Дзёмон, японская керамика читать ~10 мин.
В доисторическом искусстве термин «Дзёмон» (что в переводе с японского означает «узор в виде верёвки») относится к древней керамике, изготовленной первой культурой Японии в каменном веке, в период с 14 500 по 1000 год до нашей эры. (См. также: Хронология керамики.) Это название было дано американским зоологом Эдвардом С. Морсом (1838-1925), который обнаружил первые известные образцы керамического искусства дзёмон в ракушечном кургане Омори недалеко от Токио. Поскольку все найденные черепки имели на внешней поверхности следы скрученных шнуров, Морс назвал их «дзёмон».
Фактически, название «Дзёмон» в настоящее время используется для обозначения всей доисторической культуры японского искусства, которая зародилась в эпоху палеолитического искусства и продолжалась на протяжении всего периода неолитического искусства, завершившегося около 300 года до н.э., в конце железного века. За этот длительный период Япония прошла путь от стабильного, но примитивного общества охотников-собирателей к оседлому, более сложному обществу, основанному на рисоводстве, скотоводстве и интенсивном рыболовстве. Точно, как и почему зародилась керамика дзёмон, остаётся неясным.
Из недавних датировок керамики из пещеры Сяньжэньдун (около 18 000 лет до н.э.) и керамики из пещеры Ючанянь (16 000 лет до н.э.) известно, что китайская керамика была первым видом керамических изделий в Восточной Азии. Из датировки керамики из Амурской долины мы также знаем, что китайские технологии распространились в приграничные районы Сибири не позднее 14 300 г. до н.э. Таким образом, почти наверняка можно утверждать, что керамика дзёмон, самый ранний образец которой был найден на месте раскопок Одайямамото I в регионе Тохоку на севере Японии и датируется 14 540 г. до н.э., была изначально основана на китайских техниках и традициях.
Кроме того, когда мигранты с азиатского материка принесли с собой полноценное рисоводство, вероятно, около 4000 года до н.э., керамические сосуды стали ещё более полезными для варки риса и хранения продуктов. Осколки керамики дзёмон были найдены на археологических раскопках по всей Японии — от северного Хоккайдо до южных Рюкю, — но чаще всего они встречаются в восточной части страны, где культура дзёмон просуществовала дольше всего. Чтобы увидеть, как эволюция гончарного искусства вписывается в хронологию других видов искусства и ремёсел, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Керамика дзёмон раньше считалась диагностическим признаком неолита, который в Японии пришёлся на период 10 000 – 1000 гг. до н.э. Однако по мере раскопок всё более древних образцов японской керамики стало очевидным, что керамика дзёмон возникла раньше — в эпоху палеолита. (Хотя точное время возникновения этого стиля остаётся предметом споров.) Тем не менее, многие книги и веб-сайты по-прежнему, что довольно вводит в заблуждение, относят период дзёмон к 10 000 – 1000 годам до н.э.
Самые ранние произведения искусства см. Древнейшее искусство каменного века.
Особенности
Все сосуды дзёмон были изготовлены вручную, без помощи гончарного круга, который был изобретён только около 4000 года до н.э. (См. Искусство Месопотамии) Поэтому художник лепил сосуд снизу, накладывая слой за слоем мягкую глину, смешанную с различными вяжущими добавками, включая свинец, слюду и измельчённые ракушки. После того как сосуд был полностью сформирован, его внутреннюю и внешнюю поверхности выглаживали. Наконец, когда он полностью высохал, его обжигали на открытом костре при температуре не более 600 градусов по Цельсию. Со временем, по мере совершенствования техники обжига, горшки стали обжигать при температуре до 900 градусов по Цельсию. В этот период значительно изменились формы и стили.
Самые ранние сосуды периода раннего Дзёмон имеют грубую глазурь, мешковидную форму и низкую температуру обжига. Горшки периода раннего Дзёмон в основном круглые, с заострённым дном, также низкообжигаемые. Ранний дзёмон характеризуется плоским дном и (в северо-восточной Японии) цилиндрической формой, напоминающей стиль китайского материка.
В период среднего дзёмона появляется гораздо больше разнообразных сосудов, которые обжигаются в печах при гораздо более высоких температурах. Значительно совершенствуются декоративные техники. К позднему дзёмону появляются новые формы керамики для ритуальных целей, а также антропоморфные фигурки догу и маски с выпученными глазами.
Типы
Гончарные изделия периода Дзёмон традиционно делятся на пять категорий:
«фукабати» — глубокие чаши или кувшины;
«хати» — чаши средней глубины;
«асабати» — неглубокие миски;
«цубо» — сосуды с узким горлышком и длинной шейкой; и
«чуко» — сосуды с носиком. Примечание: очень неглубокие миски иногда называют «сара» — тарелки.
В целом, наиболее распространённым типом керамики дзёмон являются глубокие чаши. Появившись в начале культуры дзёмон, глубокие чаши оставались наиболее распространённым типом сосудов на протяжении всего остального периода этой культуры. Исследователи полагают, что большинство глубоких мисок раннего периода дзёмон имели округлое дно, хотя некоторые могли иметь уникальную форму с квадратным горлышком и плоским дном. В период раннего дзёмон преобладали круглые и заострённые дна, но в период раннего дзёмон и после него стандартом стали плоские дна.
Неглубокие чаши впервые появились в конце раннего периода Дзёмон. Например, в коллекциях керамики раннего периода Дзёмон в стиле Мороисо, найденных в регионах Канто и Тюбу, есть довольно много неглубоких чаш. Поскольку большое количество неглубоких чаш было найдено в погребальных ямах, историки полагают, что они использовались в похоронных обрядах или изготавливались специально в качестве погребальных предметов.
Появление неглубоких мисок раннего периода Дзёмон не привело к немедленному разнообразию типов сосудов. Хотя период Среднего Дзёмон известен обилием богато украшенных горшков, таких как керамические горшки «огненное пламя» в регионе Хокурику, глубокие миски оставались доминирующим типом на протяжении всего периода. Тем не менее, в период Среднего Дзёмон впервые появилось несколько новых форм керамики, таких как форма «лампы».
Разнообразие форм появилось в позднем и окончательном периодах дзёмон, когда в керамических наборах дзёмон появилось множество различных форм сосудов. В то же время количество неглубоких чаш увеличилось по сравнению с глубокими чашами. Кроме того, в позднем и окончательном периодах дзёмон увеличилось производство кувшинов и сосудов с носиками.
Керамика позднего и последнего периодов дзёмон также характеризуется наличием грубо изготовленных горшков. Хотя в некоторых коллекциях раннего и среднего периодов дзёмон встречаются менее декорированные горшки (обычно сосуды с отпечатками верёвок), чёткое различие между грубо изготовленными сосудами и тонко изготовленными горшками характерно только для позднего и последнего периодов дзёмон. Тем не менее, грубо изготовленные горшки составляли 40-70 процентов керамической продукции в Восточной Японии в течение этих двух периодов.
История
Какая керамика является самой старой в Японии?
Первые глиняные горшки Японии относятся к культуре керамики Дзёмон, происхождение которой становится все более древним по мере того, как археологи обнаруживают все более старые горшки. Ниже приводится краткий хронологический список самых ранних японских керамических изделий.
Радиоуглеродные даты японской керамики, возраст которой превышает 13 000 лет, остаются спорными.
Хронология
Керамику дзёмон можно разделить на семь периодов.
Начальный период Дзёмон: 14500-8000 до н.э.
Первый период Дзёмон: 8000-5000 до н.э.
Ранний период Дзёмон: 5000-2500 до н.э.
Средний период Дзёмон: 2500 – 1500 до н.э.
Поздний период Дзёмон: 1500 – 1000 гг. до н.э.
Поздний дзёмон: 1000 – 100 гг. до н.э.
Эпи-дзёмон: 100 г. до н.э. – 500 г. н.э.
Начальный дзёмон (14500-8000 гг. до н.э.)
Этот период знаменует переход от палеолитического охотничье-собирательного образа жизни к более оседлому неолитическому, основанному на рыболовстве, примитивном земледелии и некоторых видах животноводства. Археологические находки свидетельствуют о производстве глубоких кухонных горшков с заострённым дном и примитивными декоративными узорами, выполненными с помощью шнура. Они, как правило, имели форму мешка и обжигались при низких температурах. Некоторые кастрюли имели коническую форму для установки в землю, а некоторые были украшены узорами, выполненными ногтями. (Осколки кастрюль с узорами в виде отпечатков бобов были недавно найдены при раскопках в Микосиба-Чоджукадо на юго-западе Японии.)
Общее отсутствие палеолитических черепков, найденных в Японии, интерпретируется как свидетельство того, что, хотя японские охотники-собиратели знали о гончарном ремесле, оно не было особенно полезно для их кочевого образа жизни. См. также: Искусство неолита в Китае: 7500-2000 гг. до н.э.
Начальный период дзёмон (8000-5000 гг. до н.э.)
К этому периоду уровень моря поднялся, в результате чего южные японские острова Сикоку и Кюсю оказались отделены от основного острова Хонсю. Более мягкий климат также способствовал увеличению запасов продовольствия, получаемого от рыболовства (киты, тюлени, нерестящийся лосось), охоты на животных и сбора растений, фруктов и семян. Глиняная посуда раннего периода Дзёмон увеличилась в размерах, что отражало более оседлый образ жизни. Декор постепенно становился более сложным и изысканным.
Ранний период Дзёмон (5000-2500 до н.э.)
В этот период в Японии начинается выращивание риса, что приводит к росту спроса на керамическую посуду для приготовления пищи. Сходство стилей керамики, производимой на Кюсю (Япония) и на корейском материке, свидетельствует о регулярной торговле между этими двумя странами. Глазурованная керамика с плоским дном заменила круглую или заострённую посуду раннего периода дзёмон. Этот период также отличается большим разнообразием форм керамики.
Средний период Дзёмон (2500 – 1500 гг. до н.э.)
Этот период, являющийся апогеем культуры Дзёмон, характеризуется ростом населения и более оседлым образом жизни. Размеры общин увеличились, что привело к росту спроса на глиняную посуду всех типов и стилей. Также возрос спрос на декоративную керамику для церемониальных целей, в том числе маски, женские фигурки и фаллические изображения, считавшиеся символами плодородия. Впервые появляются глиняные фигурки, известные как «догу». Они были распространены по всей Японии, но особенно много их было в регионе Тохоку на севере страны.
Поздний период Дзёмон (1500 – 1000 гг. до н.э.)
С началом похолодания климата люди покинули горы и поселились ближе к морю, особенно вдоль восточного побережья Хонсю. Большая зависимость от рыбы и других морепродуктов стимулировала развитие рыболовных техник. К концу периода сельское хозяйство стало более распространенным.
Керамика позднего периода Дзёмон характеризуется увеличением количества и разнообразия тонко изготовленных церемониальных и ритуальных сосудов, а также появлением неглубоких мисок («сара»). Расцвету достигли фигурки догу, многие из которых отличались характерными для периода Дзёмон узорами в виде верёвок, а другие были украшены «очками» или арабескообразными мотивами.
Поздний период Дзёмон (1000 – 100 до н.э.)
По мере дальнейшего похолодания климата продовольствие становилось все более дефицитным, и население заметно сократилось. На стиль позднего периода Дзёмон оказали сильное влияние корейское искусство и керамика Мумун, более строгий и не украшенный стиль керамики, привнесённый народом Яёи, прибывшим в южную Японию из Северного Китая и Кореи.
В последующий период Яёи (около 300 г. до н.э. — 300 г. н.э.) общество претерпело значительные изменения, но культура нео-Дзёмон продолжала существовать, особенно на Хоккайдо, где керамика в стиле Дзёмон изготавливалась вплоть до исторических времен.
Эпи-Дзёмон (100 г. до н.э. — 500 г. н.э.)
Керамика эпи-Дзёмон, иногда называемая нео-Дзёмон, сосуществовала с керамикой Яёи, а также с двумя более поздними стилями, представляющими культуры Сацумон и Охотск. Однако на Хоккайдо сосуды Дзёмон продолжали изготавливаться вплоть до исторических времен.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?