Перуджино:
итальянский художник эпохи Возрождения читать ~8 мин.
Самый известный из всех старых мастеров из Перуджи, плодовитый и трудолюбивый художник эпохи Возрождения Перуджино был достаточно важен, чтобы папа Сикст IV поручил ему написать фрески в Сикстинской капелле, в Риме. Перуджино наиболее известен как учитель Рафаэля, в ранних работах которого прослеживается его влияние. Таким образом, он внёс вклад как в живопись Раннего Возрождения (1400-1490), так и, через Рафаэля, в живопись Высокого Возрождения (1490-1530).
Он известен прежде всего как художник религиозного искусства, в котором обычно изображались изящные, сентиментальные фигуры на фоне пейзажей. Эти работы включают в себя как панно, написанные темперой или маслом, в основном в виде алтарных картин, так и фрески. Кроме того, он создал большое количество сильных и прямых портретов. Среди его наиболее важных работ: Христос, вручающий ключи святому Петру (1481-2, Ватикан, Сикстинская капелла), тондо Богородица со святыми и ангелами, Аполлон и Марсий, и Святой Себастьян (все в Лувре); Распятие (1493-6, капитул Санта Мария Маддалена дель Пацци, Флоренция); Пьета (1494-95, Уффици); Оплакивание мёртвого Христа (1495, дворец Питти, Флоренция); Воскресение (Ватикан); Венчание Девы Марии (Музей Кан); фрески в зале аудиенций в Сала дель Камбио, Перуджа (1500); и несколько выдающихся портретов – в частности, портреты Франческо делле Опере (1494), дона Бьяджо Миланези и дона Бальдассаре ди Антонио ди Анджело (все в галерее Уффици, Флоренция).
Ранняя жизнь и обучение
Пьетро Ваннуччи Перуджино родился в Умбрии в центральной Италии. При жизни его называли «Перуджино» или «Перуджианец», хотя он был родом не из Перуджи, а из близлежащего города Читта-делла-Пьева. Его ранние работы 1460-х годов свидетельствуют о том, что он находился под влиянием Пьеро делла Франческа (1420-1492) – умбрийского мастера, который был пионером линейной перспективы и геометрической упорядоченности в своих композициях, и считается, что он даже мог быть учеником Пьеро.
В 1472 году, согласно биографу Джорджо Вазари (1511-1574), Перуджино переехал во Флоренцию, ставшую в то время магнитом для амбициозных художников, где он освоил новую технику масляной живописи, вероятно, у живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо (1435-1488), который руководил мастерской, обучавшей ювелиров, скульпторов и живописцев, одним из которых был молодой Леонардо да Винчи (1452-1519).
Безусловно, влияние Верроккьо заметно в его ранних работах, с их лаконичным и незагроможденным рисунком и использованием кьяроскуро – как на картинах Богоматери в музее Жакмар-Андре, Париж, Берлин-Далем и Национальной галерее, Лондон. Молодой Перуджино сотрудничал в работе над Распятием св. Марии и Анджиоло в Арджано, обучаясь у Верроккьо, а также участвовал в создании пределлы «Рождение Иоанна Крестителя» (Художественная галерея Уокера, Ливерпуль), а также элементов алтарного образа «Мадонна ди Пьяцца» Верроккьо для Пистойского собора. Он также записался в гильдию живописцев Святого Луки во Флоренции.
Связи с Верроккьо и его флорентийскими последователями привили Перуджино живой интерес к использованию пространства и эффекту света. Этот интерес он также черпал из работ Пьеро делла Франческа (его возможного учителя) и Доменико Венециано (1410-1461), оба из которых работали в Перудже, о чем свидетельствует «Жизнь святого Бернардино» (1473, Галерея Национале, Перуджа). Датируемые 1473 годом, эти сцены, вероятно, были выполнены по предварительным эскизам Перуджино, но только Чудо исцеления юноши из Аквилеи и Исцеление девушки, по-видимому, были написаны им на самом деле.
Фреска Сикстинской капеллы: Христос, вручающий ключи Святому Петру
В 1478 году, вскоре после женитьбы, Перуджино покинул Флоренцию и переехал в Рим. К 1481 году он был достаточно известен, чтобы получить престижный заказ от папского двора в Ватикане на украшение только что построенной Сикстинской капеллы серией фресок. Над сикстинскими фресками работали ещё несколько выдающихся художников, в том числе Козимо Росселли (1439-1507), Доменико Гирландайо (1449-1494) и художник Медичи Боттичелли (1445-1510).
Перуджино писал сцены из жизни Моисея и из жизни Христа. Его главной целью было достижение гармонии и равновесия – качество, уже проявившееся в его фреске «Святой Себастьян между двумя святыми» (1478, церковь С. Марии, Черкето), но ещё лучшим примером этого является его картина в Сикстинской капелле – Христос, вручающий ключи святому Петру (1481-2), в которой Перуджино порвал с доктринами Пьеро делла Франческа (фризы Перуджино с фигурами, расположенными на разных уровнях на фоне архитектурной перспективы, сильно отличаются от геометрических персонажей Пьеро, окружённых огромными пространствами). Именно эта картина, которой также восхищались за ясность, контроль и организованность композиции, закрепила за Перуджино репутацию.
Зрелые картины (1483-1500)
Перуджино получил множество других важных заказов в Риме, Флоренции, Перудже и других местах, и в период с 1490 по 1505 год он считался лучшим художником Италии.
Кроме создания собственных работ в Сикстинской капелле, Перуджино сотрудничал с Пинтуриккьо (1454-1513) над фресками, изображающими Путешествие Моисея в Египет и Крещение Христа. Есть намёк на стиль Пинтуриккьо в оживлённом пейзажном фоне картины Перуджино «Святой Иероним» (Национальная галерея искусств, Вашингтон), но, несомненно, именно фламандская живопись вдохновила на создание тщательно прорисованного туманного пейзажа прекрасного триптиха Галицина – «Распятие с флангами Святого Иеронима и Святой Марии Магдалины» (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Стоит помнить, что влиятельный алтарь Портинари работы Хуго ван дер Гуса (1440-1482), который сейчас находится в Уффици, вероятно, попал во Флоренцию около 1483 года.
В полиптихе Альбани Торлониа (Рождество Христово со святыми, 1491, собрание Торлониа, Рим) появляется новая ритмическая связь между двумя отдельными частями композиции – фигурами и архитектурным окружением, – расположенными симметрично вокруг центрального мотива. Эту схему, достигшую всеобщей популярности в течение следующих пяти лет, когда Перуджино работал в основном во Флоренции, можно увидеть в таких работах, как Богоматерь, стоящая между Иоанном Крестителем и святым Себастьяном (1493, Уффици) и Богоматерь, явившаяся святому Бернарду (Альте Пинакотека, Мюнхен).
В 1494-95 годах он написал свою «Пьету» (1494-95, Уффици) для церкви Сан-Гисто близ Флоренции. (Примечание: Пьета – это произведение, в котором Дева Мария держит тело своего умершего сына Иисуса, оплакивая его смерть; самая известная скульптура (ок. 1500) работы Микеланджело) Версия Перуджино – превосходный пример его зрелого стиля. Как и в большинстве его картин, композиция уравновешена и симметрична, все фигуры находятся на переднем плане. Пространство строго определено архитектурой.
Трёхчастная фреска «Распятие» в церкви Санта Мария Мадделена деи Пацци во Флоренции (закончена около 1496 года) знаменует собой следующий этап в обращении Перуджино с пространством: появление ритмичного, бытового пейзажа с широкими, не совсем сплошными полями, полностью лишёнными архитектурной перспективы.
Манеру расположения фигур, часто стоящих неопрятными рядами на переднем плане картины, сравнивают со стилем скульптора эпохи Возрождения Андреа делла Роббиа (1435-1525) в его керамических алтарных композициях. Другими примерами этой техники являются Богородица со святыми (П.Н. Болонья), Вознесение в центре полиптиха для церкви С. Пьетро в Перудже (Лионский музей; пределла находится в Руанском музее), фрески Колледжо дель Камбио в Перудже (завершены в 1500 году) и Успение для аббатства Валломброза (1500, Академия искусств, Флоренция).
Рафаэль
В конце XV века подросток Рафаэль (Раффаэлло Санти) (1483-1520) пришёл в мастерскую Перуджино и работал вместе с ним над предаллой алтарного образа Фано (церковь Санта Мария Нуова, Фано). Именно под влиянием Перуджино Рафаэль написал Спозаранку, Брак Девы и Коронацию Девы. Но если искусство Перуджино оказало большое влияние на юношу, родившегося в Урбино, то последний также впечатлил своего старшего коллегу.
Например, именно по предложению Рафаэля Перуджино начал использовать более тонкие и более блестящие линии, чем в предыдущие годы; см. например, двух Пророков в полиптихе Сан-Пьетро (Нантский музей) и Пьету в Институте искусств Кларка.
В течение следующих 20 лет живопись Перуджино сохраняла томную и элегантную гармонию линий, но его стиль становился все более анемичным, а вдохновение иссякало. Изменения заметны в таких работах, как: Поклонение волхвов (1504, Читта делла Пьева, Ораторий С. Марии деи Бьянки); «Борьба любви и целомудрия» для студиоло Изабеллы д’Эсте (1505, Лувр); а также завершение Перуджино полиптиха (1504-7) для церкви Аннунсиата во Флоренции, начатого фра Филиппино Липпи, свод камеры Ватикана (1507), где Рафаэль и его ученики позже написали Пожар в Борго, и фрески в церкви С. Франческо в Монтефалько и церкви Санта Мария делле Лакриме де Треви (1521).
Наследие
Значительные работы Перуджино были завершены к концу XV века. В 1506 году он удалился в Перуджу. Хотя его считали одним из великих деятелей итальянского Возрождения, к тому времени его стиль считался старомодным – по крайней мере, жители Флоренции. Тем не менее, он был одной из самых важных фигур позднего кватроченто благодаря своей роли в распространении классицизма в Умбрии (через Рафаэля), Тоскане (через Фра Бартоломео) и Северной Италии (через Франчиа и Коста).
В частности, гармония и пространственная организация его картин, а также идеализированные фигуры оказали сильное формирующее влияние на молодого Рафаэля и, таким образом, помогли проложить путь к искусству Высокого Возрождения.
Кроме религиозного искусства, он писал портреты и мифологические сюжеты. Многие из его картин имеют легко узнаваемый сентиментальный стиль, похожий на тот, что был принят Рафаэлем в его ранних работах. Однако если Перуджино продолжал повторять этот стиль, то Рафаэль развил его в нечто гораздо более сильное и захватывающее.
Картины Пьетро Перуджино можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы, включая галерею Уффици и дворец Питти во Флоренции, а также различные музеи Ватикана.
Путеводитель по итальянской живописи XV века см: Искусство Ренессанса.
- Выставка скульптора Инны Николаевой (Израиль) «ИНТРОСТРУКТУРА»
- Галерея Боргезе - королева частных коллекций
- Доменико Венециано: художник раннего итальянского Возрождения
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Джентиле да Фабриано: художник раннего Возрождения, интернациональная готика
- Триптих, трёхпанельный алтарь
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?