Даосизм читать ~8 мин.
Даосизм (или дао), коренная религия Китая, по преданию, был основан Лаози (Лао-цзы) в шестом веке до нашей эры. Даосизм включает в себя множество сект и школ, объединённых схожей космологией и общей целью – единением с Дао (буквально, Путь). Для некоторых последователей даосизм принимает форму поиска физического бессмертия и мистической трансценденции. Даосская практика также включает в себя широкий спектр медицинских, гимнастических и алхимических практик.
Верования и практика
Отличительными чертами даосизма являются гадания, техники долголетия, ритуалы, проводимые священнослужителями, и пантеон божеств. К священным книгам даосизма относятся «Дао-тэ цзин» и «Чжуанцзы». Эти произведения являются частью даосана (даосского канона), который включает в себя 1120 названий (что делает его одним из крупнейших священных канонов в мире).
Согласно космологическому определению, Дао существует до сотворения мира и является источником всех преобразований. Дао – это конечная реальность, стоящая за всем.
Алхимия и ритуалы
Самые ранние алхимические практики даосизма называются вайдань (внешняя алхимия), которая представляла собой создание эликсиров из природных веществ в поисках пилюли бессмертия. Нейдан (внутренняя алхимия) утверждал, что трансформация может происходить в человеческом теле. Одним из ключевых принципов внутренней алхимии является сохранение цзин, или сущности.
Ритуал является ключевым аспектом даосизма и включает в себя экзорцизм, похороны и благодарения. Все даосские службы, особенно погребальные, проводятся в благоприятные даты. К гадательным методам относятся технические инструменты, одержимость духами и, в последнее время, спиритическое письмо.
Происхождение
Даосизм, также называемый даосизмом, является традиционной китайской религией, которая сосредоточена на достижении Дао ("Путь»). Дао рассматривается как источник жизни, и считается, что оно преображает человека вместе с меняющейся вселенной.
Лаоцзы
Зарождение даосизма связано с загадочной и, возможно, легендарной личностью по имени Лаози (Лао-цзы). О Лаоцзы ничего не известно, кроме того, что ему иногда приписывают написание «Дао-тэ цзин», самого влиятельного даосского произведения, и что он мог быть чиновником при дворе династии Чжоу.
Ранний даосизм
Признавая важность Лаоцзы, даосизм официально не называет какого-либо одного основателя. Скорее, верования и практика даосизма развивались на протяжении тысячелетий благодаря вкладу и влиянию различных людей и других религий, в первую очередь буддизма и конфуцианства.
Самая ранняя форма даосизма практиковалась вплоть до второго века до нашей эры и включала в себя древние китайские народные религиозные практики. Этот период его истории называют «прото-даосизмом», поскольку до этого времени он не представлял собой формальной религиозной организации. В этот период было написано несколько классических даосских текстов, в том числе «Дао-тэ цзин» и «Чжуанцзы». Дао-тэ цзин» – это сборник из 81 стихотворения, написанных на такие темы, как политическая или практическая мудрость, смирение и гармония с природой. Чжуанцзы – это антология диалогов, притч и историй, демонстрирующих центральную философию Дао – достижение единства себя с миром природы и «Пути».
Ранние организации
Первая известная структурированная даосская организация возникла в 142 году н.э. с основанием Пути Небесных Мастеров Чжаном Даолином. В последующие столетия были основаны другие даосские организации, в том числе Путь Высшей Ясности и Путь Нуминозного Сокровища. Между вторым и седьмым веками идеи и практики мангианского буддизма также были включены в даосизм.
Основы веры
Основной целью даосизма является улучшение функционирования организма для того, чтобы ощутить гармонию с естественным порядком Вселенной. Даосы верят, что благодаря этой гармонии они могут достичь долгой и счастливой жизни, а также духовной трансценденции.
Три сокровища и И-Цзин
Даосы культивируют добродетели, известные как Три сокровища: сострадание, умеренность и смирение. Чтобы воплотить эти добродетели в жизнь, придерживаются образа жизни, подчёркивающего простоту, отрешённость от страстей, спонтанность и гармонию с природой. Само Дао называют «потоком Вселенной» и считают, что оно параллельно присутствует в человеческой личности.
И-Цзин – одна из основных священных книг даосизма. Она учит, что Вселенная работает в соответствии со своими собственными путями, и все её части гармонично существуют вместе. Основная идея заключается в том, что для достижения своих целей в жизни и во избежание вредных последствий, человек не должен утверждать свою волю вне ритма с естественными циклами жизни. Дисгармония своей воли с природой приводит к конфликтам в жизни человека, в то время как объединение своей воли с природным порядком ведёт к миру и гармонии.
Божества и космология
Даосы верят в иерархию божеств. На вершине находятся Три Чистых, которые являются воплощением бесформенной энергии божественного Дао и изображаются в виде небесных старцев. Многие секты даосизма также поклоняются различным древним существам из китайского фольклора. Тем не менее, в даосизме гораздо большее внимание уделяется жизни по Пути, а не поклонению божествам.
В даосской космологии считается, что Вселенная постоянно изменяется между двумя состояниями бытия. Эти два состояния ассоциируются с инь и ян, взаимодополняющими силами, которые, хотя и кажутся противоположными, завершают весь естественный порядок Вселенной. Примерами концепции инь и ян являются свет и тьма, расширение и сжатие. Даосы стремятся сбалансировать инь и ян в каждом аспекте жизни – от пищи, которую они едят, до деловых решений – и, следовательно, сбалансировать инь и ян в своём собственном теле и жизни.
Ритуалы и организация
Существует два особых типа даосских ритуалов – один для похорон и почитания умерших предков, а другой для восстановления баланса между сообществами и Вселенной. Даосские практики также включают в себя периоды поста, воздержание от мяса, медитацию и очистительные ритуалы. Праздники часто отмечаются праздничными шествиями, огненными хлопушками и танцорами-драконами.
Институциональный даосизм организован в соответствии с элитарной традицией, основанной на определённом священном авторитете. Монахи и священники проходят инициацию после периода изучения священных текстов и учений традиции. Эти монахи и священники посвящают всю свою жизнь обретению Дао и постоянно передают учение новым поколениям посвящённых. Однако даже миряне практикуют в общинной традиции в храмах, чтобы помолиться об удаче, почтить умерших предков и отметить смену времён года.
Распространение и развитие
В седьмом веке нашей эры даосизм был принят китайской династией Тан и стал официальной религией императорского двора. Даосизм пропагандировался правительством Китая в течение следующих 300 лет.
Развитие даосизма
Во время правления династии Сун (10-13 века н.э.) даосские практики начали смешиваться с буддизмом и региональными фольклорными традициями. В 1100-х годах была основана первая элитарная традиция даосизма, названная Путём полного совершенства. Эта традиция придерживается практики внутренней алхимии, в которой энергия тела уравновешивается посредством дыхательных упражнений и медитации с конечной целью духовной трансценденции. Другая элитарная традиция, Чуань-чжэнь, была основана в 1163 году. Чуань-чжэнь делал упор на ритуальные практики, а не на изучение священных текстов. Эта традиция стала популярной среди монголов, которые в то время вторглись в Китай.
В конце 1200-х годов между даосами и буддистами вспыхнули ожесточённые разногласия, вылившиеся в серию публичных дебатов. В 1281 году правительство попыталось подавить даосизм, даже сжигая священные тексты.
Во время правления династии Мин (1368-1644) даосизм снова процветал. Именно в этот период около 1500 даосских текстов были собраны в сборник «Даоцзан». В период правления династии Цин (1644-1911) даосские практики и философия все больше вплетались в народную китайскую культуру.
Дао в современном мире
К 20-му веку даосские моральные тексты стали обычным чтением среди населения Китая, а двигательные искусства, вдохновлённые даосской философией, набирали популярность. К таким искусствам относится тайцзи, которое включает в себя определённую серию медленных движений, глубокое дыхание и медитацию.
Даосизм был почти полностью подавлен коммунистической партией во главе с Мао Цзэдуном, которая пришла к власти в Китае после 1949 года. В период с 1966 по 1976 год правительство Мао запретило все религиозные практики в Китае. Многие даосские храмы, тексты и произведения искусства были уничтожены. После смерти Мао в 1976 году китайский народ постепенно начал восстанавливать своё культурное наследие. Даосские храмы были восстановлены, и люди снова начали практиковать даосские ритуалы.
Современные практики
Даосская философия и традиции восстанавливаются и преподаются новому поколению в Китае. С 1980-х годов даосские храмы и монастыри были восстановлены по всей стране.
Современная организация
Сегодня практика даосизма в Китае в значительной степени контролируется Китайской даосской ассоциацией (КДА). В рамках КДА различные даосские традиции были сконцентрированы на традиции Полного Совершенства (Цюаньчжэнь). Традиция Чжэнъи также пользовалась поддержкой CDA, хотя и в меньшей степени. Разница в поддержке частично объясняется тем, что китайское государство предпочитает безбрачие в традиции Цюаньчжэнь, в то время как священники Чжэнъи могут быть женаты и жить дома, а не в монашеской общине. Рукоположение даосских священников было разрешено только для этих двух традиций.
Распространение и членство
Недавняя эмиграция китайцев по всему миру привела к распространению различных даосских традиций за пределами Китая. Искусство и литература даосских традиций оказали большое влияние на другие азиатские культуры, такие как культура Японии, Кореи и Вьетнама. Храмы, посвящённые даосским ритуалам, были построены также в Европе и Северной Америке. Растёт популярность и становится все более распространённым даосское практическое искусство тайцзи и цигун в западном мире.
Количество даосов трудно определить из-за широкого разнообразия традиций даосизма, а также его текучести с народными религиями. Исторически сложилось так, что китайцы причисляют себя к определённой деревне и поклоняются в том храме, который находится в этой деревне. Если человек не является членом даосского священства, он вряд ли будет идентифицировать себя как даоса. Это приводит к тому, что опросы отражают малое количество даосов, но на самом деле могут быть нерепрезентативными.
Влияние на китайскую культуру
Даосизм примечателен своим вкладом в китайскую культуру. Многие традиции и практики повседневной китайской жизни уходят корнями в даосизм, включая медитацию, архитектуру, боевые искусства и фэн-шуй. Совсем недавно люди в Китае и других частях света признали пользу даосских практик для здоровья и хорошего самочувствия. Это привело к тому, что во многих даосских храмах проводятся занятия по тайцзи, цигун, медитации и диетологии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Даосизм, коренная религия Китая, имеет давние корни и богатую историю. Согласно преданию, он был основан Лаози, мифической фигурой, жившей в VI веке до н. э. Тем несмотря на отсутствие точных исторических данных о Лаози, его тексты, особенно "Дао-тэ цзин" и "Чжуанцзы", стали важными священными книгами даосизма.
Даосизм стремится к единению с Дао, что можно перевести как "Путь", и это основная цель его последователей. Однако даосизм включает в себя множество сект и школ, которые развивали различные практики, включая алхимию, ритуалы, и гадания. Некоторые последователи даже искали физическое бессмертие через алхимические практики.
Важным аспектом даосизма является учение о инь и ян, которые представляют собой взаимодополняющие силы в космологии. Баланс инь и ян считается ключом к гармонии и успеху в жизни.
Также стоит упомянуть о богатом пантеоне даосизма, включающем в себя Три Чистых и различных божеств из китайского фольклора. Однако важнее всего для даосов остается понимание Дао и стремление к согласованию с ним, что, как они верят, приводит к гармонии в человеческой жизни и духовной трансценденции.
Комментирование недоступно Почему?