Панельная живопись читать ~4 мин.
Термин «панельная живопись» обозначает картину, написанную на панели (цельной или многокомпонентной), обычно деревянной, хотя использовался и металл, и другие жёсткие материалы. До XVI в., пока холст не стал популярным, большинство движимых картин в Европе (за исключением фресок и работ на пергаменте) создавались на панелях. Вплоть до 1600 года панели были столь же распространены, как и холсты.
Особенно популярны они были у художников, создававших алтарные произведения и миниатюры, которые могли использовать деревянные или медные (даже шиферные) панели. Панельные росписи над алтарём обычно выполнялись в трёх форматах: диптих (двухпанельные работы), триптих (трехпанельные работы) и масштабный полиптих (многопанельные работы).
Деревянные панели
Большинство итальянских старых мастеров предпочитали белый тополь, в то время как голландские, фламандские и другие северные европейские художники, как правило, использовали дуб. Среди других пород древесины для изготовления панелей использовались бук, кедр, каштан, пихта, лиственница, красное дерево, ель, тик и орех. Среди современных художников популярны синтетические материалы, такие как ДВП и фанера.
Подготовка и роспись панелей
Основная подготовительная техника включала в себя обработку дерева, строгание и шлифовку, затем нанесение «размера» (примесь желатина или клея из шкур животных), после чего наносилось до 15 слоёв гессо (белый впитывающий грунт для живописи темперой или маслом, изготовленный из мела, смешанного с клеем) для получения твёрдой гладкой поверхности.
После этого художник наносил свободный рисунок или чертёж, как правило, углём, перед нанесением краски. Собственно роспись может быть выполнена методом энкаустики (византийские панели), темперы (итальянские панели эпохи Возрождения) или масла (голландские и фламандские панели).
История
Хотя панно в греческом искусстве было довольно распространённым явлением, большая часть греко-римских панно была уничтожена. Самой крупной группой панельной живописи античности являются египетские портреты мумий, датируемые примерно 100 г. до н.э. – 250 г. н.э. Однако самыми прекрасными древними образцами являются византийские панно в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, выполненные около 400-600 гг.
Позднее, ближе к 1200 г., изменения в церковной практике (расположение священника и прихожан по одну сторону алтаря) позволили освободить место за алтарём для иконы или другого вида религиозного искусства, что вызвало возрождение панельной живописи. Панели стали популярным видом русской средневековой живописи, получив развитие в новгородской школе иконописи, в которую входили Феофан Грек (1340-1410), основатель новгородской школы; его ученик Андрей Рублёв (1360-1430), известный по иконе «Святая Троица» (1411), и Дионисий (1440-1502), известный своими панно в Волоколамском монастыре. Типичными для иконографии были изображения Иисуса Христа или Богородицы в одиночестве или в сопровождении святых. (См. также наш очерк: Как понимать живопись.)
Итальянское и Северное Возрождение
Панели стали использоваться в западной средневековой живописи примерно с 1000 г. н.э., в частности, при создании церковных алтарных образов. Сиенская школа живописи (во главе с Дуччо ди Буонинсенья) и фламандская школа (во главе с Робертом Кампином, братьями ван Эйк и Роджером ван дер Вейденом) активно использовали деревянные панели.
В целом художники Северного Возрождения, особенно Нидерландского Возрождения и Немецкого Возрождения, чаще использовали масло на панелях, а южные художники Италии в эпоху Раннего Возрождения – фрески, или темперу на панелях, и меньше масла. Восточные православные художники в России, Константинополе и Леванте также использовали панели для своих религиозных картин – почти все они были иконами. К сожалению, большинство из них было уничтожено.
Появление холста
Новые взгляды, рост благосостояния и изменения в художественной практике привели к тому, что холст вытеснил дерево как наиболее популярный материал – этот процесс начался около 1500 г., и за него выступали венецианские художники, такие как Андреа Мантенья: не в последнюю очередь потому, что Венеция была главным источником качественных холстов. Почти на 100 лет позже этот процесс произошёл в Северной Европе, где панельная живопись оставалась более популярной среди старых мастеров, таких как Рубенс, благодаря большей точности, которую она обеспечивала. Многие другие североевропейские художники, особенно фламандские, а также голландские художники-реалисты голландского барокко, использовали панно для своих небольших работ и миниатюр, как и испанский художник Гойя.
Подробно о красящих пигментах, а также об оттенках и других красителях, использовавшихся в панельной живописи на протяжении многих веков, см: Цвет в живописи.
- В каких направлениях работают современные художники
- Выставка 3д-живописи Марины Денисовой
- Выставка мастера акварельной живописи ЛаФе «НЕУВЯДАЕМАЯ РОЗА»
- Выставка 3D-живописи Марины Денисовой «Чудеса в стране Алисы»
- Презентация памятника поэтам-шестидесятникам и открытие выставки произведений З.К.Церетели в Твери
- Мастер-класс по изготовлению флористического панно в стиле «Флористический дизайн»
- Коллаж
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?