Маланкарская православная сирийская церковь читать ~4 мин.
Маланкарская православная сирийская церковь возводит свою историю к церковному преданию о путешествиях апостола Фомы (ܬܐܘܡܐ ܫܠܝܚܐ, Фома Проповедник) в Индию в годы после смерти и воскресения Иисуса Христа. Согласно этому преданию, апостол высадился в Кранганоре (современный Кодунгаллур, штат Керала) в 52 году нашей эры. Считается, что в течение следующих двух десятилетий он проповедовал Евангелие на этой земле, но в итоге принял мученическую смерть на месте, ныне известном как гора Святого Фомы.
На протяжении веков индийская церковь поддерживала контакты с Ассирийской церковью Востока, исторически расположенной в Персии и Месопотамии (современный Ирак). После распространения ислама и установления его контроля над землями, разделявшими Кералу и основные христианские центры, прямые контакты были затруднены. Хотя Маланкарская церковь находилась в полном общении с Ассирийской церковью, эта связь не была регулярной. Когда в конце XV века в Индию прибыли португальские мореплаватели, местные христиане поначалу установили с ними тёплые отношения.
Однако по мере того, как португальцы укрепляли свои позиции в Керале, представители Римско-католической церкви начали критиковать богословие Маланкарской церкви. Она придерживалась диофизитской христологии, унаследованной от Ассирийской церкви Востока, которую на Западе считали несторианством — учением, осуждённым на Третьем Вселенском (Эфесском) соборе в 431 году. Католики обвиняли индийских христиан в ереси, поскольку те, по их мнению, разделяли человеческую и божественную природы в Христе на две ипостаси. Католическое же учение, утверждённое Халкидонским собором, гласит, что Христос имеет две природы, божественную и человеческую, неслитно и нераздельно соединённые в одной ипостаси.
Во второй половине XVI века Римско-католическая церковь оказывала значительное давление на Маланкарскую церковь. В 1599 году на Диамперском соборе индийская церковь была вынуждена принять ряд практик, необходимых для её полного подчинения Риму. Эти изменения включали в себя принятие латинских богослужебных облачений, введение обязательного целибата для духовенства и признание власти португальских епископов.
В течение следующих пятидесяти лет навязанные изменения вызывали сильное сопротивление. В 1653 году значительная часть церкви разорвала общение с Римом в ходе события, известного как «Клятва на Кунанском кресте» в Маттанчерри. Лидеры общины формально и символически отказались от унии с Римом и от нововведений 1599 года. Те же, кто остался верен Папе Римскому, образовали Сиро-Малабарскую католическую церковь.
Маланкарская церковь, порвавшая с Римом, возродила свою доуниатскую литургию и избрала собственного лидера, Мар Фому I. Он был рукоположён в епископы в 1665 году Мар Григорием Абд аль-Джалилом, представителем Сирийской православной церкви Антиохии. Этот шаг ознаменовал не только разрыв с католицизмом, но и смену богословской традиции: Маланкарская церковь вошла в общение с Древневосточными православными церквями и приняла их миафизитскую христологию. В последующие столетия две церкви поддерживали тесные отношения, однако в конце XIX века между ними возникли разногласия.
В 1876 году патриарх Сирийской церкви Игнатий Пётр IV созвал собор в Мулантхурути (Индия) и предъявил права на всё имущество Маланкарской церкви. Этот спор продолжался более полувека и привёл к параллельному существованию в Индии двух юрисдикций. Наконец, в 1958 году Верховный суд Индии поставил точку в этом деле, отказав Сирийскому патриархату в его притязаниях и признав право собственности на спорное имущество за Маланкарской церковью.
Во время долгой борьбы с Сирийским патриархатом Маланкарская церковь столкнулась и с другими вызовами. После установления британского владычества в Индии Церковь Англии начала предлагать реформы, направленные на сближение с англиканством. В XIX веке это реформаторское движение набрало значительную силу. В итоге его сторонники отделились и образовали Малабарскую сирийскую церковь Мар Фомы.
Позднее, в 1930 году, группа во главе с архиепископом Мар Иваниосом приняла решение вернуться в общение с Римом, основав Сиро-Маланкарскую католическую церковь, которая с тех пор является одной из восточнокатолических церквей.
Современная Маланкарская православная сирийская церковь возглавляется Католикосом Востока. Эта должность была учреждена в 1912 году в разгар спора с сирийским патриархом. Тогда бывший сирийский патриарх Абдул Мессия II, прибыв в Индию, поддержал сторонников автокефалии и восстановил на территории Индии древний Католикосат Востока, который не существовал уже несколько веков. Это положило начало новой линии первоиерархов независимой Маланкарской церкви.
После Второй мировой войны церковь активно включилась в глобальное экуменическое движение. Она является одним из членов-основателей Всемирного совета церквей. По современным оценкам, её численность составляет около 2,5 миллионов верующих, объединённых в более чем 30 епархий. Церковь содержит ряд учебных заведений, включая Православную духовную семинарию в Коттаяме, а также несколько медицинских учреждений.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Я уйду в темноту» Мишель Макнамары, краткое содержание
- «Укус манго» Мариату Камара, краткое содержание
- «Американская война» Омара Эль Аккада, краткое содержание
- Карло Маратта (Маратти): Итальянский художник эпохи барокко
- «Какой странный рай» Омара Эль Аккада, краткое содержание
- Армянская Апостольская Церковь, Престол Великого Дома Киликийского
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?