Апостольская католическая ассирийская восточная церковь читать ~6 мин.
Во II веке христианское движение распространилось от Иерусалима и Антиохии на восток — до Эдессы (в современной Сирии), а затем до Нисибиса и Селевкии-Ктесифона (на территории современного Ирака). В то время эти земли входили в состав империи Сасанидов.
Правители из династии Сасанидов были убеждёнными зороастрийцами, однако в многонациональной империи проживали и последователи других религий. Этим можно объяснить относительную терпимость к христианству, по крайней мере в первые десятилетия их правления. Однако в последние десятилетия III века начались гонения. Они совпали с рукоположением первого епископа Персидской церкви в Селевкии-Ктесифоне около 280 года. Судя по всему, церковь росла ещё до обретения сильной центральной власти и отличалась большим количеством убеждённых аскетов.
Настоящие гонения начались во время долгого правления Шапура II (309–379). Он пришёл к выводу, что христиане являются потенциально нелояльной общиной, чья верность, как он опасался, могла принадлежать Константину и Римской империи, постоянно угрожавшей его западным границам. Массовое, а временами и систематическое, преследование церкви началось в 344 году и продолжалось до конца века. Церковь смогла реорганизоваться и восстановиться лишь в V веке, после издания эдикта о веротерпимости шахиншахом Йездегердом I около 409 года.
На соборе в Селевкии-Ктесифоне в 410 году епископы создали независимую Церковь Востока под управлением католикоса-патриарха, чья резиденция находилась там же. Церковь приняла вероисповедание, утверждённое на Первом Никейском соборе в 325 году, но со временем стала претендовать на статус патриархата, равного по чести престолам Константинополя, Иерусалима и Антиохии.
В V веке Церковь Востока оказалась вовлечена в христологические споры, целью которых было точнее определить соотношение божественной и человеческой природ во Христе. Центральным стал вопрос о том, как сохранить полноту человеческой природы Христа, не умаляя его божественности, и наоборот. В эпицентре этих богословских дебатов оказался Несторий, рукоположённый во архиепископа Константинополя в 428 году.
Пытаясь занять умеренную позицию, Несторий выступил против популярного в то время именования Девы Марии Богородицей (Теотокос). Кирилл, патриарх Александрийский, обвинил его в ереси и отрицании божественности Христа. Вопрос был вынесен на рассмотрение Вселенского собора в Эфесе (431 год), где председательствовал Кирилл. Собор осудил и отлучил Нестория, который был отправлен в ссылку. Епископы Церкви Востока не признали законность решений собора. Хотя постановления Эфесского собора были отчасти сбалансированы Халкидонским собором (451 год), к тому времени Церковь Востока окончательно пошла своим путём. Её противники стали называть её «несторианской».
Развитие Церкви Востока и её отношения с персидскими правителями резко изменились после завоевания Персии арабами-мусульманами в 644 году, когда пала Селевкия-Ктесифон. В целом исламские правители относились к христианам терпимее, чем к зороастрийцам. Христиан облагали повышенным налогом (джизьей), но взамен им гарантировалась защита со стороны исламского государства. На протяжении последующих веков церковь сохраняла сильные позиции в курдских районах современной Турции и северного Ирака.
XV век стал для церкви периодом тяжёлых испытаний. Он начался с завоевания Багдада полководцем Тимуром (Тамерланом), чья база находилась в Самарканде (современный Узбекистан). Устроенная им резня христиан вынудила многих ассирийцев бежать в северный Ирак. К этому времени стабильность церкви поддерживалась системой наследственного епископата: безбрачные епископы, как правило, передавали свой пост племяннику. Эта практика распространилась и на патриарший престол, который к середине века стал достоянием семьи Мар Шимун. В конечном итоге это привело к расколу.
В 1552 году группа епископов, недовольных руководством из рода Мар Шимун, избрала новым патриархом Йоханнана Сулаку VIII. Он основал свою резиденцию в Диярбакыре, а затем встретился с папой Юлием III и вступил в унию с Римско-католической церковью. В течение следующего столетия у Ассирийской церкви было два патриарха: один из рода Мар Шимун в Алькоше (северный Ирак), а другой — из рода Сулаки в Диярбакыре (юго-восточная Турция).
В 1662 году Мар Шимун XIII Денха, патриарх из линии, находившейся в Алькоше, прекратил общение с Римом. Впоследствии он перенёс свою епархиальную кафедру в Кочанис (в турецком Курдистане). Рим, в свою очередь, назначил нового патриарха для верующих, сохранивших унию. Эта община со временем превратилась в современную Халдейскую католическую церковь.
В начале XIX века в роду Мар Шимуна не нашлось наследника для патриаршего престола. Епископы, верные этой линии, присоединились к Халдейской католической церкви. Патриарх в Кочанисе возглавил тех ассирийцев, которые не приняли власть Рима и остались независимыми. В конце века, на закате Османской империи, армия султана совершила нападение на Курдистан. Ассирийский патриарх Мар Ишай Шимун XXIII был вынужден покинуть Турцию. Он ненадолго вернулся после Первой мировой войны, но вскоре снова бежал. В 1940 году патриарх переехал в Соединённые Штаты. Многие верующие последовали за ним в Северную Америку, другие осели в Сирии и Ираке.
Церковь Востока, хотя и признаётся Церковью Англии и многими протестантскими деноминациями как ортодоксальная в вере и практике, не является частью мирового восточного православия, поскольку до сих пор не признала постановления всех Вселенских соборов, состоявшихся после несторианского спора. Церковь является литургической, с полной системой таинств, схожей с православной. Её уникальность заключается в выделении в качестве особых священнодействий крестного знамения, елеопомазания и «святой закваски» (малка).
Идея «святой закваски» основана на предании о том, что частица хлеба с Тайной вечери Христа и апостолов была принесена на Восток апостолом Фаддеем. Считается, что с тех пор евхаристия в церкви совершается непрерывно: небольшой кусочек освящённого хлеба от одной литургии добавляется в хлеб, выпекаемый для следующей.
В экуменическом диалоге церковь является членом Всемирного совета церквей, но не входит в Национальный совет церквей Христа в США. Важной вехой в отношениях с католиками стало подписание в 1994 году «Общей христологической декларации» патриархом Мар Динхой IV и папой Иоанном Павлом II. Документ подтвердил, что обе церкви придерживаются единого понимания природы Иисуса Христа. Диалог между церквями продолжается с целью устранения оставшихся препятствий для полного общения.
До своей смерти в 2015 году церковь возглавлял патриарх-католикос Мар Динха IV. Его преемником стал Мар Геваргис III, а с 2021 года предстоятелем является Мар Ава III. Епархии и приходы церкви расположены в Ираке, Индии, Ливане, Сирии, Иране, России, Европе, Австралии, Новой Зеландии и Северной Америке. Значительная часть верующих проживает в Ираке. По данным на 2005 год, общая численность членов церкви по всему миру составляла около 323 000 человек.
В 1968 году церковь в Ираке пережила раскол, который привёл к образованию Древней церкви Востока. Обе ассирийские церкви серьёзно пострадали в результате войны в Ираке, начавшейся с вторжения США в 2003 году, и последующего установления правительства, возглавляемого мусульманами-шиитами.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Маланкарская православная сирийская церковь
- Армянская Апостольская Церковь, Престол Великого Дома Киликийского
- Армянская апостольская церковь, Святой престол Эчмиадзина
- «Я уйду в темноту» Мишель Макнамары, краткое содержание
- «Укус манго» Мариату Камара, краткое содержание
- «Американская война» Омара Эль Аккада, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?