Питер де Хох:
голландский жанрист-реалист, Делфтская школа читать ~5 мин.
Питер де Хох — одна из ведущих фигур голландской живописи XVII века и выдающийся мастер голландского реализма из Делфта, создавший свой неповторимый художественный стиль. В голландской жанровой живописи существовал тонкий баланс между изображением людей и вещей. Если Ян Вермеер, как и многие его современники, отдавал предпочтение людям, то де Хох сосредоточился на вещах. Конечно, их творчество во многом пересекалось: оба художника любили интерьеры, тщательно работали со светом и изящно использовали в композициях прямоугольные формы. Однако в лучших работах де Хоха человеческая фигура редко была самоцелью. Она скорее служила контрастным элементом натюрморта — изящным изгибом, нарушающим монотонность строгих линий интерьера.
К изображению интерьеров де Хох подходил без предвзятости. Он принимал цвет и свет такими, какими их находил, в отличие от Вермеера с его нелюбовью к тёмным теням и предпочтением сине-жёлтой гаммы. Хотя работы Вермеера кажутся реалистичными, они более стилизованы. Влияние Рембрандта (1606–1669), которое в творчестве Вермеера было временным, у де Хоха ощущается гораздо дольше. См. также Искусство протестантской Реформации (ок. 1520–1700).
Биография
Даже по меркам голландских старых мастеров, происхождение де Хоха было скромным. Он родился в 1629 году в Роттердаме в семье мясника. В документах 1653 года, в возрасте двадцати четырёх лет, он упоминается как «живописец и слуга» у Юстуса де ла Гранжа. Этот состоятельный купец, очевидно, был хорошим покровителем, поскольку владел как минимум десятью картинами своего слуги. Сопровождая хозяина в поездках в Лейден и Гаагу, де Хох имел возможность видеть полотна Габриэля Метсю (1629–1667), Яна Стена (1626–1679) и, возможно, Николаса Маса.
К 1654 году де Хох, по-видимому, оставил службу, женился и переехал в Делфт. В сентябре 1655 года он вступил в местную гильдию художников. Последующие годы, проведённые в Делфте примерно до 1664 года, стали вершиной его творчества. В этот период были созданы лучшие картины художника, в которых прослеживается некоторое влияние Вермеера.
Достигнув успеха, в 1664 году де Хох переехал в Амстердам. Там он перенял новый, «офранцуженный» стиль живописи, и, хотя его мастерство оставалось высоким, художественная ценность его работ снизилась. Художник умер в 1684 году или вскоре после этой даты, в возрасте около пятидесяти пяти лет.
Отсутствие формального художественного образования
Положение слуги, вероятно, не позволило де Хоху получить систематическое художественное образование. Считается, что его первым наставником был Николас Берхем, пейзажист итальянизирующего направления. У Берхема, который мастерски передавал светлую тональность на открытом воздухе, де Хох мог научиться важности тональной гармонии.
Вероятно, он учился в основном наблюдая за интерьерами, в которых работал. Если говорить о художественных влияниях, то это, несомненно, Рембрандт — либо напрямую, либо через таких его последователей, как ранний Вермеер или Метсю. Ключевой мотив в лучших работах де Хоха — это гордость владельца за свой уютный и красивый дом. Это глубоко личное чувство, которое следует отличать от той гордости, что так ярко изображал Вермеер.
Тематика и композиция
Любимой задачей де Хоха было изображение интерьеров, создающих ощущение глубины благодаря воздушной перспективе и сложному линейному рисунку. Яркий пример — небольшой «Интерьер» с женщиной и ребёнком. Композиция изысканна: дверные проёмы обрамляют и пересекают фигуры, узор напольной плитки вносит разнообразие, а стул играет важную роль в общей аранжировке. В таких картинах само пространство становится поэтичным, дополненным очарованием тонко переданных фактур и спокойной игрой света. Эта работа по праву могла бы войти в любой список величайших жанровых картин.
Не менее восхитительна «Столовая» с изящными фигурами женщины и девочки. Композицию обогащают контрастные выходы: слева — в тёмный чулан, справа — в залитую светом комнату, за окном которой видна улица.
Де Хох создал множество подобных камерных сцен, и, за исключением работ Вермеера, ни один голландский интерьер в реалистической манере не может с ними сравниться. Типичный пример — «Мать у колыбели». Эта картина безупречна по композиции, передаче пространства и тонко проработанному, многообразному освещению.
Тщательная проработка деталей всегда подчинена созданию интимной атмосферы. Иногда художник выходил во двор, чтобы написать дом снаружи. Эти темы удавались ему не хуже, хотя и решались в более простых композиционных формах. Прекрасным примером служит картина «Двор голландского дома», где естественные ракурсы стен становятся интересными элементами композиции.
Схожей привлекательностью обладает более поздний и простой по построению «Загородный дом». Эта работа несколько суховата для де Хоха: её эффект строится на приятном свете, падающем на плитку и кирпичи, и на мастерстве, с которым написана женская фигура на среднем плане — в манере, напоминающей Вермеера. Однако группа людей за столом на переднем плане кажется слишком крупной и нарушает общую гармонию, заслоняя дом. Подобные небрежности часто встречаются в позднем творчестве художника.
О другом известном делфтском художнике см. Эмануэль де Витте (1615–1692), живописец архитектуры, известный своими церковными интерьерами.
Последние годы и достижения
В последние пятнадцать лет жизни де Хох поддался влиянию французской элегантности. Он по-прежнему создавал прекрасные картины с блестящим исполнением, но в целом его творчество переживало упадок. Даже в технике он стал менее требователен к себе, повторяя старые приёмы. Его полотна становились больше, но при этом — более пустыми.
Творческий спад де Хоха говорит о том, что при всём его мастерстве ему не хватило силы характера, чтобы противостоять соблазнам Амстердама. Возможно, в плодотворные годы в Делфте Вермеер оказывал на него поддержку — как личными советами, так и примером своего искусства. Так или иначе, самые ценные картины де Хоха были написаны буквально в двух шагах от дома Вермеера.
Композиционные и тональные решения Питера де Хоха повлияли на более поздних художников, среди которых — датский жанрист Вильгельм Хаммерсхёй (1864–1916). Работы Питера де Хоха можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
- Голландская живопись XVII века
- Адриан Брауэр: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Мейндерт Хоббема: Пейзажист, голландская реалистическая школа
- Рашель Рюйш: Голландская художница цветов и натюрмортов
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- «Записки о штате Вирджиния» Томаса Джефферсона, краткое содержание
- Плакат как направление в искусстве
- Небесная стихия, рисуем облака акрилом
- Выставка в Музее Пикассо предлагает взглянуть на историю плаката
- Новый взгляд на борьбу с наркоманией и инновационные методы профилактики
- Гетти сохранит «Фреску» Джексона Поллака
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?