Пещерное искусство Сулавеси читать ~8 мин.
Наскальная живопись в пещерах Марос-Пангкеп близ Мароса на индонезийском острове Сулавеси, является одним из древнейших произведений искусства каменного века на планете, согласно данным группы учёных под руководством доктора Энтони Доссето из Университета Вуллонгонга, Австралия, о чем сообщается в журнале Nature (осень 2014 г.).
Пещера Леанг Тимпусенг
Самое раннее произведение искусства, обнаруженное в пещере Леанг Тимпусенг, представляет собой ручной трафарет, датируемый по меньшей мере 37 900 годом до нашей эры. Это делает его второй древнейшей картиной в мире. Более древними являются только рисунки из пещеры Эль-Кастильо, которые датируются 39 000 лет до н.э. в Испании. Также в пещере Леанг Тимпусенг находится изображение «бабирусы» (разновидность южноазиатской свиньи-оленя), датируемое по меньшей мере 33 400 годами до нашей эры.
Все изображения были датированы с помощью методов уран-фориевого (U/Th) датирования, применённых к вышележащим кальцитовым отложениям. Открытие наскальных рисунков Сулавеси доказывает, что доисторическое искусство первой фазы верхнего палеолита создавалось на разных концах света. Это – вместе с последними открытиями палеолитического искусства в пещере Бломбос и приюте Дипклооф в Южной Африке – поддерживает аргумент, что современные люди развили общие культурные и когнитивные способности до того, как покинули свой дом в Африке, а не после прибытия в Европу или Южную Азию. Если это действительно так, то мы можем ожидать новых находок наскальных рисунков в основных местах остановки на маршруте, по которому эти африканские мигранты добирались до новых мест.
Чтобы понять, как пещерное искусство Леанг-Тимпусенга вписывается в эволюцию культуры каменного века, см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Местонахождение
Сам Сулавеси (ранее называвшийся Целебес), одиннадцатый по величине остров в мире, расположен между Борнео и островами Малуку на главном миграционном пути с азиатского континента в Австралию. Марос Пангкеп – известняковый холм, второй по величине карстовый массив в Азии, расположенный в национальном парке Бантимурунг Булусараунг на юго-западе полуострова Сулавеси, недалеко от столицы провинции Макассар.
Пещера Леанг Тимпусенг – одна из девяноста доисторических пещер Марос Пангкеп, содержащих произведения искусства каменного века – в основном фрески и отпечатки рук, а поскольку нет археологических доказательств того, что Homo erectus достиг Сулавеси, все наскальные рисунки были сделаны анатомически современным человеком – почти наверняка аборигенами-мигрантами, направлявшимися в Австралию.
Дальше к северу есть ещё один комплекс пещер в Боне, где сохранились росписи, стилистически идентичные тем, что были найдены в Леанг-Тимпусенг. Однако эти фрески не могут быть непосредственно датированы, поскольку они не покрыты кальцитом – веществом, которое использовалось для определения возраста основного искусства в Маросе.
Открытие
Впервые пещеры посетил британский исследователь и натуралист Альфред Уоллес в июле 1857 года во время своего путешествия в Ост-Индию. Позже он опубликовал результаты своего путешествия в книге «Малайский архипелаг», хотя и не упомянул о каких-либо наскальных рисунках.
В 1905-6 годах швейцарские натуралисты Фриц и Пауль Сарасин возглавили научную экспедицию в Индонезию и вернулись с яркими рассказами о древних наскальных рисунках, но не предложили ничего конкретного. Фактически, о пещерном искусстве Марос Пангкеп не было никаких письменных свидетельств до 1950 года, когда голландский археолог Х.Р. ван Хееркен впервые сообщил о наличии сотен ручных трафаретов и изображений животных. С тех пор индонезийские исследователи провели ряд раскопок в пещерах, но подробных отчётов было опубликовано мало, не в последнюю очередь потому, что предполагалось, что возраст произведений искусства не превышает 12 000 лет. Затем в 1993 году XI Международный спелеологический конгресс рекомендовал ЮНЕСКО принять Марос Пангкеп в качестве объекта Всемирного наследия. В 2009 году правительство Индонезии подало заявку на включение Марос Пангкеп в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Датировка
Не так давно австралийско-индонезийская группа археологов и исследователей, включая Максима Обера и Адама Брумма, научных сотрудников Университета Гриффита в Квинсленде, изучила 12 изображений человеческих рук и два изображения животных в семи известняковых пещерах Марос-Пангкепа и сообщила о своих результатах в журнале Nature.
Для того чтобы датировать 14 рисунков, команда использовала «технику распада урана». Они собрали 19 образцов, взятых из тонких слоёв кальцита (толщиной менее 10 миллиметров или 0,4 дюйма), отложенных поверх нарисованных поверхностей за тысячи лет богатой минералами водой, стекавшей по стенам пещеры. Кальцит содержит следы химического элемента урана, который с определённой скоростью распадается на торий. Таким образом, проанализировав уровень содержания этих двух элементов в кальците, Обер и его коллеги смогли определить минимальный возраст росписи, которая находилась под ним.
Результаты показали, что возраст большей части картины составляет около 25 000 лет, что ставит её в один ряд с древнейшими научно датированными произведениями искусства в Юго-Восточной Азии, в частности рисунком углём Наварла Габарнманг (ок. 26 000 лет до н.э.), найденным в пещере в Арнем-Ленд, Австралия.
Однако древнейшее искусство – негативный отпечаток руки, найденный на 4-метровом потолке в пещере Леанг Тимпусенг, – датируется по меньшей мере 37 900 г. до н.э., что делает его самым древним трафаретом руки в мире и самым древним археологическим свидетельством присутствия человека на Сулавеси.
В той же пещере исследователи обнаружили изображение самки свиньи-оленя (babirusa), датируемое по меньшей мере 33 400 г. до н.э., что ставит его в один ряд с древнейшими в мире произведениями фигуративного искусства – рисунками из пещеры Фумане, найденными недалеко от Вероны в Италии, – которые датируются 35 000 лет до н.э.
Следующим древнейшим образным искусством из Европы является изображение носорога из наскальных рисунков Шове из ущелья Ардеш во Франции, датируемое приблизительно 30 000 лет до н.э., хотя некоторые (нефранцузские) археологи продолжают сомневаться в этой оценке.
Пещерное искусство
Как и в древнейших местах франко-кантабрийского пещерного искусства – включая пещеру Альтамира, Эль-Кастильо, пещеру Коскер и пещеру Печ Мерле, а также скальные убежища Каравари в Папуа – Новой Гвинее и пещеры Калимантан на Борнео. Пещеры Сулавеси содержат как отпечатки рук, так и рисунки животных. Что касается доисторических животных, то в подавляющем большинстве случаев это крупные, иногда грозные виды млекопитающих, которые, несомненно, занимали важное место в жизни и системе верований пещерных художников. Большинство существ, изображённых на фресках, можно идентифицировать, хотя некоторые физиологические особенности преувеличены на некоторых изображениях, возможно, по духовным, шаманским или эстетическим причинам. Чаще всего в Марос Пангкеп изображены свиньи-олени, известные как бабирусы, индонезийские бородавчатые свиньи и маленькие буйволы, известные как аноасы.
Самым древним наскальным искусством в пещерах Марос Пангкеп, как правило, являются отпечатки рук и другие абстрактные знаки, за которыми следуют изображения животных, самые поздние из которых датируются 15 400 г. до н.э. Другими словами, искусство Сулавеси было создано во время всех четырёх основных европейских культур верхнего палеолита: ориньякской (40 000-25 000 до н.э.), граветтской (25 000-20 000), солютрейской (20 000-15 000) и мадленской (ок. 15 000-10 000).
Ураново-ториевые даты, полученные для ручного трафарета (37 900 лет до н.э.) и рисунка свиньи-оленя (33 400 лет до н.э.) в пещере Леанг Тимпусенг, являются минимальными, но, тем не менее, они устанавливают следующее. На острове Сулавеси сейчас находится древнейшее доисторическое искусство в Южной Азии; в его пещерах обнаружен самый древний ручной трафарет и вторая по древности фигурная живопись.
Значение
До недавнего времени считалось, что «современные люди», которые начали мигрировать из Африки по всему земному шару около 80 000 лет до н.э., не обладали культурными и интеллектуальными способностями для создания наскального или мобильного искусства, имеющего какое-либо значение. Только гораздо позже (примерно с 15 000 лет до н.э.) у них появились какие-то реальные художественные способности. За исключением современных людей, мигрировавших в Европу.
В отличие от большинства других мигрантов, прибывшие в Европу (примерно с 40 000 лет до н.э.) встретились и столкнулись с местным видом человека – неандертальцем. Считалось, что это столкновение привело к крупному «культурному и научному прогрессу», который позволил европейскому сообществу создать искусство. Увы, этот аргумент становился все слабее и слабее, поскольку стало очевидно, что современные люди создавали искусство с момента своего появления – то есть задолго до того, как мог произойти такой «культурный и научный прогресс».
Так откуда же у художников из Альтамиры, Эль-Кастильо, Холенштайна и пещеры Шове взялись умственные способности, необходимые для создания их пиктограмм и фигурок Венеры?
Ответ, как стало подозревать большинство археологов, был – в Африке. Вот только доказательств было очень мало. В Восточной Азии, Южной Азии, Австралии и Америке почти не было найдено доисторических произведений искусства, которые были бы современны европейским, а большинство известных работ были гораздо моложе.
Но открытия в пещерах Сулавеси все изменили. Ведь теперь мы знаем, что очень похожее наскальное искусство создавалось на противоположных концах света. Это либо невероятное совпадение, либо свидетельство того, что современный человек обладал общей творческой способностью – что, если это правда, означает, что он должен был развить эту способность ДО того, как покинул Африку. Эту возможность подтверждают недавние открытия Гравюр из пещеры Бломбос, недалеко от Кейптауна, и Гравюр из яичной скорлупы Дипклооф в Западном Кейпе, в Южной Африке.
Мы, конечно, должны ожидать новых открытий наскальных рисунков аборигенов в Австралии. В конце концов, если доисторические художники создавали наскальные рисунки на Сулавеси – менее чем в 500 милях от северного побережья Австралии – в 37 900 году до н.э., то они должны были добраться до Австралии в течение относительно короткого времени после этого.
Однако, несмотря на обилие доисторических петроглифов среди наскальных рисунков полуострова Бурруп из Пилбары, наскальных рисунков Кимберли с северной окраины Западной Австралии и наскальных рисунков Убирра из Национального парка Какаду, Арнемленд, самые древние произведения искусства в Австралии датируются углеродным методом всего лишь 26 000 лет до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?