Панельная живопись читать ~4 мин.
Термин «панельная живопись» обозначает картину, написанную на твёрдой основе — панели. Чаще всего она была деревянной (цельной или составной), но в качестве основы также использовались металл, шифер и другие жёсткие материалы. До того, как в XVI веке широкую популярность приобрёл холст, именно на панелях создавалось большинство произведений европейской станковой живописи, за исключением фресок и работ на пергаменте.
Панели были особенно популярны у художников, которые писали алтарные картины и миниатюры. Алтарные образы на панелях обычно создавались в трёх форматах: диптих (из двух панелей), триптих (из трёх панелей) и масштабный полиптих (многостворчатые работы).
Деревянные панели
Большинство итальянских старых мастеров предпочитали белый тополь, в то время как голландские, фламандские и другие североитальянские художники, как правило, использовали дуб. Для изготовления панелей применялись и другие породы древесины: бук, кедр, каштан, пихта, лиственница, красное дерево, ель, тик и орех. Среди современных художников популярностью пользуются такие материалы, как ДВП (древесноволокнистая плита) и фанера.
Подготовка и роспись панелей
Основная техника подготовки деревянной панели включала несколько этапов. Сначала дерево обрабатывали: строгали и шлифовали. Затем следовала проклейка специальным составом из желатина или клея из шкур животных. После этого для получения твёрдой и гладкой поверхности наносилось до 15 слоёв левкаса, или гессо, — белого впитывающего грунта из мела и клея, подходящего для живописи темперой или маслом.
Затем художник наносил на загрунтованную поверхность рисунок, как правило, углём, после чего приступал к живописи. Сама роспись могла быть выполнена в технике энкаустики (характерно для византийских панелей), темперы (итальянские панели эпохи Возрождения) или масляными красками (голландские и фламандские панели).
История
Панельная живопись была широко распространена в Древней Греции и Риме, однако большинство работ того периода было утрачено. Крупнейший сохранившийся комплекс античной панельной живописи — это так называемые фаюмские портреты. Они создавались в эллинистическом Египте в период с 100 года до н.э. по 250 год н.э.. Одними из самых прекрасных и древних образцов, дошедших до наших дней, считаются византийские иконы VI – VII веков, которые хранятся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай.
Новый виток популярности панельной живописи начался около 1200 года. В это время изменения в литургической практике привели к тому, что за алтарём освободилось место для размещения икон и других произведений религиозного искусства.
Панели стали основной для русской средневековой живописи и получили особое развитие в рамках новгородской школы иконописи. К ней принадлежали такие выдающиеся мастера, как Феофан Грек (греч. Θεοφάνης ο Έλληνας; ок. 1340 — ок. 1410), его ученик Андрей Рублёв (ок. 1360 — ок. 1430), автор знаменитой иконы «Троица» (1411), и Дионисий (ок. 1440–1502), известный своими росписями в Волоколамском монастыре. Типичными для иконографии того времени были изображения Иисуса Христа или Богородицы, в одиночестве или в сопровождении святых. (См. также наш очерк: Как понимать живопись.)
Итальянское и Северное Возрождение
В западноевропейской средневековой живописи панели стали активно применяться примерно с 1000 года, особенно для создания алтарных образов. Деревянные панели широко использовали мастера сиенской школы живописи, например Дуччо ди Буонинсенья, а также представители фламандской школы — Роберт Кампен, братья ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.
В целом, для художников Северного Возрождения, особенно в период нидерландского и немецкого Ренессанса, было характерно использование масляных красок на панелях. В то же время итальянские мастера эпохи Раннего Возрождения чаще писали фрески или использовали темперу на панелях. Православные художники в России, Константинополе и Леванте также создавали свои религиозные картины-иконы на деревянных панелях, но, к сожалению, большинство этих произведений было уничтожено.
Появление холста
Около 1500 года дерево в качестве основы для живописи начал вытеснять холст. Этот процесс, обусловленный новыми художественными задачами и ростом благосостояния, начался в Венеции, которая была главным поставщиком качественных холстов. Одним из пионеров новой техники стал Андреа Мантенья.
В Северной Европе переход на холст произошёл почти на 100 лет позже. Панельная живопись оставалась популярной у таких старых мастеров, как Рубенс, поскольку твёрдая основа позволяла добиться большей точности мазка. Многие фламандские и голландские художники эпохи барокко, а позднее и испанский живописец Франсиско Гойя, продолжали использовать панели для небольших работ и миниатюр.
Подробнее о красящих пигментах, оттенках и других красителях, которые использовались в панельной живописи на протяжении веков, можно прочитать в статье «Цвет в живописи».
- Андрей Рублёв: русский средневековый иконописец
- В каких направлениях работают современные художники
- Выставка 3д-живописи Марины Денисовой
- Выставка мастера акварельной живописи ЛаФе «НЕУВЯДАЕМАЯ РОЗА»
- Выставка 3D-живописи Марины Денисовой «Чудеса в стране Алисы»
- Презентация памятника поэтам-шестидесятникам и открытие выставки произведений З.К.Церетели в Твери
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?