Исаак
Исаак был одним из древнееврейских патриархов, сыном Авраама и Сарры и отцом Исава и Иакова от Ревекки. Он является самым неуловимым из патриархов; когда он появляется в книге Бытия, события обычно происходят с ним, а не он влияет на них. Само отсутствие у него ярко выраженного характера помогает пролить свет на еврейские представления о взаимоотношениях с Богом: Никакие личные качества не обеспечили Исааку особого положения у Бога; он предстаёт как самый обычный человек. Прежде всего, он является передатчиком рода: Бог дал обещания Аврааму, для которого Исаак выступает в роли наследственного моста.
Первостепенное значение Исаака заключалось в том, что он вообще существовал. Он был ребёнком, родившимся в глубокой старости у своих родителей, Сарры и Авраама, как центральная часть Божьего завета с Авраамом. Его положение глубоко желанного сына старости сделало Исаака идеальным инструментом для испытания веры своего отца.
В книге Бытия Бог повелевает Аврааму взять своего любимого сына (иудейская и христианская традиции предполагают, что речь идёт об Исааке; мусульмане относят эту историю к сводному брату Исаака – Измаилу), построить жертвенник и принести на нём ребёнка в жертву. Авраам так и поступает, но в последний момент его останавливает ангел. Готовность Авраама повиноваться доказывает силу его веры; мнение Исаака по этому поводу в Бытие не приводится. В христианской экзегезе, однако, Исаак становится мистическим предтечей Христа, служащим добровольной жертвой за мир.
В последний раз Исаак выступает перед смертью в возрасте 180 лет, когда его сыновья от Ревекки, близнецы Исав и Иаков, вступают в спор. Иакову, младшему из близнецов, удаётся обмануть своего старого и слепого отца, чтобы тот благословил его вместо Исава. В результате Божье обетование о роде Авраама передаётся будущим поколениям через Иакова.
Исаак и Ребекка были похоронены в пещере Махпела в Хевроне, которая также является местом погребения Авраама и Сары (и, согласно традиции, Адама и Евы). Это место до сих пор является важным местом паломничества как для евреев, так и для мусульман.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?