Наскальные рисунки Убирра:
характеристики, датировка, хронология читать ~6 мин.
Скала Убирр — это всемирно известный памятник наскального искусства аборигенов, расположенный на окраине поймы Надаб, на традиционных землях народа гагуджу. Убирр, также известный как «скала Обири», является самым знаменитым местом доисторического искусства в национальном парке Какаду в Арнем-Ленде, Северная территория Австралии. В этом регионе существуют и другие скальные галереи, например, в Нурланги (Буррункуй).
Предполагается, что некоторые из наскальных рисунков Убирра относятся к эпохе палеолита, возможно, к 30 000 году до н.э. или даже ранее. Однако, как и в случае с наскальным искусством полуострова Бурруп, эта оценка является приблизительной. На сегодняшний день ни одна из росписей в Убирре не была датирована столь ранним периодом при помощи радиоуглеродного анализа. Большая их часть, скорее всего, была создана в эпохи мезолита (около 10 000–6 000 лет до н.э.) и неолита (около 6 000–2 000 лет до н.э.), а также в более позднее время.

Таким образом, самым ранним произведением искусства в Арнем-Ленде остаётся угольный рисунок Наварла Габарманг (около 26 000 лет до н.э.).
В Убирре находится несколько доступных для посещения галерей наскальной живописи. Среди них — Главная галерея под нависающей скалой с выдающейся коллекцией искусства аборигенов (преимущественно в «рентгеновском стиле»), а также священная Галерея Радужного Змея. Древние художники оставили множество изображений: человеческие фигуры, животных и сцены, связанные со «Временем сновидений».
Стилистическая хронология наскального искусства Убирра соответствует общей периодизации для всего региона Арнем-Ленд. Искусство классифицируется на три основных периода, выделенных на основе изменений окружающей среды: Доэстуарный, Эстуарный и Пресноводный. Самые древние работы, созданные в Доэстуарный период (ориентировочно между 40 000 и 10 000 годами до н.э.), включают отпечатки рук и различных предметов.
Чтобы увидеть, как петроглифы аборигенов Убирра вписываются в развитие искусства каменного века во всем мире, см. Хронология доисторического искусства (с 2,5 миллиона лет до н.э.).
См. также: Старейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Датировка
Возраст большинства рисунков в Убирре не был подтверждён научными методами, такими как радиоуглеродный анализ. Существующие оценки основаны на косвенных данных — датировках заселения древних скальных убежищ. Например, возраст стоянок Малакунанджа II и Наувалабила I в Арнем-Ленде оценивается примерно в 55 000 лет до н.э. Археологические находки также свидетельствуют, что уже к 50 000 году до н.э. аборигены использовали цветные пигменты, такие как гематит, красная и жёлтая охра. (См. также: Доисторическая палитра цветов)
Эти данные позволяют некоторым экспертам предполагать, что искусство аборигенов в Арнем-Ленде могло зародиться около 30 000 лет до н.э. Эту гипотезу подкрепляет датировка наскальной живописи в пещере Сулавеси (Индонезия) уран-ториевым методом, показавшая возраст 37 900 лет до н.э. Для сравнения, древнейшие образцы наскального искусства в Европе, рисунки в пещере Эль-Кастильо, датируются 39 000 годом до н.э. Однако само по себе присутствие людей и пигментов не является прямым доказательством создания живописи — краску могли использовать для раскрашивания лиц или тела. Даже рисунок углём из Наварла Габарманг (26 000 лет до н.э.) не подтверждает теорию о раннем использовании пигментов в живописи. Таким образом, возраст многих древних произведений искусства Австралии остаётся предметом гипотез, а не доказанным фактом.
Для сравнения с искусством Европы того же периода см. наскальные рисунки в пещере Шове (около 30 000 лет до н.э.), наскальные рисунки в пещере Ласко (около 17 000 лет до н.э.) и статуэтку «Человек-лев из Холенштайн-Штадель» (38 000 лет до н.э.).
Хронология наскальной живописи Убирра
Доэстуарный период (около 50 000–6 000 лет до н.э.)
Этот период примерно соответствует верхнему палеолиту в Европе, когда уровень моря был значительно ниже, а климат — более засушливым. Искусство того времени прошло путь от примитивных форм до детализированных изображений людей, их охотничьих практик и духовной жизни. Оно представлено несколькими стилями:
1) Отпечатки рук и различных предметов. См. также: Доисторические трафареты рук и Наскальная живопись пещеры Куналда (18 000 лет до н.э.).
2) Крупные натуралистичные изображения животных (включая вымершую мегафауну, такую как тилацин) и людей, выполненные охрой. В это же время появляются первые рисунки в «рентгеновском стиле».
3) Динамичные изображения людей в движении, животных и антропоморфных существ. Часто это мужские фигуры в головных уборах, вооружённые копьями и дубинами. Для сравнения с наскальным искусством Кимберли см. наскальные рисунки Брэдшоу.
4) Постдинамические фигуры, похожие на предыдущий стиль, но чаще выполненные в виде силуэтов и лишённые динамики.
5) Простые палочкообразные фигуры, вооружённые бумерангами.
6) «Фигуры Маунтфорда» — человеческие фигуры с удлинёнными телами, изображённые в быстром беге.
7) Фигуры ямса — существа с телом человека или животного и головой в форме клубня ямса, а также полурастительные-полуживотные гибриды. В этом стиле впервые появляется «Радужный змей» и абстрактные знаки, например, символ сегментированного круга.
Для сравнения наскальной живописи Убирра с африканской см. изображения животных на камнях пещеры Аполло 11 (около 25 500 г. до н.э.).
Эстуарный период (около 6 000 лет до н.э. – 500 г. н.э.)
Начало этого периода, которое соответствует неолиту в Европе, характеризуется затоплением речных долин и образованием мангровых болот. Искусство эстуарного периода представлено тремя стилями:
1) Ранние эстуарные росписи с изображениями морских крокодилов, кефали, гигантского окуня и сома, а также натуралистичные фигуры людей, в том числе метателей копий.
2) Искусство из пчелиного воска — простые рисунки и детализированные композиции с фигурами людей, созданные из воска местных пчёл.
3) Реалистичный «рентгеновский» стиль, в котором показаны как внешние формы, так и внутренние анатомические структуры людей и животных, включая органы и скелет.
О самом древнем месте наскальных рисунков под открытым небом в Европе см. Гравюры в долине Коа, Португалия (22 000 лет до н.э.).
Пресноводный период (около 500 г. н.э. — настоящее время)
В этот период солёные водоёмы сменились пресноводными бассейнами (биллабонгами) и болотами, что привело к появлению новых видов пищи и местообитаний для птиц. Живопись отражает эти изменения: на рисунках появляются новые виды флоры и фауны, а также люди с копьями для охоты на гусей и музыканты с диджериду. Этот период представлен двумя стилями:
1) Декоративный «рентгеновский» стиль — продолжение эстуарного периода, но внутренние части объектов изображаются в основном в декоративных целях. В это время появляется образ «Человека-молнии».
2) Искусство контакта — изображения, документирующие прибытие и быт чужеземцев (индонезийцев, европейцев) и их влияние на жизнь и культуру аборигенов.
Статьи по теме
Для получения дополнительной информации о каменной кладке см.: Мегалитическое искусство.
Подробнее об искусстве южной части Тихого океана см.: Океаническое искусство.
Для получения дополнительной информации о доисторической скульптуре малых форм см.: Фигурки Венеры.
Справочник по древней пластике см.: Доисторическая скульптура.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?