Рашель Рюйш: Голландская художница цветов и натюрмортов читать ~3 мин.
Величайшая из всех женщин голландских художников-реалистов, Рашель Рюйш специализировалась на картинах цветов и натюрмортов, в традициях других женщин-художниц Золотого века Нидерландов, таких как Юдит Лейстер (1609-1660), Мария ван Остервейк (1630-1693) и Мария Сибилла Мериан (1647-1717).
Вдохновлённая замечательным голландским реализмом Яна Давидса де Хема, написанным примерно за пятьдесят лет до этого, Рюйш начала писать свои картины в 1682 году и, несмотря на то, что у неё было время родить 10 детей, она стала одной из самых продаваемых голландских художниц своего времени.
Наряду с Яном ван Гюйсумом (1682-1749), Рюйш получала одни из самых высоких цен на картины с цветами в Голландии и была представлена в коллекциях по всей Европе. Ее живопись маслом была живой и использовала очень эффективные эффекты кьяроскуро. Голландские художники начала XVII века, как правило, выстраивали цветы в определённые композиции, в то время как Рюйш выставляла их в разные времена года, располагая цветы бессистемно, что свидетельствовало о влиянии искусства рококо.
Раннее художественное образование
Рюйш родилась в Амстердаме в 1664 году, где её отец Фредерик Рюйш был известным профессором ботаники и художником-любителем. Фредерик собирал огромное количество разнообразных растений, и его дочь с раннего возраста находилась под влиянием их красоты и качеств.
В возрасте 15 лет Рюйш стала подмастерьем дельфтского художника Виллема ван Аелста (1627-1683). Ван Аельст служил придворным художником Фердинанда II Медичи и специализировался в жанре цветочной живописи и натюрмортов. В «иерархии жанров» цветы считались менее ценными, чем другие жанры. Действительно, все натюрморты занимали последнее место по значимости после исторической живописи, портретного искусства, жанровых работ и пейзажей. Однако в Голландии натюрморты и жанровая живопись голландской реалистической школы оказались очень популярны среди растущего профессионального, купеческого и среднего классов.
Творческая карьера
В 1693 году Рюйш вышла замуж за портретиста Юриана Пула Младшего (1665-1745). Кроме того, что у них была большая семья из десяти детей, каждый из них занимался процветающей художественной карьерой. В 1701 году они вступили в Гильдию Святого Луки, организацию, которая регулировала и поощряла работу художников.
Стиль живописи Рюйш и выбор темы редко менялись на протяжении всей её карьеры. Ее цветы словно светятся внутренним светом, хотя на их нежных лепестках и заросших соцветиях видны следы разрушительного воздействия времени. Натюрморты, изображающие упадок или другую подобную символику, относятся к жанру, известному как vanitas painting или Memento Mori, примером которого являются такие художники, как Хармен ван Стейнвик (1612-1656). Хотя сегодня натюрморт утратил большую часть этого символизма, он остаётся популярной темой у многих художников. Примерами работ Рашель Рюйш являются Ваза с цветами (1706, Музей истории искусств, Вена) и Корзина с цветами (1711, Уффици, Флоренция).
Иногда Рюйш оживляла цветы, включая в них насекомых, птиц и рептилий, как в картине «Цветы, фрукты и насекомые» (1716, Палаццо Питти, Флоренция). В более поздние годы Рюйш служила придворным художником Иоганна Вильгельма Баварского, где она оставалась до 1716 года. Цветы, которые она рисовала, были популярны и экзотичны; они были символом статуса среди среднего зажиточного класса. В 1716 году Рюйш вернулась в Голландию, где продолжала писать цветочные картины для клиентов до самой своей смерти в преклонном возрасте 85 лет.
Несмотря на изменения в отношении к натюрморту и реализму, работы Рашель Рюйш остаются популярными и сегодня, особенно в плакатном искусстве. Оригиналы её лучших картин в стиле барокко можно найти во многих лучших художественных музеях, включая Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальную галерею в Лондоне, Уффици во Флоренции и Музей истории искусства в Вене.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?