Наскальные рисунки Убирра:
характеристики, датировка, хронология читать ~7 мин.
Скала Убирр — всемирно известное место наскального искусства аборигенов, расположенное на окраине поймы Надаб на традиционных землях народа гагуджу. Убирр (также известный как «скала Обири») — самое известное место доисторического искусства аборигенов в национальном парке Какаду, Арнем-Ленд, в Северной территории Австралии, хотя в этом регионе есть и другие скальные галереи, например, в Нуурланги.
Некоторые из наскальных рисунков Убирра относятся к эпохе палеолита, возможно, к 30 000 году до нашей эры или даже раньше. Однако, как и в случае с наскальным искусством полуострова Бурруп, это лишь приблизительная оценка, поскольку ни одна из росписей в Убирре не была датирована с помощью углеродного анализа столь ранним периодом. Большая их часть скорее всего, была создана в более поздние периоды мезолита (около 10 000-6000 лет до н.э.) и неолита (около 6000-2000 лет до н.э.), а также в современную эпоху.
Таким образом, самым ранним произведением искусства в Арнем-Ленде остаётся угольный рисунок Наварла Габарманг (около 26 000 лет до н.э.).
В Убирре есть несколько доступных галерей наскальной живописи, в том числе Главная галерея, расположенная под нависающей скалой, в которой собрана выдающаяся коллекция наскального искусства аборигенов (в основном «рентгеновское искусство»), а также священная Галерея Радужного Змея. Аборигены оставили огромное количество изображений – человеческие фигуры и животных, а также сцены, связанные с «Временем сновидений».
Стилистическая хронология наскального искусства Убирра такая же, как и для всех произведений в регионе Арнем-Ленд. Произведения классифицируются на три основных периода в зависимости от изменений характеристик окружающей среды. Это: Доэстуарный, Эстуарный и Пресноводный, из которых самое древнее искусство состоит из отпечатков рук и других предметов, созданных в доэстуарный период, где-то между 40 000 и 10 000 годами до нашей эры.
Чтобы увидеть, как петроглифы аборигенов Убирра вписываются в развитие искусства каменного века во всем мире, см. Хронология доисторического искусства (с 2,5 миллиона лет до н.э.).
См. также: Старейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Датировка
Как упоминалось выше, возраст большинства рисунков аборигенов в Убирре не был научно подтверждён с помощью углеродного датирования. Вместо этого были сделаны приблизительные оценки на основе подтверждённых дат заселения древних скальных укрытий людьми. Например, заселение скальных укрытий в Арнем-Ленде Малакунанджа II и Наувалабила 1 было датировано по углероду примерно 55 000 лет до н.э. Кроме того, археологические данные и радиоуглеродный анализ показывают, что к 50 000 лет до н.э. самые ранние аборигены уже использовали цветные пигменты (высококачественный гематит, красная и жёлтая охра). (См. также: Доисторическая палитра цветов)
В результате некоторые эксперты убеждены — особенно после недавнего датирования наскальной живописи в пещере Сулавеси (Индонезия) с помощью урана и тория, которое показало возраст 37 900 лет до н.э., — что это делает вероятным, что искусство аборигенов в Убирре и других местах в Арнем-Ленде зародилось около 30 000 лет до н.э. А самым древним наскальным искусством в Европе, которое, как полагают, было создано тем же видом человека, являются наскальные рисунки в пещере Эль-Кастильо, датируемые примерно 39 000 лет до н.э. Против этого говорит тот факт, что проживание людей не ведёт автоматически к созданию наскального искусства, как и появлению цветных пигментов, которые могли использоваться для раскрашивания лиц или различных форм раскрашивания тела. Даже недавнее открытие примитивного рисунка углём (углеродный возраст 26 000 лет до н.э.) в скальном укрытии Наварла Габарманг не подтверждает аргумент о пигментах, хотя и свидетельствует о наличии художественных способностей. Одним словом, как и в случае со многими древними произведениями искусства в Австралии, мы подозреваем, что они могут быть очень старыми, но доказать это не можем.
Для более подробных примеров современного искусства Европы см. наскальные рисунки в пещере Шове (около 30 000 лет до н.э.); наскальные рисунки в пещере Ласко (около 17 000 лет до н.э.) и «Человек-лев из Холенштайн-Штадель» (38 000 лет до н.э.).
Хронология наскальной живописи Убирра
Доэстуарный период искусства (около 50 000–6000 лет до н.э.)
В этот период, который примерно соответствует верхнему палеолиту в Европе, уровень моря был намного ниже, а климат более засушливым. Искусство доэстуарного периода начинается с примитивных форм, прежде чем перейти к изображению различных типов людей и племён, их охотничьих привычек, одежды и аспектов духовной жизни. Оно представлено несколькими стилями:
отпечатки предметов, таких как руки, или неодушевлённых материалов — см. также: Доисторические трафареты рук; Лучшие примеры отпечатков пальцев аоригенов: Наскальная живопись пещеры Куналда (18 000 лет до н.э.).
крупные натуралистичные животные — обычно нарисованные в контурах и закрашенные охрой (включая вымершую мегафауну, такую как тилацин, скальные питоны, пресноводные крокодилы, валлаби, кенгуру) и людей; также представлены самые ранние «рентгеновские» рисунки
динамичные фигуры — небольшие, сложные рисунки людей в движении, а также животных и антропоморфные фигуры, как правило, мужчины в головных уборах и юбках, с ожерельями и подвесками, вооружённые дубинами, каменными топорами и копьями с зазубринами; (для сравнения с фигуративными произведениями в наскальное искусство Кимберли, см. наскальные рисунки Брэдшоу);
постдинамические фигуры — похожи на динамические фигуры, но обычно нарисованы в виде силуэтов и без одушевлённого характера, хотя появляется новое оружие — крюк или загнутая палка;
простые палочкообразные фигуры, вооружённые загнутыми палками и бумерангами;
так называемые «фигуры Маунтфорда» – человеческие фигуры с удлинёнными телами, обычно изображённые бегущими на полной скорости (бегущие фигуры); и
фигуры ямса – то есть с головой в форме ямса и телом в форме животного или человека, или полурастительные и полуживотные фигуры; первое появление «радужной змеи». В этом стиле также появляются некоторые интересные абстрактные знаки, такие как символ сегментированного круга.
Для сравнения наскальной живописи Убирра с африканской см. изображения животных на камнях пещеры Аполло 11 (около 25 500 г. до н.э.).
Эстуарный период искусства (около 6000 лет до н.э. – 500 г. н.э.)
Начало этого периода, соответствующее европейскому неолитическому искусству, характеризуется затоплением речных долин и образованием мангровых болот. Искусство эстуарного периода представлено тремя стилями:
ранние эстуарные росписи с изображениями морских крокодилов, кефали, гигантского окуня и сома, а также натуралистичные фигуры людей, в том числе различные метатели копья;
искусство из пчелиного воска — с простыми рисунками и довольно подробными композициями с фигурами людей, созданные из пчелиного воска, добытого от местных пчёл;
относительно реалистичный стиль рисования в стиле рентгеновской фотографии, в котором показаны внутренние анатомические структуры людей, животных и предметов, а также их внешняя форма. Например, животные изображены в профиль, с чётко прорисованными внутренними органами и скелетной структурой.
О самом древнем месте наскальных рисунков под открытым небом в Европе см. Гравюры в долине Коа, Португалия (22 000 лет до н.э.).
Период искусства пресноводного периода (менее 500 лет назад)
В этот период солёные водоёмы были заменены пресноводными бассейнами (биллабонгами) и водно-болотными угодьями, что создало новые места обитания для водоплавающих птиц и целый ряд новых источников пищи для этого района. Картины периода пресноводного искусства отражают эти экологические изменения, изображая новую флору и фауну, а также людей с копьями для охоты на гусей и диджериду. Этот период представлен двумя стилями искусства:
декоративный стиль «рентген» — это было продолжением последнего типа искусства эстуарного периода: художники продолжали делить свои объекты на внутренние части, но только в декоративных целях. В это время впервые появляется «Человек-молния».
Искусство контакта — изображает прибытие и поведение посетителей из прибрежных, индонезийских, китайских и европейских культур, а также их влияние на общество и образ жизни аборигенов.
Статьи по Теме
Для получения дополнительной информации о каменной кладке см.: Мегалитическое искусство.
Подробнее об искусстве южной части Тихого океана см.: Океаническое искусство.
Для получения дополнительной информации о доисторической наскальной резьбе см.: Фигурки Венеры.
Справочник по древней пластике см.: Доисторическая скульптура.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?