Тициан:
венецианский художник эпохи Возрождения, эксперт по цвету читать ~14 мин.
Самый значительный художник эпохи Возрождения в Венеции, Тициан работал в период Высокого Возрождения (ок. 1490-1530) и последующего маньеризма (1530-1580) в чинквеченто. Подробности его ранней творческой жизни остаются неясными. Под влиянием Джованни Беллини, отца венецианской живописи, он сотрудничал с Джорджоне (1477-1510) во фресковой отделке Фондако деи Тедески (1508-9) и во фресках Скуолы дель Санто в Падуе (1510-11).
В 1515 году он начал работать на семьи Гонзага, Эсте, Фарнезе и Ровере, а также на французского короля Франциска I (1494-1547). В 1533 году он был назначен придворным художником императора Карла V (1500-1558). В 1545 году работал на папу Павла III (1527-1598). Мастер масляной живописи, неоднократно менявший свой стиль на протяжении карьеры (он выполнил более 600 работ, включая некоторые из величайших картин эпохи Возрождения), он наиболее известен за религиозное искусство, портреты и мастерство цветописи.
Кроме работы кистью, он также создал некоторые из лучших рисунков эпохи Возрождения. Он настолько преобладал над другими старыми мастерами в Венеции, что его прозвали «солнцем среди маленьких звёзд». Он стал художником и дуайеном богатых венецианских интеллектуальных слоёв, был близким другом писателя и публициста Пьетро Аретино, который много сделал для утверждения славы Тициана при его жизни. Среди его наиболее известных шедевров – огромный алтарный образ Успения Богородицы (1516-18, Санта Мария деи Фрари), Священная и профанная любовь (ок. 1514, Галерея Боргезе), Погребение Христа (1523-26, Лувр, Париж), Мученичество св. Петра (1530, ныне утрачена), его женские обнажённые натуры, такие как Венера Урбинская (1538, Уффици, Флоренция), Даная (1544-5, Музей Каподимонте, Неаполь), и Венера и Адонис (1553-4, Прадо), а также портреты Человек с перчаткой (1520, Лувр), Папа Павел III с внуками (1545-6, Музей Каподимонте) и Карл V на коне (1548, Прадо).
Сравните венецианское предпочтение colorito в живописи с флорентийским предпочтением disegno. Краткий обзор уникального таланта художника-колориста: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500-76).
Раннее обучение
Тициан родился в небольшой деревне близ Беллуно в Северной Италии в семье зажиточного человека Тициана Вечеллио. Он был вторым из пяти детей Грегорио Вечеллио, нотариуса из Кадоре. О его ранней жизни известно немного, за исключением того, что в возрасте 10 лет отец, заметив художественный талант сына, отправил его в Венецию для изучения искусства. Сначала он учился у мозаичиста Себастьяно Цуккати, затем в мастерской Беллини под руководством Джентиле Беллини (ок. 1435-1507), а затем Джованни Беллини (1430-1516). Страсть Джованни к чувственному использованию цвета оказала огромное влияние на молодого Тициана.
Джорджоне: настоящий учитель Тициана
1508 год стал решающим в ранней карьере Тициана, поскольку именно тогда ему и Джорджоне – другому ученику Беллини – было поручено украсить фресками Фондако деи Тедески. Джорджоне должен был расписать главный фасад со стороны Большого канала, а Тициан – стену, выходящую к Мерсерии. От этой работы сохранилось лишь несколько фрагментов, остальное можно увидеть на гравюрах, сделанных Дзанетти в XVIII веке. Если эти несколько фрагментов являются доказательством того, что настоящим учителем Тициана был Джорджоне, который внушил ему свой способ предлагать формы, а не подчёркивать их, а также передавать свои чувства по отношению к природе. Но верно и то, что ученик с самого начала отличался от мастера, чей созерцательный лиризм он не разделял, как и его равнодушие к земной реальности.
Джорджоне умер через 2 года в 1510 году, и Тициан продолжил работу над некоторыми из его произведений в манере Джорджоне.
Обладая драматическим темпераментом и значительной нервной энергией, Тициан использовал уроки натурализма XV века в религиозных картинах для Скуолы дель Санто в Падуе (Чудо новорождённого ребёнка, Исцеление разгневанного сына, Чудо ревнивого мужа), выполненных в 1511 году. В этих сценах он организует пространство в ритмическую композицию, которая подчёркивает последовательность объёмов, облечённых в смелые, контрастные цвета. Реальные» мужчины и женщины разыгрывают свои страсти на фоне пейзажа, трактованного как декорация, в пространстве, где они хозяева, а не в таинственной атмосфере Джорджоне.
Некоторые работы Тициана, демонстрирующие постепенный отрыв от Джорджоне, современные критики считают более ранними, чем 1508-11 годы, или, по крайней мере, современными. От ранних лет Тициана сохранились четыре панно из сундуков: «Рождение Адониса» и «Лес Полидора» (1505-1510, Museo Civico, Падуя); «Эндимион» (Bames Foundation, Merion, Пенсильвания); и «Орфей и Эвридика» (Accademia Carrara, Бергамо). Уже заметна очевидная чувствительность к эффектам пространства и цвета, чуждая Джорджоне, а Тициан может быть замечен в исследовании новых тем и «конструктивном» использовании цвета.
К этому первому периоду относятся также Обрезание (Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен), Бегство в Египет (Эрмитаж), Представление святого Петра папе Александру VI (Антверпенский музей) и Дева с младенцем и святым Антонием Падуанским и святым Рохом (Прадо, Мадрид), так похожие на работы Джорджоне, что это кажется преднамеренным.
Портретное искусство Тициана, в отличие от портретов Джорджоне, полных пафоса, отличается более сильной характерностью: Джентльмен, опирающийся на книгу (Национальная галерея искусств, Вашингтон); и Дама (Национальная галерея, Лондон). В его «Портрете мужчины с синим рукавом» (Национальная галерея, Лондон) представление, которое всё ещё остаётся джорджонезским, упрощено за счёт использования нескольких крупных плоскостей: полноты рукава, пышности атласной одежды, проекции изображения за счёт резкого разделения балкона. Гравюра на дереве «Триумф веры» (ок. 1511; первое из пяти изданий находится в Зале печати в Берлине-Далеме) представляет собой кульминацию реакции Тициана против влияния Джорджоне. Но в октябре 1510 года Джорджоне умер. Другой его мятежный ученик, Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547), уехал в Рим, а Джованни да Удине и Морто да Феллере отправились в центральную Италию.
В этот период появляются произведения, в которых трудно провести демаркационную линию между руками двух художников. Концерт на открытом воздухе (Лувр), по-видимому, был завершён Тицианом после того, как Джорджоне оставил его незаконченным, в то время как «Noli me tangere» (1511-1512, Национальная галерея, Лондон), Концерт (Палаццо Питти, Флоренция), Аллегория человеческой жизни (Эдинбург), Цыганская Мадонна (1512, Музей истории искусства, Вена) и Несение креста (Венеция, Скуола ди Сан Рокко) – все они наполнены чувством Джорджонески.
Классицизм в стиле Ренессанса
После Крещения Христа (ок. 1512, Галерея Дориа Памфили, Рим) и Священной беседы (ок. 1513, Коллекция Магнони, Реджо-Эмилия) искусство Тициана характеризуется новым образным чувством и поиском той спокойной и величественной красоты, которая характерна для Ренессанса. Представителями нового направления являются: серия «Священная беседа» (Мюнхен, Альте Пинакотека; Эдинбург, Национальная галерея; Лондон, Национальная галерея); «Саломея» (Галерея Дориа Памфила, Рим); Флора (Уффици); Женщина за туалетом (Лувр); и Священная и профанная любовь (1514, Музей Галерея Боргезе, Рим). Последняя картина – одна из вершин классицизма Тициана, а по спокойной гармонии пейзажа и красоте фигур – одно из высших проявлений искусства Ренессанса. Такая же гармония характерна и для других картин «Священная беседа» (Прадо, Мадрид; Галерея Старых мастеров, Дрезден), а также «Христос и лепта вдовы» (Галерея Старых мастеров, Дрезден), «Мадонна с вишнями» (1515) и «Виоланта» (1515-1518) (обе – Исторический музей, Вена).
В огромном алтарном образе Успения для церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, заказанном в 1515 году и установленном в церкви 20 марта 1518 года, классицизм Тициана уступил место натурализму и страсти, которые венецианцы, не готовые к такой смелости, сочли обескураживающими. Этот пыл несколько ослабевает в трёх картинах для Альфонсо I д’Эсте: «Поклонение Венере» (1518-19) и «Вакханалия андрийцев» (1523-5) – обе в музее Прадо, Мадрид, и «Вакх и Ариадна» (1523, Национальная галерея, Лондон).
Между 1518 и 1520 годами Тициан написал Благовещение для собора Тревизо; в 1520 году он подписал и датировал Мадонну с младенцем, явившуюся святым Франциску и Блезу и дарителю Альвизе Гоцци (Музей Анконы), а между 1520 и 1522 годами – Полиптих Аверольди в пяти панелях для церкви Санта Назаро э Сельсо, Брешиа. Во всех этих работах, и особенно в «Воскресении Христа» в алтарном образе Аверольди, в драматическом накале чувств и энергичных акцентах прослеживается уважение Тициана к великим художникам Высокого Возрождения Рафаэлю (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564).
Глубокое понимание психологии модели и упрощённая структура характерны для портретов Виченцо Мости (ок. 1523-5, Палаццо Питти, Флоренция), Человека с перчаткой (ок. 1523-4, Лувр) и Федерико Гонзага (после 1525, Прадо). Напротив, «Мадонна с семейством Пезаро» (1519-26, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари) очень сложна, с её возвышенными эффектами монументальной архитектуры и перспективой, простирающейся в бесконечность. Хотя Рафаэль был вдохновителем шедевра Тициана «Погребение Христа» (ок. 1523-5, Лувр), способ использования света придаёт работе беспокойство, которое принадлежит Тициану. К сожалению, другой шедевр, «Мученичество Святого Петра» , утрачен в результате попадания австрийского снаряда в 1867 году. Картина была написана Тицианом для церкви Св. Джованни и Паоло и закончена 27 апреля 1530 года, она была восторженно описана Вазари и Аретино и положила конец фигуративному периоду, начатому Фрари Успением.
Богородица с кроликом (1530, Лувр) и Богородица и младенец со святым Иоанном Крестителем и святой Екатериной (1530, Национальная галерея, Лондон), более спокойные в своей гибкости и моделированности пейзажей. Прославление женской красоты носит более спонтанный и даже домашний характер в Портрете молодой женщины в меховом платье (ок. 1535-7, Музей истории искусств, Вена) и в Бёлле (ок. 1536, Палаццо Питти, Флоренция).
Общеевропейское признание
К середине 1520-х годов Тициан стал одним из самых известных художников итальянского Возрождения. Правители видели себя через его искусство, и в нём воплощались их самые возвышенные устремления. Отношения художника со двором семьи Эсте сменились в 1523 году новыми связями с двором Гонзага и Франческо Мария делла Ровере. В 1530 году в Болонье состоялась первая встреча Тициана с Карлом V; три года спустя, в том же городе, император сделал его графом Палатина и кавалером ордена Золотой шпоры. Он приглашал художника ко двору в Аугсбурге в 1548-1550 годах и ещё раз в 1550-1.
Такое высокое покровительство свидетельствует о репутации Тициана как одного из лучших портретистов, жанр которого удовлетворял его вкус к реализму. Портреты Карла V (ок. 1532-3, Прадо), кардинала Ипполито Медичи (1533, Палаццо Питти, Флоренция), герцога и герцогини Урбино (1538, Уффици), Франциска I (1538, Лувр) и Альфонса д’ Авалоса (1536-8, Коллекция Гане, Париж) отвечали всем требованиям своих заказчиков к пышности и величественности. Подробнее см: Венецианская портретная живопись (ок. 1400-1600). Кроме того, он писал портреты животных, других художников, писателей и друзей. В целом его портреты стоят в одном ряду с работами других мастеров портретной живописи, таких как Рембрандт (1606-1669) и Рубенс (1577-1640).
Ярко выраженный натурализм в Представлении Девы Марии в храме (1534-8, Академия, Венеция) и в Венере Урбинской (1538, Уффици) уступили место в творчестве Тициана маньеризму, который был привнесён в Венецию в эти годы Сальвиати и Джорджо Вазари (1511-1574) и который, должно быть, уже произвёл впечатление на Тициана во время его пребывания в Мантуе Джулио Романо.
Трёхмерное напряжение, свойственное художникам маньеризма, характеризует 12 портретов римских императоров (начаты в 1536 году для зала Троя Дукальского дворца в Мантуе, затем утрачен и сегодня известен только по гравюрам Саделера) и также очевиден в «Обращении Альфонсо д’Авалоса к своим солдатам» (1540-1, Прадо), «Короновании тернием» (ок. 1543, Лувр) и Ecce Homo (1543, Музей истории искусства, Вена), а также в трёх потолках – Жертвоприношение Авраама, Каин и Авель и Давид и Голиаф – для церкви Сан Спирито ин Изола (1542; сейчас находится в ризнице церкви Санта Мария делла Салюте, Венеция).
В области портрета это противоречие разрешается энергией, которую Тициан использовал для передачи личности своих портретируемых, которые выглядят по-разному: благоразумными, хитрыми, высокомерными или набожными (Рануччо Фарнезе, 1541-2, Национальная галерея искусств, Вашингтон; папа Павел III, 1546, Музей Национале ди Каподимонте; Дож Андреа Гритти, Национальная галерея искусств, Вашингтон; Карл V в битве при Мюльберге, Прадо, Мадрид; Карл V Сидящий, Альте Пинакотека, Мюнхен; Филипп II, 1551, Прадо; Вотивная картина семьи Вендрамин, 1547, Национальная галерея, Лондон).
О рисунках Тициана, а также других художников эпохи Возрождения в Венеции: Венецианский рисунок (ок. 1500-1600).
Последний период
В годы после 1550 года творческая деятельность Тициана не ослабевает. Одновременно он выполняет работы для Венеции (Пятидесятница, 1555-8, написанная для церкви Сан-Спирито, ныне в церкви С. Марии делла Салюте; Мученичество святого Лаврентия, закончено в 1559 году, Венеция, церковь Джезуити; Мудрость, для потолка прихожей Библиотеки Марчиана, после 1560 года) и для Анконы (Христос на кресте с Девой, святым Домиником и святым Иоанном, 1558, церковь Сан-Доменико).
В угоду любопытным вкусам Филиппа II Испанского он написал знаменитые «Поэзии», серию эротических мифологических картин (Даная, 1554, и Венера и Адонис, 1553-4, обе в Прадо; Диана и Актеон и Диана и Каллисто, 1556-9, выставлены в Национальной галерее, Эдинбург; Смерть Актеона, ок. 1559, Национальная галерея, Лондон; «Похищение Европы», 1562, Музей Гарднера, Бостон). Он также писал религиозные темы (Святая Маргарита, 1552, Эскориал, 1567, Прадо; Погребение, 1559, Прадо; Агония в саду, 1562; Мученичество Святого Лаврентия и Святого Иеронима, 1565, Эскориал). Выразительность всех этих работ обусловлена тем, что формы словно растворяются в процессе самовозгорания.
Поздние работы Тициана становятся более свободными и теряют свою цельность. Цвета и фактуры почти сливаются друг с другом, создавая мерцающий, тревожный атмосферный эффект. Его кисти стали более яркими, и считается, что он даже начал использовать свои пальцы для завершения картин. С возрастом он стал более критично относиться к своему искусству и часто годами хранил картины в своих мастерских, ретушируя их, пока наконец не решался их выпустить. Его ученики часто копировали его работы для продажи, а поскольку он помогал в завершении многих из них, это привело к всевозможным проблемам с атрибуцией в последующие годы.
Теперь Тициан достиг последней фазы своей деятельности: изобразил натуралистическое видение, где уже размытый классический идеал больше не интересовал его. Он разработал стиль, в котором мало внимания уделялось контуру или пластике: очень свободный в обращении, почти суровый, где люди и природа были написаны брызгами и сгустками, почти штрихами цвета, контуры смягчены, блики модулированы, иногда размазанным пальцем. Из этой дымчатой дезагрегации красок вырисовывается золотой свет в «Благовещении» (1566, Венеция, церковь С. Сальваторе); потрескивающая импасто в Венере, закрывающей глаза Купидону (1560-2, Галерея Боргезе, Рим), в Святом Себастьяне (ок. 1570-2, Эрмитаж) и в Терновом венце (Старая Пинакотека, Мюнхен); радужный свет в Тарквине и Лукреции (1570-1, Музей Фицуильяма, Кембридж), ещё более яркий в альтернативной версии в Вене (Академия); меланхоличное, бурное небо в «Пастух и нимфа» (1570-6, Музей истории искусств, Вена); и большой огонь, купающийся в пурпуре «Бичевание Марсия» (1570-6, Музей Кромериз).
Этот «магический импрессионизм» характерен и для последних портретов Тициана: Франческо Веньер (1554-6, коллекция Тиссена, Лугано); Антиквар Якопо Страда (1567-8, Музей истории искусств, Вена); Автопортрет (1568-70, Прадо), написанный для детей на память, где из тяжёлой импасты выделяется призрачная, неземная фигура. Тициан умер в Венеции от чумы в своём доме в Бирри 27 августа 1576 года, оставив незаконченной Пьету (1575) (Галерея Венецианской академии), сложную, беспокойную работу, которая предназначалась для его склепа в Санта Мария Глориоза деи Фрари и была завершена его последователем Пальмой Джоване.
Его сын умер вскоре после него, а воры, воспользовавшиеся хаосом и страхом в городе, разграбили семейный особняк. Тициан был похоронен в знаменитой базилике Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции и покоится рядом со своей знаменитой картиной «Мадонна ди Ка’Пезаро».
Наследие
Влияние Тициана на историю искусства в целом и венецианского искусства в частности нельзя недооценивать. (См.: Наследие венецианской живописи на европейское искусство). Он произвёл революцию в технике масляной живописи, освободив мазки и более выразительно используя цвет. Это вдохновило других великих художников, таких как Тинторетто (1518-1594) – младший современник и соперник Тициана в Венеции, а также Эль Греко (1541-1614) (который был учеником Тициана в более поздние годы), Рубенс, Делакруа и импрессионисты. Наряду с такими фигурами, как Джотто, Боттичелли, Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, Тициан остаётся одним из гигантов итальянского Возрождения. Его работы можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?