Аввакум читать ~3 мин.
Русский православный протопоп и один из идеологов старообрядчества Аввакум Петров (1620 или 1621–1682) возглавил массовое движение против патриарха Никона в 1650-х годах. Протест был вызван церковными реформами, которые приводили русские обряды в соответствие с современной им греческой практикой. Этот конфликт привёл к Расколу в Русской церкви, официально закреплённому на Большом Московском соборе 1666–1667 годов.
За открытое неповиновение церковным властям Аввакума многократно подвергали пыткам, морили голодом, заключали в тюрьму и ссылали. Его жизнь завершилась казнью: 14 (24) апреля 1682 года он был сожжён на костре в Пустозерске. Аввакум Петров родился в 1620 или 1621 году, женился в 17 лет, в 21 год был рукоположён в дьяконы, а в 23 — в священники. В возрасте около 30 лет он получил сан протопопа.
Реформы патриарха Никона, начатые в 1653 году, затрагивали как обрядовую сторону, так и богослужебные тексты. Вводилось троеперстное крестное знамение вместо двоеперстного, изменялось написание имени Христа с «Исус» на «Иисус», а также вносились правки в церковные книги по греческим образцам. Для Аввакума и его сторонников эти нововведения были отступлением от истинной веры, «порчей» священной старины, завещанной предками.
XVII век был неспокойным временем для Московского царства. После пресечения династии Рюриковичей в 1598 году страна пережила период Смутного времени, завершившийся с воцарением Михаила Романова в 1613 году. Однако государство продолжали ослаблять голод и эпидемии чумы, а также внешние угрозы: польская интервенция в Москву в 1610 году и шведская оккупация Новгорода в 1611 году. В этой напряжённой обстановке выступление Аввакума и его сторонников стало значимым социальным и религиозным явлением.
Основным источником сведений об Аввакуме является его автобиография «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Это выдающийся памятник русской литературы XVII века, созданный в последние годы жизни автора в пустозерской ссылке. Сочинение отличается эмоциональной насыщенностью и яркими, порой причудливыми и чувственными образами. Главная цель «Жития» — укрепить дух последователей, призвать их твёрдо держаться «старой веры» и быть готовыми к мученичеству.
«Житие» было написано в Пустозерске, отдалённом остроге на севере, куда Аввакум был сослан в 1667 году вместе с другими лидерами старообрядчества — священником Лазарем, дьяконом Фёдором и иноком Епифанием. Находясь в земляной тюрьме, они продолжали свою проповедь, рассылая по всей России грамоты и послания. Язык «Жития» стал новаторским для своего времени: Аввакум сознательно использовал живую народную речь, а не книжный церковнославянский язык, что сделало его произведение доступным и выразительным.
Личность Аввакума была сложной и полной противоречий. Он сочетал в себе фанатичную убеждённость, готовность к самопожертвованию и суровость к себе и другим. Перенося гонения со стойкостью, в своей пастырской деятельности он бывал непреклонен и даже жесток. Требуя от своих последователей полного повиновения старым церковным устоям, он в то же время искренне каялся в собственных грехах, называя себя “окаянным” и “грешным”.
В историографии Раскола традиционно выделяются два основных подхода. Первый рассматривает конфликт преимущественно как следствие глубоких религиозных убеждений его участников. Второй подход делает акцент на социально-политических и экономических факторах, видя в старообрядчестве форму социального протеста против усиления государственной власти и закрепощения.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Живопись Высокого Возрождения
- Философия протестных движений: этика гражданского неповиновения
- «Левиафан» Томаса Гоббса, краткое содержание
- «Прощай всё это» Роберта Грейвса, краткое содержание
- Александр Невский
- Выставочный проект, посвященный 260-летию основания Российской академии художеств
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?