил ему создание фресок в Сикстинской капелле в Риме. Перуджино наиболее известен как наставник Рафаэля, в ранних работах которого отчётливо прослеживается его влияние. Он внёс значительный вклад как в живопись Раннего Возрождения (1400–1490), так и, через своего ученика, в живопись Высокого Возрождения (1490–1530).
Перуджино известен прежде всего как мастер религиозного искусства. Для его произведений характерны изящные, сентиментальные фигуры, гармонично вписанные в пейзажный фон. Он создавал как панно темперой или маслом, преимущественно в форме алтарных образов, так и монументальные фрески. Художник также написал значительное число выразительных портретов.
Среди его важнейших работ: фреска «Христос, вручающий ключи святому Петру» (1481–1482, Ватикан, Сикстинская капелла); тондо Мадонна со святыми и ангелами, Аполлон и Марсий и Святой Себастьян (все — Лувр, Париж); фреска Распятие (1493–1496, зал капитула церкви Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци, Флоренция); Пьета (1494–1495, Уффици, Флоренция); Оплакивание мёртвого Христа (1495, Палаццо Питти, Флоренция); Воскресение (Ватикан); Обручение Девы Марии (Музей изящных искусств, Кан); фрески в Колледжо дель Камбио в Перудже (1497–1500); а также портреты Франческо делле Опере (1494), Дона Бьяджо Миланези и Дона Бальдассаре ди Антонио ди Анджело (все — Галерея Уффици, Флоренция).
Ранняя жизнь и обучение
Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, известный как Перуджино, родился в Читта-делла-Пьеве, Умбрия, в центральной Италии. Прозвище «Перуджино» (то есть «перуджиец») закрепилось за ним, хотя он был родом не из самой Перуджи. Его ранние работы 1460-х годов свидетельствуют о влиянии Пьеро делла Франческа (1420–1492) — умбрийского мастера, который был новатором в использовании линейной перспективы. Предполагается, что Перуджино мог быть его учеником.
В 1472 году, по сведениям биографа Джорджо Вазари (1511–1574), Перуджино переехал во Флоренцию — центр притяжения для амбициозных художников того времени. Там он, вероятно, освоил новую технику масляной живописи в мастерской живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо (1435–1488). В этой же мастерской проходил обучение и молодой Леонардо да Винчи (1452–1519).
Влияние Верроккьо заметно в ранних работах Перуджино, отличающихся лаконичным рисунком и использованием кьяроскуро, как, например, на картинах с изображением Мадонны в Музее Жакмар-Андре в Париже, Берлинской картинной галерее и Национальной галерее в Лондоне. В 1472 году Перуджино вступил во флорентийскую гильдию живописцев Святого Луки.
Работа с Верроккьо и флорентийскими мастерами привила Перуджино интерес к построению пространства и световым эффектам. Этот интерес он также развивал под влиянием Пьеро делла Франческа и Доменико Венециано (1410–1461). Примером служат панели на тему «Жития святого Бернардина» (1473, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), предположительно выполненные по эскизам Перуджино.
Фреска Сикстинской капеллы: Христос, вручающий ключи святому Петру
В 1478 году Перуджино покинул Флоренцию и переехал в Рим. К 1481 году он стал достаточно знаменит, чтобы получить престижный заказ от папского двора на роспись недавно построенной Сикстинской капеллы. Над фресками также работали другие выдающиеся художники, включая Козимо Росселли (1439–1507), Доменико Гирландайо (1449–1494) и Сандро Боттичелли (1445–1510).
Перуджино создал фрески со сценами из жизни Моисея и Христа. Его главной художественной задачей было достижение гармонии и композиционного равновесия. Это качество ярко проявилось в его главной работе в капелле — «Христос, вручающий ключи святому Петру» (1481–1482). В этой фреске Перуджино отходит от принципов Пьеро делла Франческа: его фигуры расположены фризообразными группами на фоне величественной архитектурной перспективы. Именно эта работа, высоко оценённая за ясность и организацию композиции, упрочила репутацию Перуджино.
Зрелые картины (1483–1500)
Перуджино получал множество заказов в Риме, Флоренции, Перудже и других городах. В период с 1490 по 1505 год он считался одним из лучших художников Италии.
В Сикстинской капелле Перуджино сотрудничал с Пинтуриккьо (1454–1513) при работе над фресками Путешествие Моисея в Египет и Крещение Христа. В то же время на его творчество повлияла фламандская живопись, в частности алтарь Портинари кисти Хуго ван дер Гуса (ок. 1440–1482), привезённый во Флоренцию около 1483 года. Это влияние заметно в тщательно прорисованных пейзажах, как в триптихе Галицина Распятие со святыми Иеронимом и Марией Магдалиной.
В полиптихе Альбани-Торлониа (Рождество со святыми, 1491, собрание Торлониа, Рим) фигуры и архитектурное окружение симметрично расположены вокруг центрального мотива. Эта композиционная схема стала популярной и видна в таких работах, как Мадонна с младенцем между Иоанном Крестителем и святым Себастьяном (1493, Уффици) и Явление Мадонны святому Бернарду (Старая пинакотека, Мюнхен).
В 1494–1495 годах он создал свою знаменитую Пьету для церкви Сан-Джусто близ Флоренции. Это произведение, где Дева Мария оплакивает умершего Христа, является превосходным примером зрелого стиля Перуджино. Композиция симметрична, фигуры расположены на переднем плане, а пространство чётко определено архитектурой.
Трёхчастная фреска Распятие в церкви Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци во Флоренции (ок. 1496) знаменует новый этап в творчестве художника. Здесь архитектурная перспектива уступает место ритмичному, умиротворённому пейзажу.
Манеру Перуджино располагать фигуры фризообразными рядами на переднем плане сравнивают со стилем скульптора Андреа делла Роббиа (1435–1525). Эта техника также применена в Вознесении Христа из полиптиха для церкви Сан-Пьетро в Перудже (Музей изящных искусств, Лион), фресках Колледжо дель Камбио (завершены в 1500 году) и Успении Богоматери (1500, Галерея Академии, Флоренция).
Рафаэль
В конце XV века юный Рафаэль Санти (1483–1520) поступил в мастерскую Перуджино. Под влиянием своего наставника Рафаэль написал такие ранние шедевры, как Обручение Девы Марии и Коронование Девы Марии. Однако влияние было взаимным: молодой художник из Урбино также воздействовал на творчество своего старшего коллеги.
Например, предполагается, что именно под влиянием Рафаэля линии в работах Перуджино стали более тонкими и изящными. Это заметно в полиптихе Сан-Пьетро (Музей изобразительных искусств, Нант) и в Пьёте из Института искусств Кларка.
В последующие 20 лет живопись Перуджино сохраняла элегантную гармонию, но его стиль становился всё более однообразным, а вдохновение постепенно угасало. Эти изменения видны в таких работах, как Поклонение волхвов (1504, ораторий Санта-Мария-деи-Бьянки, Читта-делла-Пьеве), Борьба Любви и Целомудрия (1505, Лувр), роспись свода в Ватикане (1507), где позднее Рафаэль написал фреску Пожар в Борго, и фрески в Монтефалько и Треви (1521).
Наследие
Основные работы Перуджино были завершены к концу XV века. В 1506 году он вернулся в Перуджу. Несмотря на то что его считали одним из великих мастеров итальянского Возрождения, во Флоренции его стиль к тому времени уже казался устаревшим. Тем не менее он оставался одной из важнейших фигур позднего кватроченто, способствуя распространению классицизма в Умбрии (через Рафаэля), Тоскане (через Фра Бартоломео) и Северной Италии.
Гармония, пространственная организация и идеализированные фигуры в его картинах оказали сильное влияние на молодого Рафаэля и помогли проложить путь к искусству Высокого Возрождения.
Кроме религиозного искусства, Перуджино писал портреты и мифологические сюжеты. Многие из его картин имеют узнаваемый сентиментальный стиль. Однако если Перуджино склонен был повторять найденные приёмы, то Рафаэль развил их, создав более мощное и выразительное искусство.
Произведения Пьетро Перуджино хранятся в лучших художественных музеях мира, включая Галерею Уффици и Палаццо Питти во Флоренции, а также музеи Ватикана.
Путеводитель по итальянской живописи XV века см: Искусство Ренессанса.
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Федерико Бароччи: итальянский художник, раннее барокко
- Фра Филиппо Липпи: итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Джованни Беллини: итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы
- Гвидо Рени: итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа
- Выставка скульптора Инны Николаевой (Израиль) «ИНТРОСТРУКТУРА»
- Галерея Боргезе - королева частных коллекций
- Доменико Венециано: художник раннего итальянского Возрождения
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Джентиле да Фабриано: художник раннего Возрождения, интернациональная готика
- Триптих, трёхпанельный алтарь
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?