Венера из Берехат-Рама читать ~3 мин.
Фигурка, обнаруженная около озера Берехат-Рам на Голанских высотах, считается одним из древнейших примеров доисторической скульптуры. Изначально её статус вызывал споры: некоторые палеонтологи считали её продуктом естественной эрозии, а не результатом целенаправленной деятельности человека. Однако её признанию способствовало открытие схожего артефакта того же периода — Венеры из Тан-Тана, найденной в Марокко.

Значимость находки подчёркивается и другими открытиями. Например, в Индии были обнаружены петроглифы Бхимбетки — образцы наскального искусства, относящиеся к ашельской культуре. Это подтверждает гипотезу о том, что доисторическое искусство зародилось значительно раньше, чем предполагалось в XX веке.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 50 лучших произведений.
Открытие и характеристики
Фигурка была обнаружена летом 1981 года археологом Наамой Горен-Инбар из Еврейского университета в Иерусалиме во время раскопок на Голанских высотах. Артефакт представляет собой антропоморфную гальку из вулканического туфа, на которой имеются отметины, придающие ей сходство с женской фигурой. (Чтобы понять место фигурки из Берехат-Рам в развитии искусства, см. статью: Хронология доисторического искусства.)
На камне видны как минимум три гравировки, сделанные острым кремнёвым орудием. Одна глубокая борозда очерчивает узкую часть гальки, формируя «голову». Две неглубокие изогнутые линии спускаются по бокам, обозначая «руки». Микроскопический анализ, проведённый исследователем Александром Маршаком, подтвердил, что эти надрезы являются результатом человеческой деятельности, а не естественных процессов. Это позволяет классифицировать находку как произведение искусства каменного века.
Несмотря на условное название «Венера», фигурка из Берехат-Рам имеет мало общего с более поздними европейскими палеолитическими венерами. К ним относятся знаменитые статуэтки граветтской культуры: Венера Виллендорфская, Венера Брассемпуйская, Венера Леспюгская, а также барельеф Венера Лоссельская и Венера Костёнковская.
Научные споры и интерпретации
Признание фигурки из Берехат-Рам произведением искусства не было единодушным. Скептики, такие как археолог Пол Бан, утверждали, что бороздки на камне могли образоваться в результате естественных геологических процессов. Они указывали, что природная форма камня уже напоминала человеческую фигуру, а углубления могли быть случайными.
Однако более поздние исследования, проведённые Франческо д’Эррико и Эйприл Ноуэлл с использованием современного оборудования, подтвердили искусственное происхождение надрезов. При этом учёные поставили под сомнение символическое значение артефакта, предполагая, что это мог быть результат не творчества, а проверки остроты каменного орудия.
Датировка и значение
Артефакт из Берехат-Рам относят к ашельской культуре нижнего палеолита. Он был найден между двумя слоями вулканического пепла. Верхний слой датируется возрастом около 230 000 лет, а нижний — около 700 000 лет. Таким образом, возраст фигурки находится в этом широком диапазоне.
Это делает её, наряду с Венерой из Тан-Тана, древнейшим известным образцом искусства малых форм. Примечательно, что она была создана до появления неандертальцев, предположительно представителями вида Homo erectus. Если это так, то находка отодвигает время возникновения символического мышления на сотни тысяч лет в прошлое, ставя под сомнение идею, что искусство было исключительной прерогативой Homo sapiens.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?