Мессия читать ~7 мин.
Слово «мессия» на иврите означает «помазанник». В иудейской традиции оно используется для обозначения святого человека, посланного Богом в качестве спасителя. Предполагается, что он станет царём и создаст новый мировой порядок. В широком смысле это слово применяют не только к иудео-христианским фигурам, но и к святым из других религий, выполнявшим схожую миссию.
Вера в грядущего мессию — человека, посланного Богом для возвращения мира в первозданное состояние, — широко распространена в мировых религиях. Самые ранние свидетельства такой веры находят в зороастризме. Его последователи верят, что силы добра в конце времён одержат победу под руководством Саошьянта («будущего благодетеля») — потомка самого Зороастра, который вернёт миру его чистоту в ходе великого «Свершения чудес».
К III веку до нашей эры эта вера проникла в иудаизм, а затем в христианство и ислам. В то же время китайское верование в мессию, который создаст Тайпин, «небесное царство великого благоденствия» на земле, не имеет явной связи с ближневосточными учениями и могло развиться независимо. В индуизме считается, что последний аватар Вишну, Калки, ещё не явился и придёт, чтобы положить начало новой эре мира. Эта вера упоминается уже в «Махабхарате».
В буддизме также существует вера в будущего Будду — Майтрейю, который явится с чудесами и преобразит мир. Другие религии, в Африке и Америке, по-видимому, развили верования в мессию после знакомства с исламом или христианством. Так, например, американская легенда о Кецалькоатле, согласно одной из версий которой герой однажды вернётся, позже стала ассоциироваться со вторым пришествием Христа.
Вера в приход мессии — один из 13 принципов иудейской веры, сформулированных Маймонидом. Однако образ спасителя был предметом споров как минимум со II века до нашей эры. В еврейских писаниях представлены разные взгляды: будет ли мессия царём или страдальцем, величественным или скромным. Многие евреи, поверив, что мессия уже пришёл, стали христианами — последователями «помазанника» (christos по-гречески).
Согласно одной иудейской традиции, мессия был создан в начале времён и ожидает своего часа вместе с Богом. По другой — потенциальный мессия живёт в каждом поколении. Третья гласит, что мессия сидит у ворот Рима и просит милостыню. Эта неопределённость породила множество лжемессий, которые обретали последователей, но не смогли изменить мировой порядок.
Для евреев, которым не подошёл образ Иисуса из Назарета как Христа, в 132 году н.э. появился тот, кто лучше соответствовал их ожиданиям, — Шимон бар Кохба. Его имя, означающее «сын звезды», считалось исполнением пророчества из книги Чисел (24:17). Его цель — привести народ к свободе и восстановить Храм — побудила некоторых, включая знаменитого рабби Акиву, провозгласить его мессией.
Другой эпохой мессианских ожиданий среди евреев стал ранний современный период. Изгнание из Испании в 1492 году и другие преследования заставили многих поверить, что Бог должен послать облегчение своему народу. Среди значимых претендентов был Шломо Молхо, испанский маррано (еврей, насильно обращённый в христианство), который вернулся в иудаизм и объявил себя мессией. Хотя император Карл V приказал сжечь его на костре, многие последователи отказывались верить в его смерть.
Давид Реувени таинственным образом появился в Венеции в 1523 году, утверждая, что является посланником одного из потерянных колен Израиля. Хотя он лично не называл себя мессией, в Португалии его приветствовали как вестника мессианской эры. Лидер хасидов Нахман из Брацлава также был убеждён в своей мессианской роли, хотя открыто не провозглашал себя таковым.
Самым известным из потенциальных мессий иудаизма является Шабтай Цви. В 1665 году он разослал письма общинам диаспоры, объявив себя спасителем. Это вызвало огромный ажиотаж по всей Европе, в том числе среди некоторых христианских милленариев. Однако в 1666 году османские власти арестовали его как смутьяна и поставили перед выбором: принять ислам или быть казнённым. Шабтай выбрал ислам.
Многие его последователи, известные как «дёнме», остались верны ему, утверждая, что его обращение было частью битвы с силами зла. Они приняли ислам вместе с ним. Это движение просуществовало несколько столетий, постепенно ассимилировавшись.
Христианство отделилось от иудаизма с верой в то, что мессия уже пришёл в лице Иисуса из Назарета. Хотя сам Иисус был сдержан в публичных заявлениях о своём статусе, вера в его мессианство стала центральной. Важнейшим пунктом христианских вероучений стало учение о том, что Христос придёт во второй раз, чтобы преобразить мир и установить своё царство на земле.
На протяжении истории христианства было много претендентов на этот титул. В современную эпоху несколько фигур смогли завоевать большое число последователей. Энн Ли, основательница шейкеров, утверждала, что является вторым пришествием Христа в женском обличье — святой «Матери-Мудрости».
Другой женщиной, привлёкшей множество учеников, была англиканско-методистский мистик Джоанна Сауткотт. Она верила, что родит второго Христа, ребёнка по имени Шилох. Хотя Сауткотт умерла, так и не родив спасителя, многие её последователи продолжали ждать. Общины сауткоттианцев существуют в Англии до сих пор. Подобные надежды были и среди почитателей русского православного святого Иоанна Кронштадтского. В народе распространилось мнение, что он был Христом, хотя сам он решительно это отрицал.
Среди недавних христианских мессий наибольший интерес представляют те, кто появился в странах третьего мира, где социальные кризисы способствовали их популярности. В Африке наиболее значимым был «чёрный мессия» Симеон Ондето из Кении, утверждавший, что он — перевоплощённый Иисус. Легенды о его детских чудесах повторяют сюжеты апокрифических Евангелий. Он стал сооснователем Legio Maria, одной из крупнейших независимых церквей в Африке.
Схожий случай, когда отчаянная нужда привела людей к выбору мессии, — это уникальное развитие растафарианства. Лидер чернокожих американцев Маркус Гарви предсказал появление в Африке императора-спасителя. В 1930 году, год спустя после пророчества, в Эфиопии к власти пришёл император Хайле Селассие I.
Движение растафари, названное в честь докоронационного имени императора (Рас Тафари), провозгласило его мессией. Сам Хайле Селассие никогда не принимал этого утверждения. Движение набрало силу в условиях нищеты и угнетения и распространилось по всей африканской диаспоре. Аналогичным образом Сон Мён Мун привлёк множество последователей в Корее, а затем и в Америке, заявив, что он — мессия, призванный завершить миссию Иисуса, прерванную его казнью.
Однако именно в шиитском исламе вера в мессию сыграла особенно важную роль. Основополагающее учение шиитов-двунадесятников гласит, что 12-й имам, Мухаммад аль-Махди, исчезнувший в 874 году, не умер. Он находится в «сокрытии» (оккультизме) и вернётся как Махди, «ведомый праведным путём» спаситель. Он явится перед Судным днём, чтобы отомстить за все несправедливости и установить царство мира и справедливости.
Те, кто провозглашал себя Махди, часто вели джихад для восстановления «истинного» ислама. Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази, военный лидер, возглавивший серию войн против христианской Эфиопии, разрушал церкви и принуждал население принимать ислам. «Махди Судана», Мухаммад Ахмад ибн ас-Сайид, считал себя призванным очистить мир от коррупции, начав с Османской и Британской империй. После своего публичного объявления Махди в 1881 году он создал исламское государство, просуществовавшее 13 лет до поражения от британцев.
Индийский мусульманин Мирза Гулам Ахмад объявил себя одновременно Махди, христианским мессией и десятым воплощением Вишну. Основанное им движение Ахмадия, несмотря на гонения, продолжает расти. В недавней истории многие иранцы считали аятоллу Рухоллу Хомейни Махди или, по крайней мере, его предтечей.
Религии, выросшие из ислама, такие как «Нация ислама» и вера бахаи, также основаны на мессианских заявлениях их основателей. Уоллес Фард Мухаммад, основатель «Нации ислама», почитался как Махди или сам Бог. Баб объявил себя Махди, провозгласив отмену исламского закона и установление нового мирового порядка. Его миссия началась в 1844 году, в 1000-летнюю годовщину исчезновения 12-го имама. После мученической смерти Баба его преемник Бахаулла также объявил себя мессианской фигурой, призванной начать золотой век, исполняющий пророчества всех мировых религий.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Юбилей Бориса Мессерера продолжается выставкой в Третьяковской галерее
- В Радищевском музее прошло открытие персональной выставки Бориса Мессерера с участием автора
- «Композиции и натюрморты». Выставка произведений Бориса Мессерера
- Искусство в Телеграм: Как мессенджер стал платформой для творчества
- Антонелло да Мессина: Сицилийский живописец раннего Возрождения
- Религия в Эфиопии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?