Рашель Рюйш:
Голландская художница цветов и натюрмортов читать ~3 мин.
Рашель Рюйш (Rachel Ruysch) — одна из самых знаменитых женщин-художниц в истории голландского реализма. Она специализировалась на создании натюрмортов, в первую очередь цветочных, продолжая традиции других выдающихся художниц Золотого века Нидерландов, таких как Юдит Лейстер (1609–1660), Мария ван Остервейк (1630–1693) и Мария Сибилла Мериан (1647–1717).
Вдохновляясь работами мастера голландского реализма Яна Давидса де Хема, творившего примерно за полвека до неё, Рюйш начала свой творческий путь в 1682 году. Несмотря на рождение десятерых детей, она сумела построить блестящую карьеру и стать одной из наиболее коммерчески успешных художниц своего времени.
Наряду с Яном ван Гейсумом (1682–1749), Рюйш получала за свои картины одни из самых высоких гонораров в Голландии, а её работы ценились коллекционерами по всей Европе. В своих произведениях она мастерски использовала светотень (кьяроскуро), что придавало изображению живость и объём. В отличие от строгих симметричных композиций художников начала XVII века, Рюйш располагала цветы в более свободных, асимметричных и динамичных аранжировках, что свидетельствует о влиянии зарождающегося стиля рококо.
Ранние годы и образование
Рашель Рюйш родилась в Амстердаме в 1664 году. Её отец, Фредерик Рюйш, был знаменитым профессором анатомии и ботаники, а также художником-любителем. Он владел огромной и известной на всю Европу коллекцией анатомических и ботанических образцов, так называемым «кабинетом редкостей». С юных лет Рашель помогала отцу в каталогизации и оформлении его коллекции, благодаря чему получила глубокие познания в строении растений и насекомых, которые позже с научной точностью изображала на своих полотнах.
В возрасте 15 лет Рюйш поступила в ученицы к дельфтскому художнику Виллему ван Алсту (1627–1683). Ван Алст был придворным живописцем великого герцога Тосканы Фердинандо II Медичи и специализировался на натюрмортах. Согласно академической «иерархии жанров», натюрморт считался «низким» жанром, уступая исторической живописи, портрету и пейзажу. Однако в Голландии натюрморты и бытовые сцены пользовались огромной популярностью у растущего класса зажиточных бюргеров.
Творческая карьера и стиль
В 1693 году Рашель вышла замуж за портретиста Юриана Пола Младшего (1665–1745). У пары родилось десять детей, при этом оба супруга успешно продолжали свою художественную деятельность. В 1701 году они стали членами гильдии живописцев Confrerie Pictura в Гааге.
Стиль и тематика работ Рюйш оставались практически неизменными на протяжении всей её долгой карьеры. Её цветы словно излучают внутренний свет, однако на нежных лепестках и пышных соцветиях уже заметны признаки увядания — следы разрушительного времени. Натюрморты, содержащие символы упадка и бренности, относятся к жанру vanitas (суета сует) или memento mori (помни о смерти). Ярким представителем этого направления был Хармен ван Стенвейк (1612–1656).
Рюйш часто оживляла свои цветочные композиции, добавляя в них насекомых, птичьи гнёзда и даже мелких рептилий, как, например, в картине «Цветы, фрукты и насекомые» (1716, Палаццо Питти, Флоренция). Среди других известных её работ — «Ваза с цветами» (1706, Музей истории искусств, Вена) и «Корзина с цветами» (1711, Уффици, Флоренция).
С 1708 по 1716 год Рюйш была придворной художницей курфюрста Пфальца Иоганна Вильгельма и работала в Дюссельдорфе. Экзотические цветы, которые она изображала, были очень популярны и служили символом статуса для состоятельных заказчиков. В 1716 году художница вернулась в Амстердам, где продолжала писать картины до самой своей смерти в возрасте 85 лет.
Творчество Рашель Рюйш высоко ценится и сегодня. Оригиналы её лучших картин в стиле барокко украшают собрания многих ведущих художественных музеев мира, включая Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальную галерею в Лондоне, галерею Уффици во Флоренции и Музей истории искусств в Вене.
- Голландская живопись XVII века
- Адриан Брауэр: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Мейндерт Хоббема: Пейзажист, голландская реалистическая школа
- Питер де Хох: голландский жанрист-реалист, Делфтская школа
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- Ян Давидс де Хем: голландский художник, Утрехтская школа
- В музее-кварире И. Бродского открылась выставка художницы Марианны Давидсон, посвящённая её девяностолетию
- Питер Клас: художник натюрмортов
- Уффици требует у Германии вернуть похищенную нацистами картину
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?