Наскальные выгравированные рисунки читать ~8 мин.
В доисторическом искусстве термин «гравюра» обычно относится к изображению, сделанному острым инструментом, кремнёвым отщепом или заточенным камнем на стене, полу или потолке пещеры. Яркие примеры — гравированные рисунки в пещерах Ласко, Комбарель, Куссак и Труа-Фрер. Из-за ассоциации с пещерами гравюры каменного века обычно рассматриваются как вид наскального искусства, а не как искусство на открытых скальных поверхностях. Тем не менее археологи находят всё больше памятников под открытым небом с гравированными изображениями. Хороший пример — верхнепалеолитическая стоянка в Вила-Нова-де-Фош-Коа на северо-востоке Португалии, которая относится к граветтской культуре (около 22 000 года до н.э.). Почти все украшенные скальные навесы во Франции и Испании содержат гравюры, а некоторые (Комбарель, Куссак) содержат только гравюры.
См. также: Хронология доисторического искусства.

Чем доисторические гравюры отличаются от рисунков и живописи?
Чтобы объяснить разницу между доисторической гравюрой, рисунком и наскальной живописью, нужно рассмотреть три основных этапа создания изображения. Сначала на стену пещеры наносили контур и основные черты. Контур могли нарисовать с помощью пигмента на основе марганца или кусочка древесного угля либо процарапать острым предметом. Во-вторых, готовый контур и тело животного часто, но не всегда, раскрашивали одним или несколькими пигментами (Подробнее см. Доисторическая цветовая палитра). Наконец, для придания объёма изображение могли дополнительно заштриховать или детализировать гравировкой.
Иными словами, наскальная живопись — это любое изображение, в котором использован пигмент; рисунок — это любое нераскрашенное изображение, а гравюра — это изображение, созданное путём процарапывания или вырезания линий на поверхности, независимо от того, было ли оно впоследствии раскрашено. (Примечание: Древнейшее известное в мире наскальное искусство см.: Пещерные рисунки Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.).

Формы искусства верхнего палеолита
Фигуративные гравюры, раскрашенные или нет, являются преобладающей формой пещерного искусства на территории современной северной Испании и южной Франции. Они менее известны, чем живописные изображения, поскольку не так заметны, но при этом более многочисленны. Как правило, их создавали с помощью кремня или другого заострённого камня, однако характер гравированных знаков сильно варьируется. Чаще всего гравёр набрасывал очертания животного простыми линиями. Они могли быть глубокими и широкими или мелкими и узкими, в зависимости от твёрдости каменной поверхности и замысла художника.
Многие из гравированных рисунков, сделанных в эпоху ориньякской культуры (40 000–25 000 лет до н.э.), сейчас почти не видны. Однако современные методы репродукции показывают, что в момент создания они были гораздо более заметны, так как их светлые линии ярко контрастировали с тёмной поверхностью скалы. Со временем процарапанные линии потемнели. Этим, возможно, объясняется большое количество наложенных друг на друга изображений, характерных для памятников более поздней мадленской культуры, таких как пещеры Ласко, Труа-Фрер или Комбарель.

Большинство доисторических гравюр изображают животных, но стоит отметить два исключения: необычные гравированные человеческие фигуры, обнаруженные в пещере Аддаура на горе Пеллегрино в Италии, и гравированное изображение «Колдуна» в пещере Труа-Фрер во Франции.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Гравюра или рельеф?
В чём разница между доисторической гравюрой и рельефной скульптурой того же бизона? Ответ: разница меньше, чем можно подумать. В конце концов, что такое рельеф, как не углублённая гравюра? Это хорошо видно на примере граветтского рельефа из пещеры Абри-дю-Пуассон (23 000 лет до н.э.) в Перигоре и искусства солютрейской культуры (около 17 000 лет до н.э.) в пещере Рок-де-Серс, где на известняковых блоках выгравировано более пятидесяти изображений бизонов. Фактическая разница между некоторыми гравюрами и рельефами может быть весьма условной. (См. также: Доисторическая скульптура.)
Знаменитые палеолитические памятники с наскальными гравюрами
Гравюры из пещеры Бломбос (около 70 000 лет до н.э.)
Два фрагмента скалы с выгравированными абстрактными геометрическими узорами. Считаются древнейшим наскальным искусством в Африке.
Гравюры на яичной скорлупе из Дипклоофа (около 60 000 лет до н.э.)
Замысловатые гравированные узоры на скорлупе страусиных яиц. Считаются вторым по древности образцом наскального искусства в Африке.
Неандертальские гравюры из пещеры Горэмс (около 37 000 лет до н.э.)
Перекрёстная гравировка на поверхности доломита, предположительно созданная неандертальцами.
Гравюры Абри-Кастанет (около 35 000 лет до н.э.)
Гравированные изображения мужских и женских гениталий.
Grotte des Deux-Ouvertures (Пещера двух отверстий) (26 500 лет до н.э.)
Памятник ориньякской культуры во французском Ардеше, примечательный гравированными пиктограммами с изображением зубров и шерстистых мамонтов.
Гравюры пещеры Куссак (около 25 000 лет до н.э.)
Граветтская пещера в Дордони, известная своими крупными гравированными рисунками лошадей, бизонов и мамонтов.
Пещерное искусство Гаргас (25 000 лет до н.э.)
Крупномасштабные гравированные рисунки и знаменитые трафареты рук.
Пещерное искусство Рукадур (около 24 000 лет до н.э.)
Пещера известна наскальными гравюрами с изображением животных и птиц.
Пещера Абри-дю-Пуассон (около 23 000 лет до н.э.)
Знаменита рельефным изображением лосося в натуральную величину, вырезанным на потолке небольшого скального навеса.
Гравюры долины Коа, Португалия (около 22 000 до н.э.)
Крупнейший португальский памятник граветтской эпохи, содержащий тысячи выгравированных рисунков лошадей, быков, других животных и человеческих фигур.
Пещера Ла-Пилета (около 18 000 лет до н.э.)
Андалузский памятник с множеством гравированных рисунков лошадей, зубров и других зверей.
Пещера Рок-де-Серс (около 17 000 лет до н.э.)
Выдающийся центр солютрейских гравюр и резьбы по камню.
Пещера Ла-Пасьега (около 16 000 лет до н.э.)
Образец искусства каменного века, включающий гравюры и резьбу с изображениями лошадей, оленей и быков.
Пещера Ласко (около 17 000–13 000 до н.э.)
Один из величайших памятников франко-кантабрийского пещерного искусства, стены которого покрыты гравированными рисунками.
Пещера Альтамира (около 15 000 до н.э.)
Великолепные расписные гравюры с изображением бизонов на потолке главной галереи относятся к мадленской эпохе, хотя абстрактные знаки датируются 34 000 годом до н.э.
Пещера Фон-де-Гом (около 14 000 лет до н.э.)
Эта пещера в Дордони содержит более 200 гравюр, включая изображения 80 бизонов и 40 мамонтов, а также доисторические трафареты рук.
Пещера Тюк д’Одубер (около 13 500 г. до н.э.)
Здесь находятся знаменитые глиняные скульптуры бизонов, смоделированные в высоком рельефе у подножия скалы.
Пещера Труа-Фрер (около 13 000 лет до н.э.)
Кроме гравированного рисунка «Колдуна», в пещере есть камера, известная как «Часовня Львицы», где доминирует гравировка львицы в натуральную величину.
Рок-о-Сорсьер (около 12 000 лет до н.э.)
Содержит исключительный известняковый фриз с рельефной скульптурой, а также многочисленные гравюры.
Пещера Комбарель (около 12 000 лет до н.э.)
Один из ключевых памятников палеолитического искусства позднего мадленского периода. Эта пещера известна своей огромной коллекцией из примерно 600 гравюр животных.
Пещера Аддаура (11 000 лет до н.э.)
Здесь изображена необычная ритуальная сцена с двумя жертвами, шаманами и наблюдающей танцующей толпой.
За пределами Европы
Наскальное искусство полуострова Бурруп (Муруджуга) (около 30 000 лет до н.э., но датировка оспаривается).
Один из самых известных районов наскального искусства австралийских аборигенов, он содержит около миллиона доисторических гравюр, включая изображения человеческих фигур, лиц и вымерших животных, таких как тасманийский тигр. Несмотря на использование современных методов датирования, лишь немногие петроглифы датированы возрастом более 10 000 лет до н.э., хотя предполагается наличие и более древних изображений.
Другие известные памятники в Австралии: наскальное искусство Кимберли и наскальное искусство Убирр. Считается, что обе традиции зародились около 30 000 лет до н.э.
Неолитические гравюры на открытых пространствах
С окончанием ледникового периода и наступлением более тёплых эпох мезолита и неолита образ жизни человека изменился. Охотники-собиратели верхнего палеолита постепенно переходили к оседлости. Человек покинул пещеры, и вместе с этим изменилось его искусство.
Ледники на севере отступали, а европейские степи покрывались густыми лесами. На смену холодному и сухому климату пришёл более мягкий и влажный. Крупные млекопитающие, на которых охотился человек, мигрировали или исчезли. Люди стали селиться на берегах озёр, рек и морей, устраивая жилища на открытой местности. Если не считать нового интереса к мобильному искусству, творчество людей того времени часто ограничивалось нанесением рисунков и «алфавитоподобных» знаков на каменные плитки.

Лишь в некоторых регионах сохранилась традиция фигурной гравировки, причём только на открытых пространствах. Наиболее известные из них представляют традиции раннего африканского искусства. Техника гравировки варьировалась, но в дополнение к процарапыванию кремнём неолитические художники использовали технику пикетажа — выбивания изображения небольшим твёрдым камнем, создавая тысячи точечных углублений. Многие такие изображения, особенно те, что не были украшены цветными пигментами, со временем утратили чёткость, поскольку выбитые линии слились по цвету с окружающей скальной породой.
Знаменитые неолитические памятники с гравюрами
Тассили-н-Аджер (Алжир, Северная Африка) (около 8000 года до н.э.)
Гравюры архаической традиции изображают стада крупного рогатого скота, крупных животных (антилоп, буйволов, крокодилов) и людей, занятых охотой и танцами. См. также: Искусство мезолита.
Сиднейские наскальные гравюры (Новый Южный Уэльс, Австралия) (около 5000 года до н.э.)
Эти фигуративные изображения, вырезанные в песчанике, характеризуются стилем, который называют «простым фигуративным» и относят к началу эпохи неолита.
Гравюры жирафа Дабуса (Агадес, Нигер, Африка) (около 4000 года до н.э.)
Эти неолитические гравюры культуры туарегов в Сахаре отличаются натурализмом, перспективой и анатомическими деталями. На них также изображены слоны, газели, крокодилы и крупный рогатый скот.
Ниола Доа («Прекрасные дамы») (Эннеди, Чад, Африка) (около 3000 года до н.э.)
Эта серия монументальных женских фигур на плато Эннеди продолжает традицию изображения человека в сахарской Африке, начатую около 5500 года до н.э.
Похожие статьи
О фигурках плодородия см.: Фигурки Венеры (35 000–10 000 до н.э.)
О древнейших произведениях искусства см.: Древнейшее искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?