Якопо Понтормо: художник-маньерист, Флоренция читать ~6 мин.
Флорентийский художник Якопо да Понтормо был одним из самых ранних представителей итальянского маньеризма. Под влиянием Леонардо да Винчи (1452-1519) и Андреа дель Сарто (1486-1531) он работал на Медичи, Боргерини и других покровителей искусства Ренессанса во Флоренции, получив свою первую известность благодаря фрескам на вилле Медичи в Поджио-а-Каяно.
Как и другие художники маньеризма, композиционный замысел Понтормо превалировал над натурализмом и перспективой. Таким образом, там, где художники Высокого Возрождения стремились к гармонии, Понтормо искал драматизма и особого эффекта. Его угловатый стиль чинквеченто (шашечный) (очевидный в «Истории Иосифа» (1518, Национальная галерея, Лондон) во многом обязан работам Микеланджело (1475-1564) и Альбрехта Дюрера (1471-1528), хотя его чувство цвета было полностью его собственным. Понтормо известен двумя выдающимися работами: «Низложение» (1526-8), написанной для алтарной части церкви Сан-Феличита, и циклом фресок в церкви Сан-Лоренцо (1546-56). Кроме того, его Портрет Козимо Медичи иль Веккьо (1518-19, Уффици, Флоренция) – одна из самых богато раскрашенных картин эпохи маньеризма.
Хотя Понтормо в основном занимался религиозным искусством, он был также исключительно талантливым портретистом (Козимо Медичи Иль Веккьо, 1518-19, Уффици; Дама с собачкой, ок. 1532, Институт искусств Франкфурта), а также мастером масляной живописи, а также фрески и темперы. Кроме того, он создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения.
После Рафаэля (1483-1520) и Микеланджело Понтормо остаётся доминирующей личностью флорентийской живописи в период около 1520 года. В противовес классицизму Боттичелли (1445-1510) и Фра Бартоломео (1472-1517) он выдвинул свой собственный стиль – напряжённый, беспокойный, неожиданный и, порой, причудливый. Его величайшим учеником был Аньоло Бронзино (1503-1572), а соперником Россо Фьорентино (1494-1540).
Ранние годы
Родился Якопо Каруччи в тосканской деревне Понтормо, учился – по словам биографа Вазари – у Леонардо, Пьеро ди Козимо (1462-1521) и Альбертинелли (1474-1515), прежде чем стать учеником (1512-14) Андреа дель Сарто, чей повествовательный стиль и упорядоченные ритмы он копировал (фреска Мадонна с четырьмя святыми, 1514, первоначально в церкви С. Руффилло, ныне в церкви Аннунциата; Посещение, 1514-16, фреска в атриуме той же церкви). В 1515-1516 годах он оформил четыре панно для семьи Боргерини в сотрудничестве с Андреа дель Сарто, Бакьяккой (1494-1557) и Граначчи (1477-1543) (История Иосифа, 1518, Национальная галерея, Лондон).
Вскоре после этого он написал свой первый алтарный образ для церкви Сан-Микеле Висдомини во Флоренции, отступив от традиционных рамок священной беседы, наложив длинные, тонко волнистые кривые (Мадонна с пятью святыми, 1517-18).
Растущее влияние Микеланджело с его акцентом на контур особенно заметно в этот период в рисунке Понтормо, вдохновлённого обнажённой натурой в Битве при Каскине. Возможно, он даже посетил Рим для изучения фресок Сикстинской капеллы перед своим документально подтверждённым путешествием туда в 1539 году. Во всяком случае, примерно к 1518 году Понтормо уже создал свой особый стиль живописи – полный движения и отмеченный пренебрежением к обычным правилам линейной перспективы и цветовым значениям.
Комиссия Медичи
Благодаря покровительству кардинала Оттавиано Медичи, Понтормо написал знаменитый портрет Козимо Медичи «Веккио» (1518-19, Уффици), отличающийся насыщенными тёплыми красными тонами, а затем его попросили помочь украсить большой вестибюль виллы в Поджо-а-Кайано.
Серия, заказанная папой Львом X в память о его отце Лоренцо Великолепном, была выполнена Андреа дель Сарто, Франчабиджо (1482-1525) и Понтормо, который отвечал за два противоположных люнета, пронизанных окном в виде бычьего глаза (oculus) в центре. После смерти Льва X работа осталась незавершённой. Понтормо завершил только один из люнетов (Вертумн и Помона), но это одна из самых удачных его работ, шедевр флорентийского маньеризма, полный фантазии и элегантных арабесок.
Фрески в стиле маньеризма, алтарный шедевр
В карфуцианском монастыре Галлуццо, близ Флоренции, Понтормо выполнил цикл фресок на тему Страстей (1522-4), к которому позже добавил полотно Вечеря в Эммаусе (1525, Уффици; вся серия, сильно обветшавшая, была снята и заменена копиями Якопо да Эмполи).
Влияние гравюр Дюрера несомненно и часто отмечалось, но работа в целом также примечательна своей драматической силой, искажёнными формами и высокой степенью линейного напряжения. Та же напряжённость прослеживается в его раннем шедевре – алтарном образе Снятия с креста в капелле Каппони Сан Феличита во Флоренции (ок. 1526-7). Более точно называть его Плачем, поскольку в нём нет ни креста, ни гробницы, а только невесомые фигуры, потерянные в трансе скорби, способные выразить свои чувства лишь нежными жестами, – замечательные гармонии произведения дополнены изысканным декором во фреске Благовещения и Евангелистов.
Посещение в церкви Сан Микеле на окраине Флоренции (ок. 1528 г.) включает четыре фигуры вместо обычных двух, расположенных на архитектурном фоне и образующих волнистый блок, написанный в тонах блеклого красного и жёлтого. Беспокойные ритмы, неустойчивые фигуры и ломаные линии снова встречаются в «Легенде о десяти тысячах мучеников», написанной для Спедале дельи Инноченти во Флоренции (ок. 1529-30).
Влияние Микеланджело по-прежнему лежит в основе всей концепции. Что касается портретного искусства, то портрет Алессандро Медичи (ок. 1525, Музей Лукки) – первый из серии, изображающей вытянутые, стройные фигуры в сложных позах, силуэтно расположенные на нейтральном фоне (Портрет алебардиста, ок. 1527, Коллекция Чонси Стиллмана, Нью-Йорк). Кроме подготовительных эскизов, не сохранилось никаких следов декораций Понтормо для вилл Кареджи (1535-6, для Алессандро Медичи) и Кастелло (ок. 1537-43, для герцога Козимо). Расписанные по стенам частично открытых лоджий во внутреннем дворе, они изображали аллегории добродетелей и свободных искусств.
Фрески в церкви Сан Лоренцо
В поздние годы Понтормо был известен прежде всего своим изысканным рисунком, Около 1545-9 гг. он поставил карикатуры для двух гобеленов История Иосифа (Квиринальский дворец, Рим) как часть серии из 20 сцен, заказанных герцогом Алессандро для Палаццо Веккьо, в которой также участвовали Бронзино и Сальвиати.
Этот гобелен раскрывает монументальный характер позднего стиля Понтормо, который достиг своего апогея в великом начинании последних десяти лет его жизни – заказе семьи Медичи на фрески в церкви Сан-Лоренцо (1546-56). Выполненные в двух уровнях на трёх стенах хора, они были оставлены Понтормо незаконченными и завершены Бронзино.
Фрески были уничтожены в XVIII веке, но общий план всей работы известен по старым описаниям (например, Джорджо Вазари) и по дневнику Понтормо (Флорентийская библиотека), в котором есть упоминания о Сан-Лоренцо за два года до его смерти.
Серия из примерно 30 подготовительных эскизов, выполненных в основном чёрным мелом (большинство из них хранятся в Уффици), – это все, что осталось от последнего шедевра Понтормо. Группы поразительно переплетённых обнажённых людей связывают различные сцены падения, потопа и воскресения. По широте видения фрески напоминают работы Микеланджело в Сикстинской капелле и обладают пластической силой и драматическим напряжением, которые были совершенно непостижимы для его современников.
Наследие
Понтормо был изолированной фигурой среди художников своего времени. Его индивидуальность, подобная индивидуальности Россо, исключала любые идеи о студии. У него было несколько подражателей, таких как Нальдини и Морандини, а также Эль Греко, но мало учеников, за исключением Бронзино, чья манерная техника продлила fiorentina далеко в XVI веке.
Некоторые работы Якопино дель Конте, Вазари и Сальвиати с отголосками стиля Понтормо лишь подчёркивают уровень его достижений. Картины Якопо Понтормо можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности в галерее Уффици во Флоренции.
Биографии других художников-маньеристов см: Арчимбольдо (1527-1593), Пармиджанино (1503-1540) и Якопо Бассано (1515-1592).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?