Религия в Египте читать ~8 мин.
Египет, который многие жители Запада считают колыбелью своей цивилизации, на протяжении тысячелетий был домом для процветающей религиозной традиции. Эта религия, которая в ревизионистской форме вновь появилась за пределами Египта в виде неоязычества, постепенно сменилась христианством, а затем исламом, приход которого в долину Нила положил начало современной религиозной истории региона.
Современный Египет находится на северной границе африканского континента. Северная граница его 334 000 квадратных миль лежит на берегу Средиземного моря, на востоке – Красное море и Суэцкий залив. На юге находится Судан, а на западе – Ливия. Большая часть истории Египта происходила на Синайском полуострове – территории площадью 23 000 квадратных миль, расположенной к востоку от Суэцкого канала и Суэцкого залива и образующей мост между Африкой и Азией. Египет имеет один из самых быстрых темпов роста населения в регионе, которое к 2008 году достигло более 81 миллиона человек.
Раннее христианство в Египте
Христианство рассматривает рассказ о бегстве Марии и Иосифа в Египет с младенцем Иисусом как начало христианства в стране. Затем, согласно традиции, после основания церкви в Иерусалиме, святой Марк был послан в Египет, где в Александрии была созвана первая христианская церковь. В течение следующих столетий церковь распространилась по долине Нила, а сменявшие друг друга епископы Александрии стали главными участниками эволюции христианского богословия вплоть до пятого века. Египет также был одним из первых мест, где христианское монашество стало важной частью церковной жизни.
В середине пятого века египетские христиане столкнулись с серьёзным кризисом; как часть более крупного богословского проекта по определению природы Троицы, христианское движение было озабочено определением природы Христа. Две природы Христа (человеческая и божественная) были определены Халкидонским собором в 451 году. Египетское руководство отвергло формулу, предложенную Халкидоном, и было названо монофизитами (от греческого «одна природа») теми, кто принял Халкидон (которых в Египте называли мелькитами).
Богословская борьба продолжалась в течение следующих столетий, в течение которых большинство христиан Египта были едины в своём отказе признать халкидонскую позицию (утверждая при этом, что они полностью принимают Никейский Символ веры и не являются монофизитами). Тем не менее, египетская церковь разорвала отношения с остальным христианским миром, особенно с патриархом в Константинополе (Вселенский Константинопольский патриархат является номинальным центром восточного православия).
Затем христианская история была прервана арабским вторжением в седьмом веке и приходом ислама. Наиболее негативно на христианстве сказались последующие войны между Египтом, мусульманами со штаб-квартирой в Багдаде, Византийской империей и крестоносцами. Многие христиане перешли в ислам; однако ослабленная Коптская православная церковь, как она тогда называлась, выжила, и в итоге египетские христиане стали узнаваемой подгруппой в египетском обществе.
Ислам в Египте
Исламская история также следовала несколько разрозненным курсом, начавшись с исмаилитских правителей Фатимидов в 969 году. Фатимидский халиф основал новый город Каир в качестве своей столицы и в 1972 году основал университет Аль-Азхар. Исмаилиты представляли одну из форм шиитского ислама, которая искала лидерство в мусульманском мире в потомках Мухаммеда через его дочь Фатиму бинт Мухаммед и зятя Али. Они отделились от основной массы ‰[шиит|ов] в восьмом веке, когда наследник престола Исмаил, сын имама Джафара ас-Садика, умер, не успев принять власть. Большинство шиитов поддержали брата Исмаила, но исмаилиты признали потомков Исмаила как начало новой линии имамов. Новая линия была названа в честь Фатимы.
Исмаилиты также предлагали веру в то, что перед концом времён появится седьмой пророк (Мухаммад был шестым). Ожидалось, что этот пророк, Махди, что в переводе с арабского означает «правильно направляемый», не принесёт нового откровения, но принесёт политическое единство.
В 1021 году фатимидский принц был объявлен воскресшим Исмаилом, который, согласно пророчеству, должен был свергнуть арабского правителя, последователя суннитского ислама, правившего тогда из Багдада. Ему не удалось выполнить поставленную задачу, и возникший раскол исмаилитов способствовал слабости, которая привела к их свержению в 1171 году. Среди групп, вышедших из исмаилитов, было мистическое суфийское братство Тайибийя. Хотя восстановление арабского лидерства в Египте не означало исчезновения исмаилитов, они оказались в меньшинстве, в то время как мусульмане-сунниты заняли лидирующие позиции. Сунниты разделены на основные школы: на севере доминируют шафаиитская и маликитская школы ислама, а на юге – ханафитская.
Ислам, в его нескольких фракциях, остаётся верой более чем 80% 81-миллионного населения Египта. В эпоху после Насера ислам в Египте сформировал ряд структур, которые сегодня обеспечивают руководство религиозным сообществом. Высший совет по делам ислама ставит перед собой задачу распространения ислама в Египте и по всему миру. Для этого он печатает литературу на нескольких языках и выделяет гранты на строительство мечетей и образование молодёжи.
Университет Аль-Азхар является одним из ведущих мусульманских центров высшего образования в мире, и к его учёным обращаются для принятия решений по спорным вопросам в мусульманском сообществе. Реорганизованный в 1961 году, он создал школу для обучения женщин, учебный институт для будущих мусульманских лидеров со всего мира, а также радио и типографию для содействия распространению и очищению ислама.
Наконец, Совет по исламским исследованиям ставит своей целью оживление исламской культуры. И университет, и Совет решительно выступают против более политически радикальных элементов (часто объединяемых под термином «исламский фундаментализм») в Египте.
Египет был местом возникновения «Братьев-мусульман», консервативной группы, союзной ваххабитскому руководству Саудовской Аравии. Братство приобретало политическое влияние каждый раз, когда правительство Саудовской Аравии вкладывало деньги в ослабленную финансово египетскую экономику. Оно выступало за установление исламского права в качестве закона страны, но потеряло значительную поддержку после того, как связанные с ним лица были признаны ответственными за смерть Анвара Садата.
Хосни Мубарак запретил всю открытую политическую деятельность братства, при этом развивая дружеские отношения с США. При Мубараке страна стала более светской, в то же время сопротивляясь любым попыткам вернуться к социалистической политике, которую поддерживал Насер.
Христианство в современном Египте
Египетское христианство вошло в современный мир в двух основных формах – коптской православной церкви и гораздо меньшего по размеру греческого православного патриархата Александрии и всей Африки (в общении со Вселенским патриархатом). Затем, в 17 веке, Римско-католическая церковь вошла в Египет через миссионерскую деятельность, организованную капуцинами и иезуитами.
Наряду с созданием общин латинского обряда, распространение католицизма также привело к образованию коптской католической церкви восточного обряда. По мере диверсификации населения Египта появились общины Маронитской католической церкви и Мелькитской католической церкви (а также общины различных православных церквей, таких как Русская православная церковь (Московский патриархат) и Армянская апостольская церковь).
Протестанты начали работу в 1854 году благодаря усилиям базирующейся в США Ассоциированной реформированной пресвитерианской церкви (в настоящее время является составной частью Пресвитерианской церкви США). Их прозелитическая деятельность, в основном среди коптских христиан, привела к образованию Коптской евангелической церкви, известной сегодня как Евангелическая церковь – Синод Нила.
Другие независимые евангелические церкви и миссионерские агентства организовали миссии, среди которых наиболее значительной была миссия Свободной методистской церкви в 1899 году. Работа евангелистов была прервана войнами 1956 и 1967 годов, когда иностранные миссионеры были вынуждены покинуть страну.
Несколько миссионерских агентств перевели своих миссионеров в более дружественные места. Среди церквей, сохранивших хотя бы своё присутствие в стране, – Христианское братство (с 1869 года) и Церковь Бога (Кливленд, штат Теннесси). Многие евангелические группы имеют свою базу среди экспатриантов (особенно греков и ливанцев), живущих и работающих в Египте.
Англикане начали работу в 1847 году, и их приходы сейчас являются частью Епископальной церкви в Иерусалиме и на Ближнем Востоке, базирующейся в Израиле.
Иудаизм в Египте
Египет, конечно, играет важную роль в верованиях иудаизма, и в Египте существовала значительная еврейская община, по крайней мере, с пятого века до нашей эры. Именно в Египте еврейская Тора была переведена (около 250 года до н.э.) на греческий язык, что известно как перевод Септуагинты. Эта община просуществовала в годы римского, а затем мусульманского правления до 1948 года.
После создания государства Израиль большинство евреев Египта эмигрировали, особенно подстёгнутые враждебным отношением к ним после войн 1956 и 1967 годов. В настоящее время в Египте осталось всего около 200 евреев, к которым добавилась небольшая эмигрантская община, недавно возникшая в Каире. В столичном регионе Каира действуют четыре еврейские синагоги.
Другие религии
Лишь немногие из новых религий XX века пытались колонизировать Египет. Хотя буддисты предполагают возможность того, что буддийские миссионеры достигли Египта в древние времена, в настоящее время в стране нет известных буддийских центров. Есть небольшая община Веры Бахаи, но нет индуистов, сикхов или представителей новых религиозных движений (хотя вполне вероятно, что некоторые из этих групп представлены членами сообщества экспатриантов).
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Эритрейская православная церковь Тевахедо
- Древнеегипетская архитектура
- Фаюмские портреты
- Архитектура египетских пирамид
- Культура и религия древней Аравии
- В Каире начала свою работу международная книжная ярмарка
- Удобный для пляжного отдыха египетский отель вблизи границы с Израилем
- Эрмитаж показал «Бегство в Египет» Тициана после 12 лет реставрации
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?