Петрус Кристус: фламандский художник читать ~4 мин.
Важный представитель фламандской живописи в третьей четверти XV века, Петрус Кристус был ведущим художником Брюгге после смерти Яна ван Эйка (1390-1441), учеником которого он, возможно, был. На него оказали большое влияние ван Эйк и в меньшей степени Рогир ван дер Вейден (1400-1464), хотя фигуры в его собственном религиозном искусстве, как правило, лишены драматического воздействия, и этот недостаток иллюстрирует его «Оплакивание мёртвого Христа» (1450, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель), в котором много заимствований из «Схождения с креста» ван дер Вейдена (1440, Прадо, Мадрид).
Однако его истинным ремеслом было не библейское искусство, а портрет. Самым известным примером портретного искусства Кристуса, несомненно, является «Портрет молодой девушки» (ок. 1470, Старая галерея, Берлин), а среди других работ – «Портрет Эдварда Гримстоуна» (1446, Национальная галерея, Лондон), в котором он избегает тёмных фонов Эйка и Вейдена и помещает свой объект в чётко очерченный интерьер.
Как и некоторые другие фламандские художники того времени, Кристус обладал прекрасным пониманием перспективы, а также точной техникой, почерпнутой из традиции миниатюрной живописи, используемой в иллюминированных рукописях – см. особенно Международные готические иллюминации (1375-1450) – средстве, тщательно освоенном художниками во Фландрии и Северной Франции. (Подробнее см: Французская живопись 1400 и далее). О других фламандских художниках, работавших в раннюю эпоху нидерландского Возрождения (1430-1580), см: Мельхиор Брудерлам (1350-1411), Жакмар де Эсден (1355-1414), Робер Кампен (1375-1444), Дирк Бутс (1420-1475), Ханс Мемлинг (1430-1494) и Хуго ван дер Гус (1440-1482).
Жизнь и картины
О жизни Петруса Кристуса сохранилось мало сведений – в частности, посещал ли он Италию и в какой степени был знаком с флорентийским Возрождением (1400-1490). Его художественное значение как одного из великих старых мастеров Фландрии было понято только благодаря научным усилиям историка искусства Густава Фридриха Ваагена (1794-1868) и куратора Иоганна Давида Пассаванта (1787-1861). Он упоминается в Брюгге с 1444 года и далее. В 1454 году он сделал три копии «Вьерже Мираклезе» из Камбрэ, а в 1462 году вместе с женой вступил в Конфедерацию сухого дерева. В 1463 и 1467 годах он украшал знамёна для процессий Конфедерации Святой Крови, а в 1472 году выступал в качестве эксперта картин.
Истоки его стиля также пока мало изучены, хотя одно время считалось, что он возник благодаря тесной связи с Яном ван Эйком, возможно, в качестве надсмотрщика в его мастерской, и что Кристус стал самостоятельным только после смерти своего мастера в 1441 году, завершив его незаконченные работы (например, «Мадонну Ротшильда», коллекция Фрика, Нью-Йорк).
Фламандские художники XV века были пионерами масляной живописи и одними из первых перешли от небольших иллюминаций к масштабным панно, в частности алтарным картинам в виде триптихов (алтарь Портинари 1479) и полиптихов (Гентский алтарь 1432).
Вклад Кристуса в искусство Северного Возрождения отмечен несколькими датированными картинами, которые позволяют проследить его развитие в течение определённого периода времени.
«Портрет карфуцианского монаха» (1446, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) отличается иллюзионизмом, например, мухой на парапете, которая, в манере Ван Эйка, закрывает композицию на переднем плане. «Портрет Эдуарда Гримстоуна» (1446) демонстрирует растущий вкус к ясному освещению и пристрастие к простой, почти геометрической декорации. В 1449 году появилась «Дева, кормящая младенца» (Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Антверпен), а также так называемый «Святой Элигиус в своей лавке» (Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк). Здесь, под предлогом изображения покровителя ювелиров, Кристус написал настоящую жанровую сцену молодой пары, покупающей кольцо в лавке святого. Хотя отражения света напоминают о Ван Эйке, простые объёмы и жёсткие движения являются неотъемлемой частью стиля Кристуса. Они снова встречаются в «Рождестве» в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, которая также заимствует у Ван дер Вейдена тему «диафрагменной» арки (архитектурный мотив, открывающий доступ к изображаемой сцене), а также в «Обложении» (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) и, что менее очевидно, в уменьшенной версии той же работы в музее Метрополитен.
Эти работы, по сути, показывают, что Кристус не смог понять суть искусства Ван дер Вейдена: он перенял у него некоторые жесты, например, плачущей Магделины, но эмоциональный дух и элегантность полностью исчезли, а чувство пафоса и утраты сменилось торжественной скованностью. Величайший шедевр Кристуса – «Портрет молодой женщины» (ок. 1470, Гемальдегалерия, Берлин). Милый овал лица с чуть настороженными глазами, обработанный в простых объёмах, обладает особой загадочностью.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?