Питер Брейгель Старший:
фламандский художник читать ~8 мин.
Питер Брейгель Старший — один из самых известных фламандских художников, прославившийся детально проработанными пейзажами, красочными комичными сценами из жизни крестьян и необычными визионерскими картинами. Как и многие деятели фламандской живописи, он находился под сильным влиянием Иеронима Босха, выдающегося голландского художника эпохи готики, а также искусства протестантской Реформации, и был одним из последних художников Северного Возрождения в Нидерландах.
Среди его наиболее известных произведений: «Охотники на снегу» (1565, Музей истории искусств, Вена), «Перепись в Вифлееме» (1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель), «Крестьянская свадьба» (1568, Музей истории искусств, Вена), «Вавилонская башня» (1563, Музей истории искусств, Вена), «Нидерландские пословицы» (1559, Берлинская картинная галерея), «Триумф смерти» (1562, Прадо, Мадрид), «Безумная Мег (Dulle Griet)» (1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен) и «Притча о слепых» (1568, Национальный музей Каподимонте, Неаполь). Брейгель пользовался высокой репутацией при жизни — его упоминают такие искусствоведы, как Джорджо Вазари и Джованни Ломаццо, — и оказал огромное влияние на более позднее фламандское барокко, особенно на пейзажную живопись и жанровые картины. Однако только в XX веке его вклад в религиозное искусство был по достоинству оценён. Сегодня он считается одним из лучших старых мастеров европейского искусства.
Ранние годы и поездка в Италию
О ранних годах жизни Брейгеля известно немного, но считается, что он родился в Бреде (сегодня на границе Голландии и Бельгии) около 1525 года. В 1551 году он был принят в мастера Антверпенской гильдии, что позволяет предположить, что он родился между 1525 и 1530 годами.
Брейгель учился в Антверпене у Питера Кука ван Альста (умер в 1550 году); в 1563 году он женился на дочери Кука, Майкен. В 1552 и 1553 годах Брейгель впервые посетил Италию — в разгар маньеризма — путешествуя через Францию до Сицилии. В Италии его сопровождал художник и дизайнер Мартен де Вос, который, возможно, написал фигуры на первой подписанной и датированной картине Брейгеля «Христос на Тивериадском озере» (1553, коллекция Пау, Брюссель).
Брейгель посетил Сицилию, а в 1553 году оказался в Риме, где, по-видимому, продал несколько пейзажей миниатюристу Джулио Кловио (1498–1578). Несмотря на знакомство с итальянским искусством Возрождения, Брейгель остался верен фламандским традициям и работал над созданием своего собственного оригинального и сложного стиля. Его жанровые картины обычно изображали крепких крестьян, занятых повседневными делами, написанные с использованием ярких чистых красок и композиций, основанных на диагональных линиях и S-образных изгибах, которые притягивают взгляд зрителя к холсту.
Неясно, когда именно Брейгель приобрёл навыки гравюры, но, судя по всему, он обладал природным талантом к этому искусству, благодаря которому зарабатывал значительные доходы.
Рисунки и гравюры по возвращении в Нидерланды
Точный маршрут его возвращения в Нидерланды неизвестен, но его альпийские рисунки, сделанные во время путешествия, имеют огромное значение. Один из них (ныне в коллекции герцога Девонширского, Чатсворт) датирован 1555 годом, что позволяет предположить, что эти горные пейзажи были выполнены в его мастерской уже после возвращения в Антверпен. На их основе он создал серию из 12 гравюр «Большие пейзажи» и сложную композицию «Великий альпийский пейзаж», опубликованную в Антверпене престижной компанией Иеронима Кока.
Кок также опубликовал серию морализаторских, сатирических гравюр Брейгеля, которые принесли ему прозвище «второй Босх»: «Искушение святого Антония» (1556), «Большие рыбы пожирают малых» (1557, по рисунку 1556 года) и «Семь смертных грехов» (1558). Эти работы принесли Брейгелю славу, и он продолжал работать в этом же духе до середины 1560-х годов.
В Брюсселе: плодотворный период Брейгеля
В 1563 году он переехал в Брюссель. Возможно, он покинул Антверпен из-за страха религиозных преследований, но, скорее всего, чтобы быть ближе к своему покровителю, кардиналу Гранвелю, президенту Государственного совета Нидерландов, который был близок к брату Брейгеля, скульптору. В Антверпене главным покровителем Брейгеля был Никлас Йонгелинк, владевший 16 его картинами. Именно в эти плодотворные годы (1563–1569) была заложена его репутация одного из величайших голландских художников Северного Возрождения.
Во время пребывания в Брюсселе Брейгель получил от городского совета заказ на создание визуального документа о раскопках канала Брюссель-Антверпен, который тогда строился, но его смерть 9 сентября 1569 года помешала выполнению работы. Надпись на его могиле, как считается, основана на мыслях известного гуманиста и географа Авраама Ортелия из Антверпена, и нет сомнений, что Брейгель был знаком с друзьями Ортелия, в том числе с издателем Плантеном.
Влияния
Установить эволюцию стиля Брейгеля затрудняет тот факт, что существует много копий его картин, некоторые из которых были выполнены его сыновьями Питером и Яном. Тем не менее, авторские рисунки помогают разрешить проблемы атрибуции. Пейзажные рисунки Брейгеля показывают влияние фламандской традиции, представленной Иоахимом Патиниром (1485–1524), но также демонстрируют некоторое соприкосновение с гравюрами на дереве Тициана (1487–1576). Однако его манера исполнения превосходит их работы с точки зрения реализма и детализации.
Высокая точка зрения, использованная им в серии «Большие пейзажи», особенно новаторская и придаёт панораме ощущение универсальности. Для своих сатирических гравюр он тщательно изучил человеческую фигуру и разработал метод изображения людей со спины, тем самым придав своим этюдам универсальную силу, схожую с его пейзажной техникой.
Религиозные жанровые картины в стиле Босха
Панорамные пейзажи и толпы персонажей некоторых его сатирических гравюр объединяются в знаменитой картине «Детские игры» (1560, Музей истории искусств, Вена), которая сводит деятельность взрослого мира к масштабу глупых и греховных развлечений. Другие многолюдные композиции, явно основанные на принципах Босха, — это «Нидерландские пословицы» (1559), «Битва Масленицы и Поста» (1559), «Безумная Мег (Dulle Griet)» (1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен) и «Падение мятежных ангелов» (1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). Наиболее примечательной работой этого периода являются «Две обезьяны» (1562, Берлинская картинная галерея) — шедевр оригинальности. Два тревожно человекоподобных существа прикованы цепями — загадочная аллегория человеческого существования.
Пейзажи и жанровые картины с изображением крестьян
После переезда в Брюссель на стиль Брейгеля оказали влияние более тесные контакты с итальянским искусством, в том числе с гобеленами Рафаэля, изображающими деяния апостолов. В результате его фигуры стали более монументальными, как, например, в «Поклонении волхвов» (1564, Национальная галерея, Лондон). Его самые известные картины, серия «Месяцы» (три в Музее истории искусств, Вена; одна в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; одна в Национальной галерее, Прага), были написаны в 1565 году; пять из них сохранились.
Хотя он основывался на ранних иллюстрациях календаря в «Часословах» интернациональной готики, Брейгель усиливает значение природы так, что действия человека не доминируют над пейзажем, а становятся его частью. Человек находится во власти времён года. Картины уникальны своим ощущением почти гнетущей атмосферы на открытом воздухе.
Другие композиции уравновешивают фигуры и обстановку: «Избиение младенцев» (ок. 1566, Хэмптон-Корт и Музей истории искусств, Вена) и «Перепись в Вифлееме» (1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). В то же время другие работы сосредоточены на сатире через неуклюжие фигуры: «Крестьянский танец» (1566, Детройтский институт искусств) и «Крестьянская свадьба» (1566, Музей истории искусств, Вена). «Крестьянская свадьба» является одним из его самых известных «гуманных» произведений и демонстрирует его забавное чувство юмора, а также способность сделать даже самые обыденные события увлекательными. Он подчёркивал вульгарное, уродливое и абсурдное, но с сочувственным, повествовательным взглядом. Его работы лучше всего смотреть в оригинале, потому что из-за их детальности легко упустить некоторых персонажей и уникальные выражения их лиц. Эта серия картин о крестьянах включает в себя некоторые из величайших жанровых картин того периода.
Последней картиной Брейгеля является «Сорока на виселице» (1568, Гессенский земельный музей, Дармштадт). Пейзаж этой картины отличается новой яркостью цветов и почти миниатюрной манерой исполнения. Она сочетает в себе панорамный пейзаж с небольшой, но выразительной группой фигур и моральным смыслом, который ещё предстоит подробно объяснить, — это сплав различных элементов его искусства.
Наследие
Стиль и тематика Брейгеля были наиболее близко продолжены его старшим сыном, Питером Брейгелем Младшим (1564–1637), который копировал и иногда адаптировал многие композиции отца, начав эту работу через несколько лет после его смерти. Младший сын Брейгеля, Ян Брейгель Старший (1568–1625), разработал свой собственный стиль живописи, основанный на натюрмортах и отцовском восприятии пейзажа, но он наделил природу собственным миниатюрным, салонным блеском, заслужив прозвище «Бархатный Брейгель». (Примечание: оба его сына писали свою фамилию Brueghel, сохранив букву «h», от которой их отец отказался около 1559 года).
Хотя он был очень уважаем Питером Паулем Рубенсом (1577–1640) и ему подражали многие менее известные художники — Рулант Саверей (1576–1639), Адриан Брауэр (1605–1638), Лукас (1525–1597) и Мартен (1535–1612) ван Валкенборхи, а также Йоос де Момпер (1564–1635), — репутация Брейгеля пришла в упадок с середины XVII века до её возрождения в конце XIX века. Сегодня он признан величайшим нидерландским мастером XVI века и одним из самых новаторских художников в истории искусства, привлекающим как учёных, так и широкую публику.
Произведения Брейгеля можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру, в частности в Музее истории искусств в Вене.
- Дирк Баутс: фламандский художник, автор Лувенского алтаря
- Ян ван Эйк: фламандский художник
- Робер Кампен: фламандский религиозный художник
- «Дон Кихот» в Мариинском театре от французского режиссёра Янниса Коккоса
- Экспрессионизм
- Барокко
- Украденные полотна Пикассо нашли в Сербии
- Парижский картинный вор предполагает, что выбросил похищенное в чан с мусором
- Возникновение славянской культуры в средневековье, часть 2
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?