Рождественские деревья и йольские поленья читать ~7 мин.
Рождество — это праздник света в двух смыслах: как христианский праздник Рождества Христова — трансцендентного Света мира, пришедшего в него в образе ничтожного человека, и как языческий праздник зимнего солнцестояния, когда солнечный свет начинает набирать силу сразу после достижения своего минимума.
Эти два значения Рождества переплетаются во множестве сезонных праздников, которые сформировались вокруг него во многих культурах христианского мира. Они столь же разнообразны, как и местные условия, из которых выросли, но объединены определёнными повторяющимися темами из древних религий природы и теологии. Мало сомнений, что дата 25 декабря для Рождества Христова была установлена около 330 года н.э. главным образом для того, чтобы противостоять — или, по крайней мере, направить — не только кельтские сезонные обряды, но и те, что проводились в Риме в традиционную дату зимнего солнцестояния.
После указа императора Аврелиана (который считал себя солнечным прозревшим) в 273 году официально отмечался языческий праздник Рождества Непобедимого Солнца (Natalis Solis Invicti). Этот праздник символизировал начало победоносного продвижения солнца на север из самой южной точки горизонта. Также в этот день отмечалось рождение персидского бога Митры из камня — подателя света в митраизме, восточной религии, соперничавшей по популярности с христианством в то время. Этот праздник тесно следовал римским Сатурналиям с их пышными вечеринками, а также совпадал с Ханукой — ещё одним праздником света, отмечавшимся на 25-й день еврейского месяца Кислев.
Символическое украшение
Не в силах искоренить эти обычаи, ранняя Церковь не только научилась приспосабливаться к общей привычке праздновать эту дату, но и призывала верующих видеть в ежегодном обновлении сотворённого света символ вечного рассвета несотворенного Света, ставшего доступным благодаря приходу Иисуса Христа. Он освободил человечество от рабства бесконечного природного цикла света и тьмы — жизни и смерти.
Прямым результатом этого двойного значения солнцестояния стало украшение домов рождественскими огнями — обычно свечами (до широкого распространения электричества). Свечи могли плавать в водоёмах, установленных перед ними, как в Испании, или стоять на подоконниках, как в других местах, часто в сочетании с вечнозелёными ветвями или ветвями остролиста, приносящими зимние плоды.
В Северной Европе побеги быстроцветущих деревьев или цветов ставили в воду в тёплой комнате примерно в начале Адвента, чтобы они расцвели на Юле — как предвестники весеннего обновления природы. В Дании считалось, что цветение гиацинта отпугивает болезни от дома. В некоторых местах полагали, что установка вечнозелёных украшений в доме до сочельника и их снятие после 6 января приносит несчастье. В это время года Рим украшали листьями, усыпанными огоньками и маленькими подарками. Что касается Нового Рима — Константинополя, то губернатор города приказал вымыть улицы и украсить их к Рождеству розмарином, миртом и колоннами, украшенными сезонными цветами.
Рождественская ёлка
Это приблизилось к символизму ёлки, который не всегда устраивал западную церковь, главным образом из-за её вековой языческой ассоциации с небесным огнём — будь то солнечный свет или молния. Однако разрозненные попытки католического и протестантского духовенства подавить рождественскую ёлку не были более успешными, чем попытки ранней церкви искоренить другие юлианские лиственные растения.
Впервые рождественская ёлка была запечатлена и изображена в Эльзасе в 1605 году. В XVII веке духовенство Страсбурга осуждало её как возрождение языческого поклонения деревьям. Однако это было лишь ответвлением религиозных пьес о Рае, которые разыгрывались на церковных папертях в Эльзасе в средние века в канун Рождества — в день Адама и Евы.
Для изображения Древа познания и Древа жизни в земном Раю использовали дерево, которое ещё было зелёным. Вскоре предпочтение стали отдавать вечнозелёной ели, которую украшали красными яблоками и белыми хостами, символизирующими соответственно старого смертного Адама и Христа как нового Адама. Вероятно, именно нюрнбергские купцы, возвращавшиеся с ярмарки в Страсбурге, популяризировали рождественскую ёлку по всей Германии. Однако её распространение долгое время встречало сопротивление в католических районах, где её считали протестантской, поскольку, по преданию, Мартин Лютер украсил ёлку свечами.
Лишь во второй половине XX века рождественская ёлка стала широко использоваться в католических странах — Италии, Франции и Испании — как американский импорт. Возможно, рождественская ёлка впервые была привезена в США и Канаду немецкими солдатами, сражавшимися в составе британской армии во время Войны за независимость. Там она долгое время оставалась традицией лишь немецких общин, как и в Великобритании, где в Манчестере к моменту, когда королева Виктория и её немецкий принц-консорт Альберт установили ёлку в Виндзорском замке на Рождество 1841 года, она только начала входить в местный обычай. Вскоре после этого британский государственный служащий и дизайнер сэр Генри Коул попросил художника создать первую праздничную открытку как способ ускорить сезонные поздравления — эта идея была коммерциализирована торговцами около 1868 года.
Царь Пётр Великий привёз рождественскую ёлку из Германии для русской знати в XVIII веке. Она стала частью сезонных праздников в Санкт-Петербурге в 1852 году, когда одна из ёлок была зажжена перед вокзалом Святой Екатерины. Привычка устанавливать рождественские ёлки во многих общественных местах, по-видимому, впервые возникла в 1909 году в Пасадене, Калифорния. Подражая Нью-Йорку, эта традиция затем превратилась во всемирную тенденцию. Исключением является Греция, где недавно практика установки ёлок была отменена в пользу моделей лодок — напоминание о моряках, проводивших Рождество в море, а также способ сохранить деревья и леса.
Йольское полено
Более укоренившееся в европейском фольклоре с древних времён, чем рождественская ёлка, йольское полено сейчас сохранилось в основном в форме рождественского торта, придуманного для его замены парижским кондитером в 1875 году. «Йоль» — древнегерманское слово, обозначающее 12-дневный промежуток или «свободный конец» между началом солнечного года и концом лунного года после зимнего солнцестояния. В этот период небеса зияют, позволяя Дикому Егерю и его команде заблудших душ быть увиденными и услышанными во время бурь сезона. Они принимают форму гномов, называемых tomter в Норвегии, где люди до сих пор навещают своих умерших и украшают их могилы на Рождество. Ранее же опасались проделок этих менее желанных духов в течение 12 дней до Богоявления.
С другой стороны, именно тощий, бородатый Jultomte традиционно кладёт подарки к подножию рождественской ёлки в скандинавских странах, где люди всё ещё используют старый языческий термин Jul для обозначения праздника. Его эквивалент Joulu преобладает в финно-угорских языках Финляндии и Эстонии, которые когда-то принадлежали Швеции. Тем не менее, в фольклоре некоторых балканских стран, таких как Греция и Сербия, а также Франции и Великобритании, йольское полено долгое время фигурировало в обычаях, которые в бесконечных вариациях были широко распространены.
Полено часто брали с дерева, ритуально срубленного в канун Рождества, или выбирали из прошлогоднего запаса дров (иногда его рубили на Кандлемас, когда заканчивался предыдущий рождественский сезон). Его сжигали в очаге в эту ночь в сопровождении многочисленных церемоний, которые могли включать возлияние вина или масла, заклинания, пожелания, благословения, а также сотрудничество старшего в семье с молодым человеком для параллельной замены символического полена предыдущего года на новое.
Йольское полено часто хранилось в той или иной форме — либо обуглившись, либо превратившись в пепел — в течение следующего года. Считалось, что оно защищает от молнии, колдовства, болезней людей и животных, а также способствует плодородию полей, животных и людей при контакте с его останками. Рассыпать их или поддерживать пламя в течение всех двенадцати дней Рождества было жизненно важно: количество искр, образующихся в процессе, указывало на положительные результаты, которых следовало ожидать.
В зависимости от местных традиций предпочтение отдавалось разным породам деревьев: дубу, ясеню, буку, оливе, а также фруктовым деревьям, таким как грушевое дерево — отсюда, возможно, появление последнего в качестве одного из подарков в известной рождественской песне «Моя настоящая любовь подарила мне».
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- В Таганроге представили публике картину Поленова «Пруд с ветлами», возвращенную из Германии
- Игорь Дрёмин: Магический квадрат+
- В Вологду привезли полотна Айвазовского и других художников-маринистов
- Традиционные религии Африки
- В лабиринте смыслов». Выставка произведений Сергея Гусарина
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?