Даосизм читать ~8 мин.
Даосизм (кит. 道教, пиньинь: dàojiào) — коренное учение и одна из основных религий Китая. Основоположником даосизма традиционно считают Лао-цзы, живщего, по преданию, в VI веке до нашей эры. Даосизм включает множество школ и течений, объединённых общей космологией и целью — достижением единения с Дао (буквально «Путь»). В некоторых течениях даосизм принимает форму поиска физического бессмертия и мистической трансценденции. Даосская практика также охватывает широкий спектр медицинских, гимнастических и алхимических техник.
Верования и практика
Характерными чертами даосизма являются гадания, техники долголетия, ритуалы, совершаемые священнослужителями, и пантеон божеств. К священным книгам даосизма относят «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-цзы». Эти произведения входят в даосский канон «Даоцзан», который насчитывает 1120 томов и считается одним из самых объёмных священных сводов в мире.
Согласно космологии даосизма, Дао существовало до сотворения мира и служит источником всех преобразований. Дао — это конечная реальность, лежащая в основе всего сущего.
Алхимия и ритуалы
Самые ранние алхимические практики в даосизме, известные как вайдань (внешняя алхимия), были направлены на создание эликсиров из природных веществ для обретения бессмертия. Учение нэйдань (внутренняя алхимия) гласит, что трансформация может происходить внутри человеческого тела. Один из ключевых принципов внутренней алхимии — сохранение цзин, или жизненной сущности.
Ритуал — важный аспект даосизма, включающий экзорцизм, погребальные обряды и практики благодарения. Все даосские службы, особенно погребальные, совершаются в благоприятные, специально вычисленные даты. Методы гадания включают использование специальных инструментов, общение с духами через медиумов и, в более позднее время, спиритическое письмо.
Происхождение
Даосизм — это традиционное китайское учение, сосредоточенное на постижении Дао («Пути»). Дао рассматривается как источник жизни, преобразующий человека вместе с меняющейся Вселенной.
Лао-цзы
Основоположником даосизма традиционно считают Лао-цзы, загадочную и, возможно, легендарную личность. Достоверных сведений о его жизни нет. Ему приписывают авторство «Дао Дэ Цзин» — самого влиятельного даосского трактата. Предполагается, что он мог служить чиновником при дворе династии Чжоу.
Ранний даосизм
Несмотря на важную роль Лао-цзы, в даосизме нет единого официального основателя. Учение и практики даосизма формировались на протяжении тысячелетий под влиянием различных мыслителей и других религий, в первую очередь буддизма и конфуцианства.
Ранняя форма даосизма, практиковавшаяся вплоть до II века н.э., включала в себя древние китайские народные верования. Этот период истории называют «прото-даосизмом», так как учение ещё не имело формальной религиозной организации. В это время были созданы несколько классических даосских текстов, в том числе «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-цзы». «Дао Дэ Цзин» — это сборник из 81 короткой главы, посвящённой политической мудрости, смирению и гармонии с природой. «Чжуан-цзы» — антология диалогов, притч и историй, демонстрирующих центральную идею Дао — достижение единства с миром природы и «Путём».
Ранние организации
Первая известная структурированная даосская организация появилась в 142 году н.э. с основанием Школы Небесных Наставников (Тяньши дао) Чжан Даолином. В последующие столетия возникли и другие даосские школы, в том числе Шанцин («Школа Высшей Чистоты») и Линбао («Школа Духовной Драгоценности»). Между II и VII веками в даосизм также были интегрированы идеи и практики буддизма махаяны.
Основы вероучения
Основная цель даосизма — совершенствование тела и духа для достижения гармонии с естественным порядком Вселенной. Даосы верят, что благодаря этой гармонии можно обрести долгую и счастливую жизнь, а также достичь духовной трансценденции.
Три сокровища и «И цзин»
Даосы взращивают в себе добродетели, известные как Три сокровища: сострадание, умеренность и смирение. Для воплощения этих добродетелей они придерживаются образа жизни, который подчёркивает простоту, отстранённость от страстей, спонтанность и гармонию с природой. Само Дао называют «потоком Вселенной» и полагают, что оно находит отражение в человеческой личности.
Даосы также обращаются к «И цзин» («Книге Перемен»), одному из древнейших китайских философских текстов. Он учит, что Вселенная действует по своим законам, и все её части гармонично сосуществуют. Человек не должен навязывать свою волю вопреки естественным жизненным циклам, поскольку это ведёт к конфликтам, тогда как следование природному порядку приносит мир и гармонию.
Божества и космология
В даосизме существует иерархия божеств. На её вершине — Трое Чистых, которые воплощают бесформенную энергию божественного Дао и изображаются в виде небесных старцев. Многие школы даосизма также почитают различных древних существ из китайского фольклора. Тем не менее в даосизме гораздо больше внимания уделяется следованию Пути, нежели поклонению божествам.
Согласно даосской космологии, Вселенная постоянно пребывает в динамическом равновесии двух начал — инь и ян. Это взаимодополняющие силы, которые, хотя и кажутся противоположными, вместе образуют целостность природного порядка. Примеры проявления инь и ян — свет и тьма, расширение и сжатие. Даосы стремятся к равновесию инь и ян во всех аспектах жизни — от питания до принятия решений, — чтобы достичь гармонии в собственном теле и судьбе.
Ритуалы и организация
Выделяют два основных типа даосских ритуалов:
- Погребальные обряды и почитание умерших предков.
- Обряды, направленные на восстановление гармонии между общиной и Вселенной.
Даосские практики также включают периоды поста, воздержание от мяса, медитацию и очистительные ритуалы. Праздники часто сопровождаются шествиями, фейерверками и танцем дракона.
Институциональный даосизм организован в виде школ, основанных на авторитете определённых священных текстов и наставников. Монахи и священники проходят посвящение после изучения священных текстов и учений своей традиции. Они посвящают жизнь постижению Дао и передают учение новым поколениям. Миряне также участвуют в храмовых практиках, молясь об удаче, почитая предков и отмечая смену времён года.
Распространение и развитие
В VII веке н.э. даосизм был принят китайской династией Тан и стал официальной религией императорского двора. Правительство Китая покровительствовало даосизму на протяжении следующих 300 лет.
Развитие даосизма
Во время правления династии Сун (X – XIII века н.э.) даосские практики начали смешиваться с буддизмом и местными народными традициями. В 1100-х годах была основана крупная монашеская школа Школа Совершенной Истины (Цюаньчжэнь). Она придерживалась практики внутренней алхимии, в которой энергия тела уравновешивается через дыхательные упражнения и медитацию для достижения духовной трансценденции. Эта школа уделяла особое внимание ритуальным практикам и стала популярной среди монголов, вторгшихся в то время в Китай.
В конце XIII века между даосами и буддистами вспыхнули острые разногласия, которые привели к серии публичных дебатов. В 1281 году монгольское правительство династии Юань встало на сторону буддистов, что привело к сожжению даосских текстов.
Во время правления династии Мин (1368–1644) даосизм вновь обрёл былое влияние. Именно в этот период около 1500 даосских текстов были собраны в единый канон «Даоцзан». В период династии Цин (1644–1911) даосские практики и философия всё глубже проникали в народную китайскую культуру.
Дао в современном мире
К XX веку даосские моральные тексты стали популярным чтением среди населения Китая, а двигательные искусства, вдохновлённые даосской философией, получили широкое распространение. К таким искусствам относится тайцзицюань, который сочетает серию медленных движений, глубокое дыхание и медитацию.
Даосизм подвергся суровым гонениям со стороны Коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном, пришедшей к власти в Китае после 1949 года. В период «Культурной революции» (1966–1976) правительство Мао Цзэдуна запретило все религиозные практики в стране. Многие даосские храмы, тексты и произведения искусства были уничтожены. После смерти Мао в 1976 году в Китае началось постепенное возрождение культурного наследия, включая восстановление даосских храмов и возобновление ритуальных практик.
Современные практики
Даосская философия и традиции восстанавливаются и преподаются новому поколению в Китае. С 1980-х годов по всей стране были восстановлены даосские храмы и монастыри.
Современная организация
Сегодня практика даосизма в Китае в значительной степени контролируется Китайской даосской ассоциацией (КДА). В рамках КДА основное внимание было уделено школе Совершенной Истины (Цюаньчжэнь). Школа Истинного Одного (Чжэнъи) также получила поддержку КДА, хотя и в меньшей степени. Разница в поддержке отчасти объясняется тем, что государство отдаёт предпочтение целибату монахов Цюаньчжэнь, в то время как священники Чжэнъи могут вступать в брак и жить в миру, а не в монастырской общине. Рукоположение даосских священнослужителей разрешено только для этих двух школ.
Распространение и последователи
Эмиграция китайцев по всему миру способствовала распространению даосских традиций за пределами Китая. Искусство и литература даосизма оказали большое влияние на культуры Японии, Кореи и Вьетнама. Храмы, посвящённые даосским ритуалам, были построены в Европе и Северной Америке. В западном мире растёт популярность практик тайцзицюань и цигун.
Точное число последователей даосизма определить трудно из-за разнообразия его традиций и тесной связи с народными верованиями. Исторически китайцы чаще идентифицировали себя с местной общиной и посещали храм своей деревни, не причисляя себя строго к одной религии. Если человек не принадлежит к даосскому духовенству, он редко называет себя даосом. Поэтому данные опросов показывают небольшое число последователей, что может не отражать реальной картины.
Влияние на китайскую культуру
Даосизм внёс значительный вклад в китайскую культуру. Многие традиции и практики повседневной китайской жизни, включая медитацию, архитектуру, боевые искусства и фэн-шуй, уходят корнями в даосизм. В последнее время в Китае и других странах мира признаётся польза даосских практик для здоровья и хорошего самочувствия. Это привело к тому, что во многих даосских храмах проводятся занятия по тайцзицюань, цигун, медитации и диетологии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Даосизм, коренная религия Китая, имеет давние корни и богатую историю. Согласно преданию, он был основан Лаози, мифической фигурой, жившей в VI веке до н. э. Тем несмотря на отсутствие точных исторических данных о Лаози, его тексты, особенно "Дао-тэ цзин" и "Чжуанцзы", стали важными священными книгами даосизма.
Даосизм стремится к единению с Дао, что можно перевести как "Путь", и это основная цель его последователей. Однако даосизм включает в себя множество сект и школ, которые развивали различные практики, включая алхимию, ритуалы, и гадания. Некоторые последователи даже искали физическое бессмертие через алхимические практики.
Важным аспектом даосизма является учение о инь и ян, которые представляют собой взаимодополняющие силы в космологии. Баланс инь и ян считается ключом к гармонии и успеху в жизни.
Также стоит упомянуть о богатом пантеоне даосизма, включающем в себя Три Чистых и различных божеств из китайского фольклора. Однако важнее всего для даосов остается понимание Дао и стремление к согласованию с ним, что, как они верят, приводит к гармонии в человеческой жизни и духовной трансценденции.
Комментирование недоступно Почему?