Мессия читать ~8 мин.
Слово «мессия» на иврите означает «помазанник». В еврейской вере оно используется именно для обозначения святого человека, специально посланного Богом в качестве спасителя, обычно с предположением, что он станет царём и создаст новый мировой порядок. В народных идиомах это слово используется не только для обозначения иудео-христианских мессий, но и для святых фигур, выполнявших аналогичную функцию в других религиях.
Вера в грядущего мессию, человека, посланного богом, который вернёт мир в прежнее первозданное состояние, очень широко распространена в мировых религиях. Самые ранние свидетельства такой веры находятся в зороастризме, который считает, что силы добра в конце концов одержат победу под руководством Саошьянта (будущего благодетеля), потомка самого Зороастра, который вернёт миру его первоначальную чистоту в великом «Свершении чудес».
К третьему веку до нашей эры эта вера распространилась на иудаизм, а затем на христианство и ислам. Но китайская вера в мессию, который создаст Тайпин, «небесное царство» на земле, не имеет чёткой связи с этими ближневосточными верованиями и может быть независимым развитием. В индуизме считается, что последний аватар Вишну, Калкин, ещё не появился и придёт, чтобы положить начало новой эре мира – эта вера уже встречается в «Махабхарате».
В буддизме также есть будущий Будда – Майтрейя, который придёт со сказочными чудесами и переделает мир. Другие религии, в Африке и Америке, похоже, развили веру в мессию после знакомства с исламом или христианством. Так, например, американская легенда о Кецалькоатле, одна из версий которой гласит, что герой однажды вернётся, позже стала ассоциироваться со вторым пришествием Христа.
Вера в то, что мессия придёт, является одним из 13 пунктов иудейской веры. Но то, в каком виде придёт спаситель, было предметом споров, по крайней мере, со второго века до нашей эры. Многие евреи верили, что мессия действительно придёт, и в результате стали христианами (последователями «помазанника"; christos по-гречески означает «мессия»). В еврейских писаниях действительно представлены самые разные взгляды на то, каким будет мессия – царём или страдальцем, царственным или обычным и так далее. Согласно одной еврейской традиции, мессия был создан в начале времён и вместе с Богом ожидает момента искупления; согласно другой традиции, потенциальный мессия живёт в каждом поколении, а согласно третьей традиции, в ожидании этого момента мессия сидит и просит милостыню у ворот Рима.
Эта неопределённость привела к появлению множества ложных мессий, которые завоевали большое количество последователей, но в конечном итоге не смогли восстановить мировой порядок.
Для евреев, которым не нравился образ Иисуса из Назарета как Христа, в 132 году н.э. появился тот, кто лучше соответствовал их ожиданиям, – Симеон бар Кохба. Его имя, означающее «сын звезды», считалось исполнением пророчества из Числа 24:17, а его цель – привести народ к свободе и восстановить Храм – заставила некоторых, включая рабби Акибу, провозгласить его мессией.
Другой великой эпохой мессианских ожиданий среди евреев был ранний современный период, когда изгнание и другие преследования заставили многих поверить, что Бог должен дать облегчение своему угнетённому народу. Среди наиболее значимых претендентов – Соломон Молчо, испанский маррано, один из многих евреев, насильно обращённых в христианство, который вернулся в иудаизм и объявил себя мессией; хотя Карл V приказал сжечь его заживо, многие последователи отказывались верить в его смерть.
Давид Реувени таинственным образом появился в Венеции в 1523 году, утверждая, что ему 400 лет и он является царским представителем одного из потерянных колен Израиля. Хотя он лично не утверждал, что является мессией, в Португалии его приветствовали как вестника мессианской эры. Хасидский лидер Нахман из Брацлава также был убеждён, что он мессия.
Однако самым известным из потенциальных мессий иудаизма является Шаббетай Зеви, который объявил себя мессией в 1665 году, разослав письма с провозглашением себя общинам диаспоры. Он вызвал огромный ажиотаж по всей Европе, в том числе и среди некоторых христианских милленариев. Тоска по мессии очевидна в упорстве его последователей, несмотря на все препятствия. Сам Шаббетай вскоре был подавлен османскими властями на Ближнем Востоке – в 1666 году его арестовали как смутьяна и приказали обратиться в ислам или подвергнуться казни. Шаббетай принял ислам. Однако многие из его последователей остались верными, утверждая, что его обращение было частью продолжающейся битвы, которую мессия должен был вести с силами зла, и приняли ислам вместе с ним. На самом деле, последние представители этого движения вымерли совсем недавно.
Христианство отделилось от иудаизма верой в то, что мессия уже пришёл в лице Иисуса из Назарета, причём Иисус никогда не заявлял о себе. Но на этом дело не закончилось, потому что главным пунктом веры, включённым в основные вероучения христианства, стало положение о том, что Христос придёт во второй раз, чтобы переделать мир и установить своё царство на земле.
На протяжении всей истории христианства было много ложных претендентов на этот титул, большинство из которых были лишь мимолётными упоминаниями в учебниках истории. Однако в современную эпоху несколько святых людей успешно завоевали большое число последователей, утверждая, что они мессии. Энн Ли, основательница шейкеров, утверждала, что является вторым пришествием Христа в виде святой «матери-мудрости».
Другой женщиной, привлёкшей большое количество учеников, была англиканско-методистская мистик Джоанна Сауткотт, которая верила, что родит второго Христа, ребёнка, которого назовут Шилох. И снова тоска по мессии помогла многим последователям пережить крах своих надежд; хотя Сауткотт пережила ложную беременность и в конце концов умерла, не родив будущего спасителя, многие её ученики продолжали терпеливо ждать, и в Англии до сих пор существуют общины сауткоттианцев. Подобные надежды можно увидеть и среди почитателей русского православного Иоанна Кронштадтского. В народе распространилось мнение, что он был Христом, хотя он отрицал это и неоднократно открещивался от мессианских притязаний.
Среди недавних христианских мессий наибольший интерес представляют те, кто живёт в странах третьего мира и завоевал множество последователей во многом благодаря продолжающемуся кризису в этих обществах. В Африке наиболее значимым был «чёрный мессия» Симео Ондето из Кении, который утверждал, что является возрождённым Иисусом. Согласно одной из легенд, он был найден 12-летним мальчиком, а приписываемые ему детские чудеса, например, оживление глиняного скота, повторяют те, о которых рассказывается в апокрифических Евангелиях. Он был соучредителем Legio Maria, крупнейшей католической церкви в Африке.
Аналогичный случай, когда отчаянная нужда привела людей к выбору мессии, можно увидеть в уникальном развитии растафарианства как значимой мировой религии. Лидер чернокожих американцев Маркус Гарви, которого некоторые называли мессией, предсказал приход в Африку императора, который станет мессией. Через год после этого пророчества, в 1930 году, к власти в Эфиопии пришёл император Хайле Селассие.
Вскоре после его коронации на Ямайке началось движение растафари. Названное в честь имени Хайле Селассие как принца, Рас Тафари, оно провозгласило нового африканского лидера мессией или богом (Хайле Селассие никогда не принимал это утверждение). Движение набрало силу в условиях нищеты и угнетения со стороны белых и теперь широко распространилось по всей африканской диаспоре. Аналогичным образом, большое количество корейцев, а затем и многих американцев привлекло заявление Сун Мён Муна о том, что он является мессией. Мун провозгласил, что попытка Иисуса восстановить человечество была прервана его казнью, поэтому он должен был родиться заново – как Мун, чтобы закончить работу.
Однако именно в шиитском исламе мессии сыграли самую важную роль в мировой истории. Основополагающим учением шиизма твелвер является то, что 12-й имам, Мухаммад аль-Махди, который исчез в 874 году, не умер. Вместо этого он скрылся (оккультизм) и вернётся как махди, «праведно ведомый» спаситель, который придёт перед самым судным днём, чтобы отомстить за все несправедливости, от которых страдали шииты, и установить царство мира и справедливости.
Те, кто провозглашал себя вновь пришедшим махди (или те, за кого выступают их последователи), часто проявляли насилие и вели джихад, чтобы восстановить истинный ислам на земле. Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази, претендовавший на роль скрытого имама в рамках идеологической основы, которая поддерживала серию войн против христианской Эфиопии, разрушил церкви и заставил большую часть христианского населения этого региона принять ислам. Махди Судана» Мухаммад Ахмад ибн эль-Сайед считал себя призванным очистить мир от коррупции, особенно Османскую империю после своего первого публичного появления в качестве махди в 1881 году, но в конечном итоге он также взялся за Британскую империю. Как это часто случалось с мусульманскими мессиями, он создал исламское государство, которое просуществовало 13 лет до поражения от британцев.
Приведём лишь пару важных примеров: индийский мусульманин Мирза Гулам Ахмад объявил себя одновременно махди и христианским мессией, а также десятым воплощением Вишну. Основанное им движение Ахмадия подвергалось гонениям, но все равно росло. А в недавней истории многие иранцы считали Рухоллаха Хомейни махди или, по крайней мере, его предтечей. Религии, выросшие из ислама, такие как «Нация ислама» и вера бахаи, также выросли благодаря утверждениям их основателей о том, что они являются махди.
У. Д. Фард из «Нации ислама» считался либо махди, либо Богом собственной персоной. И Баб тоже претендовал на роль махди, объявив об отмене исламского священного закона и установлении нового мирового порядка, тем самым решительно порвав с шиитским исламом. Его миссия началась в 1844 году, в 1000-летнюю годовщину исчезновения 12-го имама. После мученической смерти Баба его преемник Бахаулла также объявил себя мессианской фигурой, которая положит начало золотому веку, исполняющему пророчества всех мировых религий.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Юбилей Бориса Мессерера продолжается выставкой в Третьяковской галерее
- В Радищевском музее прошло открытие персональной выставки Бориса Мессерера с участием автора
- «Композиции и натюрморты». Выставка произведений Бориса Мессерера
- Антонелло да Мессина: Сицилийский живописец раннего Возрождения
- Юбилейная выставка живописи и графики Бориса Мессерера «Темы и вариации»
- Религия в Эфиопии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?