Грузинская православная церковь читать ~8 мин.
Грузинская православная церковь (ГПЦ) – это восточная православная христианская организация, которая является национальной церковью кавказской страны Грузии.
Подавляющее большинство грузин являются прихожанами этой церкви. Археологические находки свидетельствуют о существовании христианских общин в Грузии уже во втором и третьем веках нашей эры. В то время Грузия состояла из двух государств: Картлийского царства (или «Иберия» по-гречески) в Восточной Грузии и Эгрисского царства (или «Колхида» по-гречески) в Западной Грузии.
В Картли христианство стало государственной религией благодаря миссионерской деятельности «равноапостольной» Святой Нино, женщины из Каппадокии, которая пришла в Картли из Иерусалима около 325 года. Согласно легенде, Святая Нино была близкой родственницей Святого Георгия, которого принято считать покровителем Грузии. При её служении грузинская царица Нана и царь Мириан III (р. 284-361) приняли христианство, а затем попросили византийского императора Константина I (р. 306-337) прислать в Картли священнослужителей для крещения царской семьи.
Строительство собора Двенадцати Апостолов в Мцхете, древней столице Картли, и крещение народа относятся к 326 году. Западная Грузия, входившая тогда в состав Восточной Римской империи, постепенно стала христианской к пятому веку и перешла под юрисдикцию Константинопольского патриарха. Картлийская церковь сначала подчинялась Антиохийскому патриархату, но в 467 году по просьбе царя Вахтанга Горгаслана ей была предоставлена полная независимость (так называемая автокефалия). Епископ Мцхеты был возведён в ранг католикоса. Следовательно, отношения со Святой Землёй, в частности с Иерусалимом, всегда имели особое значение для Грузии и для ГПЦ.
Как и другие раннехристианские церкви, Грузинская церковь была вовлечена в споры вокруг решений Халкидонского собора (451 год) относительно христологического определения. Только в конце шестого века грузины окончательно объединились с Константинопольской церковью и поддержали постановления Халкидонского собора, отделившись при этом от Армянской апостольской церкви (которая отвергла постановления Халкидонского собора).
Монашество процветало в Грузии с шестого века и достигло своего пика в период с 10 по 12 века. Грузинские монастыри поддерживали регулярные контакты с монастырями в Иерусалиме и на горе Синай. Кроме того, в конце 10 века на горе Афон в Греции грузинами был основан монастырь Ивирон. Монахи Ивиронского монастыря перевели многие религиозные книги с греческого на грузинский язык. Грузины также построили другие церкви и монастыри за пределами Грузии в Палестине, Греции, Болгарии, Сирии и на Кипре. Сегодня монашество остаётся важной чертой современной ГПЦ.
Первоначально в Картли совершалась Иерусалимская литургия Святого Иакова, а в Колхиде, в Западной Грузии, использовалась византийская литургия. После объединения Восточной и Западной Грузии в одно царство в 1008 году, византийская литургия, совершаемая на грузинском языке, была принята во всей стране. Также с этого времени глава ГПЦ стал именоваться католикосом-патриархом.
Период с 11 по 13 века многие считают «золотой эпохой» в жизни Грузии и ГПЦ. Он закончился после опустошительных нашествий Чингисхана в 13 веке и Тимура (Тамерлана) в 15 веке.
В период с 1500 по 1800 год Грузия начала развивать новые контакты с Западом и Россией. В дальнейшем, ища защиты от исламских захватчиков, Грузия неоднократно просила помощи у православной России. В 1783 году Грузия стала протекторатом Российской империи. В 1801 году по просьбе последних грузинских царей, Георгия XII и Соломона II Имеретинского (страна вновь разделилась на две части в XIV веке), Грузия была объявлена императором Александром I (р. 1801-1825) частью России.
В 1811 году, после смерти католикоса-патриарха Грузинской церкви, католикосат Грузии был насильственно упразднён, а Грузинская церковь вошла в состав Русской православной церкви (Московского патриархата) со статусом экзархата. ГПЦ потеряла свою независимость («автокефалию»). 13 епархий церкви были сокращены до 4, а грузинский язык был в значительной степени заменён русским и церковно-славянским как в семинариях, так и в литургии. Начиная с 1817 года, все экзархи Грузии были этнически русскими.
Согласно переписи 1897 года, из всего населения территории современной Грузии 70% были православными (членами Русской православной церкви), 15% мусульманами, 11% последователями Армянской апостольской церкви и 1% евреями. В меньшем количестве были православные старообрядцы, римские католики и протестанты.
В марте 1917 года, после отречения от престола российского императора Николая II, автокефалия ГПЦ была восстановлена на собрании этнически грузинских епископов, духовенства и мирян. Новый католикос-патриарх ГПЦ был избран в сентябре 1917 года. После большевистской революции в России (октябрь 1917 года) Грузия существовала как независимая страна, но в феврале 1921 года вошла в состав Советского Союза. Однако ГПЦ удалось сохранить фактическую независимость от Русской православной церкви, хотя этот независимый статус не был признан Московским патриархатом.
Отношения между русской и грузинской церквями были нарушены, и ситуация усугублялась тем, что многие православные приходы в Грузии были преимущественно русскими и имели русских священников. Эти приходы, как правило, сохраняли лояльность Московскому Патриархату.
В 1943 году Московский патриархат окончательно предоставил автокефалию ГПЦ, но этот статус продолжал подвергаться сомнению со стороны Вселенского патриархата в Стамбуле, который в целом не признавал полномочий Москвы на предоставление автокефалии. Автокефалия ГПЦ и её патриарший сан были окончательно подтверждены Вселенским патриархатом в 1990 году.
Положение ГПЦ при советском режиме было аналогично положению Русской православной церкви. В начале 20 века ГПЦ насчитывала около 2400 приходов, 26 монастырей и 5 женских монастырей. Около 590 государственных школ также находились в ведении церкви. Православное духовенство насчитывало почти 2 000 человек. В 1985 году в Грузинской Республике оставалось только 54 православных храма, а также 4 монастыря и 1 духовная семинария в столице Тбилиси.
В конце 1980-х годов демократические реформы и политика политической либерализации, проводимая Михаилом Горбачевым в Советском Союзе, вызвали быстрое возрождение ГПЦ. К 1990 году церковь насчитывала 200 приходов (разделённых на 15 епархий) и 15 православных монастырей. В дополнение к семинарии в 1988 году в Тбилиси была открыта богословская академия. К 1999 году ГПЦ насчитывала 400 приходов, 30 монастырей и 30 женских монастырей. Количество епархий увеличилось до 27, в которых служат 600 священников.
В 2009 году Грузинская православная церковь насчитывала 35 епархий, в которых служило более 1 000 приходских священников. В настоящее время в стране действуют две богословские академии (в Тбилиси и Гелати) и шесть семинарий. Согласно переписи населения 2002 года, из 4 380 000 жителей Грузии 82% идентифицировали себя как грузинские православные.
После провозглашения независимости Грузии (1991) возрождение ГПЦ усилилось благодаря росту политического и социального влияния церкви. Крещение президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в 1992 году рассматривалось как символ важной роли, которую ГПЦ играет в новой независимой Грузии. Соглашение 1994 года между правительством Грузии и ГПЦ ввело преподавание религии в государственных школах по программе, разработанной в сотрудничестве с ГПЦ.
Статья 9 Конституции Грузии (принятой в 1995 году) провозглашает полную свободу вероисповедания и отделение церкви от государства, но в то же время признает «особую роль Грузинской православной церкви в истории Грузии». Пытаясь определить эту особую роль, некоторые политики призывают объявить православие государственной религией.
31 марта 2001 года 188 депутатов парламента Грузии приняли единогласное решение о необходимости заключения Конкордата (конституционного соглашения) между ГПЦ и государством. Конкордат был подписан 14 октября 2002 года. Он предусматривает, например, что православные священнослужители не могут быть призваны в армию; государство признает браки, зарегистрированные церковью; имущество и земли, принадлежащие церкви, освобождены от налогов; государство обязано осуществлять совместные образовательные программы и поддерживать учебные заведения православной церкви; 12 основных православных праздников признаны национальными государственными праздниками.
Динамичное развитие ГПЦ в 1990-е годы, однако, сопровождалось серьёзными внутренними проблемами и напряжённостью. Внутри ГПЦ росли сильные консервативные и антиэкуменические настроения, особенно среди духовенства грузинских православных монастырей. В открытом письме, опубликованном 17 мая 1997 года, настоятели пяти монастырей угрожали разорвать общение с главой ГПЦ, Католикосом-Патриархом Илией II, из-за его экуменического участия (с 1979 по 1983 год он был президентом Всемирного совета церквей).
20 мая 1997 года, чтобы избежать возможного раскола внутри церкви, Архиерейский Синод проголосовал за выход из Всемирного совета церквей и Европейского совета церквей. Лидеры консервативной оппозиции (находящиеся в тесном контакте со старокалендаристскими группами из Греции), однако, не были полностью удовлетворены этим действием и призвали разорвать общение с теми национальными православными церквями, которые продолжают участвовать в экуменических организациях.
Эти разногласия внутри ГПЦ в значительной степени были связаны с поддержкой различных политических фракций. Умеренный глава ГПЦ, патриарх Илия II, заключил союз с президентом Шеварднадзе, в то время как консервативная и антиэкуменическая группа грузинского православного духовенства была связана с грузинскими националистами, связанными со свергнутым президентом Звиадом Гамсахурдиа.
В 2003 году так называемая «революция роз» свергла президента Шеварднадзе, которого грузинская оппозиция и международные наблюдатели обвинили в фальсификации парламентских выборов 2 ноября. Один из лидеров «революции роз», получивший образование в США Михаил Саакашвили, был избран президентом Грузии в 2004 году. Во время ненасильственной «революции роз» и переходного процесса создания нового, более прозападного правительства, патриарх Илия II от имени церкви выступил с решительным призывом против применения оружия и насилия.
Администрация Патриархии Грузии состоит из 10 отделов (внешние связи, миссия и евангелизация, отношения с армией и правоохранительными органами, отношения с заключёнными, поиск и защита церковных святынь, изучение неправославных конфессий, образование, публикация, народные ремесла, изучение древних грузинских священных песен). ГПЦ поддерживает общенациональную радиопередачу «Иберия».
С 1977 года ГПЦ возглавляет Его Святейшество и Блаженство Илия II, имеющий титул «Католикос-Патриарх всея Грузии и Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Грузии
- Успешное выступление юной пианистки из Саратова на конкурсе в Тбилиси
- Итоги летней миротворческой киношколы в Тбилиси
- Театр марионеток из Тбилиси - мир любви от режиссёра Резо Габриадзе
- Православная автокефальная церковь в Албании
- Православная церковь Греции
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?