Апостольская католическая ассирийская восточная церковь читать ~6 мин.
Во втором веке христианское движение распространилось от Иерусалима и Антиохии на восток до Эдессы (в восточной Сирии) и далее до Нисибиса и Селудии-Ктесифона (на территории современного Ирака), которые в то время входили в состав персидской империи Сасанидов.
Правители Сасанидов были преданными зороастрийцами, хотя в империи в целом это было меньшинство, что может объяснить относительную терпимость к христианству, по крайней мере, в первые десятилетия их правления. Однако в последние десятилетия третьего века начались гонения. Они совпали с посвящением первого епископа персидской церкви в Селудии-Ктесифоне в 285 году. Однако, судя по всему, церковь росла ещё до того, как у неё появилась сильная центральная власть, и была отмечена большим количеством христиан, которые были преданными аскетами.
Настоящие гонения начались во время длительного правления Шапура II с 309 по 379 год после того, как он пришёл к выводу, что христиане представляют собой потенциально нелояльную общину, чья настоящая верность может оказаться на стороне Константина и Римской империи, которая постоянно угрожала его западной границе. Массовое, а порой и систематическое подавление церкви началось в 344 году и продолжалось до конца века. Церковь смогла реорганизоваться и восстановиться в пятом веке после издания эдикта о веротерпимости шахом Йездегердом I около 409 года.
На синоде в 410 году епископы создали независимую Восточную церковь под управлением католикоса (патриарха), который проживал в Селудии-Ктесифоне. Церковь приняла ортодоксальное исповедание, принятое Никейским собором в 325 году, но с течением времени она стала претендовать на статус патриархата, равного Константинополю, Иерусалиму и Антиохии.
В пятом веке Восточная церковь была вовлечена в следующий этап христологического спора, в котором была предпринята попытка более точно определить человеческую и божественную природы Христа. Вопрос заключался в том, как защитить полное человечество Христа, не преуменьшая его божественности, и наоборот. В этот богословский тупик попал Несторий, посвящённый в патриархи Константинополя в 428 году.
Пытаясь занять умеренную позицию между двумя партиями, он напал на популярную фразу, описывающую Деву Марию как «Матерь Божию». Кирилл, патриарх Александрии, обвинил его в ереси за отрицание божественности Христа. Вопрос был вынесен на рассмотрение Вселенского собора в Эфесе, на котором главенствовал Кирилл. Собор отлучил Нестория от церкви, который принял изгнание. Епископы Восточной церкви усомнились в законности действий Собора и назвали его образ действий позором. Хотя постановления, принятые Эфесским собором, были несколько сбалансированы Халкидонским собором в следующем поколении, к тому времени Персидская церковь пошла своим путём и стала называться Несторианской церковью.
Рост и развитие Церкви Востока, а также её постоянно меняющиеся отношения с персидскими правителями, резко изменились после завоевания Персии арабами-мусульманами в 644 году, когда пала Селудия-Ктесифон. В целом, исламские правители относились к христианам лучше, чем к зороастрийцам. Христиан облагали большими налогами, но взамен им гарантировалась защита исламского государства. На протяжении мусульманских веков церковь сохраняла свою силу в курдских районах Турции и северного Ирака.
XV век стал для церкви периодом перемен. Век начался с завоевания Багдада мусульманским полководцем Тимуром (Тамерланом), действовавшим со своей базы в Самерканде (на территории современного Узбекистана). В результате резни христиан многие ассирийцы были вынуждены бежать в северный Ирак. К этому времени в церкви была введена дополнительная стабильность благодаря принятию наследственного епископата. Епископы (которые не состояли в браке), как правило, передавали свою должность племяннику. Эта практика распространялась и на патриарха церкви, чьё положение к середине века стало ограничиваться членами семьи Мар Шимуна IV. Эта практика в конечном итоге привела к расколу.
В 1552 году раскольники из руководства Мар Шимуна выбрали новым патриархом Мар Йоханана Сулака VIII. Он основал свою штаб-квартиру в Диярбакыре, а затем встретился с папой Юлием III и вступил в общение с Римско-католической церковью. В течение следующего столетия Ассирийская церковь существовала с двумя патриархами, один из рода Мар Шимуна в Алкоше (северный Ирак), а другой из рода Мар Йоханан Сулака VIII в Диярбакыре (юго-восточная Турция).
Затем в 1662 году Мар Шимун XIII Денха прекратил свои отношения с Римом и пошёл на примирение со своим соперником. Впоследствии он перенёс свою епархиальную штаб-квартиру в Кочанис (в турецком Курдистане). Рим заменил Мар Шимуна XIII Денха новым патриархом, который взял на себя гегемонию над верующими, все ещё верными Римско-католической церкви. Эта группа лоялистов превратилась в современную Халдейскую католическую церковь.
В начале XIX века семья Мар Шимуна IV не смогла произвести на свет наследника патриаршества. Епископы, преданные этой линии, перешли на сторону Халдейской католической церкви. Патриарх в Коханисе взял на себя гегемонию над теми ассирийцами, которые не приняли римскую власть и оставались независимыми. В конце века, на последних этапах существования Османской империи, армия султана напала на Курдистан. Ассирийский патриарх Мар Эшаи Шимун XXIII покинул Турцию. Он ненадолго вернулся после Первой мировой войны, но после недолгого пребывания снова был вынужден бежать. Наконец, в 1940 году патриарх переехал в Соединённые Штаты. Многие прихожане последовали за патриархом в Северную Америку, другие поселились в Сирии и Ираке.
Церковь Востока, хотя и принята Церковью Англии и многими протестантскими организациями как ортодоксальная в вере и практике, не была принята в большом мире восточного православия, так как она до сих пор не подтвердила выводы всех ранних Вселенских соборов, включая те, которые собрались после окончания несторианского спора. Церковь является литургическим органом с полной системой таинств, аналогичной восточному православию; её уникальность заключается в том, что в качестве дополнительных таинств она выделяет крестное знамение, елеосвящение и «святую закваску».
Идея святой закваски связана с верой в то, что часть хлеба, использованного на Тайной вечере Иисуса и апостолов, была привезена на Восток апостолом Фаддеем, и что евхаристические трапезы в церкви непрерывны по отношению к этому событию, небольшой кусочек хлеба с одной евхаристии включается в хлеб, приготовленный для следующей.
В экуменическом плане церковь является уставным членом Всемирного совета церквей, хотя и не вступила в Национальный совет Церкви Христа в США. Важная веха в отношениях церквей произошла в 1994 году, когда Мар Динха IV встретился с Папой Иоанном Павлом II и подписал Общую христологическую декларацию, которая подтвердила, что обе церкви придерживаются одинакового понимания природы Иисуса Христа. Обе церкви продолжают диалог, чтобы устранить все оставшиеся препятствия для будущего полного общения.
В настоящее время церковь возглавляет Его Святейшество Мар Динха IV, патриарх-католикос. Архиепископы сейчас находятся в России, Индии, Ливане, Ираке и Европе. Епископы проживают в Сирии, Иране, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Великобритании. В США есть три епархии. Большинство членов церкви проживает в Ираке, где их насчитывается более 50 000. В 2005 году церковь насчитывала 323 000 членов по всему миру.
В 1968 году церковь в Ираке пережила раскол, который привёл к образованию того, что стало известно как Древняя церковь Востока. Обе церкви сильно пострадали в результате войны в Ираке, начавшейся с американского вторжения в 2003 году, и возникшего в результате этого правительства, возглавляемого мусульманами-шиитами.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Маланкарская православная сирийская церковь
- Армянская Апостольская Церковь, Престол Великого Дома Киликийского
- Армянская апостольская церковь, Святой престол Эчмиадзина
- «Я уйду в темноту» Мишель Макнамары, краткое содержание
- «Укус манго» Мариату Камара, краткое содержание
- «Американская война» Омара Эль Аккада, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?