Мексиканские фрески и муралы читать ~7 мин.
Возрождение фресковой живописи в Мексике (начиная с 1920-х годов) было формой социалистического реализма, поддерживаемого мексиканскими властями с целью воссоединения страны во время революционных потрясений 1910-29 годов. Несмотря на то, что он возник во время президентства Альваро Обрегона (1920-24 гг.) и Плутарко Элиаса Кальеса (1924-28 гг.), его возглавили ведущие современные мексиканские художники того времени: Диего Ривера (1886-1957) – муж Фриды Кало (1907-1954), Хосе Клементе Ороско (1883-1949) и Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974), которые вместе создали совершенно новую мифологию вокруг мексиканской революции.
Мексиканское движение мурализма – по сути, форма общественного искусства с социалистическим посланием – существует до сих пор, хотя в начале 1960-х годов оно потеряло силу. В этот период общественные здания по всей стране украшались фресками, выполненными в различных художественных техниках, включая энкаустику, а также фресковую живопись и большое количество мозаичного искусства.
Совпадая поначалу с аналогичными пропагандистскими кампаниями в Советском Союзе, оно было (и остаётся) одним из немногих общенациональных политических художественных движений, возникших на Западе и вдохновивших другие, такие как движение муралов чикано. Оно также совпало с образованием (в 1929 г.) Национальной мексиканской партии (PNM), позже переименованной в Революционную институциональную партию (PRI), которая правила Мексикой до конца ХХ века.
К числу других мексиканских художников, участвовавших в движении настенной живописи, относятся: Альфредо Рамос Мартинес (1871-1946), Роберто Монтенегро Нерво (1885-1968), Амадо де ла Куэва (1891-1926), Рамон Альва де ла Каналь (1892-1985), Педро Нель Гомес (1899-1984), Руфино Тамайо (1899-1991), Фермин Ревуэльтас Санчес (1901-1935), Хуан О’Горман (1905-1982), Федерико Хераклио Канту Гарса (1907-1989), Хорхе Гонсалес Камарена (1908-1980), Альфредо Залсе Торрес (1908-2003), Хосе Чавес Морадо (1909-2002), Хосе Рауль Ангиано Валадес (1915-2006), Дезидерио Эрнандес Ксочитиотцин (1922-2007) и другие.
Среди зарубежных художников-монументалистов были: Бен Шан (1898-1969), видный деятель движения соцреализма в США; ирландский художник Пабло Эстебан О’Хиггинс (урождённый Пол Хиггинс Стивенсон) (1904-1983); французско-американский Луи Анри Жан Шарло (1898-1979).
Истоки
Важным пионером мексиканской настенной живописи был уроженец Гвадалахары художник Херардо Мурильо (1875-1964), подписывавший свои работы «Доктор Атль». Получив образование в престижной Академии изящных искусств Сан-Карлос в Мехико, он получил грант от президента Порфирио Диаса на обучение живописи в Европе, где впоследствии присоединился к социалистическому движению. После возвращения он пропагандировал идею о том, что мексиканское искусство должно изображать мексиканскую жизнь, а не подражать условностям и темам европейского искусства, как это было предписано Академией. С этой целью он успешно добился от властей разрешения писать фрески на стенах общественных зданий.
К нему присоединились и другие художники, в том числе карикатурист Хосе Гуадалупе Посада (1852-1913), чья графика высмеивала истеблишмент и его отождествление с Европой. Херардо Мурильо также выступал за молодых художников, таких как Диего Ривера и Франсиско де ла Торре, а также за важность коренных мексиканских тем, народного творчества и цветовых решений, которые впоследствии появятся на фресках по всей стране. В этом его поддержали несколько оппозиционных групп и интеллектуалов, заинтересованных в утверждении новых культурных и эстетических идеалов в Мексике, в том числе влиятельный мыслитель и писатель Хосе Васконселос (1882-1959), известный своей философией «индигенизма», и писатель и реформатор Альфонсо Рейес Очоа (1889-1959).
История мексиканского мурализма
Мурильо продолжал работать в течение всего первого десятилетия мексиканской революции (1910-21 гг.), создавая фрески и вдохновляя подрастающее поколение художников. Затем, в 1921 г., Хосе Васконселос был назначен директором департамента народного образования, и у него возникла идея создания поддерживаемой правительством программы народного искусства, направленной на пропаганду идеалов мексиканской революции.
Прежде всего, речь шла о создании новой, единой, устремлённой в будущее страны, стремящейся к модернизации на благо всех мексиканцев. С этой целью министерство образования быстро наняло лучших художников Мексики для написания фресок, а некоторых из них даже вызвало из Европы. Среди первых, помимо Риверы, Ороско и Сикейроса, были Рамон Альва де ла Каналь, Роберто Монтенегро Нерво, Фермин Ревуэльтас Санчес, Амадо де ла Куэва, Альфредо Рамос Мартинес и его ученик Федерико Хераклио Канту Гарса.
Все эти художники различались по стилю живописи и взглядам на жизнь, но каждый из них считал, что искусство является высшей формой самовыражения человека и важнейшим элементом социальной революции. В 1923 г. они создали Синдикат революционных мексиканских художников, скульпторов и гравёров и его газету El Machete, которая провозглашала необходимость «коллективного искусства», которое должно было прийти на смену реакционному «индивидуалистическому» искусству буржуа. Именно поэтому фрески были так популярны: они были публичными, доступными для всех: не только для нескольких богатых коллекционеров.
Это внедрение левой идеологии в эстетику настенной кампании было облегчено соглашением между министерством образования и настенными художниками о том, что они должны иметь полную свободу самовыражения. Это напрямую привело к появлению в некоторых настенных росписях марксистских мотивов и изображений, иллюстрирующих борьбу рабочего класса против буржуазных угнетателей. (Ривера и Сикейрос были убеждёнными коммунистами.)
Первым настенным проектом кампании стал интерьер старого колледжа Сан-Ильдефонсо. Затем были оформлены Национальный дворец, внутренние стены Дворца искусств, Национальная медицинская школа, Национальная школа Чапинго, здание государственной секретариата образования и многие другие.
Наибольшую активность движение проявило в период с 1921 по середину 1950-х годов, когда страна превратилась из преимущественно неграмотного сельского общества в индустриально развитое. Несмотря на влияние правящей Институциональной революционной партии (PRI), фрески вызывали много споров, особенно те, которые содержали грубые социалистические идеи.
Характеристика настенных росписей
Движение фрески является частью мексиканской школы живописи и скульптуры (Escuela Mexicana de Pintura y Escultura), хотя и остаётся довольно аморфным, порой противоречивым элементом. К основным характеристикам мексиканского мурализма можно отнести следующие: во-первых, большинство художников-участников работали в городских районах страны, занимаясь живописью и/или преподаванием, при финансовой поддержке государства; во-вторых, большинство из них имели формальное образование, многие были выпускниками Академии Сан-Карлоса; в-третьих, большинство из них были политическими активистами и считали себя причастными к созданию новой национальной идентичности. В-четвёртых, созданное ими искусство не продавалось, а предназначалось для всеобщего обозрения.
Характерными темами фресок были: пропаганда культуры коренного населения Мексики, аспекты мексиканской революции, коммунистическая борьба за социальную справедливость, смешанная раса , метисы, история культуры Латинской Америки и Мезоамерики. В качестве живописных техник использовались фреска, энкаустика или живопись горячим воском, а некоторые художники создавали декоративное искусство с мозаикой из стекла, керамики или металла.
Наследие
Основным наследием мексиканского мурализма для современного искусства стало возвращение настенной живописи в мейнстрим искусства XX века, особенно в качестве выражения социальных ценностей или способа продвижения политической повестки дня. Возможно, её пример повлиял на американские государственные программы в области искусства WPA и Farm Security Administration, финансируемые Рузвельтом в 1930-е годы. В любом случае, оторванный от уникальных ужасов Великой войны и Холокоста Второй мировой войны, мексиканский мурализм заметно контрастировал с бегством в абстрактное искусство (через такие движения, как абстрактный экспрессионизм и арт-информель), принятым многими другими художниками XX века в период 1930-1960 годов.
Даже сегодня, более века спустя после того, как Херардо Мурильо впервые начал писать фрески, настенная живопись продолжается на правительственных зданиях, в церквях и школах почти во всех частях страны. Парадоксально, но её основной принцип (бесплатное общественное искусство, доступное всем, и конец индивидуалистической буржуазной живописи) был украден «индивидуалистическими» граффити художниками Нью-Йорка 1970-х годов.
Другие знаменитые фрески
О других знаменитых фресках см. следующие ресурсы:
Фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303-10 гг.) Джотто.
Капелла дельи Скровеньи (капелла Арены), Падуя
Фрески капеллы Бранкаччи (1424-8 гг.) работы Мазаччо
Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
Фрески Камеры дельи Спози (1465-74) Андреа Мантенья
Камера Пикта, Герцогский дворец, Мантуя
Фреска Тайная вечеря (1495-98) Леонардо да Винчи
Санта Мария делле Грацие, Милан
Фреска Бытия (1508-12) Микеланджело
Потолок Сикстинской капеллы, Рим
Фреска «Страшный суд» (1536-41) Микеланджело
Алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим
Афинская школа (Scuola di Atene) (1509-11) Рафаэль
Станца делла Сегнатура, Ватикан
- Ираклий Квирикадзе: рассказы о жизни для сына и всех нас
- Движения современного искусства (1870-1970)
- «Послание Гарсии» Элберта Хаббарда, краткое содержание
- «Боги нефрита и тени» Сильвии Морено-Гарсия, краткое содержание
- «Любовь во время холеры» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «Мексиканская готика» Сильвии Морено-Гарсиа, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?