Пещера Труа-Фрер, Арьеж читать ~7 мин.
Давно признанная важным центром доисторического искусства на юго-западе Франции, пещера Les Trois Freres («Пещера трёх братьев» – по имени трёх сыновей графа Бегуена, открывшего её в 1914 году) была включена в число шести величайших памятников франко-кантабрийского пещерного искусства известным археологом и доисториком аббатом Анри Брейлем (1877-1961).
Палеолитическое искусство, ставшее известным благодаря исследованиям пещеры, проведённым Брейлем, включает в себя впечатляющее множество наскальных гравюр, а также наскальную живопись, включая знаменитое изображение «Колдуна» и гравюру львицы в натуральную величину в галерее «Часовня львицы» – два самых известных образца мадленского искусства во Франции.
Самое раннее искусство в пещере датируется примерно 13 000 лет до нашей эры. Другие места палеолитического искусства во французских Пиренеях: пещера Гаргас (25 000 лет до н.э.) и пещера Ниу (12 000 лет до н.э.). К другим важным объектам мадленской эпохи относятся пещера Ласко (15 000 лет до н.э.), пещера Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.) и пещера Ле Комбарель (12 000 лет до н.э.). Чтобы увидеть, как Труа-Фрер вписывается в развитие пещерного искусства во Франко-Кантабрийском регионе, см: Хронология доисторического искусства (2,5 млн. лет до н.э.).
Расположение
Ле-Труа-Фрер находится в коммуне Монтескьё-Авантес, департамент Арьеж, регион Миди-Пиренеи на юго-западе Франции. Это одна из трёх пещер Вольпа (другие – Энлен и пещера Тук д’Одубер), которые вместе составляют единый подземный комплекс, образовавшийся в известняковом холме под действием небольшой реки Вольп.
Длина пещеры Энлен (на востоке) составляет 200 метров, Труа Фрер (в центре) – 430 метров, а Тук д’Одубер (на западе) – 640 метров. Trois Freres связана с Enlene 65-метровым проходом, но между Trois Freres и Tuc d’Audoubert нет соединения. Что ещё более странно, если в Труа-Фрер и Тюк д’Одубер есть многочисленные образцы искусства каменного века, то в Энлене их практически нет. Одно из возможных объяснений заключается в том, что если Энлен регулярно посещался людьми с эпохи граветтского искусства (ок. 25 000 лет до н.э.), то Труа-Фрер и Тюк д’Одубер были святилищами, используемыми только для духовной или ритуальной деятельности. Современным эквивалентом может быть многоквартирный дом, совмещённый с церковью и зданием суда.
Открытие
Пещера Труа-Фрер была впервые исследована в июле 1914 года Максом, Жаком и Луи, тремя сыновьями графа Анри Бегоуэна, и двумя друзьями. После войны Анри Брейль исследовал пещеру в 1920-22 и 1928-38 годах, сделав копии гравюр, которые были широко опубликованы. В 1958 году Г. Брейль и Р. Бегуен опубликовали подробное исследование сотен гравированных рисунков в глубокой галерее, известной как «Святилище».
В 1964 году Р. Бегуен и Ж. Вертут провели систематическую фотосъёмку наскальных рисунков. Дальнейшие исследования были проведены Р. Бегуеном и Жаном Клоттом в 1979 году, а точное топографическое исследование было подготовлено М. Генри. В 2014 году была опубликована новая монография о пещерном искусстве, обобщающая результаты столетних исследований с момента его обнаружения.
Галереи
Изгибаясь и поворачивая на протяжении более 400 метров, пещера Труа-Фрер содержит ряд галерей. К ним относятся: «Галерея рук» (Galerie des Mains), с 5 красными трафаретами рук, чёрным бизоном и гравировкой головы лошади; «Театральная комната» (Salle du Theatre); «Галерея точек» (Galerie des Points) с рядами точек и гравюр; «Часовня львицы», содержащая большую гравюру с изображением кошки, выполненную чёрной краской, по бокам от абстрактных знаков, плюс кошки, две птичьи головы и каменная гравюра с изображением лошади; «Зал упавших камней» (Salle du Grand Eboulis), украшенный гравированными головами двух кошек; «Святилище» – небольшая отдалённая комната, стены которой покрыты накладными гравированными рисунками (в основном оленей, бизонов, лошадей, а также козлов, медведей, мамонтов, различных знаков и антропоморфных фигур), над которыми доминирует знаменитая составная «шаманская» фигура «Колдуна»; «Галерея сов» (Galerie des Chouettes), стены которой покрыты пальцевым рифлением, гравюрами с изображением трёх сов, мамонта, нескольких бизонов и двух абстрактных знаков.
Пещерное искусство Труа-Фрер
Палеолитическое искусство в Труа-Фрер доминирует благодаря многочисленным изящным гравюрам, которые обычно располагаются большими группами на стенах. В общей сложности было идентифицировано около 350 фигур, в том числе: 84 лошади, 170 бизонов, 20 горных козлов, 40 северных оленей, 8 медведей, 6 кошачьих, 2 мамонта, 1 шерстистый носорог, 6 птиц, 7 антропоморфных и териантропных фигур, 5 ручных трафаретов, а также множество абстрактных знаков, таких как точки, тектиформы, полукруги и другие.
Две наиболее известные галереи в Труа-Фрер – это «Часовня львицы» и «Святилище». Первая представляет собой небольшую пещеру, в которой находится большой рисунок львицы, выгравированный на естественном «алтаре». В расщелинах под алтарём и на стенах вокруг него аккуратно уложены многочисленные (вероятно) вотивные предметы, такие как раковины, зубы животных и кремнёвые орудия.
Колдун в святилище
«Святилище» – самая удалённая и самая важная камера в комплексе. В ней находится большинство изображений животных в пещере, а также некоторые человекоподобные фигуры. Его стены заполнены 280 гравированными (часто наложенными друг на друга) изображениями бизонов, лошадей, оленей, козерогов и мамонтов, большинство из которых датируются средним мадленским периодом (ок. 12 000 лет до н.э.). Более того, доисторические художники, создавшие наскальное оформление камеры, приложили немало усилий, чтобы использовать естественный рельеф и материал стен, чтобы усилить трёхмерный эффект своих рисунков.
Конечно, самая известная и загадочная фигура Святилища – это небольшая раскрашенная гравюра, известная как «Колдун» или «Рогатый бог», датируемая примерно 13 000 лет до н.э., которая находится на высоте около 4 метров над полом пещеры. На ней изображена человеческая фигура с чертами нескольких различных животных, хотя её точные характеристики остаются предметом споров.
Гравюра «Колдун» была впервые изучена и скопирована Анри Брейлем, когда он делал зарисовки пещерного искусства в 1920-х годах. Он нарисовал фигуру человеческого типа с головным убором, напоминающим рога, и именно этот набросок, опубликованный в 20-х годах, повлиял на многие последующие теории о Колдуне. Сам Брейль считал, что на рисунке изображён шаман или маг, а его присутствие в Святилище указывает на то, что камера использовалась для шаманских или ритуальных церемоний.
Однако современные доисторики ставят под сомнение точность наброска Брейля, утверждая, что на современных фотографиях не видно знаменитых рогов. Они считают, что Брейль принял естественные трещины на поверхности скалы за рукотворные отметины. Но эта точка зрения также оспаривается на том основании, что тонкие линии гравюры иногда очень трудно, а иногда и невозможно рассмотреть на фотографиях из-за качества источника света. Даже посетители открытой, освещённой солнцем площадки «Гравюры долины Коа», Португалия, жаловались, что некоторые из петроглифов невозможно разобрать. Жан Клоттес, один из ведущих французских исследователей палеолита, не сомневается в точности эскиза Брейля и утверждает, что лично видел его около 20 раз за последние годы.
Статьи о французском наскальном искусстве
О других важных центрах доисторического наскального искусства во Франции см. в этих статьях:
Гравюры Абри Кастане (35000 лет до н.э.)
Ориньякское убежище в скалах известное своими гравюрами женских вульв.
Пещера Коскер (около 25000 лет до н.э.)
Подводная пещера с петроглифами животных, рыб и тюленей.
Гравюры на пещерах Кюссака (25000 лет до н.э.),
объединённые с Пеш-Мерлем, Куньяком, Рукадуром; известен своими большими гравированными рисунками.
Пещера Абри-дю-Пуассон (около 23000 лет до н.э.)
Известна своим уникальным барельефом с изображением лосося.
Пещерное искусство Куньяка (около 23000 лет до н.э.)
Известен абстрактными знаками и ранеными человеческими фигурами.
Пещера Плакар (17 200 г. до н.э.)
Типовая площадка для птицеподобных символов в Кугьяке и Пеш-Мерле.
Пещера Рок-де-Серс (17000 лет до н.э.)
Известный памятник солютрейской наскальной резьбы, гравюр и рельефных скульптур.
Пещера Руффиньяк (14 000–12 000 до н.э.)
Известна своими чёрными картинами и гравюрами с мамонтами.
Пещера Фон-де-Гом (около 14000 лет до н.э.)
Важная пещера известная своими «бизонами» и «облизывающимися оленями».
Грот Рок-о-Сорсье (около 12000 лет до н.э.).
Известен доисторическим фризом с рельефами и гравюрами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?