Якопо Понтормо:
художник-маньерист, Флоренция читать ~7 мин.
Флорентийский художник Якопо да Понтормо являлся одним из ранних представителей итальянского маньеризма. Он работал под влиянием Леонардо да Винчи (1452–1519) и Андреа дель Сарто (1486–1531). Среди его покровителей были Медичи, Боргерини и другие ценители искусства Ренессанса во Флоренции. Понтормо впервые получил известность благодаря фрескам на вилле Медичи в Поджио-а-Каяно.
Как и у других художников маньеризма, композиционный замысел Понтормо превалировал над натурализмом и перспективой. Таким образом, в отличие от художников Высокого Возрождения, стремившихся к гармонии, Понтормо искал драматизма и особого эффекта. Его угловатый стиль чинквеченто (шашечный), очевидный в картине «История Иосифа» (1518, Национальная галерея, Лондон), во многом обязан работам Микеланджело (1475–1564) и Альбрехта Дюрера (1471–1528), хотя его чувство цвета было полностью оригинальным. Понтормо известен двумя выдающимися работами: «Низложение» (1526–1528), написанной для алтарной части церкви Сан-Феличита, и циклом фресок в церкви Сан-Лоренцо (1546–1556). Его «Портрет Козимо Медичи иль Веккьо» (1518–1519, Уффици, Флоренция) также считается одной из самых богато раскрашенных картин эпохи маньеризма.
Хотя Понтормо преимущественно занимался религиозным искусством, он был исключительно талантливым портретистом. Примерами его портретного мастерства служат работы «Козимо Медичи Иль Веккьо» (1518–1519, Уффици) и «Дама с собачкой» (около 1532, Институт искусств Франкфурта). Художник также владел техниками масляной живописи, фрески и темперы. Кроме живописи, он создал несколько выдающихся рисунков эпохи Возрождения.
После Рафаэля (1483–1520) и Микеланджело Понтормо остаётся доминирующей фигурой флорентийской живописи в период около 1520 года. В противовес классицизму Боттичелли (1445–1510) и Фра Бартоломео (1472–1517) он выдвинул свой собственный стиль — напряжённый, беспокойный, неожиданный и порой причудливый. Его величайшим учеником был Аньоло Бронзино (1503–1572), а соперником — Россо Фьорентино (1494–1540).
Ранние годы
Якопо Каруччи родился в тосканской деревне Понтормо. Согласно биографии Вазари, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо (1462–1521) и Альбертинелли (1474–1515), прежде чем стать учеником (1512–1514) Андреа дель Сарто. Он копировал повествовательный стиль и упорядоченные ритмы Сарто. Примеры его ранних работ включают фреску «Мадонна с четырьмя святыми» (1514), изначально находившуюся в церкви Сан-Руффилло, а ныне в церкви Аннунциата; а также фреску «Посещение» (1514–1516) в атриуме той же церкви. В 1515–1516 годах Понтормо оформил четыре панно для семьи Боргерини. Он сотрудничал с Андреа дель Сарто, Бакьяккой (1494–1557) и Граначчи (1477–1543) при создании этих работ, среди которых «История Иосифа» (1518, Национальная галерея, Лондон).
Вскоре после этого Понтормо написал свой первый алтарный образ для церкви Сан-Микеле Висдомини во Флоренции, отступив от традиционных рамок священной беседы. В этой работе, «Мадонна с пятью святыми» (1517–1518), он использовал длинные, тонко волнистые кривые.
В этот период заметно растущее влияние Микеланджело, особенно его акцент на контур. Это прослеживается в рисунке Понтормо, вдохновлённого обнажённой натурой в «Битве при Каскине». Вероятно, он посетил Рим, чтобы изучить фрески Сикстинской капеллы, ещё до своего подтверждённого путешествия туда в 1539 году. В любом случае, к 1518 году Понтормо уже сформировал свой особый стиль живописи, полный движения и характеризующийся пренебрежением к общепринятым правилам линейной перспективы и цветовым значениям.
Комиссия Медичи
Благодаря покровительству кардинала Оттавиано Медичи, Понтормо создал известный портрет «Козимо Медичи «Веккио» (1518–1519, Уффици), отличающийся насыщенными тёплыми красными тонами. Впоследствии ему поручили помочь в украшении большого вестибюля виллы в Поджо-а-Кайано.
Эта серия, заказанная папой Львом X в память о его отце Лоренцо Великолепном, была выполнена Андреа дель Сарто, Франчабиджо (1482–1525) и Понтормо. Последний отвечал за два противоположных люнета, пронизанных окном в виде бычьего глаза (oculus) в центре. После смерти Льва X работа осталась незавершённой. Понтормо закончил только один из люнетов, «Вертумн и Помона». Эта работа является одним из наиболее удачных его произведений, шедевром флорентийского маньеризма, наполненным фантазией и элегантными арабесками.
Фрески в стиле маньеризма и алтарный шедевр
В картезианском монастыре Галлуццо, близ Флоренции, Понтормо выполнил цикл фресок на тему Страстей (1522–1524). Позднее он добавил к ним полотно «Вечеря в Эммаусе» (1525, Уффици). Вся серия сильно обветшала, была снята и заменена копиями Якопо да Эмполи.
Влияние гравюр Дюрера несомненно и часто отмечалось в работах Понтормо. При этом его творчество в целом примечательно драматической силой, искажёнными формами и высокой степенью линейного напряжения. Такая же напряжённость прослеживается в его раннем шедевре — алтарном образе «Снятие с креста» в капелле Каппони церкви Сан-Феличита во Флоренции (около 1526–1527). Более точным названием для этой работы является «Плач», поскольку на ней отсутствуют крест или гробница. Композиция состоит из невесомых фигур, погружённых в скорбный транс, способных выразить свои чувства лишь нежными жестами. Гармонии произведения дополнены изысканным декором во фресках «Благовещение» и «Евангелисты».
Картина «Посещение» в церкви Сан-Микеле на окраине Флоренции (около 1528 года) включает четыре фигуры вместо обычных двух. Они расположены на архитектурном фоне и образуют волнистый блок, написанный в блеклых красно-жёлтых тонах. Беспокойные ритмы, неустойчивые фигуры и ломаные линии также присутствуют в работе «Легенда о десяти тысячах мучеников», написанной для Спедале дельи Инноченти во Флоренции (около 1529–1530).
Влияние Микеланджело по-прежнему лежит в основе всей концепции. Что касается портретного искусства, то портрет «Алессандро Медичи» (около 1525, Музей Лукки) является первой из серии работ, изображающих вытянутые, стройные фигуры в сложных позах, расположенные силуэтно на нейтральном фоне. Примером может служить «Портрет алебардиста» (около 1527, Коллекция Чонси Стиллмана, Нью-Йорк). За исключением подготовительных эскизов, не сохранилось никаких следов декораций Понтормо для вилл Кареджи (1535–1536, для Алессандро Медичи) и Кастелло (около 1537–1543, для герцога Козимо). Эти росписи, выполненные на стенах частично открытых лоджий во внутреннем дворе, изображали аллегории добродетелей и свободных искусств.
Фрески в церкви Сан-Лоренцо
В поздние годы Понтормо был известен прежде всего своим изысканным рисунком. Около 1545–1549 годов он подготовил эскизы для двух гобеленов «История Иосифа» (Квиринальский дворец, Рим) в рамках серии из 20 сцен, заказанных герцогом Алессандро для Палаццо Веккьо. В создании этой серии также участвовали Бронзино и Сальвиати.
Этот гобелен раскрывает монументальный характер позднего стиля Понтормо, который достиг своего апогея в великом проекте последних десяти лет его жизни — заказе семьи Медичи на фрески в церкви Сан-Лоренцо (1546–1556). Выполненные на двух уровнях трёх стен хора, эти фрески были оставлены Понтормо незавершёнными и закончены Бронзино.
Фрески были уничтожены в XVIII веке. Однако общий план всей работы известен по старым описаниям (например, Джорджо Вазари) и по дневнику Понтормо (Флорентийская библиотека), в котором есть упоминания о Сан-Лоренцо за два года до его смерти.
Серия из примерно 30 подготовительных эскизов, выполненных преимущественно чёрным мелом (большинство из них хранятся в Уффици), — это всё, что осталось от последнего шедевра Понтормо. Группы удивительно переплетённых обнажённых людей связывают различные сцены падения, потопа и воскресения. По широте видения фрески напоминают работы Микеланджело в Сикстинской капелле и обладают пластической силой и драматическим напряжением, которые были совершенно непостижимы для его современников.
Наследие
Понтормо был обособленной фигурой среди художников своего времени. Его индивидуальность, подобная индивидуальности Россо, исключала любые представления о студии. У него было несколько подражателей, таких как Нальдини и Морандини, а также Эль Греко, но мало учеников, за исключением Бронзино, чья манерная техника продлила fiorentina далеко в XVI веке.
Некоторые работы Якопино дель Конте, Вазари и Сальвиати с отголосками стиля Понтормо лишь подчёркивают уровень его достижений. Картины Якопо Понтормо можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира, в частности в галерее Уффици во Флоренции.
Биографии других художников-маньеристов: Арчимбольдо (1527–1593), Пармиджанино (1503–1540) и Якопо Бассано (1515–1592).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?