Петрус Кристус:
фламандский художник читать ~4 мин.
Петрус Кристус (Petrus Christus, ок. 1410/1420 – 1475/1476) — значимый представитель фламандской живописи третьей четверти XV века и ведущий художник Брюгге после смерти Яна ван Эйка (1390–1441), учеником которого он, предположительно, являлся. На его творчество оказали большое влияние ван Эйк и, в меньшей степени, Рогир ван дер Вейден (1400–1464). Однако фигуры в его религиозных работах, как правило, лишены драматизма, что иллюстрирует картина «Оплакивание Христа» (ок. 1450, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель), во многом заимствующая мотивы из «Снятия с креста» ван дер Вейдена (ок. 1435, Прадо, Мадрид).
Однако истинным призванием художника было не библейское искусство, а портретная живопись. Самым известным примером его портретного мастерства, несомненно, является «Портрет молодой девушки» (ок. 1470, Картинная галерея, Берлин). Среди других выделяется «Портрет Эдварда Гримстона» (1446, Национальная галерея, Лондон), в котором Кристус избегает тёмных фонов, характерных для ван Эйка и ван дер Вейдена, и помещает модель в чётко прописанный интерьер.
Как и другие фламандские художники того времени, Кристус превосходно владел линейной перспективой и обладал точной техникой, унаследованной от книжной миниатюры, использовавшейся в иллюминированных рукописях. Особенно заметно влияние интернациональной готики (1375–1450), тщательно освоенной мастерами Фландрии и Северной Франции. (Подробнее см. Французская живопись XIV века и последующего периода). Среди других фламандских живописцев эпохи нидерландского Возрождения (1430–1580) выделяются: Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411), Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414), Робер Кампен (ок. 1375–1444), Дирк Боутс (ок. 1420–1475), Ханс Мемлинг (ок. 1430–1494) и Гуго ван дер Гус (ок. 1440–1482).
Биография и творчество
О жизни Петруса Кристуса сохранилось мало сведений. В частности, неизвестно, посещал ли он Италию и насколько был знаком с искусством флорентийского Ренессанса (1400–1490). Его значение как одного из великих старых мастеров Фландрии было оценено лишь благодаря усилиям историка искусства Густава Фридриха Ваагена (1794–1868) и куратора Иоганна Давида Пассаванта (1787–1861). Документы упоминают его пребывание в Брюгге с 1444 года. В 1462 году он с женой вступил в Братство Сухого Древа, а в 1472 году выступал в качестве эксперта по оценке картин.
Истоки его стиля также изучены недостаточно. Долгое время считалось, что он сформировался в тесной связи с Яном ван Эйком, возможно, как главный подмастерье в его мастерской. Согласно этой гипотезе, Кристус стал независимым мастером только после смерти ван Эйка в 1441 году, завершив его незаконченные работы (например, «Мадонну Ротшильдов», ныне в Коллекции Фрика, Нью-Йорк).
Фламандские художники XV века были пионерами масляной живописи и одними из первых перешли от книжной миниатюры к монументальным панно. Они создавали в том числе алтарные образы в форме триптихов (как «Алтарь Портинари», 1479) и полиптихов («Гентский алтарь», 1432).
Вклад Кристуса в искусство Северного Возрождения отмечен несколькими датированными картинами, которые позволяют проследить его творческое развитие.
«Портрет картузианца» (1446, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) отличается иллюзионизмом, примером которого служит муха на парапете, в манере ван Эйка замыкающая композицию на переднем плане. В 1449 году были созданы «Мадонна с младенцем» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен) и так называемый «Святой Элигий в своей мастерской» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Под предлогом изображения покровителя ювелиров Кристус написал жанровую сцену: молодая пара покупает кольцо в лавке. Современные исследователи считают, что это, вероятно, портрет реального золотых дел мастера.
Хотя блики света напоминают о ван Эйке, простые объёмы и сдержанные движения являются неотъемлемой частью стиля Кристуса. Они вновь появляются в «Рождестве» (Национальная галерея искусства, Вашингтон), где заимствована у ван дер Вейдена «диафрагменная» арка, и в «Оплакивании» (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). Кристус перенял у ван дер Вейдена некоторые жесты, например, плачущей Магдалины, но эмоциональный накал и элегантность исчезли, а чувство пафоса сменилось торжественной сдержанностью.
Величайшим шедевром Кристуса считается «Портрет молодой женщины» (ок. 1470, Картинная галерея, Берлин). Изящный овал лица с немного настороженным взглядом, переданный в простых объёмах, обладает особой загадочностью.
- Фламандская живопись
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Мельхиор Брудерлам: фламандский художник, интернациональная готика
- Рогир Ван дер Вейден: фламандский религиозный художник
- Христианство
- «Религия в границах только разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- Религиозные гравюры XVIII – ХХ века из коллекции Русского музея
- Обручальные кольца — дань традиции
- В музее истории религии открыта выставка иллюстраций к библии, выполненных художником Хе Ки
- Роль миниатюр в средневековой литературе и религии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?