Древнейшее искусство каменного века:
100 лучших произведений читать ~17 мин.
Самые важные произведения каменного века
1. Петроглифы (купулы) Бхимбетка и Дараки-Чаттан (ок. 290 000–700 000 до н.э.)
Древнейшие известные образцы наскального искусства. Датировка относится к следам деятельности человека (ашёльская культура), а не к самим петроглифам, созданным позже.
2. Венера из Берехат-Рама (ок. 230 000–700 000 до н.э.)
3. Венера из Тан-Тана (ок. 200 000–500 000 до н.э.)
4. Гравюры из пещеры Бломбос (ок. 70 000 до н.э.)
5. Гравюры на яичной скорлупе из Дипклофа (ок. 60 000 до н.э.)
6. Петроглифы пещеры Ла-Феррасси (ок. 60 000 до н.э.)
7. Наскальная живопись пещеры Эль-Кастильо (Красный диск) (ок. 39 000 до н.э.)
8. Пещерное искусство Сулавеси (ок. 37 900 до н.э.)
9. Человеколев из Холенштайн-Штаделя (ок. 38 000 до н.э.)
10. Венера из Холе-Фельс (ок. 38 000–33 000 до н.э.)
Другие значимые произведения (11–102)
11. Гравюра из пещеры Горхэм (ок. 37 000 до н.э.)
Абстрактные гравюры неандертальцев на доломитовой скале.
Ориньякская культура.
Юго-восточная сторона Гибралтарской скалы.
12. Гравюры из Абри-Кастанет (ок. 35 000 до н.э.)
Гравированные рисунки и абстрактные символы.
Ориньякская культура.
Коммуна Сержак, Дордонь, Франция.
13. Наскальная живопись пещеры Фумане (ок. 35 000 до н.э.)
Фигуративные изображения животных и антропоморфная фигура.
Древнейшее искусство Италии и древнейшая фигуративная живопись в мире.
Ориньякская культура.
Холмы Лессини, Верона, Италия.
14. Наскальная живопись Альтамиры (ок. 34 000 до н.э.)
Пиктограммы-клавиформы (в виде дубинок), выполненные красной охрой.
Ориньякская культура.
Антильяна-дель-Мар, Кантабрия, Испания.
Примечание: знаменитые изображения животных в Альтамире относятся к мадленскому периоду (ок. 15 000 лет до н.э.).
15. Резьба по слоновой кости из Швабской Юры (с 33 000 до н.э.)
Небольшие скульптуры животных (мамонта, льва, лошади) из мамонтовой кости. Одни из самых ранних образцов искусства малых форм верхнего палеолита — периода, когда на смену неандертальцам пришли современные люди.
Ориньякская культура.
Пещера Фогельхерд, Швабская Юра, Германия.
16. Наскальная живопись пещеры Шове (ок. 30 000 до н.э.)
Рисунки животных, абстрактные символы, отпечатки и трафареты ладоней. Считается второй по древности фигуративной наскальной живописью в мире.
Ориньякская культура.
Долина реки Ардеш, Рона — Альпы, Франция.
17. Пещерное искусство Колибоаи (ок. 30 000 до н.э.)
Рисунки углём, изображающие лошадей и бизонов в стиле, схожем с росписями Шове. Древнейшее известное наскальное искусство в Центральной и Юго-Восточной Европе.
Ориньякская/граветтская культуры.
Долина Сигиштел, уезд Бихор, природный парк Апусени, Румыния.
18. Наскальное искусство полуострова Берруп (с 30 000 до н.э., датировка не подтверждена)
Доисторические наскальные гравюры, изображающие человеческие фигуры и вымерших животных. Предполагаемый возраст некоторых петроглифов — не менее 30 000 лет до н.э.
Доэстуарная культура. Пилбара, Западная Австралия.
(См. также: ранняя фаза наскального искусства Кимберли, включающая купулы, отпечатки и трафареты рук, которые предшествуют более поздним изображениям Брэдшоу, описанным ниже).
19. Наскальное искусство Убирра (с 30 000 до н.э., датировка не подтверждена)
Древние художественные галереи аборигенов, возраст которых может достигать 30 000 лет до н.э.
Культура доэстуарного периода и более поздние.
Национальный парк Какаду, Арнем-Ленд, Северная территория, Австралия.
20. Венера Гальгенбергская (фигурка из Штратцинга) (ок. 28 000 до н.э.)
Скульптура высотой 7,2 см, вырезанная из зелёного серпентинита.
Ориньякская культура.
Гальгенберг, Штратцинг, Нижняя Австрия.
21. Пещера Дё-Увертюр (Grotte des Deux-Ouvertures) (ок. 26 500 до н.э.)
Известна своими наскальными гравюрами и пиктограммами, изображающими около 30 фигур, включая шерстистых мамонтов и туров.
Ориньякская культура.
Долина реки Ардеш, Рона — Альпы, Франция.
22. Рисунок углём из скального убежища Наварла Габарнманг (ок. 26 000 до н.э.)
Древнейший образец искусства аборигенов Австралии, датированный радиоуглеродным методом.
Наварла Габарнманг, Арнем-Ленд, Северная территория, Австралия.
23. Венера из Дольни-Вестонице (26 000–24 000 до н.э.)
Керамическая статуэтка тучной женщины, символ плодородия. Древнейшее известное произведение керамического искусства.
Граветтская культура.
Моравия, Чехия.
24. Венера из Монпазье (ок. 25 000 до н.э.)
Статуэтка из лимонита, одна из древнейших «палеолитических венер» и древнейшая из известных французских скульптур.
Граветтская культура.
Дордонь, Франция.
25. Каменные плиты из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 до н.э.)
Рисунки фигур животных, выполненные углём и красной охрой.
Древнейшая африканская наскальная живопись, относящаяся к искусству палеолита.
Пещеры Аполлон-11, горы Хунс, южная Намибия, Африка.
26. Венера Виллендорфская (ок. 25 000 до н.э.)
Скульптура тучной женщины из оолитового известняка, раскрашенная красной охрой.
Граветтская культура.
Музей естествознания, Вена.
27. Наскальные рисунки пещеры Коске (ок. 25 000 до н.э.)
Трафареты рук, наскальные рисунки и абстрактные символы.
Граветтская культура.
Пещера Коске, Каланк-де-Моржью, Марсель, Франция.
28. Гравюры из пещеры Кюссак (ок. 25 000 до н.э.)
Крупномасштабные рисунки животных, стилистически схожие с изображениями из пещеры Пеш-Мерль.
Граветтская культура.
Ле-Бюисон-де-Кадуен, Дордонь, Франция.
29. Наскальная живопись пещеры Пеш-Мерль (ок. 25 000 до н.э.)
Знаменита полихромными изображениями «пятнистых лошадей», выполненными углём и красной охрой, а также трафаретами рук и абстрактными символами.
Граветтская культура.
Пещера Пеш-Мерль, Кабрере, Франция.
30. Трафареты рук из пещеры Гаргас (ок. 25 000 до н.э.)
Доисторические гравюры и росписи, трафареты и отпечатки ладоней.
Граветтская культура.
Верхние Пиренеи, Франция.
31. Венера Савиньянская (ок. 24 000 до н.э.)
Каменная статуэтка женской фигуры без рук, вырезанная из серпентинита.
Граветтская культура. См.: Искусство граветтской культуры (25 000–20 000 до н.э.).
Река Панаро, Италия.
32. Пещерное искусство Рукадура (ок. 24 000 до н.э.)
Содержит трафареты рук, гравированные изображения животных и абстрактные знаки.
Граветтская культура.
Темин, Керси, Лот, Франция.
33. Венера Мораванская (ок. 24 000 до н.э.)
Резная женская фигурка из бивня мамонта.
Граветтская культура.
Моравани-над-Вагом, Пьештяни, Словакия.
34. Пещера Куньяк (ок. 23 000 до н.э.)
Рисунки углём, изображающие оленей, гигантских оленей, козерогов и мамонтов, а также человекоподобные фигуры и трафареты рук (созданы в мадленскую эпоху).
Граветтская культура.
Гурдон, Лот, Франция.
35. Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.)
Известняковая барельефная скульптура лежащей женской фигуры высотой 46 см.
Граветтская культура.
Музей Аквитании, Бордо, Франция.
36. Венера Брассемпуйская (ок. 23 000 до н.э.)
Резное изображение головы и лица женщины из слоновой кости; считается одним из первых портретных изображений в истории.
Граветтская культура.
Грот-дю-Пап в Брассемпуи, Ланды, Франция.
37. Барельеф из Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000 до н.э.)
Барельефная известняковая скульптура лосося, вырезанная на потолке грота.
Граветтская культура.
Лез-Эзи-де-Таяк-Сирёй, Перигор, Дордонь, Франция.
38. Венера Леспюгская (ок. 23 000 до н.э.)
Фигурка из бивня мамонта высотой 15 см с преувеличенно большой, свисающей грудью и уникальным изображением, предположительно, юбки из скрученных волокон.
Граветтская культура.
Леспюг, Верхняя Гаронна, Франция.
39. Гравюры долины Коа (ок. 22 000 до н.э.)
Часть археологического парка долины Коа, содержит тысячи гравированных изображений животных и человеческих фигур. Считается древнейшим искусством, найденным в Португалии.
Позднеграветтская культура.
Вила-Нова-ди-Фош-Коа, Гуарда, северо-восточная Португалия.
40. Костёнковские венеры (ок. 22 000 до н.э.)
Древнейшие известные скульптуры в России. Костёнки были крупным центром доисторического искусства, где найдено множество «венер».
Позднеграветтская культура.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
41. Венера из Гагарино (ок. 20 000 до н.э.)
Вырезанная из вулканической породы фигурка женщины с огромными грудью и животом.
Позднеграветтская культура.
Гагарино, Липецкая область, Россия. Рядом с Костёнками.
42. Авдеевские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Фигурки из слоновой кости в стиле Костёнковско-гагаринской группы.
Позднеграветтская культура.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
43. Мальтинские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Резьба по бивню мамонта, изображающая стеатопигических женщин; обнаружена у озера Байкал в Сибири. Древнейшая сибирская фигурная скульптура.
Позднеграветтская культура.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
44. Зарайские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Две фигурки в авдеевском стиле и статуэтка бизона, вырезанные из бивня шерстистого мамонта.
Позднеграветтская культура.
Зарайск, Московская область, Россия.
45. Пещера Ла-Пилета (ок. 18 130 до н.э.)
Известна девятью фазами палеолитического монументального искусства, в частности, трафаретами рук.
Солютрейская культура.
Бенаохан, близ Ронды, Малага, Испания.
46. Пещерное искусство Куналды (ок. 18 000 до н.э.)
Пещера Куналда, расположенная на глубине около 60 метров под равниной Налларбор в Южной Австралии, содержит древнейшие и лучшие образцы «пальцевых рифлений» аборигенов.
47. Керамика из пещеры Сяньжэньдун (ок. 18 000 до н.э.)
Эти горшки, изготовленные охотниками-собирателями в период последнего ледникового максимума, являются древнейшими в мире и превосходят по возрасту все другие древние керамические изделия на 3000 лет.
Средний и верхний палеолит. См.: Хронология китайского искусства.
Провинция Цзянси, Китай.
48. Пещера Ле-Плакар (ок. 17 500 до н.э.)
Наиболее известна своими знаками типа «Плакар» — также называемыми авиформными знаками.
См. также: Доисторические абстрактные знаки.
Солютрейская культура.
Рошбертье, Шаранта, Франция.
49. Гравюры и рельефы пещеры Рок-де-Сер (ок. 17 200 до н.э.)
Эталон солютрейской доисторической скульптуры, наиболее известный благодаря четырнадцати скульптурным, гравированным и раскрашенным известняковым блокам.
Солютрейская культура.
Гашду, Шаранта, Франция.
50. Наскальная живопись пещеры Ласко (17 000–13 000 до н.э.)
Известна «Залом быков», «Шахтой мертвеца», «Большим чёрным быком» и рядом абстрактных символов. Вершина франко-кантабрийского пещерного искусства позднего солютрейского и раннего мадленского периодов.
Монтиньяк, Дордонь, Франция.
51. Керамика из пещеры Юйчаньянь (ок. 16 000 до н.э.)
Вторые по древности керамические сосуды в мире. См. также: Хронология керамики.
Китайский поздний палеолит.
К югу от бассейна реки Янцзы, провинция Хунань, Китай.
52. Пещера Ла-Пасьега (ок. 16 000 до н.э.)
Полихромные изображения и гравировки лошадей, оленей и абстрактных символов.
Позднесолютрейская культура. См.: Искусство солютрейской культуры (20 000–15 000 до н.э.).
Пуэнте-Вьесго, Испания.
53. Изображения Брэдшоу (ок. 15 500 до н.э.)
Также известные как наскальные рисунки Гвион или картины Брэдшоу (разновидности включают стили «Кисточки», «Пояса» и «Элегантные фигурки»), встречаются в регионе Кимберли и считаются такими же древними, как росписи Ласко.
Периоды верхнего палеолита, мезолита и неолита.
Кимберли, Западная Австралия. См. также: Искусство Океании.
54. Керамика из Вела-Спила (15 500 до н.э.)
Независимая балканская традиция керамического искусства, которая возникла и развивалась между 15 500 и 13 000 годами до н.э., прежде чем исчезнуть из археологической летописи. Следующая европейская керамика появилась лишь 7000 лет спустя.
Мадленская культура.
Вела-Лука, остров Корчула, Хорватия.
55. Фриз из Кап-Блан (ок. 15 000 до н.э.)
Лучший пример рельефной скульптуры позднего палеолита; стоит в одном ряду с Рок-де-Сер и Рок-о-Сорсье.
Мадленская культура.
Скальное убежище Кап-Блан, Лоссель, Дордонь, Франция.
56. Керамика Дзёмон (с ок. 14 540 до н.э.)
Древнейшая глиняная посуда Японии.
Зарождение культуры Дзёмон.
Стоянка Одай-Ямамото I, префектура Аомори, Япония.
См. также: Японское искусство.
57. Керамика бассейна реки Амур (14 300 до н.э.)
На Амурский регион, испытавший сильное влияние китайских традиций, повлияли тёплый муссонный климат и болотная экология, что способствовало развитию как палеолитической, так и неолитической керамики.
Сибирская позднепалеолитическая культура.
Амурская область, Дальний Восток России.
58. Наскальная живопись Фон-де-Гом (ок. 14 000 до н.э.)
250 полихромных рисунков бизонов, лошадей и мамонтов, а также абстрактные символы. Крупнейшее собрание доисторического искусства после пещеры Ласко.
См.: Искусство мадленской культуры (15 000–10 000 до н.э.).
Лез-Эзи-де-Таяк-Сирёй, Дордонь, Франция.
59. Венера из Елисеевичей (ок. 14 000 до н.э.)
Резная фигурка обнажённой женщины из слоновой кости высотой 15 см, похожая по стилю на французскую статуэтку, известную как «Венера Стыдливая» (ок. 14 000 до н.э.) из грота Ложери-Бас, Дордонь.
Мадленская культура.
Брянская область, Россия.
60. Пещера Тито-Бустильо (ок. 14 000 до н.э.)
Известна своими красными, чёрными и фиолетовыми рисунками животных, а также «Камарином вульв», «Галереей антропоморфов» и «Галереей лошадей».
Мадленская культура.
Рибадеселья, Астурия, Испания.
61. Пещера Руффиньяк («Пещера ста мамонтов») (14 000–12 000 до н.э.)
Более 250 изображений, выгравированных или нарисованных чёрным цветом, а также абстрактные символы, включая тектиформы и серпентиформы.
Позднемадленская культура.
Руффиньяк-Сен-Сернен-де-Рейяк, Дордонь, Франция.
62. Скульптура бизонов в Тюк д’Одубер (ок. 13 500 до н.э.)
Пещера содержит рисунки углём, изображения животных и наскальные гравюры, но наиболее известна своими рельефными скульптурами двух бизонов, вылепленных из мягкой глины. На рельефе видны следы пальцев и ногтей художника.
Мадленская культура.
Арьеж, Центральные Пиренеи, Франция.
63. Венера Энгенская («Фрауенидол фон Энген») (13 000 до н.э.)
Фигурка «венеры», вырезанная из гагата — разновидности полудрагоценного бурого угля.
Мадленская культура.
Констанц, Баден-Вюртемберг, Германия.
64. Пещера Труа-Фрер (ок. 13 000 до н.э.)
Наиболее известна своим знаменитым гравированным изображением, известным как «Колдун», и гравюрой львицы в натуральную величину в галерее «Часовня львицы».
Мадленская культура.
Верхние Пиренеи, Франция.
65. Наскальная живопись Каповой пещеры (Шульган-Таш) (ок. 12 500 до н.э.)
Содержит рисунки мамонтов, носорогов, лошадей и бизона.
Мадленская культура северо-центральной Евразии.
Заповедник «Шульган-Таш», Бурзянский район, Башкортостан, Россия.
66. Пещера Нио (ок. 12 000 до н.э.)
Знаменита своей главной камерой, известной как «Чёрный салон», уникальной серией доисторических «отпечатков ног» и чрезвычайно редким рисунком ласки, выполненным углём.
Мадленская культура.
Верхние Пиренеи, Франция.
67. Грот Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 до н.э.)
Знаменит своим выдающимся известняковым фризом с рельефной скульптурой.
Мадленская культура.
Пещера Тайбур и абри Бурдуа, Англь-сюр-л’Англен, Вьенна, Франция.
68. Гравюры пещеры Ле-Комбарель (ок. 12 000 до н.э.)
Узкая пещера, содержащая 600–800 преимущественно гравированных рисунков животных и замечательную коллекцию из 50 антропоморфных фигур, а также нерасшифрованные тектиформы. Пещера является ключевым памятником позднемадленской культуры.
Позднемадленская культура.
Лез-Эзи-де-Таяк-Сирёй, Дордонь, Франция.
69. Гравюры пещеры Аддаура (ок. 11 000 до н.э.)
Гравировка на известняке.
Позднемадленская культура.
Монте-Пеллегрино, Италия.
См. также: Петроглифы.
70. «Плывущие олени» (11 000 до н.э.)
Вырезанная из бивня мамонта, эта скульптура двух оленей конца ледникового периода, найденная в пещере Монтастрюк (Тарн и Гаронна, Франция), является древнейшим произведением искусства в любом музее Великобритании.
Позднемадленская культура.
Британский музей, Лондон.
71. Венера из Монрюз-Невшателя (10 000 до н.э.)
Подвеска из чёрного гагата в виде стилизованной женской фигуры высотой 2,5 см.
Позднемадленская культура.
Обнаружена в Невшателе, Швейцария.
72. Археологический памятник Гёбекли-Тёпе (9500 до н.э.)
Барельефы животных и людей, например, «Обнажённая женщина из Гёбекли-Тёпе» (9000 до н.э.).
Конец каменного века, начало мезолита.
Близ города Шанлыурфа на юго-востоке Турции.
73. Наскальные рисунки холмов Пачмари (9000–3000 до н.э.)
Рисунки и росписи пигментами на песчанике.
Культура мезолита.
Горный хребет Сатпура, Центральная Индия.
74. «Любовники из Айн-Сахри» (9000 до н.э.)
Полуабстрактная фаллическая статуэтка, включённая в серию телепередач BBC «История мира в 100 объектах».
Ближневосточная натуфийская культура мезолита.
Пещеры Айн-Сахри близ Вифлеема.
75. Археологический памятник Невалы-Чори (ок. 9000 до н.э.)
Каменные рельефы, статуи, глиняные фигурки и мегалитическое искусство.
Анатолийский мезолит.
Провинция Шанлыурфа, Турция.
76. Гравюры из пещеры Вандерверк (8200 до н.э.)
Геометрические узоры, идеограммы и гравюры животных.
Африканская мезолитическая культура.
Пещера Вандерверк, Северо-Капская провинция, Южная Африка.
77. Наскальное искусство Тассилин-Адджер (8000 до н.э.)
Главный африканский памятник искусства мезолита, плато Тассилин-Адджер известно своими гравюрами и рисунками животных и людей.
Архаическая традиция.
Тассилин-Адджер, Алжир, Северная Африка.
См. также: Африканское искусство.
78. Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) (ок. 7500 до н.э.)
Доисторические трафареты и отпечатки рук, а также абстрактные символы.
Аргентинская мезолитическая культура.
Рио-Пинтурас, Аргентина.
79. Шигирский идол (7500 до н.э.)
Древнейшая в мире известная деревянная скульптура.
Эпоха мезолита.
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Средний Урал, Россия.
80. Резные изделия из Цзяху (7000–5700 до н.э.)
Резьба по бирюзе, костяные флейты.
Китайский неолит.
Бассейн Жёлтой реки в провинции Хэнань, Центральный Китай.
См. также: Неолитическое искусство в Китае (7500–2000 до н.э.).
81. Археологический памятник Чатал-Хююк (7500–5700 до н.э.)
Крупный центр искусства неолита, Чатал-Хююк известен древними изображениями животных и людей, такими как «Богиня-мать из Чатал-Хююка» (ок. 6000 до н.э.) — терракотовая скульптура богини-матери, сидящей на троне.
Чатал-Хююк, Анатолия, Турция.
82. Персидская керамика эпохи энеолита (5000–3500 до н.э.)
Керамическая посуда, расписанная человеческими, птичьими, растительными или животными мотивами.
Культура энеолита.
Иран (Персия).
См. также: Искусство Древней Персии.
83. «Мыслитель из Чернаводэ» (5000 до н.э.)
Знаковая терракотовая скульптура.
Неолитическая культура Хаманджия.
Национальный музей истории Румынии, Бухарест.
84. «Бог-рыба» из Лепенски-Вира (5000 до н.э.)
Резьба по песчанику с изображением териантропной (человеко-звериной) фигуры.
Период неолита.
Поселение Лепенски-Вир на берегу Дуная, Сербия.
85. Сиднейские наскальные гравюры (5000 до н.э.)
Фигурные рисунки людей и животных, вырезанные на песчанике.
Австралийский неолит.
Новый Южный Уэльс, Австралия.
86. Гравюры жирафов в Дабусе (4000 до н.э.)
Наскальные гравюры слонов, газелей, крокодилов и крупного рогатого скота в Сахаре.
Культура таурегов.
Агадес, Нигер, Африка.
См. также: Искусство племён.
87. Рисунки из пещеры Эландс-Бэй (4000 до н.э.)
Скопления из нескольких сотен отпечатков рук.
Неолитическая культура.
Западно-Капская провинция, Южная Африка.
88. Фигурки культуры Вальдивия (4000–3000 до н.э.)
Первые трёхмерные изображения (известняк и мрамор) в Северной и Южной Америке.
Период неолита.
Стоянки Реал-Альто и Лома-Альта, Эквадор.
89. «Царь-жрец» из Урука (3300 до н.э.)
Известняковая статуя высотой 30 см.
Культура Урука в древней Месопотамии.
Лувр, Париж.
90. Мегалитическая гробница Ньюгрейндж (3100 до н.э.)
Спиральная резьба и другое мегалитическое искусство.
Ирландский поздний неолит.
Долина Бойн, графство Мит, Ирландия.
91. «Коленопреклонённый бык с сосудом» (3000 до н.э.)
Один из древнейших шедевров шумерского искусства, созданный месопотамскими мастерами по серебру.
Протоэламский период.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
92. Ниола Доа («Прекрасные дамы») (3000 до н.э.)
Монументальные выгравированные и раскрашенные женские фигуры.
Период позднего неолита.
Плато Эннеди, Чад, Африка.
93. Геннольская львица (3000 до н.э.)
Месопотамская серебряная скульптура антропоморфной львицы.
Протоэламский период.
См. также: Искусство Месопотамии (4500–539 до н.э.).
94. Египетские пирамиды (2600–2100 до н.э.)
Монументальные каменные гробницы.
Культура Древнего царства.
Гиза, Дахшур и Саккара.
См. также: Раннеегипетская архитектура (3100–2181 до н.э.).
95. Каменный круг Стоунхендж (2600–2400 до н.э.)
Мегалитическая архитектура (массивные сарсеновые камни) и гравюры.
Английский поздний неолит и ранний бронзовый век.
Солсберийская равнина, Уилтшир, Англия.
См. также: Мегалиты.
96. «Баран в чаще» (2500 до н.э.)
Месопотамская скульптура из золотого листа, меди, лазурита и красного известняка.
Раннединастический период.
Британский музей, Лондон.
См. также: Месопотамская скульптура (4500–539 до н.э.).
97. Мегалитическая гробница Наут (2500–2000 до н.э.)
Мегалитическое искусство, в частности геометрические гравюры.
Ирландский неолит и ранний бронзовый век.
Долина Бойн, графство Мит, Ирландия.
98. Майкопский золотой бык (2500 до н.э.)
Одна из древнейших золотых скульптур в истории искусства на территории России.
Майкопская культура.
Северный Кавказ, Россия.
См. также: Ассирийское искусство (1500–612 до н.э.) и Хеттское искусство (1600–1180 до н.э.).
99. «Танцующая девушка» из Мохенджо-Даро (2500 до н.э.)
Бронзовая статуэтка.
Индийская скульптура Хараппской цивилизации.
Национальный музей, Нью-Дели, Индия.
Цивилизация долины Инда, Индия.
100. Китайские бронзовые изделия (с ок. 1750 до н.э.)
Бронзовые сосуды и скульптуры с нефритовым декором. Относятся к культуре Эрлитоу, которую часто отождествляют с династией Ся.
Культура династии Ся.
Бассейн Жёлтой реки, провинция Хэнань.
См. также: Традиционное китайское искусство: характерные черты.
101. Храм Амона-Ра в Карнаке (с 1550 до н.э.)
Колоссальная мегалитическая религиозная архитектура.
Культура от Среднего царства до царства Птолемеев.
Карнак, Верхний Египет.
См. также: Архитектура Среднего царства Египта.
102. Бронзовые изделия Саньсиндуй (1200–1000 до н.э.)
Гигантские бронзовые скульптуры человеческих лиц и масок.
Культура Саньсиндуй. См. также: Искусство династии Шан.
Гуанхань, Сычуань, Китай.
- Наварла Габарнманг, рисунок углём: самое древнее искусство Австралии
- Искусство неолита
- Пещерный фриз Рок-де-Серс: солютрейские рельефы, наскальные гравюры
- Фриз Кап-Блан: Мадленская рельефная скульптура, Дордонь
- Наскальные выгравированные рисунки
- Наскальное доисторическое искусство
- «Носки Джорджа Вашингтона» Эльвиры Вудрафф, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?