Дзёмон, японская керамика читать ~7 мин.
В доисторическом искусстве термин «Дзёмон», что в переводе с японского означает «верёвочный узор», относится к древней керамике, созданной первой культурой Японии в каменном веке. Этот период охватывает промежуток времени примерно с 14 500 по 300 год до нашей эры. (См. также: Хронология керамики.) Название было предложено американским зоологом Эдвардом С. Морсом (1838–1925), который в 1877 году обнаружил первые образцы этого искусства в раковинной куче Омори близ Токио. Поскольку все найденные им черепки имели на внешней поверхности отпечатки верёвок, Морс назвал их «дзёмон».
Сегодня термин «Дзёмон» используется для обозначения всей доисторической культуры японского искусства. Она зародилась в эпоху палеолита, развивалась на протяжении всего неолита и завершилась около 300 года до н.э.. За этот длительный период японское общество прошло путь от стабильного, но примитивного сообщества охотников-собирателей до более сложного оседлого общества, основанного на рыболовстве, собирательстве и зачатках земледелия. Точные обстоятельства возникновения керамики Дзёмон остаются предметом изучения.
Датировка керамики из пещеры Сяньжэньдун (около 18 000 лет до н.э.) и керамики из пещеры Ючанянь (16 000 лет до н.э.) показывает, что китайская керамика была древнейшей в Восточной Азии. Находки керамики в бассейне Амура свидетельствуют о распространении гончарных технологий на север к 14 300 году до н.э. Вероятно, японская керамика Дзёмон, древнейший образец которой найден на стоянке Одай-Ямамото I и датируется 14 540 годом до н.э., изначально развивалась под влиянием континентальных традиций.
Хотя примитивное земледелие и культивация растений, таких как бобы, были известны людям Дзёмон, полноценное рисоводство было принесено мигрантами с азиатского материка. Это увеличило потребность в керамических сосудах для варки пищи и хранения запасов. Осколки керамики Дзёмон находят по всей Японии — от Хоккайдо до Рюкю, но наиболее часто они встречаются на востоке страны, где эта культура просуществовала дольше всего. Чтобы увидеть, как эволюция гончарного дела вписывается в хронологию других видов искусства, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Ранее керамику Дзёмон считали признаком эпохи неолита в Японии (10 000–1000 гг. до н.э.). Однако по мере обнаружения всё более древних образцов стало очевидно, что она возникла ещё в эпоху палеолита, хотя точное время её появления остаётся предметом дискуссий. Тем не менее многие источники по-прежнему относят период Дзёмон к более поздним датам, что может вводить в заблуждение.
Самые ранние произведения искусства см. Древнейшее искусство каменного века.
Особенности
Все сосуды Дзёмон изготавливались вручную, без гончарного круга, который был изобретён позже. Гончар лепил сосуд снизу вверх, накладывая слоями мягкую глину, смешанную с различными добавками для прочности: волокнами, слюдой и измельчёнными ракушками. После формирования сосуда его внутреннюю и внешнюю поверхности выглаживали. Полностью высохшее изделие обжигали на открытом костре при температуре не выше 600 °C. Со временем технология совершенствовалась, и температура обжига достигала 900 °C, что позволило создавать более прочную и разнообразную посуду.
Самые ранние сосуды периода Зарождающегося Дзёмон имели мешковидную форму и обжигались при низкой температуре. Горшки Начального Дзёмон были в основном круглыми, с заострённым дном. В Раннем Дзёмоне распространились сосуды с плоским дном и цилиндрической формой, что напоминает стили континентального Китая.
В период Среднего Дзёмон появилось большое разнообразие сосудов, которые обжигались при более высоких температурах. Значительно усовершенствовались и декоративные техники. К Позднему и Финальному Дзёмону возникли новые формы керамики для ритуальных целей, а также антропоморфные фигурки «догу» и маски с выпученными глазами.
Типы
Керамику периода Дзёмон традиционно делят на пять категорий:
- «фукабати» — глубокие чаши или кувшины;
- «хати» — чаши средней глубины;
- «асабати» — неглубокие миски;
- «цубо» — сосуды с узким горлышком и длинной шейкой;
- «тюко» — сосуды с носиком.
Примечание: очень неглубокие миски иногда называют «сара» (тарелки).
Наиболее распространённым типом сосудов на протяжении всего периода были глубокие чаши «фукабати». В Раннем Дзёмоне они часто имели заострённое или округлое дно, но позже стандартным стало плоское дно. Неглубокие чаши «асабати» впервые появились в конце Раннего периода Дзёмон. Поскольку их часто находят в погребениях, историки полагают, что они использовались в похоронных обрядах или изготавливались как погребальный инвентарь.
Появление неглубоких чаш не сразу привело к разнообразию форм. Даже в период Среднего Дзёмон, известный богато украшенными сосудами, такими как керамика стиля «огненное пламя», глубокие чаши оставались доминирующим типом. Тем не менее именно тогда появились и новые формы, например, сосуды в виде лампы.
Значительное разнообразие форм возникло в Поздний и Финальный периоды Дзёмон. В это время увеличилось количество неглубоких чаш, кувшинов и сосудов с носиками. Также для этих периодов характерно разделение керамики на тонкостенную, богато украшенную, и грубую, утилитарную, которая составляла до 40–70% от всей керамической продукции в Восточной Японии.
История
Древнейшая керамика Японии
Первые глиняные сосуды в Японии относятся к культуре Дзёмон. Происхождение этой керамики становится всё более древним по мере того, как археологи обнаруживают новые, более ранние образцы. Радиоуглеродный анализ обугленных остатков пищи на черепках датирует их возраст в диапазоне от 15 300 до 11 200 лет назад. Ниже приведена краткая хронология самых ранних японских керамических изделий.
Датировки японской керамики возрастом более 13 000 лет остаются предметом научных дискуссий.
Хронология
Период Дзёмон принято разделять на шесть основных этапов.
- Зарождающийся Дзёмон (14500–8000 до н.э.)
- Начальный Дзёмон (8000–5000 до н.э.)
- Ранний Дзёмон (5000–2500 до н.э.)
- Средний Дзёмон (2500–1500 до н.э.)
- Поздний Дзёмон (1500–1000 до н.э.)
- Финальный Дзёмон (1000–300 до н.э.)
Зарождающийся Дзёмон (14500–8000 гг. до н.э.)
Этот период знаменует переход от палеолитического образа жизни охотников-собирателей к более оседлому неолитическому, основанному на рыболовстве и собирательстве. Археологические находки свидетельствуют о производстве глубоких кухонных горшков с заострённым дном и примитивными верёвочными узорами. Сосуды имели мешковидную форму и обжигались при низких температурах. Некоторые из них имели коническую форму для установки в землю.
Начальный Дзёмон (8000–5000 гг. до н.э.)
К этому времени уровень моря поднялся, в результате чего южные острова Сикоку и Кюсю были отделены от основного острова Хонсю. Потепление климата способствовало увеличению запасов пищи: рыбы, морских животных, дичи, растений и плодов. Керамика этого периода стала крупнее, что отражало более оседлый образ жизни, а её декор — сложнее и изысканнее.
Ранний Дзёмон (5000–2500 до н.э.)
В этот период на Японском архипелаге начинается культивация некоторых растений, что увеличило спрос на керамическую посуду для приготовления пищи. Сходство стилей керамики Кюсю и Корейского полуострова свидетельствует о регулярных контактах между регионами. Сосуды с плоским дном вытеснили заострённые формы предыдущих периодов.
Средний Дзёмон (2500–1500 гг. до н.э.)
Это время расцвета культуры Дзёмон, которое характеризуется ростом населения и окончательным переходом к оседлой жизни в крупных поселениях. Увеличился спрос на керамику всех типов, включая декоративные изделия для церемониальных целей: маски, женские фигурки «догу» и фаллические символы плодородия. Фигурки «догу» были распространены по всей Японии, но особенно много их найдено на севере острова Хонсю, в регионе Тохоку.
Поздний Дзёмон (1500–1000 гг. до н.э.)
С началом похолодания люди покинули горы и переселились ближе к морю, особенно на восточное побережье Хонсю. Большая зависимость от морепродуктов стимулировала развитие рыболовных техник. В этот период появляется большое разнообразие тонко изготовленных церемониальных сосудов, а также неглубоких чаш «сара». Расцвета достигло искусство создания фигурок «догу».
Финальный Дзёмон (1000–300 до н.э.)
Дальнейшее похолодание привело к дефициту продовольствия и сокращению населения. В это время на юг Японии из Кореи и Северного Китая прибыли новые группы людей — носители культуры Яёи. Они принесли с собой технологии производства бронзы, железа, развитое заливное рисоводство, а также новый стиль керамики — Мумун, более строгий и лишённый украшений. Это оказало сильное влияние на керамику Финального Дзёмон.
В последующий период Яёй (около 300 г. до н.э. — 300 г. н.э.) общество претерпело кардинальные изменения. Однако на Хоккайдо культура, известная как Эпи-Дзёмон, продолжала существовать, и керамика в традиционном стиле изготавливалась там вплоть до VII века н.э.. Прямыми потомками носителей культуры Дзёмон считаются айны, рюкюсцы и часть основного населения Японии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?