Рождественские деревья и йольские поленья читать ~7 мин.
Рождество – это праздник света в двух смыслах: как христианский праздник Рождества Христова – трансцендентного Света мира, пришедшего в него в образе ничтожного человека, и как языческий праздник зимнего солнцестояния, когда солнечный свет начинает набирать силу сразу после того, как достиг своего минимума.
Эти два значения Рождества переплетаются во множестве сезонных праздников, которые сложились вокруг него во многих культурах христианского мира, столь же разнообразных, как и местные условия, из которых они выросли, но объединённых определёнными повторяющимися темами из древних религий природы, а также из теологии. Мало сомнений в том, что дата 25 декабря для Рождества Христова была установлена около 330 года н.э. в основном для того, чтобы противостоять – или, по крайней мере, направить – не только кельтские сезонные обряды, но и те, которые проводились в Риме в эту традиционную дату зимнего солнцестояния. После указа императора Аврелиана (который считал себя солнечным прозревшим) в 273 году официально отмечался языческий праздник Рождества Непобедимого Солнца (Natalis Soli Invicti), отмечавший начало победоносного продвижения солнца на север из самой южной точки на горизонте, а также рождение персидского бога Митры из камня как подателя света в митраизме – восточной религии, соперничавшей по популярности с христианством в то время. Он также тесно следовал римским Сатурналиям с их дикими вечеринками, и даже Хануке – ещё одному празднику света, который отмечался на 25-й день еврейского месяца Числев.
Символическое украшение
Не в силах искоренить эти обычаи, ранняя Церковь не только научилась приспосабливаться к общей привычке праздновать эту дату, но и призывала верующих видеть в ежегодном обновлении сотворённого света символ вечного рассвета несотворенного Света, ставшего доступным благодаря приходу Иисуса Христа, который освободил человечество от рабства бесконечного природного цикла света и тьмы – жизни и смерти. Прямым результатом этого двойного значения солнцестояния стало украшение домов рождественскими огнями – обычно свечами (до того, как электричество в значительной степени заменило их), независимо от того, плавали ли они в водоёмах, установленных перед ними, как в Испании, или были установлены на подоконниках, как в других местах, часто в сочетании с вечнозелёными ветвями или с ветвями остролиста, приносящими зимние плоды.
В Северной Европе побеги быстроцветущих деревьев или цветов ставили в воду в тёплой комнате примерно в начале Адвента, чтобы впоследствии они расцвели на Юле – как предвестники весеннего обновления природы. В Дании считается, что цветение гиацинта, используемого там, отпугивает болезни от дома. В других местах считалось, что установка вечнозелёных украшений в доме до сочельника и снятие их после 6 января приносит несчастье. В это время года Рим уже украшали листья, усыпанные огоньками и маленькими подарками. Что касается Нового Рима – Константинополя, то губернатор города приказал вымыть улицы и украсить их к Рождеству розмарином и миртом, а также колоннами, украшенными сезонными цветами.
Рождественская ёлка
Это приблизилось к символизму ёлки, который не всегда устраивал западную церковь, в основном из-за её вековой языческой ассоциации с небесным огнём, будь то солнечный свет или молния. Но разрозненные попытки католического или протестантского духовенства подавить рождественскую ёлку были не более успешными, чем все те, которые предпринимала ранняя церковь против других юлианских лиственных растений. Впервые запечатлённая и изображённая в Эльзасе в 1605 году, рождественская ёлка была осуждена как возрождение языческого поклонения деревьям духовенством Страсбурга в XVII веке. Однако это было всего лишь ответвлением религиозных пьес о Рае, которые разыгрывались на церковных папертях в Эльзасе в средние века в канун Рождества как день Адама и Евы.
Чтобы изобразить Древо познания и Древо жизни в земном Раю, использовалось дерево, которое было ещё зелёным. Вскоре предпочтение стали отдавать вечнозелёной ели, которую украшали красными яблоками и белыми хостами, символизирующими соответственно старого смертного Адама и Христа как нового Адама. Вероятно, именно нюрнбергские купцы, возвращавшиеся с ярмарки в Страсбурге, популяризировали рождественскую ёлку по всей Германии, хотя её распространение долгое время встречало некоторое сопротивление в католических районах. Там она считалась протестантской, поскольку Мартин Лютер, как говорят, украсил её свечами.
Таким образом, только во второй половине 20-го века рождественская ёлка пробилась в католические Италию, Францию и Испанию – как американский импорт. Возможно, рождественская ёлка была впервые привезена в США и Канаду немецкими солдатами, сражавшимися в составе британской армии во время Войны за независимость. Там она долгое время оставалась лишь в некоторых немецких общинах, как и в Великобритании, где в Манчестере к тому времени, когда королева Виктория и её немецкий принц-консорт Альберт установили ёлку в Виндзорском замке на Рождество 1841 года, она только начала входить в местный обычай. (Вскоре после этого британский государственный служащий и дизайнер сэр Генри Коул попросил художника создать первую праздничную открытку как способ ускорить сезонные поздравления – эта идея была коммерциализирована торговцами около 1868 года).
Царь Петр Великий привёз рождественскую ёлку из Германии для русской знати в 18 веке; она стала частью сезонных праздников в Санкт-Петербурге в 1852 году, когда одна из них была зажжена перед вокзалом Святой Екатерины. Привычка устанавливать рождественские ёлки во многих общественных местах, по-видимому, впервые возникла в 1909 году в Пасадене, Калифорния; подражая Нью-Йорку, она затем превратилась во всемирную тенденцию. Исключением, подтверждающим правило, является Греция, где недавно эта практика была отменена в пользу моделей лодок, как напоминание о моряках, проводивших Рождество в море, но в основном как способ спасти деревья и сохранить леса.
Йольское полено
Более укоренившееся в европейском фольклоре с древних времён, чем рождественская ёлка, йольское полено сейчас сохранилось в основном в форме рождественского торта, придуманного для его замены парижским кондитером в 1875 году. «Йоль» – это древнегерманское слово, обозначающее 12-дневный промежуток или «свободный конец» между началом солнечного года и концом лунного года после зимнего солнцестояния, когда небеса также зияют, позволяя Дикому Егерю и его команде заблудших душ быть увиденными и услышанными во время бурь сезона. Они принимают форму гномов, называемых tomter в Норвегии, где люди до сих пор навещают своих умерших и украшают их могилы на Рождество, а раньше опасались проделок этих менее желанных духов в течение 12 дней до Богоявления.
С другой стороны, именно тощий, бородатый Jultomte традиционно кладёт подарки к подножию рождественской ёлки в скандинавских странах, где люди все ещё используют старый языческий термин Jul для обозначения праздника. Его эквивалент Joulu также преобладает в финно-угорских языках Финляндии и Эстонии, которые когда-то принадлежали Швеции. Тем не менее, именно в фольклоре некоторых балканских стран, таких как Греция и Сербия, а также Франции и Великобритании, йольское полено долгое время фигурировало в обычаях, которые в бесконечных вариациях были удивительно распространены.
Полено часто брали с дерева, ритуально срубленного в канун Рождества, или же это было выбранное полено из прошлогоднего запаса дров (иногда его рубили на Кандлемас, когда заканчивался предыдущий рождественский сезон). Его сжигали в очаге в эту ночь в сопровождении многочисленных церемоний, которые могли включать возлияние вина или масла, заклинания, пожелания, благословения и сотрудничество старшего в семье с молодым человеком, чтобы параллельно заменить символическое полено предыдущего года на новое.
Йольское полено часто хранилось в той или иной форме – либо обугливалось, либо превращалось в пепел – в течение следующего года, чтобы получить защиту от молнии, колдовства, болезней людей и животных, а также чтобы способствовать плодородию полей, животных и людей при контакте с его останками. Рассыпать их или поддерживать пламя в течение всех двенадцати дней Рождества часто было жизненно важно: количество искр, образующихся в процессе, указывало на положительные результаты, которых следовало ожидать.
В зависимости от местных традиций предпочтение отдавалось разным породам деревьев: дубу, ясеню, буку, оливе, а также фруктовым деревьям, таким как грушевое дерево – отсюда, возможно, и появление последнего в качестве одного из подарков «моя настоящая любовь подарила мне» в известной рождественской песне.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- В Таганроге представили публике картину Поленова «Пруд с ветлами», возвращенную из Германии
- Игорь Дрёмин: Магический квадрат+
- В Вологду привезли полотна Айвазовского и других художников-маринистов
- Традиционные религии Африки
- В лабиринте смыслов». Выставка произведений Сергея Гусарина
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?