Тициан:
венецианский художник эпохи Возрождения, эксперт по цвету читать ~14 мин.
Тициан — самый значительный художник венецианской школы эпохи Возрождения. Его творчество охватывает периоды Высокого Возрождения (ок. 1490–1530) и последующего маньеризма (1530–1580) в искусстве чинквеченто. Детали его ранней биографии остаются неясными. Он испытал влияние Джованни Беллини, основоположника венецианской живописи, и сотрудничал с Джорджоне (1477–1510) при работе над фресками Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) в 1508–1509 годах, а также над фресками Скуолы дель Санто в Падуе в 1510–1511 годах.
С 1515 года он начал получать заказы от влиятельных семейств Гонзага, Эсте, Фарнезе и делла Ровере, а также от французского короля Франциска I (1494–1547). В 1533 году император Карл V (1500–1558) назначил его придворным художником. В 1545 году он работал для папы Павла III (годы понтификата 1534–1549). Тициан был мастером масляной живописи и неоднократно менял свой стиль на протяжении долгой карьеры. Он создал более 600 работ, включая некоторые из величайших картин эпохи Возрождения, и прославился своим религиозным искусством, портретами и виртуозным владением цветом.
Кроме живописи, Тициан создал одни из лучших рисунков эпохи Возрождения. Он настолько превосходил других старых мастеров в Венеции, что его называли «солнцем среди малых звёзд». Художник стал центральной фигурой в кругах венецианской интеллектуальной элиты. Он был близким другом писателя и публициста Пьетро Аретино, который во многом способствовал росту славы Тициана при его жизни. Среди самых известных шедевров мастера — монументальный алтарный образ «Вознесение Девы Марии» (1516–1518, Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари), «Любовь земная и Небесная» (ок. 1514, Галерея Боргезе), «Положение во гроб» (1523–1526, Лувр, Париж), утраченная картина «Мученичество святого Петра» (1530). Всемирную известность получили его изображения обнажённой натуры, такие как «Венера Урбинская» (1538, Уффици, Флоренция), «Даная» (1544–1545, Музей Каподимонте, Неаполь) и «Венера и Адонис» (1553–1554, Прадо). Не менее значимы его портреты: «Юноша с перчаткой» (1520, Лувр), «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545–1546, Музей Каподимонте) и «Конный портрет Карла V» (1548, Прадо).
Сравните венецианское предпочтение colorito (колорита) с флорентийским disegno (рисунком). Краткий обзор уникального таланта художника-колориста см. в статье: Тициан и венецианская цветная живопись (ок. 1500–1576).
Раннее обучение
Тициан Вечеллио родился в Пьеве-ди-Кадоре, небольшой деревне недалеко от Беллуно на севере Италии. Он был вторым из пяти детей в семье Грегорио Вечеллио, уважаемого нотариуса. О ранних годах жизни художника известно мало. В возрасте десяти лет отец, заметив его художественный талант, отправил сына в Венецию учиться искусству. Сначала он занимался у мозаичиста Себастьяно Дзуккато, а затем перешёл в мастерскую Беллини, где его наставниками были Джентиле Беллини (ок. 1429–1507) и Джованни Беллини (1430–1516). Именно страсть Джованни к чувственному использованию цвета оказала огромное влияние на молодого Тициана.
Джорджоне: подлинный учитель Тициана
1508 год стал поворотным в ранней карьере Тициана. Вместе с Джорджоне — другим учеником Беллини — он получил заказ на роспись фресками фасадов Немецкого подворья. Джорджоне расписывал главный фасад, выходящий на Гранд-канал, а Тициан — стену, обращённую к торговой улице Мерчерия. От этой работы уцелели лишь небольшие фрагменты; остальное известно по гравюрам, сделанным Дзанетти в XVIII веке. Эти фрагменты свидетельствуют о том, что настоящим учителем Тициана был Джорджоне, который привил ему свою манеру намечать формы, а не подчёркивать их, и передал своё отношение к природе. Однако ученик с самого начала отличался от мастера: ему были чужды созерцательный лиризм и отстранённость от земной реальности, свойственные Джорджоне.
Джорджоне умер два года спустя, в 1510 году, и Тициан завершил некоторые из его незаконченных произведений, подражая манере своего учителя.
Обладая драматическим темпераментом и большой энергией, Тициан применил уроки натурализма XV века в религиозных картинах для Скуолы дель Санто в Падуе («Чудо с новорождённым», «Исцеление разгневанного сына», «Чудо ревнивого мужа»), написанных в 1511 году. В этих сценах он организует пространство в ритмическую композицию, которая подчёркивает последовательность объёмов, переданных смелыми, контрастными цветами. Живые мужчины и женщины выражают свои страсти на фоне пейзажа, трактованного как декорация. Они — хозяева этого пространства, а не участники таинственной атмосферы Джорджоне.
Некоторые работы Тициана, демонстрирующие его постепенный отход от стиля Джорджоне, современные критики датируют временем до 1508–1511 годов или считают их современными этому периоду. От ранних лет творчества сохранились четыре панно, украшавшие свадебные сундуки (кассоне): «Рождение Адониса» и «Лес Полидора» (1505–1510, Городской музей, Падуя); «Эндимион» (Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания); и «Орфей и Эвридика» (Академия Каррара, Бергамо). В них уже заметна чувствительность к эффектам пространства и цвета, чуждая Джорджоне. Тициан начинает исследовать новые темы и «конструктивно» использовать цвет.
К этому первому периоду также относят картины «Обрезание» (Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен), «Бегство в Египет» (Эрмитаж), «Явление святого Петра папе Александру VI» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен) и «Мадонна с Младенцем, святым Антонием Падуанским и святым Рохом» (Прадо, Мадрид), которые настолько близки работам Джорджоне, что это сходство кажется преднамеренным.
Портретное искусство Тициана, в отличие от исполненных пафоса работ Джорджоне, отличается более сильной характеристикой персонажей. Примерами служат «Мужской портрет (Джентльмен, опирающийся на книгу)» (Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Портрет дамы (La Schiavona)» (Национальная галерея, Лондон). В его «Портрете мужчины с синим рукавом» (Национальная галерея, Лондон) композиция, всё ещё напоминающая Джорджоне, упрощена за счёт использования нескольких крупных цветовых плоскостей: объёмного рукава, пышности атласной одежды и выступающей фигуры, отделённой парапетом. Гравюра на дереве «Триумф веры» (ок. 1511; первое из пяти изданий хранится в Гравюрном кабинете в Берлине-Далеме) знаменует собой кульминацию отхода Тициана от влияния Джорджоне. В октябре 1510 года Джорджоне умер. Другой его талантливый ученик, Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547), уехал в Рим, а Джованни да Удине и Морто да Фельтре отправились в Центральную Италию.
В этот период появляются произведения, в которых трудно провести чёткую границу между кистью двух художников. Картина «Сельский концерт» (Лувр), по-видимому, была завершена Тицианом после того, как Джорджоне оставил её незаконченной. В то же время работы «Noli me tangere» (1511–1512, Национальная галерея, Лондон), «Концерт» (Палаццо Питти, Флоренция), «Аллегория трёх возрастов человека» (Эдинбург), «Цыганская мадонна» (1512, Музей истории искусств, Вена) и «Несение креста» (Венеция, Скуола Гранде ди Сан-Рокко) наполнены настроением, характерным для Джорджоне.
Классицизм в стиле Ренессанса
После картин «Крещение Христа» (ок. 1512, Галерея Дориа-Памфили, Рим) и «Святое собеседование» (ок. 1513, Коллекция Маньони, Реджо-Эмилия) искусство Тициана обретает новое образное чувство. Он стремится к той спокойной и величественной красоте, которая была идеалом Ренессанса. Представителями нового направления стали: серия «Святое собеседование» (Мюнхен, Старая пинакотека; Эдинбург, Национальная галерея; Лондон, Национальная галерея); «Саломея» (Галерея Дориа-Памфили, Рим); «Флора» (Уффици); «Женщина перед зеркалом» (Лувр); и «Любовь земная и Небесная» (1514, Галерея Боргезе, Рим). Последняя картина — одна из вершин классицизма Тициана, а по гармонии пейзажа и красоте фигур — одно из высших достижений искусства Ренессанса. Такая же гармония свойственна другим картинам на тему «Святого собеседования» (Прадо, Мадрид; Галерея старых мастеров, Дрезден), а также полотнам «Динарий кесаря» (Галерея старых мастеров, Дрезден), «Мадонна с вишнями» (1515) и «Виоланта» (1515–1518) (обе — Музей истории искусств, Вена).
В огромном алтарном образе «Вознесение Девы Марии» для церкви Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари в Венеции, заказанном в 1515 году и установленном 20 марта 1518 года, классицизм Тициана уступает место натурализму и драматизму. Эта смелость поначалу обескуражила венецианскую публику. Пыл художника несколько смягчается в трёх картинах для герцога Феррары Альфонсо I д’Эсте: «Праздник Венеры» (1518–1519) и «Вакханалия андрийцев» (1523–1525) — обе находятся в музее Прадо, Мадрид, и «Вакх и Ариадна» (1523, Национальная галерея, Лондон).
Между 1518 и 1520 годами Тициан написал «Благовещение» для собора Тревизо. В 1520 году он подписал и датировал картину «Мадонна с Младенцем, явившаяся святым Франциску и Власию и донатору Альвизе Гоцци» (Пинакотека, Анкона). Между 1520 и 1522 годами он создал Полиптих Аверольди из пяти панелей для церкви Санти-Назаро-э-Чельсо в Брешии. Во всех этих работах, особенно в центральной панели полиптиха «Воскресение Христа», драматический накал чувств и энергичные акценты свидетельствуют об уважении Тициана к великим мастерам Высокого Возрождения — Рафаэлю (1483–1520) и Микеланджело (1475–1564).
Глубокое понимание психологии модели и лаконичная структура характерны для портретов Винченцо Мости (ок. 1523–1525, Палаццо Питти, Флоренция), «Юноши с перчаткой» (ок. 1523–1524, Лувр) и Федерико II Гонзага (после 1525, Прадо). Напротив, «Мадонна семьи Пезаро» (1519–1526, Венеция, церковь Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари) отличается сложностью композиции, с её величественной архитектурой и уходящей в бесконечность перспективой. Хотя Рафаэль, вероятно, вдохновил Тициана на создание шедевра «Положение во гроб» (ок. 1523–1525, Лувр), способ использования света придаёт работе тревожное напряжение, свойственное только Тициану. К сожалению, другой шедевр, «Мученичество святого Петра» , был утрачен во время пожара в 1867 году. Картина, написанная для церкви Санти-Джованни-э-Паоло и завершённая 27 апреля 1530 года, была восторженно описана Вазари и Аретино. Она завершила период творчества, начатый «Вознесением» из церкви Фрари.
Картины «Мадонна с кроликом» (1530, Лувр) и «Мадонна с Младенцем, святым Иоанном Крестителем и святой Екатериной» (1530, Национальная галерея, Лондон) более спокойны по настроению, с их мягкостью и проработанными пейзажами. Восхваление женской красоты приобретает более спонтанный и даже интимный характер в «Портрете молодой женщины в мехах» (ок. 1535–1537, Музей истории искусств, Вена) и в портрете «La Bella» (ок. 1536, Палаццо Питти, Флоренция).
Общеевропейское признание
К середине 1520-х годов Тициан стал одним из самых известных художников итальянского Возрождения. Правители видели в его искусстве отражение своих самых возвышенных устремлений. В 1523 году на смену отношениям с двором семьи Эсте пришли новые связи с двором Гонзага и с Франческо Мария делла Ровере. В 1530 году в Болонье состоялась первая встреча Тициана с императором Карлом V; три года спустя в том же городе император даровал ему титул графа Палатинского и кавалера ордена Золотой шпоры. Он приглашал художника ко двору в Аугсбург в 1548–1550 и в 1550–1551 годах.
Столь высокое покровительство свидетельствует о репутации Тициана как одного из лучших портретистов, жанра, который полностью удовлетворял его тягу к реализму. Портреты Карла V с собакой (ок. 1532–1533, Прадо), кардинала Ипполито Медичи (1533, Палаццо Питти, Флоренция), герцога и герцогини Урбинских (1538, Уффици), Франциска I (1538, Лувр) и маркиза дель Васто (1536–1538, Коллекция Гане, Париж) отвечали всем требованиям заказчиков к пышности и величественности. Подробнее см.: Венецианская портретная живопись (ок. 1400–1600). Кроме того, он писал портреты животных, других художников, писателей и друзей. В целом его портреты стоят в одном ряду с работами таких мастеров жанра, как Рембрандт (1606–1669) и Рубенс (1577–1640).
Ярко выраженный натурализм в «Принесении Девы Марии во храм» (1534–1538, Галерея Академии, Венеция) и в «Венере Урбинской» (1538, Уффици) в творчестве Тициана сменился влиянием маньеризма. Это течение было привнесено в Венецию Сальвиати и Джорджо Вазари (1511–1574) и, вероятно, уже произвело впечатление на Тициана во время его пребывания в Мантуе благодаря работам Джулио Романо.
Трёхмерное напряжение, свойственное художникам-маньеристам, характеризует серию из 12 портретов римских императоров (начата в 1536 году для зала Троя Дворца дожей в Мантуе, впоследствии утрачена и известна по гравюрам Саделера). Оно также очевидно в картинах «Обращение Альфонсо д’Авалоса к своим солдатам» (1540–1541, Прадо), «Коронование терновым венцом» (ок. 1543, Лувр) и «Ecce Homo» («Се человек») (1543, Музей истории искусств, Вена), а также в трёх потолочных плафонах — «Жертвоприношение Авраама», «Каин и Авель» и «Давид и Голиаф» — для церкви Санто-Спирито-ин-Изола (1542; ныне в ризнице церкви Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция).
В области портрета это противоречие разрешается благодаря энергии, с которой Тициан передавал личность своих моделей. Они предстают перед зрителем благоразумными, хитрыми, высокомерными или набожными: Рануччо Фарнезе (1541–1542, Национальная галерея искусства, Вашингтон), папа Павел III (1546, Музей Каподимонте), дож Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Карл V в битве при Мюльберге» (Прадо, Мадрид), «Портрет сидящего Карла V» (Старая пинакотека, Мюнхен), Филипп II (1551, Прадо), «Семья Вендрамин» (1547, Национальная галерея, Лондон).
О рисунках Тициана, а также других художников эпохи Возрождения в Венеции: Венецианский рисунок (ок. 1500–1600).
Последний период
В годы после 1550-го творческая активность Тициана не ослабевает. Он одновременно выполняет заказы для Венеции («Сошествие Святого Духа», 1555–1558, написано для церкви Санто-Спирито, ныне в церкви Санта-Мария-делла-Салюте; «Мученичество святого Лаврентия», закончено в 1559 году, Венеция, церковь Джезуити; «Мудрость», для потолка вестибюля Библиотеки Марчиана, после 1560 года) и для Анконы («Христос на кресте с Богоматерью, святым Домиником и святым Иоанном», 1558, церковь Сан-Доменико).
По заказу короля Филиппа II Испанского он написал знаменитые «Поэзии» — серию мифологических картин на эротические сюжеты: «Даная» (1554) и «Венера и Адонис» (1553–1554), обе в Прадо; «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1556–1559), выставлены в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург; «Смерть Актеона» (ок. 1559, Национальная галерея, Лондон); «Похищение Европы» (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон). Он также писал на религиозные темы («Святая Маргарита», 1552, Эскориал, и 1567, Прадо; «Положение во гроб», 1559, Прадо; «Моление о чаше», 1562; «Мученичество святого Лаврентия» и «Святой Иероним», 1565, Эскориал). Выразительность всех этих работ достигается за счёт того, что формы словно растворяются в вихре света и цвета.
Поздние работы Тициана становятся более свободными по манере и теряют свою материальность. Цвета и фактуры почти сливаются, создавая мерцающий, тревожный атмосферный эффект. Его мазки стали более экспрессивными; считается, что он даже начал использовать пальцы для завершения картин. С возрастом он стал более самокритичен к своему искусству и часто годами держал полотна в мастерской, дорабатывая их, прежде чем выпустить в свет. Его ученики часто копировали его работы для продажи, а поскольку он сам помогал в завершении многих из них, это привело к многочисленным проблемам с атрибуцией в последующие века.
В это время Тициан достиг последней фазы своего творчества: он изображал мир натуралистически, и классический идеал, уже размытый, его больше не интересовал. Он разработал стиль, в котором мало внимания уделялось контуру или пластике. Это была очень свободная, почти суровая манера, где люди и природа были написаны брызгами и сгустками цвета. Контуры смягчены, а блики моделированы, иногда размазанным пальцем. Из этой дымчатой дезинтеграции красок рождается золотой свет в «Благовещении» (1566, Венеция, церковь Сан-Сальвадор); вибрирующая пастозность (импасто) в «Венере, завязывающей глаза Амуру» (1560–1562, Галерея Боргезе, Рим), в «Святом Себастьяне» (ок. 1570–1572, Эрмитаж) и в «Короновании терновым венцом» (Старая пинакотека, Мюнхен); радужный свет в «Тарквинии и Лукреции» (1570–1571, Музей Фицуильяма, Кембридж), ещё более яркий в другой версии в Вене (Академия); меланхоличное, бурное небо в «Пастухе и нимфе» (1570–1576, Музей истории искусств, Вена); и великий огонь, купающийся в пурпуре, в «Казни Марсия» (1570–1576, Архиепископский замок, Кромержиж).
Этот «магический импрессионизм» характерен и для последних портретов Тициана: Франческо Веньер (1554–1556, Коллекция Тиссена-Борнемисы, Лугано); антиквар Якопо Страда (1567–1568, Музей истории искусств, Вена); «Автопортрет» (1568–1570, Прадо), написанный для детей на память, где из тяжёлой пастозной массы проступает призрачная, неземная фигура. Тициан умер в Венеции от чумы в своём доме 27 августа 1576 года, оставив незаконченной «Пьету» (1575) (Галерея Академии) — сложную, беспокойную работу, которая предназначалась для его гробницы в Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари и была завершена его последователем Пальмой Младшим.
Вскоре после него умер и его сын. Воспользовавшись хаосом и страхом, царившими в городе, воры разграбили семейный особняк. Тициан был похоронен в базилике Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари в Венеции, где он покоится рядом со своей знаменитой картиной «Мадонна ди Ка’Пезаро».
Наследие
Влияние Тициана на историю искусства в целом и венецианской живописи в частности невозможно переоценить. (См.: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве). Он произвёл революцию в технике масляной живописи, освободив мазок и используя цвет более выразительно. Это вдохновило других великих художников, таких как Тинторетто (1518–1594) — младший современник и соперник Тициана в Венеции, Эль Греко (1541–1614), который был учеником Тициана в его поздние годы, а также Рубенса, Делакруа и импрессионистов. Наряду с такими фигурами, как Джотто, Боттичелли, Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, Тициан остаётся одним из гигантов итальянского Возрождения. Его работы можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру.
- Мария Санти: Личный бренд художника
- Тициан ушёл за 16,8 млн на «Аукционе старых мастеров» Sotheby's
- «Некрасивая» стопа Тициана
- В Национальной галерее в Лондоне нашли ещё одну работу Тициана
- 30 000 фунтов стерлингов за эскиз Тициана стоимостью в миллионы
- Антонис Ван Дейк: Фламандский барочный портретист короля Карла I
- «Поругание Лукреции» Уильяма Шекспира, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?