Квадратура:
техника иллюзионистской живописи читать ~4 мин.
В изобразительном искусстве термин квадратура (от итал. quadratura — «придание квадратной формы») описывает технику иллюзионистской монументальной живописи. Изображения архитектурных элементов наносятся на стены или потолки таким образом, чтобы казалось, будто они продолжают реальную архитектуру помещения в воображаемое пространство. Хотя этот термин применим к любому иллюзорному «расширению» пространства, он тесно связан с итальянской церковной фресковой живописью, особенно эпохи барокко.
Квадратура стала важным инструментом искусства Контрреформации (ок. 1560–1700), создавая впечатляющие христианские образы. Эта техника, в отличие от других форм обманки (trompe-l’œil), таких как di sotto in sù (роспись потолков с эффектом взгляда «снизу вверх»), основана на точном применении линейной перспективы. Она позволяет достичь эффекта Gesamtkunstwerk (нем. «целостное произведение искусства»), объединяя архитектуру, живопись и скульптуру в единое целое.
История и развитие
Техника иллюзионистской росписи была известна ещё в Древнем Риме. В эпоху Раннего Возрождения её возродил художник Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, 1431–1506). Расцвет квадратуры пришёлся на XVII век, в период живописи барокко в Риме. Этот приём требует от художника выдающихся пространственных навыков и мастерского владения перспективой, поскольку полный эффект иллюзии часто достигается только с одной определённой точки обзора.
Для создания таких сложных росписей художники часто привлекали квадратуристов — специалистов в этом жанре. Одним из ведущих мастеров раннего барокко в Риме был Агостино Тасси (итал. Agostino Tassi, 1578–1644), известный также по судебному процессу, связанному с художницей Артемизией Джентилески. Тасси создал архитектурное обрамление для знаменитой фрески «Аврора» (1621–1623, Вилла Людовизи, Рим), написанной Гверчино (Джованни Франческо Барбьери; итал. Guercino, 1591–1666). Даже великий Джамбаттиста Тьеполо (итал. Giovanni Battista Tiepolo, 1696–1770) сотрудничал с выдающимся квадратуристом Джироламо Менгоцци Колонна (итал. Girolamo Mengozzi Colonna, ок. 1688–1776).
Пионерами техник иллюзионизма, таких как ракурс и di sotto in sù, были Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли (итал. Melozzo da Forlì, 1438–1494). Оба испытали влияние Пьеро делла Франческа. Знаменитый пример — «окулюс» в росписи Камеры дельи Спози (1465–1474) в Мантуе, созданный Мантеньей, и фреска «Вознесение Христа» (1478–1480) Мелоццо в церкви Санти-Апостоли в Риме.
Известные примеры квадратуры
Высокое Возрождение
В эпоху Высокого Возрождения ярким примером является фреска в Зале перспектив (1517) на Вилле Фарнезина, созданная Бальдассаре Перуцци (итал. Baldassare Peruzzi, 1481–1536). Другой шедевр — «Вознесение Девы Марии» (1526–1530) в куполе Пармского собора, выполненное Корреджо (Антонио да Корреджо; итал. Correggio, 1489–1534). Эта работа, с её смелыми ракурсами и ощущением невесомости, оказала большое влияние на итальянских художников барокко и Пармскую школу живописи.
Маньеризм
Иллюзионистские росписи маньеризма представлены фресками Виллы Барбаро (ок. 1561) в Тревизо, выполненными венецианским художником Паоло Веронезе (Паоло Кальяри; итал. Paolo Veronese, 1528–1588). В этом же ключе выполнены и знаменитые фрески Галереи Фарнезе (1597–1608) работы Аннибале Карраччи (итал. Annibale Carracci, 1560–1609).
Барокко
К шедеврам барочной квадратуры относятся: «Успение Пресвятой Богородицы» (1625–1627) в куполе церкви Сант-Андреа-делла-Валле работы Джованни Ланфранко (итал. Giovanni Lanfranco, 1582–1647) и фрески Палаццо Барберини (ок. 1633–1639), включая грандиозную «Аллегорию Божественного Провидения и власти папы Урбана VIII» кисти Пьетро да Кортона (итал. Pietro da Cortona, 1596–1669).
Одним из величайших произведений в истории монументальной живописи и лучшим образцом квадратуры барокко считается «Триумф и Апофеоз святого Игнатия» (1691–1694) Андреа Поццо (итал. Andrea Pozzo, 1642–1709). Эта роспись на потолке иезуитской церкви Сант-Иньяцио в Риме, на высоте почти 29 метров, создаёт иллюзию устремляющегося в небеса пространства, прославляя орден иезуитов.
Рококо
В XVIII веке, в эпоху рококо, выдающиеся образцы квадратуры создал Джамбаттиста Тьеполо при участии квадратуриста Джироламо Менгоцци Колонна. Среди них — фрески Палаццо Лабиа в Венеции (ок. 1745), росписи Вюрцбургской резиденции в Германии (1750–1753) и «Апофеоз Испании» (1762–1766) в тронном зале Королевского дворца в Мадриде.
Другие живописные техники
Об иллюзионистских методах в живописи:
Светотень — использование света и тени для придания объёма фигурам.
Тенебризм — драматическое использование контрастов света и тени.
Гризайль — монохромная живопись, часто имитирующая скульптуру.
Сфумато — смягчение очертаний фигур и предметов, позволяющее передать воздушную среду.
Импасто — нанесение густого слоя краски для создания рельефной фактуры.
Дизеньо — концепция, ставящая во главу угла рисунок, линию и форму.
Колорито — концепция, где доминирующую роль играет цвет и живописность.
Дополнительная информация
Подробнее об архитектурных терминах: Глоссарий по архитектуре.
Информация о техниках росписи и рисования: Энциклопедия изобразительного искусства.
Чтобы улучшить понимание подходов к анализу произведений искусства, ознакомьтесь со статьями: Оценка искусства и Как ценить картины.
- Фреска
- Андреа Поццо: художник фресок в стиле барокко
- «Обманка» в изобразительном искусстве
- Якопо Понтормо: художник-маньерист, Флоренция
- Масляная живопись - главная изюминка любого интерьера
- «Ступени». Выставка произведений Михаила Кудреватого
- «Падение Эдварда Бернарда» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- Выставка художника-аскета Ирины Терновской «The Signs»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?