Квадратура:
техника иллюзионистской живописи читать ~4 мин.
Что такое квадратура?
В изобразительном искусстве термин квадратура описывает форму иллюзионистской настенной живописи, в которой изображения архитектурных элементов наносятся на стены или потолки так, что кажется, что они расширяют реальную архитектуру комнаты в воображаемое пространство за пределами реальной стены или потолок. Хотя этот термин может относиться к иллюзионистскому «расширению» пространства, он в основном связан с итальянской церковной фресковой живописью, особенно эпохи барокко. Особенно вдохновляющая форма христианского искусства – ключевая особенность пропагандистской кампании католического искусства контрреформации (c.1560-1700) – этот чистый тип квадратуры – в отличие от других менее формальных вариантов архитектурного искусства trompe l’oeil, таких как di sotto in su (потолочные украшения) – в значительной степени опирается на теории линейной перспективы 17-го века, но дает более полную форму Gesamtkunst (тотальное искусство), объединяющее архитектуру, живопись и скульптуру.
История квадратуры
Этот тип живописи trompe l’oeil, относительно распространенный в Древнем Риме, был возрожден художником раннего Возрождения Андреа Мантенья во второй половине кваттроченто (15 век) и достиг своего апогея в эпоху живописи в стиле барокко в 17 веке в Риме. Техника квадратуры требует исключительных визуально-пространственных навыков и владения линейной перспективой. Кроме того, полное воздействие обычно видно только с одной точки обзора.
В результате многие художники нанимали квадратуристов – специалистов по квадратурным дизайнерам – чтобы получить помощь в оформлении. Довольно сомнительный итальянец Агостино Тасси (1578 – 1644) – скандальный противник Артемезии Джентилески – был одним из ведущих квадратуристов, работавших в Риме в период раннего барокко. Он создал иллюзионистский архитектурный антураж для знаменитой фрески «Аврора» (1621 – 1616, Вилла Людовизи, Рим), которую написал Гверчино (1591 – 1666) для племянника папы Григория XV кардинала Людовико Людовизи. Даже великий венецианский художник по фрескам Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770) иногда сотрудничал с выдающимся квадратуристом Джироламо Менгоцци Колонна (около 1688 – 1766).
Другие техники иллюзионистской живописи, связанные с квадратурой, включают ракурс и его крайний подтип di sotto in su (по-итальянски «вид снизу»), которые были разработаны в период раннего Возрождения в Италии. Двумя ведущими пионерами этих техник trompe l’oeil были Андреа Мантенья (1430 – 1506) и своеобразный Мелоццо да Форли (1438 – 1494). Под влиянием своего более старшего современника Пьеро делла Франческа (1420-1492) оба мужчины были известны своим искусством иллюзионизма и перспективы: Мантенья, такими работами, как окулус на фресках Зала дельи Спози (1465-1474, Герцогский дворец, Мантуя); Мелоццо да Форли за такие произведения, как «Вознесение» фреска (1478-80) для купола церкви Апостоли в Риме.
Известные картины с эффектом квадратуры
Высокое Возрождение
Примером оформления в стиле высокого Возрождения является квадратная фреска Sala delle Prospettive (1517 г.) на вилле Фарнезина, выполненная застенчивым гением Балдессаре Перуцци (1481-1536) и Успение Богородицы (Пармский собор) (1530), смелая фреска, написанная Корреджо на нижней стороне купола собора – работа, которая была тщательно изучена итальянскими художниками эпохи барокко. Крайний ракурс фигур и четкое продуманное освещение создают ощущение полной невесомости. Подробнее о влиянии Корреджо на современников см.: Пармская школа живописи (c.1520-50).
Маньеризм
Квадратуры иллюзионистов-маньеристов иллюстрируются фресками Виллы Барбаро (около 1561 г.) в Тревизо, выполненными венецианским художником-маньеристом Паоло Веронезе (1528-1588).
Примечание: См. Также фрески Галереи Фарнезе (1597 – 1608), выполненные в классическом стиле Аннибале Карраччи.
Барокко
Шедевры барочной архитектурной иллюзионистской живописи: Успение Пресвятой Богородицы (1625-27) на нижней стороне купола церкви Сан-Андреа делла Валле, работы мастера высокого барокко Джованни Ланфранко (1582-1647); фрески Палаццо Барберини (c.1633-39), в том числе сказочная «Аллегория понтификата Урбана VIII» – в то время, самая большая фреска в Риме, Пьетро да Кортона.
Среди величайших картин когда-либо существовавших и, безусловно, лучшим образцом декоративного искусства в стиле квадратура барокко, является «Триумф и апофеоз св. Игнатия Лойолы» (1691-94, Сан-Игнацио, Рим) Андреа Поццо (1642-1709). Расписанные на потолке высотой 95 футов иезуитской церкви в Риме, многочисленные фигуры взлетают в небеса в ошеломляющем прославлении ордена иезуитов.
Рококо
Образцовые произведения квадратуры рококо 18 века: фрески Палаццо Лабиа (около 1745 г.) в Венеции, фрески Вюрцбургской резиденции (1750 – 1717 гг.) в Германии и фрески «Апофеоз Испании» (1763 – 1616 гг.) на потолке тронного зала в Королевском дворце Мадрида. Все работы – художника рококо Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770) при содействии Джероламо Менгоцци Колонна (1688-1766).
Другие техники рисования
О более иллюзионных методах рисования см.:
Светотень – Использование света и тени для придания объема фигурам.
Тенебризм – Использование света и тени в драматических целях.
Гризайль – Монохромный подмалёвок или отдельная серая монотонная роспись.
Сфумато – Использование в масляной живописи малозаметных вариаций тона.
Импасто – Использование слоев краски для создания твердой текстуры на поверхности картины.
Дизеньо – Не техника, а концепция дизайна в целом, эпохи Возрождения.
Колорито – Красочный эквивалент Дизеньо.
Подробнее об архитектурных терминах: Глоссарий по архитектуре.
Дополнительная информация о техниках росписи и рисования: Энциклопедия изобразительного искусства.
Ценность искусства
Чтобы улучшить понимание подходов к анализу картин, ознакомьтесь с образовательными статьями: Оценка искусства и Как ценить картины.
- Фреска
- Trompe l’oeil в изобразительном искусстве
- Якопо Понтормо: художник-маньерист, Флоренция
- Масляная живопись - главная изюминка любого интерьера
- «Ступени». Выставка произведений Михаила Кудреватого
- «Падение Эдварда Бернарда» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- Выставка художника-аскета Ирины Терновской «The Signs»
- Растворение. Выставка Александра Румянцева. 16+
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?