Венера из Монпазье читать ~4 мин.
Венера Монпазье – символ эпохи доисторического плодородия. Одно из старейших произведений искусства во Франции. См. также: Доисторическое искусство.
Венера Монпазье – это небольшая доисторическая скульптура стеатопигового вида, вырезанная в эпоху доисторического искусства верхнего палеолита и датируемая примерно 25 000 лет до нашей эры. Она была обнаружена в 1970 году в регионе Дордонь и считается одним из старейших произведений искусства каменного века во Франции. Это каменная скульптура, вырезанная из лимонита, местного камня и принадлежит к серии обнажённых женских скульптур известных как «Фигурки Венеры» – стиль мобильного искусства, который возник по всей Европе в середине верхнего палеолита.
Как и все подобные символы плодородия, Венера из Монпазье изображена обнажённой и внимание сознательно привлекается к женским гениталиям, особенно к вульве, размер которой значительно преувеличен. Из-за ярко выраженных ягодиц и расширенного живота её легко спутать с зелёной стеатитовой Венерой из Полихинеллы (около 25 000 лет до н.э.), которая также известна как Венера Гримальди после её открытия в пещерах Бальци Росси в Гримальди в Италии. Фигурка Монпазье также имеет сходство с двумя другими венерами Дордони – Венерой Турсакской и Венерой Сирейльской (обе около 23 000 лет до н.э. и выставлены в Национальном музее археологии, в Сен-Жермен-ан-Ле). Для получения дополнительной информации о хронологическом развитии этого типа переносной скульптуры см.: Хронология доисторического искусства (от 2,5 миллионов до н.э.).
Открытие и возраст
Венера Монпазье была обнаружена на вспаханном поле месье Элизе Серу, ювелиром из соседнего средневекового города Монпазье в апреле 1970 года. Большое количество каменных орудий из мустьерской и перигорской культур, а также артефакты датируемые периодом неолитической культуры, также были обнаружены в непосредственной близости, но никакого наскального искусства. Позже в том же году группа посетителей его магазина заметила крошечный кусок наскального искусства, признала его важность и связалась с местным офисом по сохранению доисторических артефактов. Дальнейшие исследования привели к тому, что фигурка была отнесена к эпохе граветтского искусства, наряду с аналогичными объектами, найденными во Франции, такими как Венера Лоссельская, Венера Турсака, Венера Брассемпуи, Венера Сирейля и Венера Леспуга (все около 23 000 лет до н.э.). К сожалению, при расследовании, клад Монпазье был случайно разбит: часть головы сломана, а фигурка раскололась пополам в талии. Позже была сломана часть одной ступни. К счастью, объект был тщательно реконструирован с использованием некоторых из множества уже сделанных фотографий.
Характеристики
Венера Монпазье меньше, чем большинство обнажённых «Венер» и имеет размеры 5,6 см в высоту, 1,6 см в ширину и 1,4 см в толщину. Она вырезана из местной породы, содержащей в основном лимонит, желтовато-коричневую железную руду с добавлением кварца и глины. Основной цвет фигурки – шоколадно-коричневый, но на задней части ног и головы, на правой груди, и на правом бедре можно увидеть пятна жёлтого цвета. Голова остаётся в значительной степени неопределённой с овальными чашечками вместо глаз и без носа. Руки отсутствуют, а грудь тяжёлая и обвисшая. Живот большой, округлый, выпуклый. Ягодицы выражены и значительно выпирают даже по меркам Венеры. Вульва – определяющая черта этого изделия. Её размер равен ягодицам, но её преувеличенное, но реалистичное изображение является выражением её важности как тсточника жизни. Ноги фигуры довольно короткие и плохо очерченные, но (что необычно) имеют кончики ступней.
Примечание: Подробнее о древних произведениях искусства см.: Искусство каменного века, а также Искусство и культура палеолита.
Другие доисторические фигурки Венеры
В дополнение к двум ашельским гуманоидным изображениям, марокканской Венере Тан-Тан (200 000 – 500 000 до н.э.) и Голанской Венере Берехат-Рам (230 000 – 700 000 до н.э.), которые были созданы в совершенно иную эпоху, появилась новая серия венер, созданных «современным человеком», возникшая во времена ориньякской и граветтской культур, между 35 000 и 20 000 лет до н.э. Их перечень – ниже:
Венера из Холе Фельс (38 000 – 33 000) Швабская Юра, Германия.
Венера Гальгенбергская (около 30 000 лет до н.э.) Нижняя Австрия.
Венера из Дольни-Вестонице (26 000) Чехия.
Венера Савиньяно (24 000) Италия.
Венера Виллендорфская (25 000) Австрия.
Венера Мораванская (24 000) Словакия.
Венера Лоссельская (около 23 000) Франция.
Венера Брассемпуи (23 000) Франция.
Венера Леспугская (23 000) Франция.
Венера Костенковская (22 000) Воронеж, Россия.
Венера Гагаринская (20 000) Липецк, Россия.
Авдеевские Венеры (20 000) Курск, Россия.
Мальтинские венеры (20 000) Иркутск, Сибирь.
Зарайские Венеры (20 000), Московская область, Россия.
Венера Энгенская (13 000), Швейцария.
Венера Монруз-Невшатель (10 000), Швейцария.
Венера Елисеевичская (14 000) Брянская область, Россия.
Статьи по Теме
О наиболее распространённом типе скульптуры каменного века: Резьба по слоновой кости.
Прочитайте о более редкой технике резьбы по дереву.
О более поздней эволюции скульптуры здесь: История скульптуры.
О других формах искусства каменного века: Петроглифы и Пиктограммы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?