Доисторическая скульптура читать ~20 мин.
В доисторическом искусстве преобладает настенное искусство, такое как наскальная живопись и пещерные петроглифы. Скульптура, будучи формой портативного или мобильного искусства и, следовательно, более подверженной разрушению или потере, менее распространена, хотя и не менее значима для выявления интеллектуального и художественного прогресса культуры или мастерства художников.
В конце концов, пластическое искусство неизменно является более сложным и комплексным, чем двухмерное, такое как рисунок или живопись. Поэтому неудивительно, что по мере улучшения качества орудий каменного века – от примитивных универсальных орудий до высокоспециализированных инструментов с различными формами, лезвиями и весом – улучшалось и пластическое искусство каменного века. Поэтому неудивительно, что появление анатомически современного человека, который пришёл на смену неандертальцу в период ок. 50-20 000 до н.э., оказало большое влияние как на культуру орудий труда, так и на скульптуру в эпоху верхнего палеолита, особенно в ориньякский, граветтский и мадленский периоды. Подробнее см. Искусство и культура палеолита.
Чтобы увидеть, как статуи, рельефы и другие резные изделия развивались в хронологическом порядке в эпоху палеолита, мезолита и неолита, см: Хронология доисторического искусства.
Древнейшая доисторическая скульптура
Самой древней известной скульптурой каменного века является Венера из Берехат-Рама, найденная на Голанских высотах, которая датируется ашельской культурой нижнего палеолита. Статуэтка, относящаяся примерно к тому же периоду – Венера из Тан-Тана, была позже обнаружена в Марокко. Изготовленные из вулканической породы (базальта и кварцита), оба человекоподобных объекта были созданы не Homo Sapiens Neanderthalensis, а более примитивным Homo Erectus, и являются чрезвычайно примитивными по стилю.
Удивительно, но следующей древнейшей доисторической скульптурой является Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 лет до н.э.). Почему нам пришлось так долго ждать ещё одну человеческую фигурку, неясно, но, по крайней мере, она подтверждает относительно развитый характер ранней ориньякской культуры. Конечно, как подтвердит любой археолог или палеоантрополог, огромное количество доисторических поселений, остатков захоронений и артефактов ещё предстоит обнаружить, раскопать, проанализировать и датировать, поэтому наше представление о том, что представляет собой Древнейшее искусство, вероятно, многократно изменится в течение следующих нескольких веков.
Материалы, использовавшиеся в доисторической скульптуре
Материалы весьма разнообразны и зависят от региона и местности. Чаще всего доисторические скульпторы использовали в своей резьбе кость мамонта и слоновую кость (примечание: слоновая кость включает в себя любой зуб или бивень животного), а также более скоропортящееся дерево. Кроме кости и дерева, художники также ваяли из камня, особенно из мягких пород, таких как известняк, стеатит и песчаник, а также из более твёрдых пород, таких как кварцит и серпентин. Глина и терракота также широко использовались в фигурках каменного века. В позднем мезолите и неолите, когда инструменты стали более прочными, скульпторы начали высекать фигурки из мрамора, известняка, порфира и гранита. Реже они использовали драгоценные материалы, такие как серебро, золото и нефрит, и начали отливать из бронзы, олова и цинка.
Типы доисторической скульптуры
Существует пять важных типов или категорий скульптуры каменного века, а именно:
❶ Сверхпримитивные объекты, изображающие человека (ок. 230 000 – 700 000 до н.э.)
Изваянные в эпоху нижнего палеолита, эти примитивные чучела, которые некоторые археологи считают результатом естественной эрозии, а не человеческого мастерства, включают вышеупомянутых венер из Берехат-Рама и Тан-Тана.
❷ Примитивные рельефы (начиная с 23 000 года до н.э.)
Возможность безопасно и без помех работать в защищённой пещере может объяснить относительно раннее появление доисторических рельефных скульптур.
❸ Фигурки Венеры (начиная с 40 000 лет до н.э.)
Скульптуры, принадлежащие преимущественно к временам ориньякской и граветтской культур (40-20 000 лет до н.э.), эти небольшие стеатопигианские фигурки Венеры – обычно считающиеся имеющими тотемное значение или значение плодородия – были обнаружены по всей Европе и за её пределами.
❹ Резьба антропоморфных фигур (начиная с 30 000 года до н.э.)
Значительно различающиеся по размеру, человеческим чертам и териантропному значению, они датируются серединой ориньяка.
❺ Резьба фигур животных (начиная с 33 000 лет до н.э.)
Самые странные, самые экзотические и самые разнообразные из всех видов доисторической скульптуры, эта резьба часто имеет мифологическое или религиозное значение.
Характеристики доисторической скульптуры
❶ Сверхпримитивные человекоподобные объекты
Из всего древнего искусства доисторического периода скульптуры нижнего палеолита, безусловно, являются самыми примитивными. Обнаруженная в 1981 году Венера из Берехат-Рама была настолько грубым изображением человеческой фигуры, что некоторые археологи отказывались признавать её произведением искусства, полагая, что её форма возникла в результате естественной эрозии. Только когда в 1999 году был обнаружен второй подобный объект (Венера из Тан-Тана), датированный той же эпохой, эти сомнения были в значительной степени преодолены. Оба объекта не имеют никакого сходства с фигурками Венеры верхнего палеолита.
❷ Рельефы
Единственный вид резьбы по камню, который можно классифицировать как «пещерное искусство», поскольку он является частью породы скального убежища. Рельефная скульптура обычно встречается только тогда, когда стены пещеры состоят из относительно мягкого камня, например, известняка. Так было с обоими великими граветтскими шедеврами: барельефом в пещере Абри дю Пуассон (ок. 23 000 до н.э.) и Венерой из Лосселя (ок. 23 000 до н.э.), расположенных во французской Дордони. Одна из шести рельефных скульптур Венеры, работа Лосселя была изваяна из отдельно стоящей каменной глыбы объёмом 4 кубических метра, и, в отличие от большинства других фигур Венеры, её руки видны достаточно четко.
Ещё одним шедевром франко-кантабрийского пещерного искусства является великолепный горельеф бизона Тук д’Одубер (ок. 13 500 лет до н.э.), обнаруженный в Арьеже во Франции. Созданный в Мадленский период, он находился в конце пещеры, в 750 метрах от входа. Сделанная из необожжённой глины, рельефная скульптура изображает двух великолепных бизонов, оба окружены кучами теперь уже неживой глины. Большинство глиняных рельефов, изваянных в каменном веке, не сохранилось. К другим важным рельефам относятся изображения животных и другое мегалитическое искусство в святилище Гобекли-Тёпе в Турции.
❸ Фигурки Венеры
Было раскопано более 100 фигурок Венеры эпохи верхнего палеолита; почти все они высотой от 5 до 25 см. У большинства из них есть несколько общих признаков: все они изображают женскую фигуру; её форма почти всегда гротескно тучная, с сужающимися точками сверху (голова) и снизу (ноги); преувеличенное внимание уделяется груди, животу, вульве, бёдрам и ляжкам; это контрастирует с соответствующим скудным интересом к другим чертам тела; голова, например, обычно маленькая и без особых деталей. Однако, хотя эти скульптуры Венеры намеренно подчёркивают пол и физические характеристики женщин и таким образом затрагивают вопросы плодородия, лишь немногие из них изображают беременность.
Ещё одна примечательная особенность этих статуэток заключается в том, что, хотя образцы были найдены по всей Западной, Центральной и Восточной Европе, до сих пор ни одна из них не была обнаружена в Испании или Португалии, несмотря на значительную художественную активность в этом регионе в период среднего и позднего верхнего палеолита.
Менее известные Венеры включают французскую Венеру из Монпасье (ок. 25 000 лет до н.э.), словацкие Венеры из Градока и Мораваны (ок. 24 000 лет до н.э.), русскую Венеру из Гагарино (20 000 до н.э.), Мальтинских Венер из Сибири (ок. 20 000 до н.э.) и швейцарскую Венеру из Энгена (ок. 13 000 до н.э.).
❹ Антропоморфные фигуры
Как и статуэтки Венеры, эти доисторические антропоморфные статуэтки вырезались из самых разных материалов, включая слоновую кость (Человек-лев из Холенштайн Штадель), кальцитовый булыжник (Скульптура «Влюблённые Айн Сахри»), дерево (Шигирский идол – древнейшая известная резьба по дереву), песчаник (Рыбий бог из Лепенски-Вира), терракота (Мыслитель из Чернаводы), мрамор (неолитическая греческая женская фигурка, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), бронза (Танцующая девушка из Мохенджо-Даро) и многие другие. Большинство из них были относительно небольшого размера и, возможно, предназначались для личного пользования. Хотя интерпретации значительно варьируются, многие из этих человеческих или получеловеческих скульптур имеют ритуальное или тотемное значение, отражая мифологию или религиозные верования их племён и обществ.
❺ Фигуры животных
Вероятно, это самый распространённый предмет в скульптуре каменного века, животные изображались в различных стилях, что отражает их важность в рационе и образе жизни доисторических охотников-собирателей, а также их символический или тотемный статус в религиозных верованиях того времени.
Некоторые впечатляющие примеры включают Плавающего оленя (ок. 11 000 лет до н.э.), вырезанного из бивня мамонта; серебряную иранскую статуэтку, известную как Стоящий на коленях бык с сосудом (ок. 3000 лет до н.э.); известняковый Демон-львица (ок.2900 до н.э.), украшенный лазуритом; золотую статуэтку, известную как Майкопский бык (ок.2500 до н.э.), и многие другие.
Другой важной формой пластического искусства, возникшей в каменном веке, является древняя керамика. Самый древний в мире образец см: керамика пещеры Сянрэндун (ок. 18 000 лет до н.э.).
История доисторической скульптуры
Скульптура палеолита
Венера из Берехат-Рама (230 000 – 700 000 до н.э.)
Считается, что это самая древняя известная в мире резьба в истории скульптуры, она была обнаружена на Голанах в 1981 году археологом Н. Горен-Инбаром из Еврейского университета Иерусалима. Его репутация значительно укрепилась после раскопок марокканской Венеры из Тан-Тана.
Венера из Тан-Тана (200 000 – 500 000 до н.э.)
Вторая фигурка, появившаяся в эпоху до Homo sapiens нижнего палеолита, возможно, была изваяна художником ашельской культуры, жившим на главном миграционном пути из Азии в Западную Европу, некоторые из предков которого могли принадлежать к предприимчивым и технически развитым расам из Юго-Восточной Азии.
Человек-лев из Холенштайн Штаделя (ок. 38 000 лет до н.э.)
Одна из двух человеческих фигур, найденных в пещерах долины Альтмуль на юго-западе Германии. Фрагменты резьбы ориньякского периода были впервые найдены в 1939 году археологом Робертом Ветцелем, но полностью собрать её удалось только в 1997-98 годах, когда была присоединена голова. Она считается самой древней из известных в мире резьбой антропоморфного животного. См: Ориньякское искусство (40 000-25 000 до н.э.).
Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 лет до н.э.)
Древнейшая из известных скульптур женской фигуры, эта резьба по слоновой кости (также называемая Венерой из Шельклингена) является одним из многих артефактов, обнаруженных в окрестностях горы Холенштайн в Швабской Юре.
Резьба по слоновой кости из пещеры Фогельхерд (Швабская Юра) (33 000 лет до н.э.)
Эти древние скульптуры включают древнейшую известную резьбу животных (шерстистого мамонта), а также древнейшие известные трёхмерные изображения львов и лошадей. Кроме раскопок в Фогельгерде, доисторические находки были обнаружены в Холенштайн-Штаделе, Гайсенклостерле и Холе-Фельс – в большинстве случаев археологами из Тюбингенского университета.
Венера Гальгенбергская (также называемая Фигурка Штратцинга) (ок. 30 000 лет до н.э.)
Найденная по частям на месте стоянки охотников-собирателей в Нижней Австрии, эта маленькая зелёная фигурка из змеевика демонстрирует типично чёткие женские гениталии. Это самый древний предмет доисторического пластического искусства, найденный в Австрии.
Венера из Дольни-Вестонице (ок. 26 000 – 24 000 до н.э.)
Обнаруженная в 1926 году на месте палеолитического поселения в Моравской котловине, недалеко от Брно, эта 10-сантиметровая фигурка относится к поздне-ориньякской или ранне-граветтской культуре и является древнейшей из известных керамических фигурок, известных археологии.
Венера из Монпасье (ок. 25 000 до н.э.)
Найденная в поле в 1970 году, эта фигурка Венеры из зелёного стеатита демонстрирует типично увеличенные ягодицы, живот и вульву. Это самое древнее из известных произведений доисторического пластического искусства, найденных во Франции.
Венера Виллендорфская (ок. 25 000 до н.э.)
Одна из самых известных стеатитовых фигурок Венеры верхнего палеолита, эта графическая резьба с огромными свисающими грудями, расширенным животом и преувеличенными ягодицами была обнаружена в 1908 году недалеко от австрийского города Кремс. См: Граветтское искусство (25 000-20 000 лет до н.э.).
Венера из Савиньяно (ок. 24 000 до н.э.)
Самая известная доисторическая статуэтка, найденная на территории Италии, Венера из Савиньяно изваяна из одного блока зеленовато-жёлтого серпентинового камня.
Венера из Моравани (ок. 24 000 – 22 000 до н.э.)
Найденная в 1938 году недалеко от Пиестани в Словакии, эта резьба по кости высотой около 8 см находится в музее Братиславского замка.
Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.)
Находящийся в 1911 году недалеко от доисторических пещер Ласко, этот барельеф обнажённой женщины высотой около 46 см слегка окрашен красной охрой. Занимая церемониальную зону скального убежища, где она была обнаружена, фигура держит в правой руке рог бизона с 13 зарубками, что, возможно, означает количество менструальных циклов в одном году. Она является частью постоянной коллекции Музея Аквитании в Бордо.
Лосось из пещеры Абри дю Пуассон (ок. 23 000 до н.э.)
Ещё одна ранняя рельефная скульптура граветтской культуры, расположенная недалеко от Лез Эйзи де Тайак, Перигор, во французской Дордони, состоит из барельефа атлантического лосося (Salmon Salar) длиной 92 см. Это единственная известная скульптура рыбы эпохи палеолита.
Венера из Брассемпуи (ок. 23 000 до н.э.)
Детали лица этой 4-сантиметровой женской головы, вырезанной из кости мамонта, делают её первым известным примером доисторического портретного искусства. Скульптура, созданная в граветтский период, была обнаружена в 1892 году в скальном приюте Брассемпуи на юго-западе Франции.
Венера из Леспужа (ок. 23 000 лет до н.э.)
Найденная в 1922 году в доисторическом скальном убежище Ле-Ридо, недалеко от деревни Леспуж в регионе Верхняя Гаронна во Франции, эта 15-сантиметровая статуэтка из слоновой кости представляет собой сильно стилизованное изображение. Ее маятниковая грудь, преувеличенные ягодицы и бедра представляют собой почти карикатуру на типичную форму Венеры. В настоящее время она хранится в Музее человека в Париже.
Венера Костёнковская (Кость мамонта) (ок. 22 000 до н.э.)
Один из множества артефактов, раскопанных в палеолитическом поселении Костёнки, является самым древним известным примером доисторической русской скульптуры.
Венера из Гагарино (ок. 20 000 до н.э.)
Вырезанная из вулканической породы, 5-сантиметровая Венера из Гагарино была найдена в 1926 году недалеко от реки Дон на юге России. Она была извлечена из поселения каменного века вместе с многочисленными доисторическими артефактами, орудиями труда и костями животных.
Авдеевские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Серия статуэток из слоновой кости, вырезанных в традиции Костёнки-Гагарино, найденных около Курска в центральной России. Авдеевские художники, как правило, изготавливали фигурки Венеры с меньшей тучностью и меньшим преувеличением гениталий.
Мальтинские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Древнейшие из известных резных изделий, найденных в Сибири, обнаружены в Усолье у озера Байкал в России. Изготовленные из слоновой кости мамонта или рога северного оленя, они имеют некоторые формы, ассоциирующиеся с европейскими венерами. Они являются частью постоянной коллекции Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.
Зарайские венеры (ок. 20 000 лет до н.э.)
Фигурки из слоновой кости в авдеевском стиле из Московской области. Зарайское городище также известно своей граветтской слоновой костью бизона.
Гравюры из пещеры Рок-де-Серс (ок. 17 200 до н.э.)
Рок-де-Серс является эталоном солютрейской доисторической скульптуры, особенно в отношении художественной формы и техники. Он знаменит четырнадцатью скульптурными, гравированными и раскрашенными известняковыми блоками, украшенными пятьюдесятью наскальными гравировками и низкими рельефами животных. См: Солютрейское искусство (20 000-15 000 до н.э.).
Фриз Кап-Блан (15 000 до н.э.)
Самый важный пример мадленской каменной кладки, 13-метровый известняковый фриз рельефной скульптуры в Кап-Блан включает фигуры лошадей, бизонов и оленей, некоторые из которых достигают более 2 метров в длину. В пещере также была обнаружена хорошо сохранившаяся могила мадленской девушки, скелет которой сейчас находится в Филд-музее в Чикаго.
Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.)
Редкая фигурка Венеры Мадленского периода из Брянской области к юго-западу от Москвы. Она совершенно не похожа на статуэтки из Костенок-Авдеево-Гагарино, а напоминает французскую Венеру Импудик («нечестивую» или «нескромную», 14 000 лет до н.э.).
Бизон из Тюк-д’Одубера (ок. 13 500 лет до н.э.)
Высокорельефные глиняные скульптуры самца и самки бизона, найденные в 1912 году глубоко в подземном мадленском скальном убежище Тюк-д’Одубер на юге Франции. Обломки, найденные в непосредственной близости от рельефа, свидетельствуют о том, что пещера функционировала как «мастерская художника».
Венера из Энгена (Петерсфельса) (ок. 13 000 лет до н.э.)
Фигурка, имеющая близкое сходство с Венерой из Монруза (см. ниже). Также вырезанная из струи, разновидности полудрагоценного бурого угля, работа из Энгена была найдена примерно в 70 милях от Монруза, но она на 3000 лет старше. См: Мадленское искусство (15 000-10 000 лет до н.э.).
Плывущий олень (ок. 11 000 лет до н.э.)
Французская скульптура позднего ледникового периода, изображающая двух плывущих оленей, сейчас находится в Британском музее, Лондон. Она считается самым древним произведением искусства в британских музеях.
Венера из Монруз-Невшателя (ок. 10 000 до н.э.)
Мадленская резьба в виде подвески из чёрной струи, стилизованной человеческой фигуры высотой около 2,5 см. Она была найдена в 1991 году в Невшателе, Швейцария.
Известные произведения наскальной живописи, созданные во время нижнего, среднего и верхнего палеолита, см: Пещерная живопись 30 000-10 000 лет до н.э. и Петроглифы (290 000-4 000 лет до н.э.).
Скульптура мезолита
Влюблённые из Айн-Сахри (ок. 9000 до н.э.)
Шедевр мезолитического искусства, эта полуабстрактная фаллическая скульптура (напоминающая «Поцелуй» Бранкузи ) была найдена в одной из пещер Айн-Сахри недалеко от Вифлеема.
Обнажённая женщина изГобекли Тёпе (ок. 9000 лет до н.э.)
Барельефная скульптура обнажённой женщины в скрюченной позе, найденная среди обломков на чрезвычайно важном археологическом объекте Гобекли Тёпе (около Эдессы в юго-восточной Турции) – древнейшем из известных религиозных сооружений, созданных человеком.
Шигирский идол (ок.7500 до н.э.)
Древнейшая известная резьба по дереву в мире, эта фигурка была обнаружена в 1890 году на торфяном болоте Шигира, недалеко от Екатеринбурга на Среднем Урале.
Греческая лежащая женская фигурка (ок.6000 до н.э.)
Эта необычно расположенная антропоморфная фигурка из греческого неолита может изображать женщину-богиню в стиле других доисторических балканских скульптур. Ее глаза цвета кофейных зёрен, например, напоминают о румынской культуре Кукутени (4500-3000 гг. до н.э.). Сейчас находится в Археологическом музее, Волос.
Для сравнения см. античную греческую скульптуру.
Энтронная богиня из Катал-Хоюка (ок. 6000 до н.э.)
Терракотовая глиняная скульптура обнажённой фигуры богини-матери, собирающейся родить, сидящей на троне с подлокотниками-леопардами. Обнаруженная в 1961 году в Анатолии, на юге центральной части Турции, она была одним из многих сокровищ неолитического искусства, обнаруженных на крупном археологическом памятнике Каталхойук, чьё сложное ритуальное значение продолжает озадачивать экспертов.
Видовданка (5500-4700 гг. до н.э.)
Терракотовая статуэтка, найденная в 1930 году среди обломков мезолита в Винча-Бело-Брдо, недалеко от Белграда, Сербия. Сейчас находится в Национальном музее Сербии. См. также: Терракотовая армия, созданная в период искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.).
Неолитическая скульптура
Рыбий бог из Лепенски-Вира (5000 до н.э.)
Одна из многочисленных териантропических скульптур, вырезанных из круглых булыжников песчаника, из сербского поселения Лепенски-Вир, с широким, похожим на рыбий, ртом. Сейчас находится в Национальном музее, Белград.
Мыслитель из Чернаводы («Гандиторул») (ок.5000 до н.э.)
терракотовая скульптура культуры Хамангия, обнаруженная в 1956 году вместе с многочисленными похожими, но безголовыми фигурками (включая Сидящую женщину из Чернаводы) в неолитическом некрополе в нижнем Подунавье. Считается одной из величайших скульптур в истории, она хранится в Национальном историческом музее, Бухарест.
Греческая женская фигурка (ок. 4250 г. до н.э.)
Знаменитая мраморная статуэтка в стиле Венеры (20 см в высоту) из греческого неолита. Висящие груди, преувеличенные ягодицы и бедра типичны для более ранних статуэток Венеры эпохи палеолита и позволяют предположить, что она могла быть символом плодородия. Сейчас она находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк. Для сравнения см: Скульптура Древней Греции.
Египетская женская фигурка (ок. 3700 г. до н.э.)
Эта фигурка из кости гиппопотама и лазурита высотой около 10 см, датируемая периодом Наквада I (4000-3500 гг. до н.э.), возможно, была символом плодородия, созданным как произведение погребального искусства, чтобы служить для возрождения в загробной жизни. Для сравнения с другими произведениями искусства из Африки см: Африканская культура.
Египетская траурная фигурка (ок. 3500 г. до н.э.)
Изготовленная из терракоты, окрашенной охрой, эта минималистская гуманоидная скульптура эпохи Наквада II (3500-3100 гг. до н.э.) была извлечена из погребения в Эль-Мамарии, Египет. Сейчас она хранится в Бруклинском музее искусств, Нью-Йорк. Подробнее об искусстве в Древнем Египте см: Египетская культура.
Жрец-царь Месопотамии (ок. 3300 г. до н.э.)
Простое изображение царской фигуры, эта 30-сантиметровая известняковая статуя из Урука периода Древнего Ирака характерна для многих месопотамских изображений, подобных царю. Сейчас находится в Лувре, Париж. См: Месопотамское искусство (4500-539 гг. до н.э.).
Спящая леди Мальты (3100 до н.э.)
Знаковый символ мальтийского доисторического храмового периода (4100-2500 до н.э.), эта лежащая терракотовая фигура – вероятно, богиня-мать – была извлечена из Гипогея Хал Сафлиени, неолитического подземного погребального центра.
Коленопреклонённый бык с сосудом (ок. 3000 лет до н.э.)
Один из древнейших шедевров серебряной металлообработки, он был изготовлен месопотамскими серебряных дел мастерами в протоэламитский период. Состоит из натуралистической головы и передних копыт быка, с пустой нижней половиной, украшенной абстрактными резными узорами. Вероятно, в основе лежит мифологическая тема. Сейчас находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк.
Демон-львица (ок. 2900 г. до н.э.)
Эта фигурка львицы из иранского известняка, размером около 8 см, протоэламитского периода, может представлять мифологическую Инанну, богиню любви и войны. Возможно, она даже служила моделью или копией более крупной скульптуры. При изготовлении скульптура была украшена лазуритом.
Овца в зарослях (ок. 2500 г. до н.э.)
Одно из самых известных произведений месопотамской скульптуры (существует 2 реальные версии). Хотя эта фигура животного названа в честь библейского отрывка из Ветхого Завета, она изображает козу, а не овцу, и ссылается на древний месопотамский миф о том, что коза, стоящая на задних ногах, означает плодородие земли. Фигура была извлечена из Большой ямы смерти в Уре и сделана из красного известняка и ракушечника, покрытого позолоченной медью и лазуритом. Сейчас она находится в Британском музее в Лондоне; её родственная работа хранится в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета.
Бык из Майкопа (ок. 2500 г. до н.э.)
Один из четырёх золотых и серебряных быков, найденных в неолитическом царском кургане близ Майкопа на Северном Кавказе в России. Размер фигурки 7,5 см. Стилистически напоминающее пластическое искусство Месопотамии и Шумерии – например, протоэламитский коленопреклонённый бык с сосудом – это сокровище сейчас хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Танцующая девушка из Мохенджо-Даро (ок. 2500 г. до н.э.)
Это необычайно «современное» произведение ранней индийской скульптуры является шедевром бронзовой скульптуры хараппской культуры из цивилизации долины Инда в Индии. Она изображает девушку, одетую только в набор ожерелий и браслетов на руках, чья дерзкая поза предполагает, что она вот-вот начнёт танцевать. Сейчас находится в Национальном музее искусств в Нью-Дели.
Имдугуд между двумя оленями (ок. 2500 г. до н.э.)
Как и «Овца в зарослях», эта рельефная скульптура из меди была обнаружена в городе-государстве Ур в Телль аль-Убайде. Первоначально она была установлена в камне над входом в храм Нинхурсаг и изображала львиноголового орла Имдугуда с двумя мифологическими оленями, присутствие и значение которых остаётся неясным.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?