Костёнковские венеры читать ~6 мин.
Венера из Костёнок – один из древнейших известных образцов доисторической скульптуры в России. Она входит в серию европейских статуэток Венеры, получивших широкое распространение в период граветтского искусства (около 25 000-20 000 гг. до н.э.).
На самом деле, термин «Костёнковская Венера» является немного ошибочным, поскольку, как и «Венера из Гагарино», как «Авдеевские Венеры», «Мальтинские Венеры» и «Зарайские Венеры», он относится к группе венер, найденных, в Донском регионе (в данном случае близ Костёнок).
Самая известная костёнковская венера – резьба по слоновой кости, известная как «номер 3 из Костёнок», которая косвенно датируется примерно 22 000 лет до нашей эры. Она является частью палеолитического искусства коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Вторая фигурка из слоновой кости с того же места, хотя и менее известная, считается более представительной в стиле Костёнки-Авдеево-Гагарино.
Кроме Костёнок, предметы мобильного искусства и пещерного искусства были найдены во многих других российских и украинских археологических памятниках, в том числе: Амвросиевка, Апианча, Авдеево, Безымянный, Борхчево, Брынзены, Добраничевка, Убовая Балка, Елисеевичи, Гагарино-Гонцы, Игнатьевская, Ильская, Каистровая Балка, Хойлево, Киево-Кирилловская, Климаутцы, Клинец, Коссеутцы, Лисичники, Мальта, Межирич, Мезин, Молодова, Мураковка, Новгород Северский, Пучкари, Рогалик, Смелобская, Старые Дуруиторы, Сунгирь, Супонево, Тимоновка, Юдиново и др. См. также Капова пещера (12 500 лет до н.э.) в заповеднике Шульган-Таш на Урале.
Подробнее о хронологии искусства каменного века из европейской и евразийской части России см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.). Для полноты картины см: Русское искусство (ок. 22 000 до н.э. – 1920 г.). Другие примеры слоновой кости каменного века см: Резьба по слоновой кости, Швабская Юра.
Открытие и датировка
Расположенные на западном берегу реки Дон, в Хохольском районе Воронежской области России, Костёнки представляют собой не один археологический объект, а группу из примерно 20 различных объектов, сгруппированных вокруг сел Костёнки и Борщёво. В период среднего палеолита здесь жили неандертальцы, но учёные считают, что они были вытеснены первой волной «современного человека» около 30 000 лет до н.э. Это мнение подтверждается тем, что самые ранние останки современного человека из Костёнок датируются примерно 30 000 лет до н.э. Во всяком случае, с тех пор Костёнки неоднократно заселялись охотниками-собирателями во времена граветтской культуры или виллендорфского периода, и учёные считают, что именно современный человек создал самое раннее искусство этого района.
В 2009 году археологи обнаружили останки 23-летнего мужчины – охотника-собирателя, жившего в 28 000 году до нашей эры. Он был найден лежащим в скрюченной позе, покрытым красной охрой, хотя был ли этот пигмент использован для наскальной живописи или просто росписи тела или росписи лица, неизвестно. Кроме того, со времён войны было обнаружено множество резных изделий из слоновой кости и образцов скульптуры из мягкого камня – в частности, около полудюжины статуэток, – а также артефакты, инструменты, окаменелости и другие древние материалы.
Костёнковская Венера из слоновой кости, каталогизированная археологом Зоей Абрамовой как «№ 3 из Костёнок», и другие костёнковские Венеры не датированы, но стилистическое сравнение с фигурками из Авдеево, Гагарино и Мальты показывает, что она была вырезана около 22 000 лет до н.э., что делает её древнейшим произведением искусства каменного века в России. Некоторые учёные считают, что оно более древнее – возможно, до 30 000 лет до н.э., что совпадает с первой волной появления современного человека, – но научные доказательства отсутствуют.
Более поздняя русская резьба мадленского периода: «Венера Елисеевичская» (14 000 лет до н.э.). О другом современном доисторическом искусстве из внутренних районов России см: Керамика реки Амур (с 14 300 г. до н.э.).
Характеристики
Венера из Костёнок высотой 28 см вырезана из бивня мамонта и имеет ряд черт, характерных для большинства ориньякских и граветтских статуэток Венеры: вздутый живот, увеличенные ягодицы, тяжёлые, впалые груди и чётко обозначенная вульва. Сзади она, кажется, одета в бахрому или пояс. Однако по сравнению с фигурками карикатурного типа, такими как Венера Виллендорфская (25 000 лет до н.э.) или Венера Гагаринская (20 000 лет до н.э.), её общий вид относительно натуралистичен.Общее впечатление – высокая, беременная, возможно, пожилая женщина, без характерного преувеличения размеров или гениталий. Поскольку она гораздо более реалистична, чем многие её собратья, она не вписывается в привычный образ символа плодородия. Вместо этого возникает ощущение, что скульптор пытался изобразить реального человека.
Россия также является родиной Шигирского идола (7 500 лет до н.э.), древнейшей в мире сохранившейся резьбы по дереву, которая была обнаружена в 1890 году в торфяном болоте на Урале.
Известняковая Венера
Пожалуй, самой известной статуэткой из Костёнок после статуэтки из слоновой кости является фрагмент, известный как «известняковая Венера из Костёнок». Эта каменная фигурка, от которой, к сожалению, остался лишь фрагмент, была обнаружена в 1988 году. Состоящая только из туловища и верхней части бёдер, она имеет высоту 13 сантиметров и отличается замысловатыми браслетами на запястьях, которые соединены спереди, как наручники.
Другая резьба по слоновой кости, обнаруженная в Костёнках, имеет высоту около 10 сантиметров и демонстрирует обычную преувеличенную грудь и живот. Голова, лишённая каких-либо черт лица, наклонена к груди, а руки в браслетах прижаты к телу, а ладони лежат на животе. На голове выгравирован узор в виде косы, напоминающий причёску или шапочку. Шею опоясывает косичка, напоминающая застёжку на платье в стиле халтер-нек, завязанную сзади.
Среди других костёнковских венер – одна из полированного камня, выставленная в местном Воронежском музее, и палочкообразная мужская фигурка, выставленная в Эрмитаже.
Примечание: подробности о другой древней мужской фигуре, найденной в Германии, см: Человек-лев из Холенштайн Штадель (38 000 лет до н.э.).
Другие европейские фигурки Венеры
Считается, что фигурки Венеры были символом плодородия, возвеличивающим магию деторождения. Этот необычный стиль наскальной живописи, около 100 образцов которого было найдено по всей Европе, обычно изображает тучную женщину с огромной грудью, преувеличенными ягодицами и гениталиями. Впервые этот стиль появился в эпоху ориньякского искусства, затем он стал множиться в эпоху граветта, а затем исчез в эпоху мадленского искусства.
Наиболее известные статуэтки Венеры: немецкая «Венера из Холе Фельс» (слоновая кость), австрийская «танцующая» Венера из Гальгенберга (также известная как Штратцингская фигурка), чешская «Венера из Дольни-Вестонице» (обожжённая глина), нижнеавстрийская «Венера из Виллендорфа» (известняк), итальянская «Венера из Савиньяно» (серпентина), словацкая «Венера Мораванская» (слоновая кость), русская «Венера Мальтинская» (слоновая кость) и французские статуэтки, известные как «Венера из Монпасье» (лимонит), «Венера из Брассемпуи» (слоновая кость), барельефная Венера из Лосселя, и «Венера из Леспуги» (слоновая кость). К позднемадленским венерам относятся германская Венера из Энгена (13 000 лет до н.э.) – «Петерсфельсская Венера» – и аналогичная швейцарская Венера из Монруз-Невшателя (ок. 10 000 лет до н.э.), последняя из палеолитических женских статуэток.
Связанные статьи
О самых ранних культурных знаках см: Купулы. Самые ранние формы резьбы см. в Венера из Берехат-Рама (Голаны) и Венера из Тан-Тана (Марокко), обе из ашельской культуры нижнего и среднего палеолита и совершенно не связаны с более поздними европейскими фигурками Венеры. Самые ранние наскальные рисунки см. в пещере Эль-Кастильо в Испании, датируемой 39 000 лет до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?