Древняя керамика читать ~26 мин.
Керамика, также известная как керамическое искусство, — это создание предметов (в основном сосудов для приготовления пищи или хранения) из глины с последующим обжигом. Это было первое функциональное искусство, появившееся в верхнем палеолите после росписи по телу.Самой ранней известной формой была китайская керамика, которая впервые появилась в провинции Цзянси, к югу от бассейна реки Янцзы. Подобно наскальной живописи и другим видам доисторического искусства, изобретение и развитие керамики отражает социальные, экономические и экологические условия (многие из которых всё ещё плохо изучены) и является важным показателем культурного развития общества. Более того, хотя первые керамические сосуды, вероятно, предоставили охотникам-собирателям каменного века новые возможности для приготовления и употребления пищи, мы почти ничего не знаем о том, как именно они использовались. В данной статье мы сосредоточимся на керамических ремёслах доисторического периода и классической античности. Чтобы увидеть, как эволюция керамики вписывается в общую хронологию, см.: Хронология доисторического искусства (от 2,5 млн до н. э.).
Какие виды керамики бывают?
Существует три основных типа керамики: грубая керамика, каменная керамика и фарфор. Они классифицируются в зависимости от используемой глины и температуры обжига.
Грубая керамика — самый древний и простой вид керамики. Она также самая мягкая и обжигается при самой низкой температуре (обычно от 1000 до 1200°C). К ней относятся майолика, фаянс и делфтская керамика.
Каменная керамика — это более плотная керамика, которую обжигают при более высокой температуре (от 1100 до 1300°C). Кроме того, каменную керамику обычно покрывают глазурью из порошкового стекла и обжигают снова. Это заставляет глазурь сплавляться с глиняной основой, создавая стекловидную, непроницаемую поверхность. Если грубая керамика обычно имеет цвет от желтовато-коричневого до тёмно-красного, то каменная варьируется от серого до желтовато-коричневого или даже зелёного, как в случае с селадоновой керамикой.
Фарфор, лучшим и наиболее ценным видом которого остаётся китайский фарфор, тоньше каменной керамики, издаёт звонкий звук при постукивании и обладает характерной полупрозрачностью, если его держать на свету.
Как украшают керамику?
Керамику можно украсить множеством способов.
Её можно покрыть глазурью с использованием ряда цветных пигментов на минеральной основе. Например, добавление оксида железа создаёт зеленоватую глазурь, характерную для китайской селадоновой керамики.
Её можно расписать вручную до или после глазурования — методом, известным как подглазурная или надглазурная роспись.
Ангоб (шликер) — это ещё одна декоративная техника, при которой тонкая смесь воды и глины, называемая ангобом, наносится на поверхность сосуда, как краска.
Гравировка, или вырезание узоров на глиняной поверхности, — ещё один вид украшения.
Узоры также могут быть нанесены на внешнюю поверхность горшка путём оттиска или тиснения на сырой глине. См. также: Декоративное искусство.
Где и когда была изобретена керамика?
Согласно археологическим свидетельствам, керамика впервые появилась в Восточной Азии (Китай, Япония и бассейн реки Амур на востоке России) в эпоху палеолитического искусства. Спустя тысячелетия, в период неолита, она распространилась на Ближний Восток и в Средиземноморье.
Первая известная керамическая скульптура — это Венера из Дольни-Вестонице (около 25 000 г. до н. э.), обнаруженная в Чехии. Первые керамические сосуды — это горшки из пещеры Сяньжэньдун (18 000 г. до н. э.) в юго-восточной китайской провинции Цзянси. До этого открытия самой древней считалась керамика из пещеры Ючанянь (16 000 г. до н. э.), обнаруженная в китайской провинции Хунань. В Европе очень древними образцами также являются керамика из пещеры Вела-Спила в Хорватии (15 500 г. до н. э.) и керамика бассейна реки Амур (около 14 300 г. до н. э.).
ПРИМЕЧАНИЕ. Список старейших известных произведений искусства в мире см. в разделе «Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ».
Почему керамика впервые появилась в Китае?
Археологи не уверены, почему гончарное производство зародилось именно в Китае. Современная теория гласит, что это было вызвано климатическими условиями. Керамика Сяньжэньдун, например, была создана во время Последнего ледникового максимума, когда температуры в Восточной Азии были исключительно низкими. Чтобы выжить, людям приходилось извлекать из пищи максимальную калорийность. Одним из решений стало создание горшков для варки, поскольку приготовление пищи помогает увеличить усвоение питательных веществ из крахмалистых растений и мяса, что и послужило толчком к изобретению керамики. Появлению китайской глиняной посуды способствовали и другие факторы. Прежде всего, страна богата сырьём (глина, каолин, полевой шпат, кварц), необходимым для производства керамики. Кроме того, относительно высокая плотность населения в Китае, особенно на юго-востоке, также могла быть фактором. Однако мы до сих пор не знаем полной истории того, почему китайское искусство в этой области настолько опередило европейские аналоги. Фарфор производился в Китае ещё в IX веке, но европейцы смогли наладить его производство лишь в XVIII веке. Более подробно о хронологическом развитии китайской керамики см. Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время), а также «Искусство Азии» (с 38 000 г. до н. э.).
История и развитие гончарного дела
Обратите внимание на следующие приблизительные периоды времени:
Искусство каменного века (40 000–2500 до н.э.)
Искусство бронзового века (3000–1100 до н.э.)
Искусство железного века (1100–200 до н.э.)
Палеолитическая керамика
Вплоть до 1990-х годов большинство археологов и антропологов считали, что керамика была впервые создана в период неолита (около 8000–2500 гг. до н.э.), после окончания ледникового периода, когда люди перешли от охоты и собирательства к земледелию и животноводству. Однако находки в Сяньжэньдуне и Ючаняне, а также керамика Дзёмон, обнаруженная на стоянке Одай-Ямамото I (14 540 г. до н.э.), опровергли эту теорию. Это удивительное открытие, учитывая относительное отсутствие китайского наскального искусства в этот период. Более того, с развитием более совершенных методов датирования вполне вероятно, что мы найдём ещё более древние памятники, относящиеся к среднему этапу верхнего палеолита.
Для изготовления примитивных сосудов каменного века требовались лишь запасы глины и источник тепла. Поэтому большая часть китайской керамики верхнего палеолита (примерно до 10 000 г. до н. э.) была грубо сделана из глины и обожжена в кострах при температуре до 900°C. Сосуды имели круглое дно, что позволяло избегать острых углов, склонных к растрескиванию. Глазурь не использовалась, а украшение ограничивалось нанесением оттисков верёвок и плетёных корзин. (В Японии примерно с 14 000 г. до н. э. культура «дзёмон» была названа в честь декоративной техники, когда на внешней стороне горшка оставляли отпечатки, вдавливая верёвку в сырую глину перед обжигом.)
Керамика эпохи неолита в Китае
Хотя китайская керамика производилась непрерывно с 18 000 г. до н. э., она оставалась относительно примитивной. Однако в эпоху китайского неолита появление гончарного круга и улучшенных печей, а также развитие технологий плавки и металлургии помогли улучшить ассортимент и качество всех видов керамической посуды.
Ранний неолит (ок. 7500–5000 гг. до н. э.)
Самые ранние китайские сосуды эпохи неолита представляли собой красноватую глиняную посуду, изготовленную вручную (методом жгутовой лепки) и обожжённую в кострах. Украшение ограничивалось простыми рисунками, нанесёнными техникой тиснения и оттиска. Культуры раннего неолита в Китае включают:
Культура Наньчжуантоу (9500–7700 гг. до н.э.), южный Хэбэй. Известна примитивными горшками.
Культура Пэнтоушань (7500–6100 гг. до н.э.), северо-западный Хунань. Известна керамикой с верёвочным орнаментом.
Культура Пэйлиган (7000–5000 гг. до н.э.), Хэнань. Характерны толстостенные горшки красного цвета, часто с ручками-ушками, круглым дном и толстым горлышком.
Культура Хоули (6500–5500 гг. до н.э.), Шаньдун. Сосуды примитивного стиля.
Культура Синлунва (6200–5400 гг. до н.э.), Внутренняя Монголия. Известна своей цилиндрической керамической посудой, обожжённой при низких температурах.
Культура Цишань (6000–5500 гг. до н.э.), южный Хэбэй. Гончары Цишань обычно использовали декоративную маркировку шнуром и создавали более разнообразный ассортимент посуды, включая тазы, сервировочные подставки и декоративные чаши для питья.
Культура Дадивань (5800–5400 гг. до н.э.), Ганьсу и Шэньси. Продолжение гончарной традиции Цишань.
Средний неолит (ок. 5000–4000 гг. до н. э.)
Примером китайской керамики этого периода являются кувшины с глубоким корпусом, красные или красно-коричневые сосуды и амфоры. Восток был известен своей прекрасной глиняной или закалённой керамикой, украшенной геометрическими узорами, а также аппликациями. В низовьях реки Янцзы гончары специализировались на чёрной керамике. Культуры среднего неолита в Китае включают:
Культура Синьлэ (5500–4800 гг. до н.э.), низовья реки Ляо на полуострове Ляодун. Керамика этой культуры не имеет отличительных черт.
Культура Чжаобаогоу (5400–4500 гг. до н.э.), Внутренняя Монголия и Хэбэй. Известна горшками с выгравированными геометрическими и зооморфными узорами.
Культура Бэйсинь (5300–4100 гг. до н.э.), Шаньдун. Без отличительных черт в керамике.
Культура Хэмуду (5000–4500 гг. до н.э.), Юйяо, Чжэцзян. Горшки хэмуду были толстыми и пористыми, часто окрашивались в чёрный цвет углём. Использовались криволинейные и геометрические узоры, а также более простые оттиски верёвки.
Поздний неолит (ок. 4000–2000 гг. до н. э.)
Китайская керамика позднего неолита отличается множеством тонких, полированных церемониальных сосудов, иллюстрирующих культуру расписной керамики того периода. Среди них были полированные чаши из красной глины с чёрными точками, спиралями и плавными линиями. Для сравнения см. также: Древнее персидское искусство (с 3500 г. до н. э.).
К 3000 г. до н. э. китайские гончары достигли исключительного мастерства. Изделия включали формы, напоминающие тыкву, зубчатые линии, спирали и зооморфные фигуры. Преобладающая культура Луншань (3000–2000 гг. до н.э.) характеризовалась своей блестящей чёрной керамикой, тонкой, как яичная скорлупа, и умением создавать составные формы, где к основному корпусу добавлялись носики, ножки и ручки.
Культура Даси (5000–3000 гг. до н.э.), область реки Янцзы. Известна своей красной керамикой, чашками для питья толщиной с яичную скорлупу, чёрно-оранжевым дизайном.
Культура Яншао (5000–3000 гг. до н.э.), Жёлтая река, Хэнань. Керамика Яншао — это сосуды, расписанные белым, красным и чёрным цветами, украшенные схематическими изображениями птиц, рыб, оленей и растений. Наиболее известны погребальные кувшины, украшенные в верхней части различными завитками и пилообразными узорами, нанесёнными широкими ритмичными мазками чёрного и красного пигмента.
Культура Хуншань (4700–2900 гг. до н.э.), Внутренняя Монголия и Хэбэй. Для гончарных изделий Хуншань характерны маленькие чаши и изящные расписные украшения.
Культура Давэнькоу (4100–2600 гг. до н.э.), Шаньдун, Хэнань и Цзянсу. Примером посуды Давэнькоу являются кубки индивидуального дизайна на длинной ножке.
Культура Луншань (3000–2000 гг. до н.э.), Центральная и Нижняя Жёлтая река. Гончары Луншань были одними из первых, кто использовал гончарные круги. Их работа представлена тонкостенными полированными изделиями из «чёрной яичной скорлупы». Лучшие сосуды имеют тёмно-серый или чёрный цвет, иногда с гравировкой, но никогда не раскрашены. Сложное мастерство, характерное для керамики Луншань, предполагает, что многие сосуды были сделаны для церемоний, связанных с поклонением духам предков.
Распространение керамики за пределы Китая
Между 18 000 и 12 000 гг. до н.э. гончарное искусство распространилось с материкового Китая по Восточной Азии. Впоследствии оно появилось в Японии (к 14 500 г. до н.э.), в бассейне реки Амур (к 14 000 лет до н.э.), в Африке к югу от Сахары (к 9500 г. до н.э.), в Персии (к 8000 лет до н.э.), на Ближнем Востоке (к 7000 лет до н.э.), в Америке (к 5500 г. до н.э.) и на Индийском субконтиненте (к 5500 г. до н.э.). Неизвестно, возникало ли оно в этих регионах самостоятельно или было принесено мигрантами из Китая. Как ни странно, керамика так и не прижилась в неолитической Австралии — месте назначения нескольких волн доисторических мигрантов из Юго-Восточной Азии, — поскольку на австралийских стоянках аборигенов этого периода не найдено остатков керамики.
Бассейн реки Амур и Сибирь (Россия)
Керамика распространилась из Китая по бассейну реки Амур в Амурскую область России и через море в Японию. В российском Приамурье гончарное дело датируется стоянками Гася и Хумми (14 000–13 200 гг. до н.э.). За этим этапом первобытной керамики верхнего палеолита последовал переходный период (11 200–6 000 гг. до н.э.), прежде чем возникла неолитическая амурская керамика. К 6000 г. до н. э. гончарные изделия производились по всему Дальнему Востоку, особенно в рамках культур Громатуха и Новопетровская.
В Сибири самая старая известная керамика происходит с археологического памятника Усть-Каренга, недалеко от озера Байкал, и датируется 11 800–10 500 гг. до н.э. Это недалеко от места находки Мальтинских Венер (около 20 000 г. до н. э.), которые были обнаружены недалеко от Усолья-Сибирского, примерно в 50 км к северо-западу от Иркутска.
Япония
Древняя японская керамика, известная как керамика Дзёмон, является второй по возрасту после китайской. Период «дзёмон» (яп. 縄文, букв. «верёвочный орнамент») в японском искусстве соответствует неолиту. Название происходит от узоров, которые получались вдавливанием верёвки в сырую глину. Древнейшие японские горшки (зарождающаяся культура Дзёмон) были обнаружены на месте поселения Одай-Ямамото I в префектуре Аомори и датируются примерно 14 540 г. до н. э. Осколки древней японской керамики были также найдены на стоянке Камино на юго-западе Японии (14 000–13 000 гг. до н.э.) и в пещере на северо-западном побережье современного Кюсю (12 700 г. до н.э.). В то время гончарный круг был неизвестен, поэтому все горшки Дзёмон были сделаны вручную. Глину смешивали с различными добавками, включая слюду, свинец, волокна и измельчённые раковины. После того как глиняный предмет был сформирован, для сглаживания поверхностей использовали различные инструменты. Затем, после просушки, его обжигали на костре при температуре около 900°C.
Сосуды Дзёмон делятся на пять основных категорий:
«фукабати» (кувшины, глубокие чаши);
«хати» (чаши средней глубины);
«асабати» (неглубокие чаши);
«цубо» (ёмкости с длинным и узким горлышком);
«тюко» (ёмкости с носиками).
Главной функцией гончарных изделий Дзёмон было хранение продуктов. Но исследователи обнаружили, что горшки и кувшины Дзёмон также использовались для захоронения младенцев и маленьких детей.
Период Дзёмон традиционно делится на шесть фаз:
Начальный Дзёмон (около 14 500–8 000 гг. до н.э.). Это переходный этап между палеолитом и неолитом. Ранняя керамика Дзёмон представляла собой преимущественно глубокие контейнеры для приготовления пищи с заострённым дном и примитивным верёвочным орнаментом.
Ранний Дзёмон (ок. 8000–5000 гг. до н.э.). Керамические ёмкости увеличиваются в размерах, что указывает на более оседлый образ жизни. Украшение становится более проработанным. Появляются волнистые ободки и плоское дно.
Средний Дзёмон (около 5000–2500 гг. до н.э.). Известен глиняной посудой с верёвочным орнаментом для приготовления и хранения пищи.
Поздний Дзёмон (ок. 2500–1500 гг. до н.э.). Известен своими декоративными сосудами и фигурками «догу», в том числе сосудами в «пламенном стиле». Ободки горшков усложняются.
Финальный Дзёмон (около 1500–1000 гг. до н.э.). Отмечен высоким качеством церемониальных и ритуальных сосудов. Антропоморфные фигурки сопровождали захоронения; также практиковалось помещение останков в керамические горшки.
Завершающий Дзёмон (ок. 1000–300 гг. до н.э.). На него сильно повлияло корейское искусство и керамика Мумун — простой, без украшений стиль посуды для приготовления и хранения пищи.
Европа
Керамическая скульптура была известна в Восточной Европе (Чехия) около 25 000 г. до н. э. (Вестоницкая Венера), что свидетельствует о том, что европейские охотники-собиратели были знакомы с технологией обжига глины по меньшей мере в граветтский период. Примечание: существует значительная разница между обожжённой глиной низкого качества, используемой для скульптур, и высококачественной керамической посудой.
В 2006 году археологи обнаружили черепки палеолитической керамики в пещере Вела-Спила на острове Корчула у побережья Хорватии, датируемые 15 500–13 000 гг. до н.э. Эти фрагменты, которые сейчас выставлены в Центре культуры Вела-Лука, кажутся старейшими образцами керамической посуды в Европе. В пещере Якас (ещё одно палеолитическое место на острове Корчула) недалеко от деревни Зрново также ведутся раскопки.
В конечном итоге керамика пришла в Европу с Ближнего Востока в седьмом тысячелетии до н.э. Фессалия (Греция), находившаяся под влиянием технологий из современной Сирии и Ирака, является первым регионом Европы, где начали производить керамику (около 6300 г. до н.э.). В течение следующего тысячелетия эта греческая неолитическая культура развивается в более значимую культуру Сескло, ставшую источником неолитической экспансии на континент. Культура Сескло расширилась на север через реки Тиса и Дунай, превратившись в Культуру линейно-ленточной керамики и меньшую культуру Хаманджия (Румыния). (О керамической скульптуре Хаманджия: «Мыслитель из Чернаводэ», 5000 г. до н. э.). Первая порождает два культурных движения — Восточную (около 5000 лет до н.э.) и Западную (около 4500 г. до н.э.) линейно-ленточную керамику. Восточная ветвь распространяется на Болгарию, Венгрию, Украину; западная охватывает Чехию, Польшу, Германию, а затем Францию, Бельгию и Нидерланды. Отдельное направление, известное как культура кардиальной керамики (или «Импрессо»), распространялось из Греции на запад, в Средиземное и Адриатическое моря, на Балканы, в Италию, долину Роны во Франции и восточную Испанию. Вся эта неолитическая культурная экспансия по Европе произошла примерно между 6000 и 4500 годами до н.э.
Персия
Древняя Персия (современный Иран) располагалась прямо посреди сухопутных торговых путей, ведущих на запад из Китая. Неудивительно, что керамика достигла Персии не позднее 8000 г. до н. э., за много веков до того, как появилась на Ближнем Востоке. Древняя керамика была найдена во многих местах в западной Персии, в том числе в Гандж-Даре (Долина сокровищ) и Тёпе-Сараб в провинции Керманшах, а также в горах Загрос. Особенностью Гандж-Даре были фигурки людей и животных из терракоты. Центры гончарного искусства также были найдены в Сузах и Чога-Миш на юго-западе Ирана.
Ближний Восток
Очевидно, что керамика совершенствовалась по мере того, как палеолит уступал место мезолиту и, в конечном итоге, неолиту. Когда люди начали вести оседлый сельскохозяйственный образ жизни в эпоху неолита, в производстве керамики произошли значительные успехи. Первые печи (сначала ямы, а затем печи с каменной обкладкой) появились около 6000 г. до н. э. на Ближнем Востоке (Ярым-Тёпе, Ирак). Они позволили достичь более высоких температур, что повысило надёжность и долговечность горшков. Кроме того, был изобретён гончарный круг. Он распространился в Месопотамии (и по всему миру) между 6000 и 4000 гг. до н.э., что привело к увеличению количества керамических сосудов всех типов и размеров. (См.: Месопотамское искусство 4500–539 гг. до н.э.) По мере того как на Ближнем Востоке и в Средиземноморье формировались города, рос спрос на все виды керамических изделий, включая терракотовые скульптуры, а также напольную и кровельную черепицу, а соответствующие технологии совершенствовались.
На Ближнем Востоке, в районе Большой Месопотамии, неолитическое производство керамики можно разделить на четыре основных периода:
период Хассуны (7000–6500 гг. до н.э.),
период Халафа (6500–5500 гг. до н.э.),
период Убайд (5500–4000 гг. до н.э.) и
период Урук (4000–3100 гг. до н.э.).
Самые ранние типы сосудов (около 7000 лет до н.э.) формировались вручную из пластин красновато-коричневой глины, их оставляли без украшений и глазури. Но к 6000 г. до н. э. был введён ряд декоративных техник, включающих замысловатые расписные узоры.
Керамика Хассуны (7000–6500 гг. до н.э.), названная в честь типового памятника Телль-Хассуна, возникла в центральной Месопотамии и отличается характерной кремовой накладкой с красноватой краской и линейными узорами.
Керамика Халафа (6500–5500 гг. до н.э.), названная в честь типового памятника Телль-Халаф на северо-востоке Сирии, представила больше цветов с геометрическими и животными мотивами оранжевого, красного, коричневого и чёрного цветов. Керамика позднего Халафского периода была исключительной благодаря своей высококачественной полихромной росписи, обычно отполированной до глянцевого блеска. Действительно, халафская керамика достигла уровня технической сложности, невиданного до более позднего периода греческой керамики. Керамика Халафа также известна своей белой посудой с замысловатым узором из чёрных точек, а также сосудами с расклешёнными и овальными горлышками.
Керамика Убайд (5500–4000 гг. до н.э.), названная в честь типового памятника Телль-эль-Убейд, недалеко от Ура, стала первой керамической традицией, распространившейся по всей Месопотамии. В целом, керамика Убайд украшена более приглушённо, с меньшим блеском и цветом, чем халафская. Вместо этого она известна своим более строгим стилем: жёлто-коричневые или зеленоватые пластины и сосуды, украшенные зигзагами, шевронами, параллельными линиями и другими геометрическими узорами. Поздняя убайдская керамика изготавливалась на круге, обычно была зеленоватого цвета, с широкими чёрными горизонтальными и простыми кривыми линиями. Формы включали чашки с плоским дном.
Керамика Урук (4000–3100 гг. до н.э.), названная в честь шумерского города Урук, совпала с возникновением городской жизни в Месопотамии. В это время керамика стала преобладающим видом искусства: производство стало более специализированным благодаря появлению быстро вращающихся гончарных кругов и улучшению контроля над процессом обжига. Конструкция печей также улучшилась. Появление технологии плавки металлов эпохи энеолита также привело к совершенствованию гончарных технологий. Керамическая посуда Урук известна своей отполированной монохромной поверхностью с красными или серыми накладками, но в остальном относительно не украшенной. Сосуды в стиле Урук отличаются большими горловинами, короткими горлышками и толстыми корпусами.
К 4000 г. до н. э. более совершенные печи могли обжигать глиняные изделия при температуре до 1200°C, что открыло новые технические возможности. Значительное количество керамики теперь производилось небольшими группами гончаров для городов, а не отдельными мастерами для семьи. По мере того как регион становился богаче и организованнее, типы керамических сосудов становились более разнообразными, а спрос на них рос. Были разработаны формы для ускорения производства, и широкое распространение получило глазурование.
Древняя Индия
Неолитическая керамика практиковалась в Индии не позднее 5500 г. до н. э., во время периода Мехргарх II (5500–4800 гг. до н.э.), особенно на территории современных северо-западной Индии и Пакистана. Керамика получила дальнейшее развитие в течение периода Мехргарх III (4800–3500 до н.э.) и особенно во время цивилизации долины Инда, которая процветала вдоль рек Инд и Гхаггар-Хакра. Также называемая Хараппской цивилизацией (от места раскопок близ Хараппы в Пенджабе), эта цивилизация существовала примерно с 3500 по 1300 год до н.э. и прошла пять этапов производства керамики. В 1300 г. до н. э. за ней последовали индо-гангские традиции железного века «серой расписной керамики» и «северной чёрной лощёной керамики». См.: Индия: живопись и скульптура.
Северная и Южная Америка
Керамика эпохи неолита в Северной и Южной Америке, включая кухонные сосуды, сосуды для хранения, погребальные урны, домашнюю плитку и терракотовые скульптуры, датируется по крайней мере шестым тысячелетием до н.э.
В Южной Америке керамика высочайшего качества производилась в Андах и на западном побережье, особенно в Перу и Боливии. Сосуды и кувшины обычно украшали раскрашенными фигурами животных и людей. Керамика из Эквадора, Колумбии, Аргентины и Чили была более грубой. Самая ранняя южноамериканская керамика, извлечённая из пещеры Педра-Пинтада, недалеко от Сантарена в Бразилии, была датирована 5500 г. до н. э. Горшки из Тапериньи, также недалеко от Сантарена, датируются 5000 г. до н. э. Из бассейна Амазонки керамика распространилась на запад и юг, а затем на север через Мезоамерику. Керамика культуры Алака в Гайане датируется 4000 г. до н. э., керамические сосуды культуры Сан-Хасинто в Колумбии — примерно 4500 г. до н. э., а в Пуэрто-Ормига в Колумбии — примерно 3800 г. до н. э. В Эквадоре керамика впервые появилась во времена культуры Вальдивия около 3200 г. до н. э., а в культуре Панданче в Перу — около 2450 г. до н. э. К концу третьего тысячелетия до н.э. она производилась в Центральной Америке, распространившись на Панаму к 2140 г. до н. э., Коста-Рику к 1890 г. до н. э. и Южную Мексику (традиция Пуррон) к 1805 г. до н. э.
С другой стороны, керамика зародилась в Северной Америке более чем за тысячу лет до того, как появилась в Мексике. Это позволяет предположить, что она либо попала туда морем с другого континента, либо была изобретена независимо коренными жителями. Керамические горшки из долины реки Саванна в Джорджии и Южной Каролине были датированы примерно 2890 г. до н. э., а сосуды для приготовления пищи культур Норвуд и Оранж во Флориде — 2460 г. до н. э. Смотрите также: Доколумбово искусство (около 1200 г. до н.э. – 1535 г. н.э.)
Африка
Самая старая известная керамика в Африке происходит из региона к югу от Сахары. В 2007 году швейцарские археологи нашли керамические черепки в Унджугу в Центральном Мали, датируемые как минимум 9500 годом до н.э. Изготовление горшков в этой зоне Африки долгое время ассоциировалось с распространением языков банту, но на сегодняшний день проведено ещё мало исследований.
Два важных участка керамики в Центральном Судане включают Хартум и Шахейнаб, два типичных объекта мезолита и неолита соответственно. Осколки глиняной посуды на этих стоянках принадлежали погребальным сосудам и были найдены в могильных ямах рядом с останками скелетов. Сосуды характеризовались волнистой линией и пунктирным волнистым орнаментом.
Другой африканский объект неолитической керамики — это каменное убежище Такаркори в горах Акакус на юге Ливии, откуда британские археологи извлекли черепки керамики, датируемые 5200 г. до н. э. В полузасушливом регионе Сахеля между пустыней Сахара и тропической Африкой (охватывающем части Гамбии, Сенегала, Мавритании, Мали, Алжира, Нигера, Нигерии, Камеруна, Чада, Судана, Эритреи) на различных участках были обнаружены фрагменты керамики, датируемые примерно 3000 г. до н. э. См. также: Африканское искусство.
Пожалуй, самым известным типом африканской керамики является египетский фаянс — не содержащая глины стекловидная масса, изобретённая египетскими мастерами, хотя она возникла в Уре в Месопотамии. В священном египетском городе Абидос была обнаружена самая старая фаянсовая мастерская с печами для обжига, датируемая 5500 г. до н. э. Египетский фаянс изготавливали путём измельчения кристаллов кварцевого песка с кальцием, магнием, калием, натрием и оксидом меди. Полученной пасте придавали форму, а затем обжигали. Во время нагревания формы затвердевали и приобретали яркие цвета и глянцевую поверхность. Древнеегипетское слово для фаянса, «чехенет», означает «сияющий», и считалось, что фаянсовая керамика отражает свет бессмертия. См. также: Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.).
Когда впервые был изобретён гончарный круг?
Никто точно не знает, кто и когда изобрёл гончарный круг. Можно с уверенностью сказать, что он широко использовался уже к началу раннего бронзового века, около 2400 г. до н. э. Мы знаем, что некоторые примитивные формы гончарного круга (известные как турнетки) использовались на Ближнем Востоке около 4500 г. до н. э. Некоторые учёные придерживаются мнения, что собственно колесо было изобретено в Месопотамии (современный Ирак) несколько раньше: не в последнюю очередь потому, что в городе Ур был найден каменный гончарный круг, датируемый примерно 3129 г. до н. э. Однако есть и другие версии. Румыния и Китай были названы возможными местами происхождения, как и крупные города цивилизации долины Инда в Индии. Другие исследователи считают, что гончарный круг изобрели в Египте. Кроме того, в Египте около 3000 г. до н. э. был усовершенствован механизм вращения круга.
Древняя Греция
На западе древняя керамика достигла своего апогея в классической Греции при изготовлении и украшении ваз, амфор и других предметов. Для полной истории см. Греческая керамика (с 3000 г. до н. э.).
Истоки греческого мастерства относятся к периоду 3000–2000 гг. до н.э., когда искусство Эгейского моря вытеснило Фессалию в качестве ведущего центра керамики. Минойское искусство также внесло свой вклад в это возрождение, как и новые формы керамики с Киклад, в том числе изделия Сескло с геометрическим орнаментом и морскими мотивами. Но лучшие изделия появились на Крите в минойский протодворцовый период (2000–1800 гг. до н.э.), когда были построены великолепные дворцы Феста и Кносса, а также в новодворцовый период (1650–1425 гг. до н.э.). Минойская керамика пользовалась большим спросом во всем Средиземноморье. Микенское искусство пришло на смену минойской культуре после того, как Крит был захвачен микенцами около 1400 года до н.э. Затем, в XII веке до н.э., Греция была оккупирована вторгшимися с севера племенами, что привело к упадку декоративно-прикладного искусства в большинстве районов страны.
Возрождение греческого искусства началось около 900 г. до н. э. с появлением греческой керамики в геометрическом стиле (около 900–725 гг. до н.э.), к которому относятся одни из лучших произведений греческого керамического искусства. Примерно с 725 г. до н. э. за ним последовал ориентализирующий стиль (около 725–600 гг. до н.э.), испытавший влияние греческих колоний в Малой Азии. На материковой части Греции двумя основными центрами гончарного дела были Афины и Коринф, соперничество которых повлияло на развитие во всём греческом мире.
Расцвет греческой керамики пришёлся на период 600–480 гг. до н.э., когда возник чернофигурный стиль, в котором рисунки выполнялись чёрным цветом на красных глиняных вазах. За ним последовал краснофигурный стиль, в котором фон заливался чёрной краской, чтобы контрастировать с фигурами, оставленными в естественном красном цвете глины. См. также: Греческая скульптура (с 650 г. до н. э.).
За исключением техники белой земли, греческая керамика в классический период (около 480–330 гг. до н.э.) оказалась антикульминацией. Этот вид искусства исчерпал себя, и возможности для экспериментов уменьшились. Греческое керамическое искусство пришло в упадок как в техническом, так и в творческом плане. Его поддерживали лишь региональные стили в колониях, хотя эллинистическая керамика и живопись продолжали оказывать большое влияние на зарождающиеся керамические центры этрусского искусства и на римское искусство вплоть до эпохи империи.
Развитие китайской керамики (2000 г. до н. э. – 200 г. н.э.)
Культура династии Ся (2100–1600 гг. до н.э.), относящаяся к первой династии бронзового века в Китае, известна своей белой керамикой, иногда украшенной бирюзой и ракушками. Самые ранние керамические изделия с высокотемпературным обжигом были изготовлены в Китае в период искусства династии Шан (1700–1050 гг. до н.э.), в таких местах, как Иньсюй и Эрлиган.
Китайские мастера-гончары продолжали совершенствовать высокотемпературные методы, а также различные виды глин, пока в конце концов не создали настоящий фарфор. Гончары Шан также добились заметных успехов в области глазури горячего обжига.
В следующую эпоху искусства династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.) разнообразие керамических изделий было значительно расширено, а технологии производства усовершенствованы. В центрах гончарного дела в долине нижнего течения реки Янцзы производили протофарфор — предшественник селадоновой глазури, разработанной позже гончарами династии Тан. Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) произвело два вида глазурованной посуды. На севере производилась слабо обожжённая свинцовая глазурь бутылочного цвета; в восточной части провинции Чжэцзян изготавливали высокотемпературную коричневато-оливковую глазурь.
В дополнение к достижениям в области фарфора и высокотемпературной керамики, период от 2000 г. до н. э. до 200 г. н.э. в Китае ознаменовался повсеместным прогрессом в производстве керамики, включая методы и технологию обжига; создание и использование ангобов и глазурей; использование различных видов минеральных пигментов и увеличение ассортимента керамических сосудов, особенно для церемониальных и погребальных нужд. Для получения дополнительной информации о мастерстве Китая в технологии обжига терракоты см.: Китайская терракотовая армия (около 246–208 гг. до н.э.).
Более подробная информация о древнем искусстве: Индекс доисторического искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Как развивалось изобразительное искусство:
Путеводитель по истории искусства.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения см.:
Художественное определение, значение.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?