Грузинская православная церковь читать ~6 мин.
Грузинская православная церковь (ГПЦ) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая статус национальной церкви Грузии.
По преданию, Грузия (Иверия) является апостольским жребием Божией Матери, а первыми проповедниками христианства на её территории были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Археологические находки подтверждают существование христианских общин в Грузии уже во II – III веках. В то время на территории современной Грузии располагались два государства: Картлийское царство (Иберия) на востоке и Эгрисское царство (Колхида) на западе.
В Картли христианство стало государственной религией благодаря миссионерской деятельности святой равноапостольной Нины, каппадокиянки, пришедшей в Картли из Иерусалима. Это произошло, предположительно, в 324–326 годах. Согласно преданию, святая Нина была родственницей святого Георгия, почитаемого как покровитель Грузии. Благодаря её проповеди царица Нана и царь Мириан III (правил в 284–361) приняли христианство. По их просьбе византийский император Константин I Великий (правил в 306–337) направил в Картли духовенство для крещения царской семьи и народа.
К 326 году относят начало строительства собора Светицховели (Двенадцати Апостолов) в Мцхете, древней столице Картли. Западная Грузия, входившая в состав Восточной Римской империи, постепенно христианизировалась к V веку и находилась под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Картлийская церковь изначально подчинялась Антиохийскому патриархату. История обретения ею автокефалии сложна. При царе Вахтанге Горгасале, в 467 году, церковь получила значительную автономию, а епископ Мцхеты был возведён в ранг католикоса, однако полная независимость была утверждена позднее. Отношения со Святой Землёй, особенно с Иерусалимом, всегда имели большое значение для Грузии и ГПЦ.
Подобно другим раннехристианским церквям, Грузинская церковь была вовлечена в споры о решениях Халкидонского собора 451 года. Окончательное присоединение к диофизитской позиции Константинополя произошло в 609 году, что привело к разрыву с Армянской апостольской церковью, отвергшей постановления Халкидона.
Монашество в Грузии процветало с VI века, достигнув расцвета в X – XII веках. Грузинские монастыри поддерживали тесные связи с обителями в Иерусалиме и на горе Синай. В конце X века на Афоне в Греции был основан грузинский монастырь Ивирон, монахи которого перевели множество религиозных текстов с греческого на грузинский язык. Грузины также строили храмы и монастыри в Палестине, Греции, Болгарии, Сирии и на Кипре. Монашество и сегодня остаётся важной составляющей жизни ГПЦ.
Изначально в Картли совершалась Иерусалимская литургия святого Иакова, а в Колхиде — византийская. После объединения Грузии в единое царство в 1008 году по всей стране была принята византийская литургия на грузинском языке. С этого времени глава ГПЦ стал именоваться Католикосом-Патриархом.
Период с XI по XIII век считается «золотой эпохой» в истории Грузии и её Церкви. Он завершился после разрушительных нашествий монголов под предводительством Чингисхана в XIII веке и войск Тимура (Тамерлана) в XV веке.
В 1500–1800 годах Грузия начала устанавливать контакты с Западом и Россией. В поисках защиты от исламских завоевателей Грузия неоднократно обращалась за помощью к православной России. В 1783 году был подписан Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия стала протекторатом Российской империи. В 1801 году император Александр I (правил в 1801–1825) объявил о присоединении Картли-Кахетинского царства к России.
В 1811 году, после смерти последнего католикоса-патриарха Антония II, автокефалия Грузинской церкви была упразднена российскими властями, а сама церковь включена в состав Русской православной церкви на правах экзархата. Число епархий сократили с тринадцати до четырёх, а грузинский язык в богослужении и преподавании стал вытесняться церковнославянским и русским. С 1817 года все экзархи Грузии были этническими русскими.
Согласно переписи 1897 года, на территории современной Грузии 70% населения были православными (в юрисдикции РПЦ), 15% — мусульманами, 11% — последователями Армянской апостольской церкви и 1% — иудеями. Также присутствовали общины старообрядцев, католиков и протестантов.
В марте 1917 года, после отречения от престола императора Николая II, на соборе грузинского духовенства и мирян в Мцхете было провозглашено восстановление автокефалии ГПЦ. В сентябре того же года был избран новый Католикос-Патриарх. После установления советской власти в Грузии в 1921 году ГПЦ сохранила фактическую независимость от Русской православной церкви, однако этот статус долгое время не признавался Московским патриархатом, что осложняло отношения между церквями.
В 1943 году Московский патриархат признал автокефалию ГПЦ. Однако Вселенский патриархат, оспаривавший право Москвы даровать автокефалию, подтвердил её только в 1990 году.
При советской власти ГПЦ, как и РПЦ, подвергалась гонениям. Если в начале XX века она насчитывала около 2 400 приходов и 31 монастырь, то к 1985 году в Грузинской ССР оставалось лишь 54 действующих храма, 4 монастыря и одна духовная семинария.
В конце 1980-х годов началось стремительное возрождение ГПЦ. К 1999 году число приходов достигло 400, действовало 30 мужских и 30 женских монастырей, а количество епархий увеличилось до 27. В 2009 году ГПЦ насчитывала 35 епархий и более 1 000 священнослужителей. В стране действуют две богословские академии (в Тбилиси и Гелати) и шесть семинарий. По переписи 2002 года, 82% жителей Грузии назвали себя православными.
После провозглашения независимости Грузии в 1991 году роль ГПЦ в обществе возросла. Крещение президента Эдуарда Шеварднадзе в 1992 году стало символом этого процесса. С 1994 года в государственных школах было введено преподавание религии по программе, разработанной совместно с ГПЦ.
Статья 9 Конституции Грузии 1995 года провозглашает свободу вероисповедания и отделение церкви от государства, но одновременно признаёт «особую роль Грузинской православной церкви в истории Грузии». В 2002 году между государством и ГПЦ был заключён Конкордат (конституционное соглашение). Он освобождает духовенство от воинской повинности, признаёт церковные браки, освобождает имущество церкви от налогов и закрепляет за 12 главными православными праздниками статус государственных.
В 1990-е годы внутри ГПЦ обострились внутренние противоречия, связанные с ростом консервативных и антиэкуменических настроений. В 1997 году, чтобы избежать раскола, Священный Синод принял решение о выходе из Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей. Эти разногласия были отчасти связаны с поддержкой духовенством разных политических сил: умеренное крыло во главе с Патриархом поддерживало президента Шеварднадзе, а консерваторы — сторонников свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа.
Во время «Революции роз» 2003 года Патриарх Илия II призывал стороны к миру и отказу от насилия. Новое, более прозападное правительство во главе с Михаилом Саакашвили продолжило сотрудничество с Церковью. В последние годы ГПЦ и правящая партия «Грузинская мечта» демонстрируют общность взглядов по вопросам защиты традиционных ценностей, что вызывает критику со стороны оппозиции.
Администрация Патриархии Грузии включает 10 отделов, в том числе по внешним связям, миссионерству, образованию и работе с армией. ГПЦ имеет общенациональную радиостанцию «Иверия».
С 25 декабря 1977 года ГПЦ возглавляет Святейший и Блаженнейший Илия II (в миру — Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) с титулом «Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундский и Сухум-Абхазский». Его патриаршество является самым продолжительным в истории Грузинской церкви.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Грузии
- Успешное выступление юной пианистки из Саратова на конкурсе в Тбилиси
- Итоги летней миротворческой киношколы в Тбилиси
- Театр марионеток из Тбилиси - мир любви от режиссёра Резо Габриадзе
- Православная автокефальная церковь в Албании
- Православная церковь Греции
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?