Аввакум читать ~2 мин.
Русский православный мистик Аввакум харизматично возглавил массовое движение, названное старообрядчеством, против русского патриарха Никона в 1650-х годах в знак протеста против резких реформ Никона в Русской православной церкви, которые привели русские обряды в соответствие с греческими и украинскими. Восстание привело к русскому расколу 1666-1667 годов.
За то, что Аввакум бросил вызов авторитету церкви, его избивали, морили голодом, сажали в тюрьму, депортировали и, наконец, сожгли на костре в 1682 году. Аввакум родился в 1620 или 1621 году, женился примерно в 17 лет, в 21 год был рукоположён в дьяконы, а в 23 года – в священники. В возрасте 30 лет он был возведён в сан протоиерея.
XVII век был хаотичным в Московии – так называлась средневековая Россия. Династия Рюриковичей угасла в 1598 году, и Россия оставалась политически нестабильной, пока в 1613 году к власти не пришёл Михаил Романов. Голод и чума поразили Россию вскоре после начала XVII века и снова в 1650-х годах; Польша вторглась в Москву в 1610 году, а Швеция – в Новгород в 1611 году. Это давление особенно усилилось в период с 1630-х по 1660-е годы. В разгар этих событий Аввакум вызвал социальные и религиозные волнения своим консервативным восстанием против патриарха Никона.
Мы знаем об Аввакуме прежде всего по его автобиографии, литературному шедевру России XVII века, которую он написал в последние годы своей жизни, находясь в заключении в Пустозерске. Это повествование читается как мотивационная речь и духовно и эмоционально насыщено яркими, причудливыми, эротическими и мистическими образами. В этой работе Аввакум стремился побудить своих последователей придерживаться священных ритуалов, переданных святыми отцами, и призывал их к верности даже перед лицом смерти.
Аввакум был грубым и живым лидером, полным противоречий. Когда его преследовали, он был пассивен, но в другое время он был жесток и жестоко обращался с другими и с самим собой. Хотя он требовал полного повиновения церкви, он со слезами на глазах признавал свои недостатки. Он представлял себя одновременно грешником и святым, и спорил с божественным авторитетом, говоря при этом о себе как о «проклятом человеке».
Историографию русского православного раскола можно разделить на две основные школы мысли: тех, кто считает, что раскол был вызван в первую очередь подлинной религиозной верой, и тех, кто делает акцент на социально-исторических факторах, а не на вере.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Живопись Высокого Возрождения
- Философия протестных движений: этика гражданского неповиновения
- «Левиафан» Томаса Гоббса, краткое содержание
- «Прощай всё это» Роберта Грейвса, краткое содержание
- Александр Невский
- Выставочный проект, посвященный 260-летию основания Российской академии художеств
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?