Питер Брейгель Старший:
фламандский художник читать ~8 мин.
Питер Брейгель Старший — один из самых известных фламандских художников, наиболее известный своими детально проработанными пейзажами, красочными комичными сценами из жизни крестьян и необычными визионерскими картинами. Как и многие деятели фламандской живописи, он находился под сильным влиянием Иеронима Босха, выдающегося голландского художника эпохи готики, а также искусства протестантской Реформации, и был одним из последних художников Северного Возрождения в Нидерландах.
Среди его наиболее известных произведений: «Охотники в снегу» (1565, Художественный музей, Вена), «Перепись в Вифлееме» (1566, Музей изящных искусств, Брюссель), «Крестьянская свадьба» (1568, К.М. Вена), Вавилонская башня (1563, Музей истории искусств, Вена), Нидерландские пословицы (1559, SMPK, Берлин), Триумф смерти (1562, Прадо, Мадрид), Безумная Мег (Dulle Griet) (1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен) и Притча о слепых (1568, Национальный музей Каподимонте, Неаполь). Брейгель пользовался высокой репутацией при жизни — его упоминают как искусствоведы Джорджо Вазари и Джованни Ломаццо — и оказал огромное влияние на более позднее фламандское барокко, особенно пейзажную живопись и жанровые картины. Однако только в XX веке его вклад в религиозное искусство был по достоинству оценен. Сегодня он считается одним из лучших старых мастеров европейского искусства.
Ранние годы и поездка в Италию
О ранних годах жизни Брейгеля известно мало, но считается, что он родился в Бреде (сегодня находится на границе Голландии и Бельгии) около 1525 года. В 1551 году он был принят в мастера Антверпенской гильдии, что позволяет предположить, что он родился между 1525 и 1530 годами.
Брейгель учился в Антверпене у Питера Коеке ван Аелста (умер в 1550 году) — в 1563 году он женился на дочери Коеке, Майкен. В 1552 и 1553 годах Брейгель впервые посетил Италию — в разгар маньеризма — путешествуя через Францию до Сицилии. В Италии его сопровождал художник и дизайнер Мартен де Вос, который, возможно, написал фигуры на первой подписанной и датированной картине Брейгеля «Христос на Тивериадском озере» (1553, коллекция Пау, Брюссель).
Брейгель посетил Сицилию, а в 1553 году оказался в Риме, где, по-видимому, продал несколько пейзажей миниатюристу Джулио Кловио (1498-1578). Несмотря на знакомство с итальянским искусством Возрождения, Брейгель остался верен фламандским традициям и работал над созданием своего собственного оригинального и сложного стиля. Его жанровые картины обычно изображали крепких крестьян, занятых повседневными делами, написанные с использованием ярких чистых красок и композиций, основанных на диагональных линиях и S-образных изгибах, которые притягивают взгляд зрителя к холсту.
Неясно, когда именно Брейгель приобрёл навыки гравюры, но, судя по всему, он обладал природным талантом к гравюре, благодаря которому он зарабатывал значительные доходы.
Рисунки и гравюры по возвращении в Нидерланды
Точный маршрут его возвращения в Нидерланды неизвестен, но его альпийские рисунки, сделанные во время путешествия, имеют огромное значение. Один из них (ныне в коллекции герцога Девонширского, Чатсворт) датирован 1555 годом, что позволяет предположить, что эти горные рисунки были на самом деле выполнены в его мастерской после возвращения в Антверпен. На их основе он создал 12 гравюр (Серия «Большие горы») и сложную композицию («Великий альпийский пейзаж»), опубликованную в Антверпене престижной компанией Иеронима Кока.
Кок также опубликовал серию морализаторских, сатирических гравюр Брейгеля, которые принесли ему прозвище «второй Босх». (Искушение святого Антония, 1556; Большая рыба ест маленькую, 1557, по рисунку 1556 года; Семь смертных грехов, 1558). Эти работы принесли Брейгелю славу, и он продолжал работать в этом же духе до середины 1560-х годов.
В Брюсселе: плодотворный период Брейгеля
В 1563 году он переехал в Брюссель, возможно, бежав из Антверпена из-за страха религиозных преследований, но, более вероятно, чтобы быть ближе к своему покровителю, кардиналу Гранвелю, президенту Государственного совета Нидерландов, который был близок к брату Брейгеля, скульптору. В Антверпене Никлас Йонгелинк был величайшим покровителем Брейгеля, владея 16 его картинами. Именно в эти плодотворные годы (1563-69) была заложена его репутация одного из величайших голландских художников Северного Возрождения.
Во время своего пребывания в Брюсселе Брейгель получил заказ от городского совета на создание визуального документа о раскопках канала Брюссель-Антверпен, который тогда строился, но его смерть 9 сентября 1569 года помешала выполнению заказа. Надпись на его могиле, как считается, основана на мыслях известного гуманиста и географа Ортэлиуса из Антверпена, и нет сомнений, что Брейгель был знаком с друзьями Ортэлиуса, в том числе с издателем Плантеном.
Влияния
Установить эволюцию стиля Брейгеля затрудняет тот факт, что существует много копий его картин, некоторые из которых были выполнены его сыновьями Питером и Яном. Тем не менее, автографы рисунков помогают разрешить проблемы атрибуции. Пейзажные рисунки Брейгеля показывают влияние фламандской традиции, представленной Иоахимом Патениером (1485-1524), но также демонстрируют некоторый контакт с гравюрами Тициана (1487-1576). Однако его манера исполнения превосходит их работы с точки зрения реализма и детализации.
Высокая точка зрения, использованная им в серии «Большие пейзажи», особенно новаторская и придаёт панораме ощущение универсальности. Для своих сатирических гравюр он тщательно изучил человеческую фигуру и разработал метод изображения людей сзади, тем самым придав своим этюдам универсальную силу, схожую с его пейзажной техникой.
Религиозные жанровые картины в стиле Босха
Панорамы пейзажей и толпы героев некоторых его сатирических гравюр объединяются в знаменитой картине «Детские игры» (1560, К.М. Вена), которая сводит деятельность взрослого мира к масштабу глупых и греховных развлечений. Другие многолюдные композиции, явно основанные на принципах Босха, это, например, Нидерландские пословицы (1559) и Борьба карнавала и Великого поста (1559), Безумная Мег (Dulle Griet) (1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен) и Падение мятежных ангелов (1562, Музей изящных искусств, Брюссель). Наиболее примечательной работой этого периода является Две обезьяны (1562, Берлин-Далем), шедевр оригинальности. Два тревожно человекоподобных существа прикованы друг к другу цепями — загадочная аллегория человеческого существования.
Пейзажи и жанровые картины с изображением крестьян
После переезда в Брюссель на стиль Брейгеля оказали влияние более тесные контакты с итальянским искусством, в том числе гобеленами Рафаэля, изображающими деяния апостолов. В результате его фигуры стали более выразительными, например Поклонение волхвов (1564, Национальная галерея, Лондон). Его самые известные картины, серия Месяцы (три в К.М. Вена; одна в Музее искусств Метрополитен, Нью-Йорк; одна в Национальном музее, Прага), были написаны в 1565 году; пять из них сохранились.
Хотя он основывался на ранних иллюстрациях календаря в Часословах Международного готического стиля, Брейгель усиливает значение природы, так что действия человека не доминируют над пейзажем, а становятся его частью. Человек находится под властью времён года. Картины уникальны своим восприятием почти угнетающей атмосферы на открытом воздухе.
Другие композиции уравновешивают фигуры и обстановку «Избиение младенцев», 1566, Хэмптон-Корт и K.M. Вена; Перепись в Вифлееме, (1566, М.Б.А. Брюссель), в то время как некоторые сосредоточены больше на сатире через неуклюжие фигуры Свадебный танец, 1566, Детройтский институт искусств; Крестьянская свадьба, (1566, К.М. Вена). Фактически, «Крестьянская свадьба» является одним из его самых известных «гуманных» произведений и демонстрирует его забавный чувство юмора, а также способность сделать даже самые обыденные события увлекательными для зрителя. Он подчёркивал вульгарное, уродливое и абсурдное, но с симпатичным, повествовательным взглядом. Его работы лучше всего смотреть в оригинале, потому что из-за их детальности легко упустить некоторых персонажей и уникальные выражения их лиц. Эта серия картин о крестьянах включает в себя некоторые из величайших жанровых картин того периода.
Последней картиной Брейгеля является «Сорока на виселице» (1568, Гессенский государственный музей, Дармштадт). Пейзаж этой картины отличается новой яркостью цветов и почти миниатюрной манерой исполнения. Она сочетает в себе панорамный пейзаж с небольшой, но выразительной группой фигур и моральным смыслом, который ещё предстоит подробно объяснить — это сплав различных элементов его искусства.
Наследие
Стиль и тематика Брейгеля были наиболее близко продолжены его старшим сыном, Питером Брейгелем Младшим (1564 – 1637), который копировал и иногда адаптировал многие из его композиций, начав эту работу через несколько лет после смерти отца. Младший сын Брейгеля, Ян Брейгель (1568 – 1625), разработал свой собственный стиль живописи, основанный на натюрмортах и восприятии пейзажа его отцом, но он наделил природу своим собственным миниатюрным, салонным блеском, заслужив себе прозвище «Бархатный Брейгель». (Примечание: оба его сына писали свои фамилии Brueghel, сохранив букву «h», которую их отец отказался использовать около 1559 года.)
Хотя он был очень уважаем Питером Паулем Рубенсом (1577-1640) и подражаем многими менее известными художниками — Роелантом Савери (1576-1639), Адрианом Брауэром (1605-1638), Лукас (1525-1597) и Мартен (1535-1612) ван Валкенборх, а также Йоос де Момпер (1564-1635) — репутация Брейгеля пришла в упадок с середины XVII века до его повторного открытия в конце XIX века. Сегодня он признан величайшим нидерландским мастером XVI века и одним из самых новаторских художников в истории искусства, привлекающим как учёных, так и широкую публику.
Произведения Брейгеля можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру, в частности в Музее истории искусств в Вене.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?