Венера из Монпазье читать ~5 мин.
Венера из Монпазье (фр. Vénus de Monpazier) — символ плодородия доисторической эпохи и одно из старейших произведений искусства, найденных во Франции. См. также: Доисторическое искусство.

Венера из Монпазье — это небольшая доисторическая скульптура стеатопигического типа, созданная в эпоху верхнего палеолита и датируемая примерно 25 000 годом до н.э. Она была обнаружена в 1970 году в департаменте Дордонь и считается одним из старейших произведений искусства каменного века во Франции.
Эта каменная скульптура вырезана из лимонита — разновидности местного камня. Она принадлежит к серии обнажённых женских статуэток, известных как «фигурки венер» — образцов искусства малых форм, получивших распространение по всей Европе в середине верхнего палеолита.
Как и другие подобные символы плодородия, Венера из Монпазье изображена обнажённой. Основной акцент сделан на женских половых признаках, особенно на вульве, размер которой значительно преувеличен. Из-за ярко выраженных ягодиц и выпуклого живота её можно спутать с «Венерой Полишинеля» (около 25 000 лет до н.э.), вырезанной из зелёного стеатита. Эта фигурка также известна как одна из «Венер Гримальди» по месту её обнаружения в пещерах Бальци-Росси в Италии.
Статуэтка из Монпазье имеет сходство и с другими венерами, найденными в Дордони, — Венерой из Тюрсака и Венерой из Сирёй (обе датируются примерно 23 000 лет до н.э.). Последняя экспонируется в Национальном музее археологии в Сен-Жермен-ан-Ле. Для получения дополнительной информации о хронологическом развитии этого вида скульптуры малых форм см.: Хронология доисторического искусства (от 2,5 млн лет до н.э.).
Открытие и возраст
Венеру из Монпазье обнаружил в апреле 1970 года на вспаханном поле ювелир Эли Серу (Élie Séroux) из соседнего средневекового города Монпазье. В непосредственной близости от находки также было найдено большое количество каменных орудий мустьерской и перигорской культур, а также артефакты периода неолита, но следов пещерной живописи не обнаружено.
Позже в том же году посетители ювелирного магазина Серу заметили статуэтку, осознали её важность и сообщили в местное ведомство по охране доисторических памятников. Дальнейшие исследования позволили отнести фигурку к граветтской культуре, как и другие подобные объекты, найденные во Франции: Венера Лоссельская, Венера из Тюрсака, Венера Брассемпуи, Венера из Сирёй и Венера Леспюгская (все датируются примерно 23 000 лет до н.э.).
К сожалению, после обнаружения фигурка была случайно повреждена: откололась часть головы, статуэтка раскололась пополам на уровне талии, а позже была отломана часть одной ступни. К счастью, объект удалось тщательно отреставрировать, используя многочисленные фотографии, сделанные ранее.
Характеристики
Венера из Монпазье меньше, чем большинство палеолитических «венер»: её размеры составляют 5,6 см в высоту, 1,6 см в ширину и 1,4 см в толщину. Она вырезана из местной породы, состоящей в основном из лимонита (желтовато-коричневой железной руды) с примесями кварца и глины. Основной цвет фигурки — шоколадно-коричневый, но на задней части ног, голове, правой груди и правом бедре видны жёлтые пятна.
Голова проработана схематично, с овальными углублениями на месте глаз, нос отсутствует. Руки также отсутствуют, а грудь изображена тяжёлой и обвисшей. Живот большой, округлый и выпуклый. Ягодицы ярко выражены и значительно выступают даже по меркам палеолитических венер. Вульва — характерная черта этого изделия. Её рельеф сопоставим с рельефом ягодиц, а преувеличенное, но реалистичное изображение подчёркивает её важность как источника жизни. Ноги фигурки довольно короткие и слабо очерчены, но, что необычно, имеют намёк на ступни.
Примечание: подробнее о древнейших произведениях искусства см. статьи «Искусство каменного века» и «Искусство и культура палеолита».
Другие доисторические фигурки Венеры
Кроме двух антропоморфных находок ашельской эпохи — Венеры из Тан-Тана (Марокко, 500 000–200 000 лет до н.э.) и Венеры из Берехат-Рама (Голанские высоты, 700 000–230 000 лет до н.э.) — существует серия статуэток, созданных человеком разумным в период ориньякской и граветтской культур, между 35 000 и 20 000 годами до н.э. Ниже приведён их перечень:
Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 до н.э.), Швабская Юра, Германия.
Венера из Гальгенберга (около 30 000 до н.э.), Нижняя Австрия.
Венера из Дольни-Вестонице (около 26 000 до н.э.), Чехия.
Венера из Савиньяно (около 24 000 до н.э.), Италия.
Венера Виллендорфская (около 25 000 до н.э.), Австрия.
Венера из Мораван (около 24 000 до н.э.), Словакия.
Венера Лоссельская (около 23 000 до н.э.), Франция.
Венера Брассемпуи (около 23 000 до н.э.), Франция.
Венера Леспюгская (около 23 000 до н.э.), Франция.
Венеры из Костёнок (около 22 000 до н.э.), Воронежская область, Россия.
Венеры из Гагарино (около 20 000 до н.э.), Липецкая область, Россия.
Авдеевские венеры (около 20 000 до н.э.), Курская область, Россия.
Мальтинские венеры (около 20 000 до н.э.), Иркутская область, Сибирь.
Зарайские венеры (около 20 000 до н.э.), Московская область, Россия.
Венера из Энгена (около 13 000 до н.э.), Швейцария.
Венера из Монруз (около 10 000 до н.э.), Швейцария.
Венеры из Елисеевичей (около 14 000 до н.э.), Брянская область, Россия.
Статьи по теме
О наиболее распространённом виде скульптуры каменного века: Резьба по слоновой кости.
О более редкой технике: Резьба по дереву.
О позднейшей эволюции ваяния: История скульптуры.
О других формах искусства каменного века: Петроглифы и Пиктограммы.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Мобильное искусство
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?