Пещера Труа-Фрер, Арьеж читать ~7 мин.
Пещера Труа-Фрер (Les Trois Frères), что в переводе означает «Пещера трёх братьев», — это признанный центр доисторического искусства на юго-западе Франции. Своё название она получила в честь трёх сыновей графа Анри Бегуэна, открывших её в 1914 году. Знаменитый археолог и специалист по доисторической эпохе, аббат Анри Брейль (1877–1961), включил её в число шести величайших памятников франко-кантабрийского пещерного искусства.
Искусство эпохи палеолита в пещере, получившее известность благодаря исследованиям Брейля, представлено множеством наскальных гравюр и наскальной живописью. Среди них — знаменитое изображение «Колдуна» и выгравированная в натуральную величину львица в «Часовне львицы». Оба этих произведения считаются одними из самых известных образцов мадленского искусства во Франции.
Самые ранние произведения искусства в пещере датируются приблизительно 13 000 годом до н.э. Во французских Пиренеях находятся и другие памятники палеолитического искусства, такие как пещера Гаргас (около 25 000 года до н.э.) и пещера Нио (около 13 000 года до н.э.). К значимым объектам мадленской эпохи также относятся пещеры Ласко (около 17 000 года до н.э.), Фон-де-Гом (около 17 000 года до н.э.) и Ле-Комбарель (около 12 000 года до н.э.). Чтобы понять место пещеры Труа-Фрер в эволюции пещерного искусства франко-кантабрийского региона, можно обратиться к Хронологии доисторического искусства.
Расположение
Труа-Фрер находится в коммуне Монтескьё-Авантес, в департаменте Арьеж на юго-западе Франции. Это одна из трёх пещер системы Вольп, в которую также входят Энлен и пещера Тук д’Одубер. Вместе они образуют единый подземный комплекс, сформированный рекой Вольп в известняковом холме.
Длина пещеры Энлен (на востоке) составляет 200 метров, Труа-Фрер (в центре) — 430 метров, а Тук д’Одубер (на западе) — 640 метров. Труа-Фрер и Энлен соединены проходом длиной 65 метров, однако между Труа-Фрер и Тук д’Одубер сообщения нет. Примечательно, что в то время как в Труа-Фрер и Тук д’Одубер сохранились многочисленные образцы искусства каменного века, в Энлене их почти не обнаружено. Одно из объяснений этого факта состоит в том, что Энлен, вероятно, служила местом проживания людей начиная с граветтской эпохи (около 25 000 лет до н.э.), тогда как Труа-Фрер и Тук д’Одубер являлись святилищами, предназначенными исключительно для ритуальной деятельности.
Открытие
Пещера Труа-Фрер была впервые исследована в июле 1914 года тремя сыновьями графа Анри Бегуэна — Максом, Жаком и Луи — вместе с двумя их друзьями. После Первой мировой войны пещеру изучал Анри Брейль, который в 1920–1922 и 1928–1938 годах создал копии гравюр, получившие широкую известность. В 1958 году Брейль совместно с Р. Бегуэном опубликовал детальное исследование сотен гравированных изображений из глубокой галереи, известной как «Святилище».
В 1964 году Р. Бегуэн и Ж. Верту провели систематическую фотосъёмку наскальных рисунков. Дальнейшие изыскания проводились Р. Бегуэном и Жаном Клоттом в 1979 году, а М. Анри подготовил точное топографическое исследование. В 2014 году вышла новая монография, посвящённая искусству пещеры, в которой обобщены результаты столетних исследований, прошедших с момента её открытия.
Галереи
Пещера Труа-Фрер, протянувшаяся более чем на 400 метров, состоит из нескольких галерей и залов:
«Галерея рук» (Galerie des Mains) содержит пять красных трафаретов рук, изображение чёрного бизона и гравировку головы лошади.
«Театральный зал» (Salle du Théâtre).
«Галерея точек» (Galerie des Points) украшена рядами точек и различными гравюрами.
«Часовня львицы» — небольшая камера, где находится большая гравировка львицы, контуры которой подчёркнуты чёрной краской. По сторонам от неё расположены абстрактные знаки, а также изображения других кошачьих, двух птичьих голов и лошади. Гравюра вырезана на скальном выступе, напоминающем алтарь, а в расщелинах под ним были найдены, предположительно, вотивные предметы: раковины, зубы животных и кремнёвые орудия.
«Зал обвала» (Salle du Grand Éboulis) примечателен гравированными головами двух кошачьих.
«Святилище» — отдалённая комната, стены которой покрыты множеством перекрывающих друг друга гравюр (в основном это олени, бизоны, лошади, козлы, медведи и мамонты), а также различными знаками и антропоморфными фигурами. Над всеми изображениями доминирует знаменитая составная фигура «Колдуна».
«Галерея сов» (Galerie des Chouettes), на стенах которой видны пальцевые рифления, гравюры с тремя совами, мамонтом, несколькими бизонами и двумя абстрактными знаками.
Пещерное искусство Труа-Фрер
Основу палеолитического искусства в Труа-Фрер составляют многочисленные и искусно выполненные гравюры, часто сгруппированные на стенах. Всего было идентифицировано около 350 фигур, в том числе 170 бизонов, 84 лошади, 40 северных оленей, 20 горных козлов, 8 медведей, 6 кошачьих, 2 мамонта, 1 шерстистый носорог, 6 птиц, 7 антропоморфных и териантропных фигур и 5 трафаретов рук. Также присутствует множество абстрактных знаков, таких как точки, тектиформы и полукруги.
Колдун в святилище
«Святилище» — самая отдалённая и значимая камера пещерного комплекса. Здесь сосредоточена бо́льшая часть изображений животных, а также несколько человекоподобных фигур. Стены покрыты 280 гравюрами, часто перекрывающими друг друга. Среди них — бизоны, лошади, олени, козероги и мамонты, датируемые средним мадленским периодом (около 12 000 года до н.э.). Доисторические художники мастерски использовали естественный рельеф и фактуру стен для придания рисункам трёхмерного эффекта.
Наиболее известная и загадочная фигура «Святилища» — это небольшая раскрашенная гравюра, известная как «Колдун» или «Рогатый бог». Она датируется примерно 13 000 годом до н.э. и располагается на высоте около 4 метров над уровнем пола. На гравюре запечатлена человеческая фигура с чертами нескольких животных, однако её точная интерпретация остаётся предметом дискуссий.
Впервые гравюру «Колдун» изучил и зарисовал Анри Брейль во время своих работ в пещере в 1920-е годы. В его версии фигура имела головной убор, напоминающий оленьи рога. Этот набросок, получивший широкую известность, оказал значительное влияние на все последующие теории о «Колдуне».
Сам Брейль предполагал, что на рисунке изображён шаман или маг. Его нахождение в «Святилище», по мнению исследователя, доказывало, что это помещение использовалось для проведения ритуальных церемоний.
Тем не менее современные исследователи ставят точность зарисовки Брейля под сомнение. Они указывают на то, что на современных фотографиях знаменитые рога неразличимы, и предполагают, что Брейль мог принять естественные трещины в скале за часть изображения.
Эта гипотеза, в свою очередь, также оспаривается. Противники утверждают, что тонкие линии гравюр бывает трудно или даже невозможно рассмотреть на фотографиях из-за особенностей освещения. Например, посетители открытой площадки «Гравюры долины Коа» в Португалии также отмечают, что некоторые петроглифы практически не видны. Жан Клотт, один из ведущих французских специалистов по палеолиту, не сомневается в достоверности эскиза Брейля и заявляет, что лично видел рога на оригинальном изображении более двадцати раз.
Статьи о французском наскальном искусстве
Другие важные центры доисторического наскального искусства на территории Франции:
Гравюры Абри-Кастанет (около 35 000 до н.э.)
Ориньякское скальное убежище, известное гравюрами с изображением женских вульв.
Пещера Коскер (около 25 000 до н.э.)
Частично затопленная пещера с петроглифами животных, рыб и тюленей.
Пещера Кюссак (около 25 000 до н.э.)
Известна своими монументальными гравюрами, имеющими стилистическое сходство с искусством Пеш-Мерль.
Пещера Абри-дю-Пуассон (около 23 000 до н.э.)
Знаменита уникальным барельефом с изображением лосося.
Пещера Куньяк (около 23 000 до н.э.)
Известна абстрактными знаками и изображениями раненых людей.
Пещера Плакар (около 17 200 до н.э.)
Типовой памятник для изучения птицеподобных символов, встречающихся также в Куньяке и Пеш-Мерль.
Пещера Рок-де-Серс (около 17 000 до н.э.)
Важный памятник солютрейской культуры, содержащий наскальную резьбу и рельефные скульптуры.
Пещера Руффиньяк (14 000–12 000 до н.э.)
Известна как «Пещера ста мамонтов» благодаря многочисленным рисункам и гравюрам этих животных.
Пещера Фон-де-Гом (около 17 000 до н.э.)
Один из ключевых полихромных памятников, известный изображениями «Бизонов» и «Облизывающегося северного оленя».
Грот Рок-о-Сорсье (около 12 000 до н.э.)
Знаменит монументальным скульптурным фризом.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Наскальные выгравированные рисунки
- Наскальное искусство, ледниковый период
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?