Венера из Берехат-Рама читать ~2 мин.
Фигурка из Берехат-Рама (Биркат Рама), найденная на холмах на севере Израиля, считается одним из древнейших произведений доисторической скульптуры, известных археологии. Несмотря на то, что первоначально его статус вызывал много споров, поскольку некоторые палеонтологи предпочитали рассматривать его скорее как продукт естественной эрозии, чем как преднамеренный творческий акт человека, он кажется более надёжным после обнаружения второй подобной фигурки того же периода – Венеры из Тан-Тана, в Марокко.
Кроме того, микроскопический анализ, проведённый Александром Маршаком, подтверждает, что фигурка была создана человеком.
Не менее важным является тот факт, что недавно в Индии были обнаружены образцы наскального искусства ещё более ранней культуры каменного века – это петрогифы Бхимбетки – что подтверждает предположение о том, что доисторическое искусство возникло гораздо раньше, чем считалось ранее.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Открытие и характеристики
Венера из Берехат-Рама была найдена археологом Н. Горен-Инбаром (Еврейский университет Иерусалима) во время археологических раскопок на Голанских высотах между Сирией и Израилем летом 1981 года. Литическая фигурка представляет собой туфовую гальку из базальта, содержащую следы, напоминающие голову, тело и руки женщины. (Чтобы увидеть, как фигурка Берехат Рам вписывается в эволюцию искусства, см: Хронология доисторического искусства.)
В частности, на ней изображены три или более желобкоподобных надрезов, сделанных камнем с острыми краями, которые придают ей вид человеческого тела. Один надрез – это глубокая борозда, опоясывающая более узкий конец камешка (обозначающая голову), а два более мелких желобка прорезаны по бокам (обозначающие руки). Последние микроскопические исследования подтвердили, что эти насечки – не работа природы, а результат искусственного вмешательства, что указывает на то, что камень определённо является произведением искусства каменного века. Его родственная статуэтка, Венера из Тан-Тана, морфологически настолько похожа, что могла быть изваяна одним и тем же художником.
Несмотря на своё название, Венера из Берехат-Рама имеет мало сходства с европейскими фигурками Венеры поздней граветтской культуры верхнего палеолита, такими как Венера Виллендорфская, Венера Брассемпуйская, Венера Леспугская, рельефная скульптура, известная как Венера Лоссельская, и Венера Костенкская.
Датировка
Венера из Берехат-Рамаа была создана во времена ашельской культуры нижнего палеолита древнего каменного века и датируется 230 000-700 000 лет до н.э. Причина неясности времени её происхождения заключается в том, что этот объект был найден между двумя слоями вулканических остатков: верхним, датированным примерно 230 000 лет до нашей эры, и нижним, датированным 700 000 лет до нашей эры. Это делает эту фигурку (наряду с чучелом из Тан-Тана) самым древним примером мобильного искусства из когда-либо зарегистрированных, и, что примечательно, это означает, что он появился ещё до неандертальца и был создан более ранним видом, таким как Homo erectus.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?