Костёнковские венеры читать ~6 мин.
«Венера из Костёнок» — это один из древнейших известных образцов доисторической скульптуры на территории России. Эти статуэтки входят в большую серию европейских «палеолитических венер», получивших широкое распространение в период граветтской культуры (около 25 000–20 000 гг. до н.э.).
Термин «Костёнковская Венера» не совсем точен, поскольку он относится не к одной, а к целой группе фигурок, найденных в Донском регионе, в районе села Костёнки. Подобным образом собирательные названия носят «Венера из Гагарино», «Авдеевские Венеры», «Мальтинские Венеры» и «Зарайские Венеры».
Самая известная костёнковская статуэтка — это фигурка из слоновой кости, известная под каталожным названием «Венера № 1 из Костёнок I». Её возраст, определённый косвенными методами, составляет примерно 22 000 лет до н.э. Этот образец искусства палеолита хранится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Другая фигурка из слоновой кости с той же стоянки, хоть и менее знаменита, считается более типичной для стиля культурного комплекса Костёнки-Авдеево.
Кроме Костёнок, предметы мобильного искусства и пещерного искусства были обнаружены на многих других археологических памятниках России и Украины. В их числе: Авдеево, Амвросиевка, Брынзены, Гагарино, Елисеевичи, Зарайск, Мальта, Мезин, Межирич, Сунгирь, Юдиново и другие. Отдельного упоминания заслуживает живопись Каповой пещеры (ок. 12 500 лет до н.э.) в заповеднике «Шульган-Таш» на Урале.
Более подробную информацию о хронологии искусства каменного века можно найти в статье «Хронология доисторического искусства» (с 2,5 млн лет до н.э.). Для получения общего представления о развитии искусства в регионе см. статью «Русское искусство» (ок. 22 000 до н.э. – 1920 г.). Другие известные примеры резьбы каменного века описаны в материале «Резьба по слоновой кости Швабской Юры».
Открытие и датировка
Костёнки — это не один археологический объект, а комплекс из более чем 25 стоянок, расположенных на западном берегу реки Дон в Хохольском районе Воронежской области. В период среднего палеолита здесь обитали неандертальцы, но, как полагают учёные, они были вытеснены первой волной «современного человека» около 30 000 лет до н.э. Это предположение подтверждается тем, что самые ранние останки Homo sapiens из Костёнок датируются именно этим временем. С тех пор эти места неоднократно заселялись охотниками-собирателями граветтской культуры, и учёные считают, что именно они создали древнейшее искусство этого региона.
В ходе раскопок было обнаружено множество артефактов, включая резные изделия из слоновой кости и скульптуры из мягкого камня, в частности около полудюжины статуэток. Одна из известных находок — погребение молодого мужчины-охотника, жившего около 28 000 лет до н.э. Его тело было найдено в скорченной позе и покрыто красной охрой, однако неизвестно, использовался ли этот пигмент для ритуалов, росписи тела или лица.
Прямая датировка «Венеры из Костёнок» не проводилась. Её возраст (около 22 000 лет до н.э.) установлен на основе стилистического сравнения с фигурками из Авдеево, Гагарино и Мальты. Это делает её одним из древнейших произведений искусства каменного века в России. Некоторые исследователи предполагают более ранний возраст — до 30 000 лет до н.э., что совпадает с появлением в регионе современного человека, но эта гипотеза пока не имеет научных подтверждений.
К более поздней, мадленской эпохе, относится «Венера Елисеевичская» (14 000 лет до н.э.). О другом важном открытии, связанном с доисторическим искусством, читайте в статье о керамике реки Амур (с 14 300 г. до н.э.).
Характеристики
«Венера из Костёнок» высотой 11,4 см вырезана из бивня мамонта. Она обладает чертами, характерными для большинства граветтских статуэток: вздутый живот, преувеличенные ягодицы, тяжёлая, отвислая грудь и чётко обозначенная вульва. Сзади на фигурке виден орнамент, напоминающий пояс с бахромой. Однако по сравнению с более условными фигурками, такими как «Венера Виллендорфская» (ок. 25 000 лет до н.э.), её облик относительно натуралистичен.
Статуэтка создаёт образ зрелой, беременной женщины без карикатурного преувеличения форм тела. Поскольку фигурка более реалистична, чем многие другие «венеры», она не вполне соответствует образу простого символа плодородия. Возможно, скульптор стремился изобразить реального человека.
Россия также является местом находки «Шигирского идола» (ок. 9500 лет до н.э.) — древнейшей в мире сохранившейся деревянной скульптуры, обнаруженной в 1890 году в торфяном болоте на Урале.
Известняковая Венера
Пожалуй, самой примечательной статуэткой из Костёнок после фигурки из слоновой кости является фрагмент, известный как «известняковая Венера». Эта каменная скульптура, от которой сохранился только торс и бёдра, была обнаружена в 1988 году. Её высота составляет 13 сантиметров. Отличительной чертой являются замысловатые браслеты на запястьях, соединённые спереди наподобие наручников.
Другая фигурка из Костёнок, вырезанная из слоновой кости, имеет высоту около 10 сантиметров. Она демонстрирует традиционно преувеличенную грудь и живот. Голова без черт лица наклонена к груди, а руки с браслетами прижаты к телу ладонями к животу. На голове выгравирован узор, похожий на причёску с косами или головной убор. Шею охватывает тесьма, напоминающая завязанную сзади застёжку.
Среди других костёнковских находок — статуэтка из полированного камня, которая экспонируется в местном Воронежском музее, и палочковидная мужская фигурка, выставленная в Эрмитаже.
Примечание: подробности о другой древней мужской статуэтке, найденной в Германии, можно найти в статье «Человек-лев из Холенштайн-Штадель» (38 000 лет до н.э.).
Другие европейские фигурки Венеры
Принято считать, что фигурки венер были символами плодородия, прославляющими магию деторождения. Этот уникальный стиль доисторической скульптуры, насчитывающий около 100 известных образцов по всей Европе, обычно изображает тучную женщину с большой грудью, преувеличенными ягодицами и гениталиями. Впервые он появился в эпоху ориньякского искусства, достиг расцвета во времена гравветта и практически исчез в период мадленской культуры.
Наиболее известные статуэтки: немецкая «Венера из Холе-Фельс», австрийская «танцующая» «Венера Гальгенбергская», чешская «Венера из Дольни-Вестонице», австрийская «Венера Виллендорфская», итальянская «Венера из Савиньяно», словацкая «Венера Мораванская», а также французские «Венера из Монпазье», «Венера из Брассемпуи», барельефная «Венера Лоссельская» и «Венера Леспюгская». К позднемадленским фигуркам относятся германская «Венера из Энгена» (13 000 лет до н.э.) и швейцарская «Венера из Монруз-Невшателя» (ок. 10 000 лет до н.э.) — последняя из известных палеолитических женских статуэток.
Связанные статьи
К самым ранним культурным знакам относятся купулы. Древнейшими образцами антропоморфной резьбы считаются «Венера из Берехат-Рама» (Голанские высоты) и «Венера из Тан-Тана» (Марокко). Обе относятся к ашельской культуре и не связаны с более поздними европейскими фигурками. Самые ранние образцы наскальной живописи находятся в пещере Эль-Кастильо в Испании, их возраст оценивается в 39 000 лет до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?