Питер де Хох: голландский жанрист-реалист, Делфтская школа читать ~6 мин.
Одна из ведущих фигур голландской живописи XVII века (1600-1680), делфтский мастер голландского реализма Питер де Хох вспахал свою собственную борозду. Например, если в тонком балансе интересов между лицами и вещами, изображаемыми в голландской жанровой живописи, Ян Вермеер, как и большинство его коллег-художников, отдавал предпочтение лицам, то его дельфтский соотечественник Питер де Хох выбирал вещи. Конечно, есть момент, когда их искусство пересекается. Оба любили интерьеры, оба тщательно подбирали освещение, оба изящно использовали в своих композициях многочисленные четырёхугольники, которые эти интерьеры представляли. Но у де Хоха, в его ранних и лучших работах, фигура мало изучена ради неё самой. Она стала скорее ценным контрастным элементом натюрморта – изогнутой вещью, спокойно варьирующей то, что иначе могло бы быть монотонным в общем прямоугольном рисунке.
К проблеме написания интерьеров де Хох подходит почти без предубеждений. Он берёт цвет и освещение так, как он их находит, без вермееровской нелюбви к смуглым теням и предпочтения сине-жёлтых тонов. Вермеер, хотя и кажется таким же реальным, на самом деле более стилизован. Влияние Рембрандта (1606-1669), которое в живописи Вермеера было преходящим, в живописи де Хоха остаётся надолго. См. также Искусство протестантской Реформации (ок. 1520-1700).
Биография
Даже для голландского старого мастера, происхождение де Хоха было скромным. Он родился в 1629 году, сын мясника из Роттердама. После записи о крещении следует запись 1653 года, когда в возрасте двадцати четырёх лет он упоминается как «маляр и лакей» на службе у Юстуса де ла Гранжа. Этот богатый купец-авантюрист, очевидно, был добрым хозяином, поскольку у него было не менее десяти картин, написанных его лакеем, который, периодически посещая Лейден и Гаагу вместе с хозяином, имел честь видеть хорошие картины маслом Габриэля Метсю (1629-1667), Яна Стена (1626-1679) и, возможно, Николаса Маеса.
В 1654 году де Хох, по-видимому, был свободен от службы, так как женился и переехал в Делфт, а в сентябре 1655 года стал членом гильдии. В течение последующих десяти лет – с тридцать шестого по сорок шестой – были написаны его лучшие картины, вероятно, в некоторой степени в подражание Вермееру.
Де Хох процветал и в 1664 году переехал в торговый центр, Амстердам, где очень умело, но с большой потерей качества в своём искусстве, практиковал новый французизированный стиль. Он умер где-то после 1677 года, в возрасте около пятидесяти лет.
Отсутствие формального художественного образования
Поскольку его раннее положение домашнего слуги, вероятно, исключало возможность регулярного обучения живописи, представляет небольшой интерес тот факт, что его первым мастером, вероятно, был итальянец Николас Бергем, пейзажист и художник по живописи. Поскольку Бергем искал и очень точно уловил общую светлую тональность, преобладающую на открытом воздухе, де Хох мог научиться у него только необходимости гармонии тона.
Вероятно, он учился в основном из наблюдений за интерьерами, в которых служил, и если мы должны предположить художественное влияние, то это влияние Рембрандта, прямое или опосредованное через таких умных подражателей, как Вермеер на ранней стадии или Метсю. Ведущим мотивом в лучших картинах де Хоха является собственная гордость домохозяина за прекрасный дом, очень интимное чувство, которое, совершенно не обесцениваясь, следует отличать от той гордости домохозяина, которую так ярко изобразил Вермеер.
Тематика и композиция
Любимой проблемой де Хоха были интерьеры комнат, удаляющиеся в утончённости воздушной перспективы и хитросплетениях линейного рисунка. Очень ярким решением таких задач является маленький Интерьер, где изображены стоящие женщина и ребёнок. Изысканно выбрано, как дверные проёмы разрезают фигуры и друг друга, важна даже вариация набора напольных плиток, а стул играет важную роль в аранжировке. В такой картине само пространство приобретает некую поэзию, а в дополнение к этому – очарование фактур, очень тонко подмеченных и обозначенных, и спокойная живая игра света. Эта работа украсила бы любой список величайших жанровых картин того периода.
Столь же восхитительна столовая с её грациозно стоящими фигурами женщины и маленькой девочки и контрастными выходами в бархатистый тёмный чулан слева и опаловую внутреннюю комнату справа, через окно которой вы смотрите на улицу.
Таких интимных де Хохов много, и, за исключением Вермееров, ни один голландский интерьер реалистического толка не может с ними сравниться. Типичный пример – «Мать у колыбели». Она безупречна по композиционному рисунку очень богатого рода, по пространственным отношениям и по чутко проработанному и самому разнообразному освещению.
И эта проработанность скромно подчинена интимности воздействия. Иногда он выходил из дома во двор и рисовал дом снаружи. Подобные темы ему удаются не хуже, хотя их приходится разрабатывать в более простых композиционных формах. Лондон снова даёт нам прекрасный пример в картине «Двор голландского дома», в которой естественные ракурсы стен служат очень интересными композиционными элементами.
Несколько схожей привлекательностью, хотя и более поздней по дате и более простой по расположению, обладает Загородный дом Амстердама. Действительно, для де Хоха он несколько суховат и очевиден в композиции, эффект которой зависит от света, приятно падающего на плитку и кирпичи, и мастерства, с которым форма женщины в среднем отдалении утверждается в чистом цвете, на манер Вермеера. Группа вокруг стола на переднем плане не вполне ассимилирована, слишком велика по масштабу и, следовательно, затмевает дом. Такие небрежности нередки в последние годы жизни де Хоха.
О другом известном делфтском художнике см. Эмануэль де Витте (1615-1692), живописец тонкой архитектуры, известный своими церковными интерьерами.
Последние годы и достиженияВ последние пятнадцать лет жизни де Хох поддался новому французскому изяществу, и хотя он по-прежнему создавал прекрасные картины блестящего и прихотливого исполнения, в целом его творчество пошло на спад. Даже в техническом отношении он больше не следит за собой, а повторяет свои старые формулы. Картины, как правило, становятся больше и пустеют.
Упадок де Хоха говорит о том, что при всем его мастерстве запасы вкуса и характера были слишком малы, чтобы справиться с деморализующим влиянием Амстердама. Возможно, что в течение девяти хороших лет в Делфте Вермеер оказывал на него поддерживающее и ободряющее влияние, возможно, как личными советами, так и примером своего искусства. В любом случае, действительно ценный остаток картин де Хоха был написан почти в двух шагах от дома Вермеера.
Среди более поздних художников, на которых повлияли композиции и тональные ценности Питера де Хоха, – датский художник-жанрист Вильгельм Хаммерсхой (1864-1916). Работы Питера де Хоха можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?