Венера из Гагарино читать ~4 мин.
Венера из Гагарино – важный образец доисторической скульптуры из Воронежской области России. Она принадлежит к серии загадочных европейских статуэток Венеры, получивших распространение в эпоху граветтского искусства (ок. 25 000-20 000 гг. до н.э.).
На самом деле, термин «Гагаринская Венера» является ошибочным, поскольку, как и «Венера из Костёнок», он относится к группе из шести совершенно разных венер, найденных на стоянке Гагарино. См. также Авдеевские венеры (ок. 20 000 лет до н.э.). Фигурка из Гагарино похожа на Венеру Виллендорфскую, найденную недалеко от Дуная в Нижней Австрии, но другие гагаринские фигурки выше и тоньше.
Все статуэтки из Гагарино были косвенно датированы углеродным методом примерно 20 000 лет до н.э. Доисторическое искусство было найдено на многих других археологических памятниках в Донском регионе и на Украине, в том числе: Амвросиевка, Авдеево, Борхчево, Брынзены, Дубовая Балка, Елисеевичи, Каистровая Балка, Киево-Кирилловская, Климауцы, Коссеуцы, Костёнки, Меджирич, Мураковка, Осокоровка, Старые Дуруиторы и др.
Среди других известных образцов палеолитического искусства из России – Мальтинские венеры, обнаруженные у озера Байкал в Сибири, Зарайские венеры (ок. 20 000 лет до н.э.), Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.) и росписи Каповой пещеры на Урале. Кроме того, ознакомьтесь с древнейшим керамическим искусством России, которое распространилось через границу из Китая – см: Керамика бассейна реки Амур (с 14 300 г. до н.э.).
Находка
Шесть фигурок Венеры из Гагарино были обнаружены работниками фермы в доисторической «домашней яме», когда они копали силосную траншею для хранения ферментированного корма для скота. Расположенная у края оврага на правом берегу реки Дон, яма овальной формы – около 5,5 м в длину и 4 м в ширину – содержала кости и бивни многочисленных животных, а также несколько сотен кремнёвых орудий. На самом деле Гагарино относится к числу крупных доисторических стоянок Донского региона, которые неоднократно занимали охотники-собиратели каменного века в эпоху граветтской культуры или культуры «Виллендорф-Костёнки».
Ещё одну древнюю скульптуру из России см. на странице Шигирский идол (9600 лет до н.э.), древнейшую из известных резьб по дереву.
Характеристики
Эта сильно ожиревшая женщина, вырезанная из вулканической породы, имеет бесформенную голову в виде мяча для гольфа, маятниковые груди, раздутый живот, чётко очерченный лобок и ноги, отрезанные посередине бедра. Своей узорчатой головой и карикатурным изображением женской фигуры она напоминает знаменитую австрийскую каменную скульптуру, известную как Венера Виллендорфская.
Другие Венеры из Гагарино
Пять других Венер, найденных в яме, можно идентифицировать следующим образом:
Молящаяся Венера
Эта фигурка из Гагарино, одетая, похоже, в чепец, имеет руки, сложенные на груди, с ладонями, поднятыми к лицу, как будто в молитвенном жесте.
Одетая Венера
У этой фигурки есть то, что выглядит как оборчатый предмет одежды ниже груди.
Высокая тонкая Венера
Эта Венера ростом 7 сантиметров, с относительно тонкими ногами, имеет реалистичные слои жира вокруг живота и груди. Иногда её принимают за одну из венер из Мальты́.
Очень высокая-очень тонкая Венера
Эту фигурку высотой 16 сантиметров и шириной 1 сантиметр иногда ошибочно принимают за авдеевскую Венеру.
Двойная Венера Гагарино
Два человека, мужчина и женщина, соединённые у головы.
Другие европейские фигурки Венеры
Большинство археологов и учёных рассматривают этот необычный стиль мобильного искусства как символ плодородия, прославляющий тайну и важность деторождения, обычно изображающий тучную обнажённую женщину с преувеличенными грудями, ягодицами и вульвой. Впервые он появился в период раннего ориньякского искусства, получил широкое распространение в период граветтской культуры и исчез в мадленский период. Наиболее известные статуэтки Венеры включают: «Венера из Холе Фельс» (слоновая кость), «Венера из Дольни-Вестонице» (керамическая глина), «Венера из Монпасье» (лимонит), «Венера из Виллендорфа» (известняк), «Венера из Савиньяно» (серпентин), «Венера Мораванская» (слоновая кость), «Венера из Брассемпуи» (слоновая кость), «Венера из Леспуги» (слоновая кость), «Венера Костёнковская» (слоновая кость) и «Мальтинские Венеры» (слоновая кость).
Древнейшую мужскую скульптуру см: Человек-лев из Холенштайн Штадель (38 000 лет до н.э.); о древнейшей фигуре животного см: Резьба по слоновой кости из Швабской Юры (38 000-30 000 лет до н.э.).
Хронологию искусства каменного века в России и на Украине, а также в северо-центральной части Евразии см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
См. также: Русское искусство (ок. 22 000 до н.э. – 1920 г.).
Подробнее о наскальных творениях: Наскальное искусство (40 000–10 000 до н.э.).
Подробнее о наскальной резьбе см.: Петроглифы.
Подробнее о наскальном искусстве см.: Наскальная живопись (40 000–10 000 до н.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?