Мексиканские фрески и муралы читать ~6 мин.
Возрождение монументальной живописи в Мексике, начавшееся в 1920-х годах, было уникальным художественным движением с сильными социалистическими идеями. Его поддерживали мексиканские власти с целью объединения страны после революционных потрясений 1910–1920 годов. Движение зародилось в президентство Альваро Обрегона (1920–1924) и Плутарко Элиаса Кальеса (1924–1928). Его возглавили ведущие мексиканские художники того времени: Диего Ривера (1886–1957) — муж Фриды Кало (1907–1954), Хосе Клементе Ороско (1883–1949) и Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974). Вместе они создали новую мифологию мексиканской революции.
Мексиканский мурализм — по своей сути форма общественного искусства с социальным посланием — существует до сих пор, хотя его влияние начало ослабевать в 1960-х годах. В период расцвета движения общественные здания по всей стране украшались настенными росписями, выполненными в различных техниках, включая энкаустику, традиционную фреску и мозаику.
Развиваясь параллельно с пропагандистскими кампаниями в Советском Союзе, мурализм стал одним из немногих общенациональных политических движений в искусстве, возникших на Западе. Он вдохновил другие течения, например, движение муралов чикано в США. Его становление совпало с образованием в 1929 году Национально-революционной партии (PNR), позже переименованной в Институционно-революционную партию (PRI), которая правила Мексикой до конца XX века.
К числу других мексиканских художников, участвовавших в движении монументальной живописи, относятся: Альфредо Рамос Мартинес (1871–1946), Роберто Монтенегро Нерво (1885–1968), Амадо де ла Куэва (1891–1926), Рамон Альва де ла Каналь (1892–1985), Педро Нель Гомес (1899–1984), Руфино Тамайо (1899–1991), Фермин Ревуэльтас Санчес (1901–1935), Хуан О’Горман (1905–1982), Федерико Эраклио Канту Гарса (1907–1989), Хорхе Гонсалес Камарена (1908–1980), Альфредо Сальсе Торрес (1908–2003), Хосе Чавес Морадо (1909–2002), Хосе Рауль Ангиано Валадес (1915–2006) и Десидерио Эрнандес Ксочитиотцин (1922–2007).
Среди зарубежных художников-монументалистов, работавших в Мексике, были: Бен Шан (1898–1969), видный деятель движения социального реализма в США; ирландский художник Пабло Эстебан О’Хиггинс (урождённый Пол Хиггинс Стивенсон, 1904–1983); а также французско-американский художник Луи Анри Жан Шарло (1898–1979).
Истоки
Важным пионером мексиканской монументальной живописи был художник из Гвадалахары Херардо Мурильо (1875–1964), подписывавший свои работы псевдонимом «Доктор Атль». Он получил образование в престижной Академии изящных искусств Сан-Карлос в Мехико и грант от президента Порфирио Диаса на обучение в Европе, где примкнул к социалистическому движению. Вернувшись, Мурильо начал продвигать идею о том, что мексиканское искусство должно изображать мексиканскую жизнь, а не подражать европейским канонам, которые насаждала Академия. Он добился от властей разрешения расписывать стены общественных зданий.
К нему присоединились и другие художники, в том числе карикатурист Хосе Гуадалупе Посада (1852–1913), чья графика высмеивала правящие круги и их преклонение перед Европой. Херардо Мурильо поддерживал молодых художников, таких как Диего Ривера и Франсиско де ла Торре, и настаивал на важности коренных мексиканских тем, народного творчества и колорита. Эту позицию разделяли оппозиционные интеллектуалы, заинтересованные в утверждении новых культурных идеалов, в том числе писатель Хосе Васконселос (1882–1959), известный своей философией «индигенизма», и реформатор Альфонсо Рейес Очоа (1889–1959).
История мексиканского мурализма
Мурильо продолжал работать на протяжении первого десятилетия после мексиканской революции, создавая фрески и вдохновляя новое поколение художников. В 1921 году Хосе Васконселос был назначен министром народного образования. Именно он инициировал правительственную программу поддержки искусства, направленную на продвижение идеалов мексиканской революции.
Главной задачей было формирование образа новой, единой страны, устремлённой к модернизации на благо всех граждан. Министерство образования привлекло лучших художников Мексики для создания росписей, некоторых из них специально вызвали из Европы. Среди первых, помимо «большой тройки» — Риверы, Ороско и Сикейроса, — были Рамон Альва де ла Каналь, Роберто Монтенегро Нерво, Амадо де ла Куэва и другие.
Эти художники различались по стилю живописи и взглядам, но разделяли убеждение, что искусство — это высшая форма человеческого самовыражения и важный инструмент социальной революции. В 1922 году они основали «Синдикат революционных художников, скульпторов и гравёров Мексики» (Sindicato de Obreros Técnicos, Pintores y Escultores) и газету El Machete. Издание провозглашало необходимость «коллективного искусства» взамен реакционного «индивидуалистического» искусства буржуазии. Именно поэтому фрески стали так популярны: они были публичны и доступны всем, а не только богатым коллекционерам.
Внедрению левой идеологии в эстетику монументальной живописи способствовало соглашение между министерством и художниками, которое предоставляло им значительную свободу самовыражения. Это привело к появлению в росписях марксистских мотивов, иллюстрирующих борьбу рабочего класса против угнетателей, ведь Ривера и Сикейрос были убеждёнными коммунистами. Однако эта свобода не была абсолютной и порой приводила к конфликтам и уничтожению некоторых работ.
Первым крупным проектом стала роспись интерьеров старого колледжа Сан-Ильдефонсо в Мехико. Затем были оформлены Национальный дворец, Дворец изящных искусств, Национальная медицинская школа, Национальная школа сельского хозяйства в Чапинго и здание Секретариата народного образования.
Наибольшую активность движение проявило в период с 1921 по середину 1950-х годов, когда страна проходила путь от аграрного общества к индустриальному. Несмотря на поддержку правящей Институционно-революционной партии (PRI), фрески часто вызывали споры, особенно те, что содержали откровенно социалистические сюжеты.
Характеристики монументальных росписей
Мурализм является частью «Мексиканской школы живописи и скульптуры» (Escuela Mexicana de Pintura y Escultura). К его основным характеристикам можно отнести следующие: во-первых, большинство художников работали в городах при финансовой поддержке государства; во-вторых, почти все имели формальное образование, многие окончили Академию Сан-Карлос; в-третьих, большинство из них были политическими активистами, считавшими себя создателями новой национальной идентичности. В-четвёртых, их искусство не было товаром, а предназначалось для всеобщего обозрения.
Характерными темами фресок были культура коренных народов Мексики, события мексиканской революции, борьба за социальную справедливость, тема метисации (смешения рас), а также история Латинской Америки. В качестве техник использовались фреска, энкаустика (живопись горячим воском), а также декоративные мозаики из стекла, керамики или металла.
Наследие
Главным наследием мексиканского мурализма стало возвращение настенной живописи в авангард искусства XX века как средства выражения социальных ценностей и продвижения политических идей. Его пример, вероятно, повлиял на американские государственные художественные программы 1930-х годов, такие как WPA. Мексиканский мурализм заметно контрастировал с уходом в абстракцию (например, абстрактный экспрессионизм), который выбрали многие европейские и американские художники XX века в послевоенный период.
Даже сегодня, спустя более ста лет после первых экспериментов Херардо Мурильо, монументальная живопись продолжает появляться на правительственных зданиях, в церквях и школах по всей Мексике. Парадоксально, но основной принцип мурализма — бесплатное общественное искусство для всех, отрицающее «индивидуалистическую» буржуазную живопись, — нашёл ироничное отражение в творчестве «индивидуалистических» граффити-художников Нью-Йорка 1970-х годов.
Другие знаменитые фрески
Примеры знаменитых фресок в истории мирового искусства:
- Фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303–1310) работы Джотто. Капелла дельи Скровеньи, Падуя.
- Фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428) работы Мазаччо. Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
- Фрески Камеры дельи Спози (1465–1474) работы Андреа Мантенья. Герцогский дворец, Мантуя.
- «Тайная вечеря» (1495–1498) работы Леонардо да Винчи. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
- Фрески свода Сикстинской капеллы (1508–1512) работы Микеланджело. Ватикан.
- Фреска «Страшный суд» (1536–1541) работы Микеланджело. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан.
- «Афинская школа» (1509–1511) работы Рафаэля. Станца делла Сеньятура, Ватикан.
- Фрески: современность сквозь призму старины
- Пюви де Шаванн: французский живописец, художник-декоратор
- Фрески Вюрцбургской резиденции, Тьеполо: анализ
- Фрески Сикстинской капеллы
- Джамбаттиста Тьеполо: итальянский художник, фрески Вюрцбургского дворца
- Ираклий Квирикадзе: рассказы о жизни для сына и всех нас
- Движения модернизма (1870-1970)
- «Послание Гарсии» Элберта Хаббарда, краткое содержание
- «Боги нефрита и тени» Сильвии Морено-Гарсия, краткое содержание
- «Любовь во время холеры» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «Мексиканская готика» Сильвии Морено-Гарсиа, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?