Благовещение читать ~7 мин.
Праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта, посвящён чудесному зачатию Иисуса Христа от Святого Духа во чреве Девы Марии. В этот день к ней явился Архангел Гавриил, чтобы сообщить, что она избрана для воплощения Божьего плана искупления человечества. Признаётся, что Мария имела свободу выбора и могла отказаться, но приняла волю Бога, дав согласие родить Сына Всевышнего.
Христиане видят в Марии не только наследницу священной истории народа Израиля, но и представительницу всего человечества. Этот радостный праздник символизирует встречу Божьего милостивого избрания и свободной воли человека в лице Марии.
В Греции Благовещение отмечается особенно торжественно. Этот праздник имеет как религиозное, так и гражданское значение. До эпохи Возрождения во многих христианских странах 25 марта праздновали как римский Новый год. Для греков этот день важен ещё и потому, что является национальным праздником, посвящённым началу войны за независимость в 1821 году. В Ницце, на Французской Ривьере, 25 марта также традиционно проводят яркий весенний фольклорный фестиваль, известный как «Лу Фестин деи Кугурдун», или «Праздник тыкв», названный так из-за выставки изделий из тыквы.
Проповеди, посвящённые Благовещению 25 марта, известны с середины V века. Однако до этого его место в календаре не было фиксированным, и в зависимости от местных традиций он отмечался в разные дни. Дата 25 марта считается наиболее древней. Её установление связано с традицией III века, которая привязывала к весеннему равноденствию три ключевых события: Сотворение мира, Благовещение и Распятие Христа.
В 656 году поместный собор в Толедо (Испания) постановил отмечать Благовещение 18 декабря. Это было сделано для того, чтобы радостный праздник не приходился на время Великого поста, а также чтобы он стал логическим преддверием Рождества Христова 25 декабря. Однако это решение было отменено на Трулльском соборе в Константинополе в 692 году.
Существуют сложные богословские обоснования даты праздника, связанные с параллельным зачатием Иисуса и Иоанна Крестителя с разницей в шесть месяцев. Зачатие Иоанна произошло, когда его отец, священник Захария, совершал храмовый ритуал в сентябре, поэтому праздник Зачатия Иоанна Крестителя приходится на 23 сентября. Тем не менее, простейшая причина установления Благовещения на 25 марта — желание отметить зачатие Христа ровно за девять месяцев до его Рождества, установленного в IV веке на 25 декабря.
Это означает, что Благовещение могло праздноваться 25 марта почти так же долго, как и Рождество, если не дольше. В восточном христианстве Рождество изначально отмечалось как часть Богоявления 6 января. Поэтому в Армянской церкви, где нет отдельного праздника Рождества, те же расчёты, основанные на девяти месяцах беременности Марии, устанавливают дату Благовещения на 7 апреля.
К концу VII века, когда папа Сергий I, грек по происхождению, учредил процессии из базилики Святого Петра в церковь Санта-Мария-Маджоре в дни марианских праздников, этот праздник был известен в Риме как «Благовещение Господне». Латинские литургические тексты говорили о воплощении Слова Божьего в Марии. Позднее он получил название «Благовещение Пресвятой Девы Марии», которое сохранялось до 1969 года. Затем Католическая церковь вновь сделала его праздником Господа, как и Сретение Господне 2 февраля. В Восточной же церкви Благовещение всегда оставалось марианским праздником.
Ещё в 1042 году в Англии 25 марта отмечали Материнское воскресенье, когда матерям дарили кекс с цукатами и специями «Симнель». Сегодня этот праздник по англиканскому календарю отмечается в четвёртое воскресенье Великого поста. В Восточной церкви есть два случая, когда Благовещение не празднуется 25 марта: если оно совпадает со Страстной пятницей или Страстной субботой. В таких случаях его празднуют одновременно с Пасхой. В Римско-католической церкви, если Пасха выпадает на 25 или 26 марта, Благовещение переносится на следующее воскресенье.
В тех православных юрисдикциях, которые для непереходящих праздников, таких как Благовещение, используют григорианский календарь, подобные наложения устранены. Дата Пасхи там всё ещё рассчитывается по-другому, в результате чего этот подвижный праздник обычно выпадает как минимум на неделю позже, чем в Западной церкви.
Литургические тексты Благовещения основаны на Евангелии от Луки (1:26–38) и апокрифическом «Протоевангелии Иакова». На них же базируется иконография праздника, которая считается одной из самых древних. Первые изображения Благовещения встречаются в римских катакомбах Присциллы и относятся ко II веку.
Слово angelos в переводе с греческого означает «вестник» — тот, кто возвещает. Благовещение о явлении Бога людям, по-гречески Evangelismos, является воплощением ангельского послания. Архангела Гавриила, принёсшего Марии весть от Бога, на Востоке изображали с посохом, а на Западе — вручающим Деве лилию. Изначально ангелов рисовали без крыльев, чтобы избежать путаницы с языческими крылатыми божествами, олицетворявшими славу и победу. Лилия, долгое время бывшая языческим символом плодородия, со временем стала символизировать целомудрие.
Посох и лилия изначально были единым символом. На ранних греческих иконах Гавриил изображался подобно античному глашатаю (keryx), который держал жезл (kerykion по-гречески или caduceus по-латыни), делавший его особу неприкосновенной. Эта оливковая ветвь с двумя побегами, украшенная лентами, стала символом мира в руках греческого Гермеса и римского Меркурия — посланников богов. Сегодня этот жезл часто путают с посохом Асклепия, обвитым змеями, который остаётся эмблемой медицины.
Не зная предыстории византийской иконографии, западные художники XIII века превратили стилизованный жезл в трёхлепестковый цветок, подносимый Марии в знак уважения к её девственной чистоте. Изначально же он символизировал послание мира свыше. В ответе Марии, выразившем самоотверженное послушание Богу, христианская традиция видит утверждение человеческой свободы. Её согласие открыло Христу путь к освобождению человечества через приобщение к его божественности.
Учитывая богословское значение свободы человека в празднике Благовещения, вполне закономерно, что этот день стал национальным праздником Греции — страны, где этот идеал ценился с древности. Именно 25 марта 1821 года в монастыре Агиа Лавра на Пелопоннесе епископ Патрский Герман после четырёхвекового османского владычества впервые поднял бело-голубой флаг освободительной борьбы Греции. В День независимости по всей стране, а также в греческих диаспорах за рубежом, общественные здания, дома и магазины украшают флагами.
Церкви и площади украшают лавром и миртом, бумажными флажками, патриотическими лозунгами на цветных лентах, а также портретами главы государства и героев греческой революции. Представители местных властей, гильдий и профсоюзов со своими знамёнами присутствуют на торжественной службе в главном храме каждого города. Жители, особенно женщины, надевают традиционные костюмы на богослужение, а затем на красочный парад, возложение венков к памятникам и танцы на главной площади. Однако, поскольку Благовещение всегда приходится на Великий пост, масштабы торжеств ограничены.
В честь праздника Православная церковь допускает послабление в постной диете: разрешается употребление рыбы. В Греции это обычно жареная или варёная солёная треска с чесночным соусом. В этот день пастухи Крита отгоняют свои стада на горные пастбища. Во многих регионах страны дети снимают с запястий красную «мартовскую нить», которую носили на удачу. Этот обычай известен на Балканах с древних времён. Нить вешают на дерево, чтобы её унесли ласточки, которые, как считается, возвращаются с юга на Благовещение.
Связь Благовещения с приходом весны также иллюстрирует обычай в Ницце — «Праздник тыкв» (Lou Festin dei Cougourdoun). Слово festin здесь означает не пышный банкет, а сельскую ярмарку в честь местного святого покровителя. Праздник проходит у церкви Благовещения, принадлежащей францисканцам, рядом с римскими руинами на холме Симьез. Раньше он начинался с утренних процессий верующих, которые совершали паломничество от церкви Святой Анны к церкви Благовещения — от матери Девы к Деве-Матери.
После долгого пути паломники отдыхали на территории монастыря: ели, танцевали и играли в игры. Здесь же устанавливали киоски, где продавали высушенные за зиму тыквы разных форм и размеров. Из них вырезали посуду или делали забавные музыкальные инструменты для следующего карнавала.
Сегодня тыквы в основном расписывают вручную, превращая их в головы в традиционных красных рыбацких шапках, что является формой народного искусства. Среди традиционных угощений продаётся chaudèu — булочка со вкусом апельсинового цвета или аниса, на которой яичная скорлупа закреплена крестом из теста. Это напоминает об угасающей связи праздника с Великим постом. Раньше в Ницце каждый воскресный праздник этого периода имел свою тематику, например, «праздник упрёков» или «праздник примирения». Связь с Благовещением также ослабла, и теперь город устраивает праздник местного фольклора в любые подходящие выходные ранней весной, хотя в этот день по-прежнему проводится месса на открытом воздухе.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Остров тысячи зеркал» Найоми Мунавира, краткое содержание
- Гийом Аполлинер: искусствовед, сторонник Пикассо
- Выставка произведений Пала Саркози (Франция)
- Луи Леруа: Французский художественный критик, придумавший название «импрессионизм»
- Гийом Кусту: французский барочный скульптор, биография
- Документальная фотография
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?