Религии в Эстонии читать ~5 мин.
Эстония — государство в северо-восточной части Европы, расположенное на южном берегу Финского залива Балтийского моря. Столица страны — Таллин. По данным 2023 года, население Эстонии составляет около 1,37 миллиона человек. Этнический состав включает 69% эстонцев, 23% русских, 2% украинцев и другие национальности. Официальный язык — эстонский. Эстония является одной из наименее религиозных стран в мире, где большинство жителей не относят себя к какой-либо конфессии.
Согласно переписи населения 2021 года, 29% жителей относят себя к какой-либо религии. Самой многочисленной конфессией является православие (16% населения), за которым следует лютеранство (8%). Среди других религиозных групп выделяются баптисты, католики, свидетели Иеговы, мусульмане, буддисты и последователи неоязыческих верований (Taarausk и Maausk). При этом значительная часть населения не связывает себя с какой-либо религией.
В 1991 году, после почти 50-летнего пребывания в составе СССР, Эстония восстановила свою независимость. Период начала 1990-х годов ознаменовался радикальными социально-политическими и экономическими реформами. Государственное регулирование было сведено к минимуму, а идеология свободного рынка распространилась и на религиозную сферу.
Конституция, принятая в 1992 году, гарантирует свободу вероисповедания. Законодательная база для религиозных объединений отличается либеральностью, а принципы религиозной свободы соблюдаются как в законах, так и на практике. Государство придерживается модели сотрудничества и равного отношения ко всем религиозным организациям.
Основным партнёром правительства в религиозных вопросах выступает Эстонский совет церквей, основанный в 1989 году. Через свои членские организации Совет представляет интересы большинства христианских конфессий страны, включая лютеран, православных, католиков, баптистов, методистов, адвентистов и других.
В Эстонии, согласно Конституции, нет государственной церкви. На конец 2008 года в стране было зарегистрировано 9 церквей, 9 конгрегационных союзов и 71 отдельная община. Кроме них, существуют религиозные группы, оформленные как некоммерческие организации или неформальные объединения.
Исторически крупнейшей церковью являлась Эстонская евангелическо-лютеранская церковь, однако сейчас самой многочисленной стала православная община. Она разделена на две юрисдикции: Эстонскую апостольскую православную церковь (подчиняется Константинопольскому патриархату) и Эстонскую православную церковь Московского патриархата. В период с 1993 по 2002 год между ними существовал серьёзный конфликт, вызванный в основном вопросами реституции церковного имущества, национализированного в советское время. Это противостояние имело и политический подтекст, затрагивая отношения между Эстонией и Россией.
Дохристианская религия эстонцев, как и у других финно-угорских народов, предположительно, представляла собой форму анимизма. Природа считалась одушевлённой, эстонцы поклонялись духам, которых называли «матерями» и «отцами», а также практиковали культ предков. В 1920–1930-х годах была предпринята попытка возродить эти верования под названием «таарауск» (Taarausk). В 1931 году последователи этого учения основали организацию «Хийс» (в переводе — «Священная роща»).
Христианство начало проникать на территорию Эстонии с XI века через торговцев и миссионеров. В начале XIII века Римско-католическая церковь и Тевтонский орден инициировали процесс насильственной христианизации. К 1227 году Эстония формально считалась обращённой в христианство, однако дохристианское мировоззрение сохраняло сильное влияние вплоть до XVIII века.
Идеи лютеранской Реформации достигли городов Эстонии в 1524 году, и вскоре лютеранство стало доминирующей конфессией. После Северной войны (1700–1721) Эстония вошла в состав Российской империи, но это не изменило религиозной ситуации. Лютеранское духовенство сыграло ключевую роль в формировании эстонской национальной идентичности: в 1535 году были напечатаны первые книги на эстонском языке (катехизис и молитвенник), а в 1739 году — полный перевод Библии.
В 1727 году в Эстонию прибыли гернгутеры (моравские братья), чьё движение получило широкое распространение среди коренного населения. Их деятельность способствовала росту грамотности и культурному развитию эстонского народа.
Православие имеет в Эстонии давнюю историю, но массовое обращение эстонцев в эту веру началось лишь в середине XIX века. Основными причинами были социально-экономические факторы, а также политика русификации, проводимая царским правительством.
С 1870-х годов до начала XX века в Эстонии наблюдался рост религиозного разнообразия. В этот период в стране появились общины баптистов, адвентистов седьмого дня, методистов и пятидесятников.
После распада Российской империи, в 1917 году, была учреждена Эстонская евангелическо-лютеранская церковь. В 1919 году православные приходы объединились в Эстонскую апостольскую православную церковь (ЭАПЦ). В 1923 году Константинопольский патриархат предоставил ей автономию.
С включением Эстонии в состав СССР в 1940 году религиозная жизнь подверглась гонениям. Многие организации, включая «Армию спасения» и последователей таарауска, были запрещены, церковное имущество конфисковано, а теологический факультет Тартуского университета закрыт. В 1945 году советская власть распустила ЭАПЦ, которая продолжила свою деятельность в изгнании. Вместо неё была учреждена епархия Русской православной церкви.
В советский период деятельность религиозных организаций строго контролировалась. В 1945 году баптистов, евангелистов и пятидесятников принудительно объединили в единый союз. С 1960-х годов активно насаждалась идеология государственного атеизма, что привело к маргинализации религии в обществе.
Ситуация начала меняться в конце 1980-х годов в ходе национального пробуждения, которое набрало силу после восстановления независимости в 1991 году. Религия вновь стала восприниматься как хранительница этических норм и связующее звено с историческим прошлым страны. Особое значение приобрела Эстонская евангелическо-лютеранская церковь. Возобновили деятельность ранее запрещённые движения, а в 1993 году была восстановлена ЭАПЦ.
Национальное пробуждение также способствовало возрождению интереса к дохристианским верованиям. Сегодня это направление представлено организациями таарауска (Taarausk) и маауска (Maausk, «религия земли»). Их последователи опираются на связь с природой и древними традициями финно-угорских народов. Центральным понятием в маауске является «vägi» — сила, понимаемая и как личное качество, и как сущность всего живого. Наряду с этим популярностью пользуются и шаманские целительские практики.
Ислам и иудаизм в Эстонии исторически связаны с национальными меньшинствами. Также в стране есть последователи буддизма и индуизма, хотя большее распространение получили философские аспекты этих учений, а не религиозные практики. Наиболее активной индуистской группой является местная община Международного общества сознания Кришны. Первое влияние буддизма связано с деятельностью эстонского монаха Карла Тыниссона (известного как брат Вахиндра) в начале XX века.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Таджикистане
- Религия в Молдове
- Религия в Беларуси
- Религии в Ираке
- Религия в Латвии
- Эстонская православная церковь Московского патриархата
- Эстонская апостольская православная церковь
- Снова туда, где море огней. Результаты конкурса имени Георга Отса
- Волшебная сила искусства или дружеский обмен спустя годы
- Авторское кино из России на кинофестивале в Таллинне
- Венера Милосская
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?