Наскальные выгравированные рисунки читать ~10 мин.
В доисторическом искусстве термин «гравировка» обычно относится к рисунку, сделанному острым инструментом, чешуйкой или заточенным камнем на стене, полу или потолке пещеры. Хорошими примерами являются гравированные рисунки в пещерах Ласко, Ле-Комбарель, Куссак и Труа-Фрер. Из-за ассоциации с пещерами гравюры каменного века обычно рассматриваются как вид пещерного наскального искусства, а не как вид наскального искусства под открытым небом, хотя археологи обнаруживают все больше и больше открытых мест, содержащих гравированные рисунки. Хорошим примером является верхнепалеолитическая стоянка в Вила-Нова-де-Фош-Коа на северо-востоке Португалии, которая относится к эпохе граветтского искусства (ок. 22 000 лет до н.э.). Почти все украшенные скальные навесы во Франции и Испании содержат гравировки, а некоторые (Ле-Комбарель, Куссак) содержат только гравировки.
См. также: Хронология доисторического искусства.
В чём разница между доисторическими гравюрами, рисунками и картинами?
Чтобы объяснить разницу между доисторической гравюрой, рисунком и наскальной живописью, нам нужно понять три основных этапа создания изображения доисторического животного. Сначала на стене пещеры рисуется контур и основные черты. Для этого на поверхность скалы наносится острым предметом чёрный контур с помощью марганцевого пигмента или кусочка древесного угля. Во-вторых, готовый контур животного или его тело часто (но не всегда) может быть раскрашено (то есть окрашено) одним или несколькими пигментами. (Подробнее см. Доисторическая цветовая палитра). Наконец, рисунок или картина могут быть заштрихованы чёрным (или другим) пигментом, чтобы усилить их трехмерность.
Другими словами, наскальная живопись – это любое изображение, раскрашенное пигментом; рисунок – это любое нераскрашенное изображение; а гравюра – это любое изображение, нанесённое путём прочерчивания или вырезания линий на поверхности стены, независимо от того, раскрашено оно или не раскрашено. (Примечание: Древнейшее известное в мире наскальное искусство см: Пещерные рисунки Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.).
Формы верхнепалеолитического искусства
Фигурные гравюры – раскрашенные или нет – являются преобладающей формой пещерного искусства на территории Северной Испании и Южной Франции. Они менее известны, чем росписи, поскольку не так бросаются в глаза, но зато они более многочисленны. Как правило, они делались с помощью кремня или обтёсанного камня, но тип выгравированного знака очень разнообразен.Чаще всего гравёр с удовольствием набрасывал очертания животного с помощью простых линий. Они могли быть глубокими и широкими или мелкими и узкими, в зависимости от мягкости поверхности камня или намерений художника.
Многие из гравированных рисунков, сделанных в эпоху ориньякского искусства (40 000-25 000 лет до н.э.), сейчас почти не видны, но современные методы воспроизведения показывают, что в момент создания они были гораздо более заметны, поскольку их беловатые линии сильно контрастировали с темным цветом стен пещеры. Однако со временем надрезы потускнели, что, возможно, объясняет большое количество наложений рисунков, которые можно увидеть в местах более позднего мадленского искусства, таких как Ласко, Ле-Труа-Фрер или Ле-Комбарель.
Что касается тематики, то большинство доисторических гравюр изображают животных, но стоит отметить два исключения: необычные гравированные человеческие фигуры, обнаруженные в пещере Аддаура, Монте-Пеллегрино, в Италии, и гравированный рисунок «Колдун» в пещере Труа-Фрер, во Франции.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Гравировка или рельефная скульптура?
В чём разница между доисторической гравюрой бизона и рельефной скульптурой бизона? Ответ: “Меньше, чем вы думаете”. В конце концов, что такое рельеф неглубокой гравировки? Это хорошо видно на примере граветтского рельефа из пещеры Абри дю Пуассон (23 000 лет до н.э.) в Перигоре и солютрейского искусства (ок. 17 000 лет до н.э.) в пещере Рок-де-Серс близ Гашеду в Шаранте, где на многочисленных известняковых блоках выгравировано или высечено более пятидесяти изображений бизонов. Фактическая разница между некоторыми гравюрами и рельефами относительно невелика. (См. также: Доисторическая скульптура.)
Известные места наскальных гравюр эпохи палеолита
Гравюры из пещеры Бломбос (ок. 70 000 лет до н.э.)
Два фрагмента скалы с гравировкой абстрактных геометрических узоров, найденные в пещере недалеко от побережья Южной Африки. Древнейшее наскальное искусство в Африке.
Гравюры на яичной скорлупе из Дипклоофа (ок. 60 000 лет до н.э.)
Замысловатые гравированные перекрёстные узоры и другие абстрактные знаки на скорлупе страусиных яиц, использовавшихся для переноски воды. Второе древнейшее наскальное искусство в Африке.
Неандертальские гравюры из пещеры Горхэмс (ок. 37 000 лет до н.э.)
Перекрёстная гравировка на поверхности доломитового камня, предположительно созданная художниками-неандертальцами.
Гравюры Абри Кастаньет (ок. 35 000 лет до н.э.)
Гравированные изображения мужских и женских гениталий.
Grotte des Deux-Ouvertures (Пещера двух отверстий) (26 500 лет до н.э.)
Убежище эпохи Ориньяка во французском Ардеше, отмеченное гравированными пиктограммами, изображающими аурохов и шерстистых мамонтов.
Гравюры пещеры Кюссак (ок. 25 000 лет до н.э.)
Граветтская пещера в Дордони, известная своими крупномасштабными гравированными рисунками лошадей, бизонов и мамонтов.
Пещерное искусство Гаргаса (25 000 лет до н.э.)
Крупномасштабные гравированные рисунки и шокирующие ручные трафареты.
Пещерное искусство Рукадура (ок. 24 000 лет до н.э.)
Пещера Рукадур, соседняя с пещерой Печ-Мерль в регионе Лот, известна, в частности, своими наскальными гравюрами с изображением животных и птиц.
Лосось из пещеры Абри дю Пуассон (ок. 23 000 лет до н.э.)
Чудесная резьба в натуральную величину самца лосося, высеченная на потолке крошечного скального убежища.
Гравюры долины Коа, Португалия (ок. 22 000 до н.э.)
Крупнейшее португальское место граветтской эпохи, содержащее тысячи выгравированных рисунков лошадей, крупного рогатого скота и других животных, а также человеческих фигур.
Пещера Ла Пилета (ок. 18 000 лет до н.э.)
Андалузская стоянка, содержащая множество гравированных рисунков с изображением лошадей, аурохов и других зверей.
Пещера Рок-де-Серс (ок. 17 000 лет до н.э.)
Чудесный центр солютрейских гравюр и других резных изделий.
Пещера Ла-Пасьега (ок. 16 000 лет до н.э.)
Верхнесолутрейское и нижнемадленское искусство каменного века, включающее гравировки и резные изображения лошадей, шейных и крупнорогатых животных.
Пещера Ласко (ок. 17 000-13 000 до н.э.)
Одна из величайших в мире витрин франко-кантабрийского пещерного искусства, стены которой покрыты гравированными рисунками по всей её длине, но особенно в Осевой галерее (также называемой Расписной галереей), Апсиде, Нефе и Камере Фелинов.
Пещера Альтамира (ок. 15 000)
Хотя булавовидные абстрактные знаки пещеры датируются 34 000 лет до н.э., великолепные расписные гравюры с изображением бизонов на потолке главной галереи имеют мадленское происхождение.
Пещера Фонт-де-Гом (ок. 14 000 лет до н.э.)
Ещё одна пещера в Дордони, она содержит более 200 гравюр, включая изображения 80 бизонов и 40 мамонтов, а также доисторические трафареты рук и отпечатки ладоней.
Рельеф бизона из Тюк д’Одубера (ок. 13 500 г. до н.э.)
Эта великолепная мадленская работа высечена в высоком рельефе, что явно отличает её от любой формы наскальной гравировки. Сравните с рельефом лосося в убежище Абри дю Пуассон.
Пещера Труа-Фрер (ок. 13 000 лет до н.э.)
Кроме гравированного рисунка «Колдуна», о котором говорилось выше, в пещере есть камера, известная как Часовня Львицы, в которой доминирует гравировка львицы в натуральную величину.
Рок-о-Сорсьер (ок. 12 000 лет до н.э.)
Содержит исключительный известняковый фриз с рельефной скульптурой, а также многочисленные гравюры с изображением животных.
Пещера Ле-Комбарель (ок. 12 000 лет до н.э.)
Главная святыня палеолитического искусства позднего мадленского периода, эта пещера в Дордони известна своей огромной коллекцией из около 600 гравюр животных каменного века, а также одним трафаретом руки.
Пещера Аддаура (11 000 лет до н.э.)
Здесь изображена необычная сцена жертвоприношения или ритуала с двумя жертвами, шаманами и наблюдающей танцующей толпой.
За пределами Европы
Наскальное искусство полуострова Бурруп (Муруджуга) (ок. 30 000 лет до н.э., но эти данные не подтверждены).
Один из самых известных районов наскального искусства аборигенов, он содержит около 1 миллиона доисторических наскальных гравюр, включая рисунки человеческих фигур и лиц, а также вымерших животных, таких как тасманский тигр. Несмотря на использование методов датировки по космическому излучению (измерение уровня бериллия-10), лишь немногие петроглифы были подтверждены как датированные ранее 10 000 лет до н.э., хотя ожидаются и более ранние даты.
Более мелкие примеры из Австралии: наскальное искусство Кимберли и наскальное искусство Убирр, обе традиции, как полагают, датируются примерно 30 000 лет до н.э.
Неолитические гравюры под открытым небом
Когда охотники-собиратели ледникового периода верхнего палеолита в конце концов уступили место более тёплым и оседлым условиям эпохи мезолита и неолита, человек каменного века навсегда оставил свои пещеры и своё наскальное искусство.
Ледники на севере начали исчезать, а обширные леса покрыли европейские степи. На смену суровому холоду пришла более мягкая и влажная температура. Крупные млекопитающие, на которых жил человек, эмигрировали или исчезли. Человек стал предпочитать жить на берегах озёр, рек и морей, все чаще вынося свои жилища на открытое пространство. Он создал новые орудия для рыбной ловли и морской охоты. Если не считать его нового интереса к мобильному искусству, его художественные работы ограничивались рисунками и «алфавитными» знаками на щитах.
Лишь в некоторых районах сохранялась традиция фигурной гравировки, причём только на открытых площадках. Самые известные из них служат примером традиций раннего африканского искусства на всем африканском континенте. Техника гравировки варьировалась в зависимости от местности, но в дополнение к более ранним методам работы с кремнём или заострённым камнем неолитические художники выбивали свои метки и линии небольшим твёрдым камнем, создавая тысячи крошечных отметин-пеков, чтобы выгравировать необходимое изображение. Многие изображения, особенно те, которые не были украшены цветными пигментами, с тех пор утратили свою чёткость, поскольку их первоначальные линии давно слились с цветом окружающей породы.
Знаменитые места неолитических гравюр
Тассили-н-Аджер (Алжир, Северная Африка) (ок. 8 тыс. до н.э.)
Гравировки архаической традиции, изображающие стада крупного рогатого скота, крупных животных, таких как антилопы, буйволы, крокодилы, и людей, занятых охотой и танцами, например, гравированный рисунок спящей антилопы, обнаруженный в Тин-Тагирте на плато Тассили-н-Аджер на юго-востоке Алжира на границе с Ливией и Нигером. См. также: Мезолитическое искусство.
Сиднейские наскальные гравюры (Новый Южный Уэльс, Австралия) (ок. 5 тыс. до н.э.)
Эти фигурные рисунки, вырезанные в песчанике, включают тщательно прорисованные фигуры людей и животных, характеризуются «простым фигуративным» стилем, который восходит к началу неолитического искусства.
Гравюры жирафа Дабуса (Агадез, Нигер, Африка) (ок. 4 тыс. до н.э.)
Эти неолитические гравюры культуры Таурег в Сахаре отличаются натурализмом, перспективой и анатомическими деталями. На них также изображены слоны, газели, крокодилы и крупный рогатый скот.
Ниола Доа (Прекрасные дамы) (Эннеди, Чад, Африка) (ок. 3 тыс. до н.э.)
Эта серия монументальных женских фигур на плато Эннеди продолжает традицию фигурного изображения человека в сахарской Африке, начатую около 5,5 тыс. до н.э.
Похожие статьи
Подробнее о чучелах плодородия см: Фигурки Венеры (35 000-10 000 до н.э.)
– Путеводитель по самым древним произведениям искусства см: Древнейшее искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?