Праздник святого Георгия читать ~10 мин.
23 апреля отмечается праздник святого Георгия, одного из самых популярных христианских святых, поскольку в нём есть что-то для всех: отмечаемый в переломный момент пасторального года, этот воинственный защитник государств в целом и сельского хозяйства в частности известен прежде всего тем, что спас принцессу от дракона, вызвавшего засуху.
Наименее сомнительная информация, которую мы имеем о жизни Святого Георгия, в основном, если не полностью легендарной, заключается в том, что он был обезглавлен за свою веру во время последнего великого римского гонения на христиан при императоре Диоклетиане 4 апреля 304 года в Лидда-Лод на территории современного Израиля. Паломничества к его могиле совершались с шестого века по восьмой, когда мусульманское завоевание Палестины сделало их более затруднительными – несмотря на то, что местные правители сохранили уважение к любой церкви, посвящённой этому сыну отечества.
Его история, изложенная в XII и XIII веках, гласит, что он родился там в 280 году и, идя по стопам своего отца, стал высокопоставленным офицером римской армии. Он храбро сражался на границах империи, сначала на Востоке против персов, а затем служил на Западе в штабе императора Констанция Хлора в Йорке. Этот эпизод позже стал причиной того, что его стали связывать с Гластонбери, святым городом артурианской романтики, и способствовал тому, что он стал образцом христианского рыцаря. Таким образом, он стал святым покровителем не только Англии (заменив короля Эдуарда Исповедника после Оксфордского собора 1222 года), но и бесчисленных европейских городов и нескольких христианских народов, начиная, конечно, с Грузии на востоке и заканчивая Португалией на западе, включая бывшие королевства Сицилию в Италии и Арагон в Испании.
Каталония, также являющаяся частью Испании, сделала из праздника своего покровителя Святого Георгия день подтверждения своей национальной принадлежности вопреки попыткам центрального государства подавить её после поражения в Войне за испанское наследство в начале 18 века.
Возник обычай обмениваться розами (поскольку в каталонском фольклоре розы вместо крови струились из шеи дракона после того, как храбрый рыцарь Святой Георгий освободил принцессу, разрубив её мечом) и книгами (поскольку 23 апреля стало датой смерти величайшего испанского писателя Мигеля де Сервантеса в 1616 году, хотя историки предпочитают считать этот день 22 апреля).
В 1923 году Каталонская палата книжной торговли официально санкционировала этот день как двойной подарок близким людям. В 1995 году в Барселону были приглашены иностранные издательские и медийные деятели, которые стали свидетелями очень популярного светского мероприятия, в которое превратилось ежегодное открытие сезона книгоиздания. Они были настолько впечатлёны, что ЮНЕСКО незамедлительно объявила 23 апреля Всемирным днём книги. Затем совместно с каталонским правительством она начала успешную всемирную кампанию, направленную на то, чтобы книготорговые организации растущего списка стран отмечали День святого Георгия, поощряя там его обычаи, а книжные магазины раздавали покупателям розы и бесплатные книги.
В восточном христианстве святой Георгий почитается как «великомученик», и его заступничества просят на утрени его праздника от имени «тех, кто страдает от различных бед», чтобы «освободить их от всех притеснений». Именно поэтому, например, южноиндийские паломники (как христиане, так и нет) тысячами стекаются к чудотворным статуям святого Георгия, чтобы сделать денежные подношения или ex-votos по случаю покровительственного праздника двух больших католических церквей, посвящённых ему в Керале, – одного из самых популярных фестивалей в этом штате. Оба праздника длятся 11 дней (в древней церкви Форане в Эдапалли – с 23 апреля до кульминации 4 мая, а в Эдатхуа – с 27 апреля до кульминации 6 мая) и включают торжественное поднятие флага Святого Георгия, шествие его статуи, красочные исторические костюмы, освещение церкви и зрелищные фейерверки.
Как воинственный защитник угнетённых, Святой Георгий изображался на белом коне на знамёнах и вымпелах Византийской империи, и до сих пор изображается на полковых флагах греческой армии, как её святой покровитель. Он всегда рассматривался как христианское воплощение классического греческого героического идеала. Гимны, написанные в его честь, вобрали в себя многие черты сказаний из языческой мифологии о полубогах, таких как Кадм, который убил дракона, охранявшего источник, посеял его зубы в землю и собрал урожай вооружённых людей: Спарти («Посеянные»), благородных основателей Фив в Беотии.
Другой пример – знаменитая история, появившаяся примерно в X веке, о том, как Георгий боролся с драконом, который терроризировал город и требовал человеческих жертв в качестве дани, иначе он перекроет водоснабжение. Святой Георгий вызвался убить дракона и спасти дочь короля, которая была назначена следующей жертвой, при условии, что он и его народ примут крещение в христианской церкви. Обычно говорят, что это произошло в ливийском городе Селена, но в других версиях эта история происходит в Англии возле холма, известного как Стол Артура (Bwrydd Arthur), а в других – в Джоппе (современный Арсуф) на побережье Палестины. Последний был местом, где Персей должен был убить морское чудовище, которому была принесена в жертву дочь местного царя Андромеда, чтобы оно перестало опустошать страну наводнениями. Роберт Грейвс считал, что этот греческий миф возник в результате переосмысления иконографии филистимских прибрежных святилищ Астарты, на которых аккадский бог неба и порядка Бел убивает женщину-морское чудовище Тиамат, тем самым покоряя хаос в вавилонском мифе о сотворении мира. Эта космологическая тема, нашедшая отклик в Библии, ярко передана в образе Святого Георгия и дракона как триумф добра над злом.
Однако не менее важной является связь дракона с водой, что проявляется в кульминации празднования Дня святого Георгия как покровителя Араховы у горы Парнас в Греции. Водоснабжение деревни было прекращено ранее, но оно снова восстановлено, когда танцующие старики, поющие популярную греческую народную песню о святом Георгии, выходят на линию, произнося: “Дракон, освободи воду, чтобы пирующие могли пить”.
Как часть мифологической схемы, которую можно найти от Европы до Китая, Святой Георгий представляет собой типичный для Запада пример героя-воина, который защищает сельское хозяйство, регулируя поток воды, поддерживая его, и вообще способствует росту и развитию растительности: его греческое имя, в конце концов, означает «тот, кто обрабатывает землю». Именно поэтому в европейском фольклоре он появляется на своём празднике 23 апреля как Зелёный Георг, а в Британии его часто отождествляют с Зелёным Человеком первомайских обычаев, которые сами происходят от Белтане, древнего кельтского праздника светлого принципа Бел. Так происходит в корнуэльском городе Падстоу, где первомайская лошадь проходит по улицам и заходит в каждый дом, распевая: «О, где же Святой Георгий? О, где он, О?» – несомненно, для того, чтобы пригласить плодородие в дом.
В бельгийском городе Монс бой де Люмезон каждый год привлекает большие толпы людей как ритуальное представление борьбы святого Георгия на коне (в сопровождении пеших людей в причудливых костюмах, изображающих его охотничьих собак и лошадей) против деревянного дракона, которого несут «дикие люди» в листве.
В восточной Словакии во время шествия с вербным воскресеньем дети пели: “Святой Георгий зовёт, земля откроется, / Все виды цветов придут, розы и фиалки, / Бабушки веселитесь, мы принесём вам лето, / Красивый зелёный розмарин, действительно роща, зелёный май”.
В отличие от других народов Восточной Европы, словенцы не всегда принимали заменители настоящего зелёного Георгия, чтобы бросить его в водоём после того, как усыпанная листвой фигура возглавляла радостное шествие молодёжи к дереву в День святого Георгия.
Сербы обычно вставали до рассвета и купались в реке перед общим пикником на завтрак в поле или в лесу – в этот день официально начинался сезон кампании для гайдуков (партизан, которые на протяжении веков вели партизанскую борьбу против турок, оккупировавших их страну).
В Тироле дети «окольцовывали траву», чтобы отогнать злых духов, которые могут помешать росту.
В некоторых районах России и Украины священник выходил на поля, чтобы благословить их, прежде чем молодые супружеские пары несколько раз прокатывались по всходам, чтобы способствовать их росту. Как вариант, его самого могли катать по полям женщины, чтобы святые силы, приписываемые его персоне, пропитали землю и позволили кукурузе расти для всех, включая священника, как быстро замечали прихожане, когда он осмеливался жаловаться.
И наоборот, сербская или хорватская женщина, которая не могла иметь детей, накануне дня Святого Георгия клала на ночь новую сорочку на плодоносящее дерево и знала, что её желание исполнится через год, если она потом обнаружит, что в неё забрался какой-то жучок.
Во многих славянских странах до середины XX века матери будили своих детей в эту ночь, посыпая их мокрой крапивой, которой они весь день пытались ужалить друг друга, чтобы придать растению бодрости. Поскольку злые духи также были особенно активны ночью, по всей Центральной Европе на фасадах домов и конюшен ставили зелень, чтобы противостоять их влиянию.
День Святого Георгия 23 апреля был переломным моментом года и в других отношениях. Он часто был аналогом праздника другого святого-воина шестью месяцами позже – Святого Димитрия 26 октября в Греции, Мартинамаса 11 ноября или Михаила (в честь архангела Михаила) 29 сентября в Западной Европе, как дни, когда заканчивались контракты, и стада загонялись на зиму (как на Рождество Богородицы 8 сентября). Таким образом, Святой Георгий был временем сельских ярмарок, на которых нанимали слуг и пастухов, платили земельные подати, а также перегоняли стада на летние пастбища.
По этому случаю в русской молитве вспоминают дракона, убитого святым Георгием, и просят его защиты от «хитрых зверей», угрожающих им по дороге. В Карпатских горах Румынии сначала доят овец, а затем всех овец очищают, заставляя их прыгать через «живой огонь», который поддерживается все лето (подобно тому, как древнеримские пастухи сами прыгали через огонь в праздник Парилия 21 апреля).
И точно так же, как их далёкие предки пили молоко и ели пирог в рамках этих обрядов защиты на рассвете, румынские пастухи после шествия с деревьями, как у словенских крестьян, обязательно употребляли молочные продукты на радостной трапезе, которой они завершали свои церемонии Sambra oilor («Общество овец») 23 апреля.
Греческие пастухи также делят с родственниками, друзьями и другими жителями деревни обильную трапезу, центральным блюдом которой является «ягнёнок Святого Георгия», а также йогурт, сыр и молочные пироги, иногда оставляя плечо для священника, который должен посетить каждую овчарню по очереди, и следя за тем, чтобы не осталось никаких объедков. Ягнят также приносят в жертву или в жертву церкви все те, кто дал святому соответствующий обет в трудную минуту, например, при потере овец, чтобы он помог им справиться с этим.
Подробные правила, определяющие цвет и пол жертвы, место и ритуал жертвоприношения, а также гадательные наблюдения, которые должны быть сделаны, варьируются от города к городу, но мясо, сырое или приготовленное, всегда раздаётся жителям деревни. Процессии, возглавляемой иконой Святого Георгия, часто предшествуют или следуют танцы, игры и спортивные состязания, такие как скачки между молодыми людьми с большим караваем хлеба на финише, который победитель должен разрезать и разделить с другими участниками. Ибо если Святой Георгий (как вечный герой на белом коне) выигрывает приз, то не ради славы и богатства, а во славу Божью и для того, чтобы обеспечить свободный поток природных щедрот для общего благосостояния всей общины».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?