Праздник святого Георгия читать ~9 мин.
23 апреля отмечается день святого Георгия — одного из самых почитаемых христианских святых, в образе которого каждый находит что-то близкое себе. В переломный момент земледельческого года чествуют этого воинственного покровителя государств и защитника сельского хозяйства. Однако наиболее известен он благодаря легенде о спасении царевны от дракона, наславшего на земли засуху.
Сведения о жизни святого Георгия носят преимущественно легендарный характер. Наиболее достоверной информацией считается его мученическая смерть за веру во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Cобытие произошло 23 апреля 303 года в Лидде (современный Лод на территории Израиля). Паломничество к его гробнице было распространено с VI по VIII век, пока завоевание Палестины мусульманами не осложнило его. Тем не менее, местные правители с уважением относились к церквям, посвящённым святому, которого считали своим соотечественником.
Житие, составленное в XII – XIII веках, гласит, что Георгий родился в Лидде около 280 года и, последовав примеру отца, дослужился до высокого звания в римской армии. Он храбро сражался на границах империи: сначала на Востоке против персов, а затем служил на Западе, в Йорке, в штабе императора Констанция Хлора. Этот эпизод стал основанием для связи его образа с Гластонбери, священным городом артурианских романов, и способствовал формированию его имиджа как образца христианского рыцаря.
Таким образом, он стал святым покровителем не только Англии (сменив Эдуарда Исповедника после Оксфордского синода 1222 года), но и множества европейских городов и нескольких христианских народов: от Грузии на востоке до Португалии на западе, а также бывших королевств, таких как Сицилийское в Италии и Арагонское в Испании.
В Каталонии, также входившей в состав короны Арагона, день святого покровителя стал способом утверждения национальной идентичности. Это произошло вопреки попыткам центрального правительства подавить её после поражения в Войне за испанское наследство в начале XVIII века.
Согласно каталонскому фольклору, из шеи дракона, которого храбрый рыцарь святой Георгий сразил мечом ради спасения принцессы, вместо крови хлынули розы. Так возник обычай дарить в этот день розы.
Традиция дарить книги связана с тем, что 23 апреля 1616 года был похоронен великий испанский писатель Мигель де Сервантес, скончавшийся днём ранее. Примечательно, что в этот же день, но по юлианскому календарю, ушёл из жизни и Уильям Шекспир.
В 1923 году Каталонская палата книжной торговли официально утвердила традицию двойного подарка близким. В 1995 году в Барселону пригласили иностранных издателей и представителей медиа. Они увидели, как этот день превратился в популярное светское событие, открывающее издательский сезон. Впечатлённые увиденным, они добились того, что ЮНЕСКО объявила 23 апреля Всемирным днём книги и чтения. Затем, совместно с правительством Каталонии, была инициирована всемирная кампания, поощряющая распространение каталонских традиций: книжные магазины во многих странах стали дарить покупателям розы.
В восточном христианстве святого Георгия почитают как «великомученика». В молитвах на утренней службе в его праздник просят заступничества для «страдающих от различных бедствий», чтобы «освободить их от всякого притеснения». Именно поэтому, например, паломники в Южной Индии (как христиане, так и последователи других религий) тысячами стекаются к чудотворным статуям святого Георгия. Они делают денежные подношения или ex-votos во время престольного праздника в двух крупных католических церквях, посвящённых ему в штате Керала. Оба праздника длятся 11 дней (в древней церкви Форане в Эдапалли — с 23 апреля по 4 мая, а в Эдатхуве — с 27 апреля по 6 мая) и включают торжественный подъём флага Святого Георгия, шествия с его статуей, красочные костюмированные представления, иллюминацию и фейерверки.
Как воинственный защитник угнетённых, святой Георгий на белом коне изображался на знамёнах Византийской империи. Он и по сей день присутствует на полковых флагах греческой армии как её небесный покровитель. Его образ всегда воспринимался как христианское воплощение классического греческого героического идеала. Гимны в его честь вобрали в себя черты языческих мифов о полубогах, таких как Кадм. Кадм убил дракона, охранявшего источник, посеял его зубы и собрал урожай воинов — спартов («посеянных»), ставших благородными основателями Фив в Беотии.
Другой пример — появившаяся около X века история о борьбе Георгия с драконом. Чудовище терроризировало город, требуя человеческих жертв в обмен на доступ к воде. Святой Георгий вызвался убить дракона и спасти дочь царя, назначенную следующей жертвой, при условии, что весь народ примет крещение. Местом действия обычно называют ливийский город Силену. Однако в других версиях легенда разворачивается в Англии у холма, известного как Стол Артура (Bwrdd Arthur), или в Иоппии (современная Яффа) на побережье Палестины. Именно там, по преданию, Персей спас царскую дочь Андромеду, принесённую в жертву морскому чудовищу, чтобы остановить опустошительные наводнения.
Роберт Грейвс предполагал, что этот греческий миф возник в результате переосмысления иконографии филистимских прибрежных святилищ Астарты. На них аккадский бог неба и порядка Бел побеждает морское чудовище Тиамат, символизируя покорение хаоса в вавилонском мифе о сотворении мира. Эта космологическая тема, находящая отклик в Библии, ярко отражена в образе святого Георгия и дракона как триумфа добра над злом.
Не менее важна связь дракона с водой. Она проявляется в кульминации празднования Дня святого Георгия в греческой Арахове у горы Парнас. Водоснабжение деревни, ранее прекращённое, восстанавливается, когда танцующие старейшины, исполняя народную песню о святом, произносят: “Дракон, отпусти воду, чтобы пирующие могли пить”.
Как часть мифологической схемы, встречающейся от Европы до Китая, святой Георгий представляет собой типичный для Запада пример героя-воина, который защищает сельское хозяйство, регулируя потоки воды и способствуя росту растительности. В конце концов, его греческое имя означает «земледелец». Именно поэтому в европейском фольклоре 23 апреля он предстаёт как Зелёный Георгий, а в Британии его часто отождествляют с Зелёным Человеком из первомайских обрядов, восходящих к Бельтайну — древнему кельтскому празднику.
Так происходит в корнуолльском городе Падстоу, где первомайская обрядовая лошадь (Obby-Oss) проходит по улицам и заходит в каждый дом под пение: “О, где же святой Георгий? О, где же он, о?” — несомненно, приглашая в жилище плодородие.
В бельгийском городе Монс ритуальное представление «Бой де Люмезон» ежегодно собирает огромные толпы. Это инсценировка битвы святого Георгия на коне (в сопровождении людей в костюмах, изображающих его собак) с деревянным драконом, которого несут «дикие люди» в листве.
В восточной Словакии во время шествия в Вербное воскресенье дети пели: “Святой Георгий зовёт, земля откроется, ⋅ Все цветы придут, розы и фиалки, ⋅ Бабушки, веселитесь, мы принесём вам лето, ⋅ Красивый зелёный розмарин, воистину роща, зелёный май”.
В отличие от других восточноевропейских народов, словенцы не всегда использовали чучело Зелёного Юрия (Зелёного Георгия), чтобы бросить его в воду. Обычно убранная листвой фигура возглавляла радостное шествие молодёжи к дереву в День святого Георгия.
Сербы, как правило, вставали до рассвета и купались в реке, после чего устраивали общий завтрак в поле или в лесу. Этот день официально знаменовал начало сезона военных походов гайдуков — партизан, веками боровшихся с османскими завоевателями.
В Тироле дети «окольцовывали траву», чтобы отогнать злых духов, которые могли помешать росту растений.
В некоторых регионах России и Украины священник выходил в поле, чтобы благословить посевы. После этого молодые супружеские пары несколько раз катались по всходам, веря, что это способствует их росту. Иногда женщины могли прокатить по полям и его самого, чтобы приписываемая ему святая сила передалась земле и обеспечила урожай для всех, включая, как замечали прихожане, и самого священника.
Сербская или хорватская женщина, желавшая ребёнка, в ночь накануне дня Святого Георгия оставляла новую сорочку на плодоносящем дереве. Если наутро она находила в ткани забравшегося жучка, это считалось знаком, что через год её желание исполнится.
Во многих славянских странах вплоть до середины XX века матери будили детей, хлестая их мокрой крапивой. Дети же весь день старались ужалить друг друга, чтобы передать себе жизненную силу растения. Поскольку считалось, что в эту ночь особенно активны злые духи, по всей Центральной Европе фасады домов и конюшен украшали зеленью для защиты.
День святого Георгия, 23 апреля, был переломным моментом года и в других отношениях. Он служил аналогом осенних праздников, посвящённых другим святым воинам: дню святого Димитрия 26 октября в Греции, Мартинову дню 11 ноября или Михайлову дню (в честь архангела Михаила) 29 сентября в Западной Европе. В эти дни завершались контракты на работу, и скот загоняли на зимние пастбища. Таким образом, на Юрьев день проводились сельские ярмарки, где нанимали работников и пастухов, уплачивали земельные подати и перегоняли стада на летние пастбища.
По этому случаю в русской молитве вспоминали дракона, убитого святым Георгием, и просили его защиты от «хищных зверей», угрожающих скоту в пути. В румынских Карпатах сначала доили овец, а затем очищали стадо, заставляя животных прыгать через «живой огонь», который поддерживали всё лето. Подобным образом древнеримские пастухи сами прыгали через костры на празднике Парилии 21 апреля.
И так же, как их далёкие предки на рассвете пили молоко и ели пироги в рамках обрядов защиты, румынские пастухи после шествий с деревьями завершали свои церемонии «Самбра оилор» («Овечье братство») 23 апреля радостной трапезой, где главными блюдами были молочные продукты.
Греческие пастухи также устраивают обильное застолье с родственниками, друзьями и односельчанами. Центральным блюдом является «ягнёнок святого Георгия», а также йогурт, сыр и молочные пироги. Лопатку ягнёнка иногда оставляют для священника, который должен поочерёдно посетить каждую овчарню. Важно, чтобы от трапезы не осталось объедков. Ягнят также приносят в дар церкви те, кто дал святому обет в трудную минуту, например, при потере овец, в обмен на его помощь.
Правила, определяющие цвет и пол жертвенного животного, место и ритуал жертвоприношения, а также гадания, которые при этом проводятся, варьируются от деревни к деревне. Однако мясо, сырое или приготовленное, всегда раздаётся жителям. Шествиям с иконой святого Георгия часто предшествуют или следуют танцы, игры и состязания, например, скачки, где победитель получает в награду большой каравай хлеба, который он должен разрезать и разделить с другими участниками. Ведь если святой Георгий — вечный герой на белом коне — и выигрывает приз, то не ради славы и богатства, а во славу Божию и для того, чтобы обеспечить свободное течение природных даров для общего блага всей общины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?