Доисторическое наскальное искусство читать ~9 мин.
Наскальное искусство — это широкий термин для обозначения доисторических рукотворных знаков на природном камне. К схожим понятиям относятся «наскальная резьба», «наскальные гравировки», «наскальные надписи», «наскальные рисунки» и «наскальная живопись». Сам термин «петроглиф» происходит от греческих слов petros («камень») и glyphe («резьба»), а в русском языке также используется слово «писаница». Этот вид искусства каменного века традиционно делят на две основные категории:
- Петроглифы, то есть наскальные гравировки или резьба. Эта категория также включает произведения доисторической скульптуры, являющиеся частью скал (известны как наскальное искусство), например, рельефную скульптуру.
- Пиктограммы, то есть картины или рисунки, нанесённые на поверхность камня.
Петроглифы и пиктограммы находят как на стенах пещер, так и на открытых скалах. На практике самое раннее искусство Европы было создано в подземных пещерах, тогда как в Северной Африке оно чаще встречается на поверхности. Третья, меньшая категория наскального искусства, связана с мегалитами или петроформами — композициями из камней, образующими определённые памятники (например, каменный круг Стоунхендж).
Характеристики
Петроглифы обычно создаются путём удаления поверхности скалы через вырезание, процарапывание, сверление или лепку. Изображения могли раскрашивать или улучшать полировкой. Петроглифы обнаружены по всему миру, в частности в Африке, Скандинавии, Сибири, на юго-западе Северной Америки, в Северной и Западной Австралии, а также на Пиренейском полуострове.
Некоторые из этих изображений имеют особое культурное и религиозное значение для создавших их обществ. Самым загадочным типом петроглифов является купула — нефункциональное чашеобразное углубление, созданное ударным способом на скальной поверхности. Являясь древнейшим видом искусства, купулы встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды, и их продолжали создавать на протяжении всех трёх эпох каменного века.
К наиболее значимым объектам гравированного пещерного искусства относятся: пещера Шове (30 000 лет до н.э.), пещера Ле-Плакар (17 500 лет до н.э.), пещера Рок-де-Сер (17 200 лет до н.э.), пещера Руффиньяк (14 000 лет до н.э.) и пещера Ле-Комбарель (12 000 лет до н.э.).
Резьба по камню в виде рельефной скульптуры также появилась на ранней стадии. Примером служит знаменитая Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.) — барельеф обнажённой женщины с преувеличенными чертами, характерными для фигурок Венер. Другие важные примеры доисторической рельефной скульптуры включают фризы из Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) и Рок-о-Сорсье (12 000 лет до н.э.), а также рельефы бизонов из необожжённой глины в пещере Тюк-д’Одубер (13 500 лет до н.э.).
Пиктография — это создание монохромных или полихромных изображений путём нанесения пигментов, таких как углерод, марганец и различные оксиды. Поскольку пиктограммы менее устойчивы к атмосферным воздействиям, чем гравюры, большинство сохранившихся образцов — это подземная пещерная живопись или рисунки под скальными навесами.
Доисторические художники сначала рисовали пальцами, а позже стали использовать мелки из пигмента и кисти из шерсти животных или растительных волокон. Более сложные техники включали распыление краски через тростинки или полые кости. Для хранения красок также использовали футляры из костей, которые запечатывали животным жиром. Красящие пигменты получали из минеральных, животных или растительных источников, таких как глина, охра, древесный уголь, измельчённые кости, соки растений, кровь и моча животных. См. также: Доисторическая цветовая палитра.
Художники каменного века изображали сцены охоты на бизонов, лошадей, северных оленей и быков. Встречаются также рисунки львов, мамонтов, волков, рыб и птиц, как, например, изображения мамонтов красной охрой в Каповой пещере (12 500 лет до н.э.). Изображения людей встречаются реже. Кроме того, художники создавали абстрактные знаки: точки, линии и другие геометрические мотивы.
Наскальные рисунки по всему миру включают множество символов, идеограмм и зооморфных фигур. Пиктограммы легли в основу клинописи и иероглифического письма, которые использовались в Древнем Китае, Шумере и Египте. Они до сих пор применяются в племенном искусстве некоторых культур Африки, Америки и Океании. Важнейшими примерами пиктограмм считаются наскальные рисунки в пещере Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.) во Франции и росписи пещеры Альтамира (ок. 15 000 лет до н.э.) в Испании, которую называют «Сикстинской капеллой» каменного века.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Мегалитическое наскальное искусство лучше всего иллюстрируют спиральные гравюры у входа в неолитическую гробницу Ньюгрейндж в Ирландии. Этот памятник является частью комплекса Бру-на-Бойн. Однако соседний курган Ноут содержит около трети всех мегалитических произведений искусства Западной Европы.
Наиболее очевидной характеристикой наскального искусства является его «художественное» качество, но этот атрибут не всегда легко определить. Возьмём, к примеру, купулы. Эти чашеобразные углубления — самый распространённый тип доисторических знаков, однако их значение до сих пор остаётся загадкой для археологов. Являются ли купулы искусством? Хотя ответа пока нет, их культурная значимость несомненна. Наскальное искусство включает в себя широкий спектр знаков, созданных для картографирования территории, изображения звёзд, записи событий или иллюстрации мифов.
Древнейшее наскальное искусство
Датировка древнего искусства — сложный процесс, включающий радиометрические и термолюминесцентные методы. Установить хронологию произведений эпохи нижнего палеолита (2 500 000 – 200 000 лет до н.э.) ещё труднее, поскольку не всегда можно доказать, что знаки являются рукотворными.
Эксперты считают, что древнейшим наскальным искусством являются петроглифы Бхимбетки в центральной Индии. Это серия из 10 купул и гравировки, обнаруженные в 1990-х годах. Их возраст составляет не менее 290 000 лет, а возможно, и около 700 000 лет. Подробнее о хронологии см.: Хронология доисторического искусства.
История и хронология
Наскальные рисунки создавались на протяжении всех трёх периодов каменного века:
ПАЛЕОЛИТ (2 500 000 – 10 000 лет до н.э.)
Нижний палеолит (2 500 000 – 200 000 лет до н.э.)
Средний палеолит (200 000 – 40 000 лет до н.э.)
Верхний палеолит (40 000 – 10 000 лет до н.э.)
Ориньякское искусство (40 000 – 25 000 лет до н.э.)
Граветтское искусство (25 000 – 20 000 лет до н.э.)
Солютрейское искусство (20 000 – 15 000 лет до н.э.)
Мадленское искусство (15 000 – 10 000 лет до н.э.)
МЕЗОЛИТ
ок. 10 000 – 4 000 гг. до н.э.: Северная и Западная Европа
ок. 10 000 – 7 000 гг. до н.э.: Юго-Восточная Европа
ок. 10 000 – 8 000 гг. до н.э.: Ближний Восток и остальной мир
НЕОЛИТ
ок. 4 000 – 2 000 гг. до н.э.: Северная и Западная Европа
ок. 7 000 – 2 000 гг. до н.э.: Юго-Восточная Европа
ок. 8 000 – 2 000 гг. до н.э.: Ближний Восток и остальной мир
См. также: Палеолитическое искусство и культура.
Наскальное искусство палеолита
Для нижнего и среднего палеолита характерны примитивные петроглифы, такие как купулы и грубые гравировки. Верхний палеолит стал самой продуктивной эпохой в истории наскального искусства, примером чему служат великолепные полихромные рисунки Альтамиры и Ласко.
Наскальное искусство мезолита
Когда ледниковый период подошёл к концу, по всему миру появились новые петроглифы и пиктограммы. Подробнее см.: Мезолитическое искусство.
Наскальное искусство неолита
Неолитическое искусство отличается живописью под открытым небом, а также разнообразием мегалитических гробниц с гравюрами. Ключевые памятники этого периода включают:
- Проходная гробница Ньюгрейндж с выгравированными спиралями (ок. 3300–2800 гг. до н.э.), графство Мит, Ирландия;
- Наскальные гравировки «Прекрасные дамы» в Ниола-Доа (ок. 3000 лет до н.э.), плато Эннеди, Чад, Африка;
- Гавринисский камень № 10 с гравировкой (ок. 3000 лет до н.э.), неолитическая гробница Гавринис, Бретань, Франция;
- Египетские пирамиды (2680–1786 гг. до н.э.), крупнейшие гробницы мира, содержащие различные формы мегалитического искусства;
- Наскальные рисунки Брандберга (культура Сан) (ок. 2000 лет до н.э.), массив Брандберг, Намибия;
- Фигурные росписи Коло (культура Сандаве) (ок. 2000 лет до н.э.), регион Додома, Танзания.
Европейское наскальное искусство
Европа знаменита своими пиктографическими наскальными рисунками на юге Франции и в Испании. К ним относятся Панель с лошадьми и Панель со львами и носорогами в пещере Шове, трафареты рук в пещере Коске, «Пятнистые лошади» в пещере Пеш-Мерль, Зал быков в пещере Ласко и полихромные росписи в пещере Альтамира.
Франко-кантабрийское пещерное искусство можно разделить на три фазы:
- Первая фаза (нижнеориньякская): На стенах из мягкой глины появляются простые спирали или грубые изображения животных, нарисованные пальцем. Также встречаются контуры, выполненные чёрной, жёлтой или красной краской, и трафареты человеческих рук.
- Вторая фаза (верхнеориньякская): Появляются гравюры и рисунки углём, изображающие животных с удивительной точностью. Используются красный и чёрный цвета для воспроизведения основных деталей.
- Третья фаза (нижнемадленская): Гравюры и живопись достигают высшей точки развития. Пропорции и детали передаются мастерски, используется штриховка для создания объёма, а чёрный цвет дополняется коричневым или красным.
Эти изображения позволяют нам узнать о жизни людей палеолита. Мы видим их за основным занятием — охотой, можем изучить их оружие, инструменты и украшения. Художники каменного века были мастерами в передаче движения, и многие их работы полны динамики, как, например, сцена боя из галереи дель-Робле в Испании.
Описание древнейшей известной резьбы человеческой фигуры см.: Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 лет до н.э.). См. также териантропический Человек-лев из Холенштайн-Штадель (ок. 38 000 до н.э.).
Африканское наскальное искусство
Африка, родина Homo sapiens, насчитывает более 14 000 доисторических объектов к югу от Сахары, многие из которых ещё не исследованы. В Восточной Африке большинство наскальных рисунков найдено на плато, простирающемся от реки Замбези до озера Туркана. Значительная часть этих произведений, в основном рисунки в центральной Танзании, приписывается предкам современного племени сандаве. См. также: Африканское искусство.
Австралийское наскальное искусство
Крупные находки наскального искусства аборигенов в Австралии включают «рентгеновские» рисунки в Убирре (Арнемленд), изображения Брэдшоу в Кимберли (Западная Австралия), гравюры на полуострове Бурруп (Муруджуга) и в районе Сиднея. Хотя древнейшее искусство в Убирре датируется примерно 30 000 лет до н.э., возраст других материалов, найденных рядом, оценивается в 50 000 лет. См. также: Искусство Океании.
Азиатское наскальное искусство
Пещеры Аудиториум и Дараки-Чаттан в штате Мадхья-Прадеш, Индия, содержат древнейшие известные петроглифы в мире. Другим важным объектом являются скальные жилища Бхимбетка — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известный индийским археологам с 1888 года. См. также: Живопись и скульптура Индии.
Наскальное искусство Северной и Южной Америки
Самые известные пиктограммы Южной Америки — это трафареты рук в Куэва-де-лас-Манос (Пещере рук) в Аргентине. По всей Америке расположено множество памятников древнего искусства, включая Монте-Верде в Чили, пещеру Фелла в Патагонии и Блэкуотер-Дро в Нью-Мексико.
Наследие
Наследие этого так называемого «первобытного искусства» — это вся последующая история искусства. Всё — от греческой скульптуры и китайской керамики до эпохи Возрождения и современных инсталляций — берёт своё начало в первом, необъяснимом импульсе человека к творчеству.
- Наскальное доисторическое искусство
- Картины Брэдшоу
- Наскальное искусство, ледниковый период
- Франко-кантабрийское наскальное искусство
- Наскальные рисунки Убирра: характеристики, датировка, хронология
- Отдых в Испании: от познавательных экскурсий до роскошного пляжного отдыха
- Сэмюэль Л. Джексон: жизнь и творчество
- «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Государь» Никколо Макиавелли, анализ
- «Лица на дне колодца: Постоянство расизма» Деррика Белла, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?