Гуманизм читать ~8 мин.
Гуманизм – это одна из форм нетеистического мышления, возникшая в 20 веке. Он возник в контексте либеральных тенденций в американской религии, которые стремились перестроить религию вокруг человеческих устремлений, ценностей и моральных потребностей, а не спекуляций о сверхъестественном и божественном, особенно тех, которые построены на заявленных откровениях божественной истины. Гуманистическая цель жизни – реализация человеческой личности, а социальная этика является основным инструментом в достижении этой цели.
Гуманистический манифест
Самоидентифицированные гуманисты появились в начале 20 века среди членов Американской унитарианской ассоциации, Свободной религиозной ассоциации и Американского этического союза. В 1933 году группа гуманистов (включая социального реформатора Джона Дьюи) опубликовала раннее заявление о перспективах гуманизма – «Гуманистический манифест», в котором утверждалось, что Вселенная существует сама по себе, а не создана (как утверждает христианство). Он также отвергал сверхъестественное и теизм. Новые манифесты, выпущенные в 1973 и 2003 годах, расширили и обновили первоначальный вариант, подтвердив, что человек несёт ответственность перед всем человечеством.
Организации
Одной из первых организаций, сформировавшихся вокруг гуманистической перспективы, была Американская гуманистическая ассоциация. В течение следующего поколения это движение распространилось по всему миру и воплотилось в таких организациях, как Human-Etisk Forbund i Norge (1951), Индийский гуманистический союз (1960) и Британская гуманистическая ассоциация (1963). Многие из этих групп объединились в Международный гуманистический и этический союз, основанный в 1952 году.
В конце 1970-х годов философ Пол Курц, видный гуманист, вышел из Американской гуманистической ассоциации и начал отстаивать то, что он называл светским гуманизмом. В 1980 году он организовал Совет светского гуманизма, который выступал не только за нетеистический гуманизм, но и за нерелигиозный гуманизм. Совет светского гуманизма и его родственные организации заняли более агрессивную антирелигиозную позицию, чем другие гуманистические организации.
Истоки
Именно в Древней Индии, Китае и Греции философы впервые начали выделять и определять то, что позже будет названо Гуманизмом (или, в более ранней форме, Гуманизмом эпохи Возрождения) – сосредоточенность на этом мире и этой жизни, а также на способности людей процветать и достигать успехов в этом мире, а не тратить время на сверхъестественные проблемы.
Гуманизм эпохи Возрождения
Само слово «гуманизм» вошло в употребление в Европе в 14-15 веках, хотя в то время оно описывало изучение древнегреческих и древнеримских классических текстов, а не специфически нерелигиозную философию. Вместо того чтобы стремиться понять разум Бога и историю христианской религии – на чем было сосредоточено большинство учёных в Средние века – гуманисты эпохи Возрождения стремились исследовать разум и историю человечества, особенно ту главу, которая раскрывается в трудах классической древности, заново открываемых в то время.
Большинство гуманистов этого периода были религиозными верующими. Итальянский учёный и поэт Петрарка, чьё открытие переписки римского писателя Цицерона часто рассматривается как начало Ренессанса и гуманистического движения, был христианином-католиком. С другой стороны, Дезидерий Эразм был католическим священником и богословом, хотя и нёс знамя гуманизма эпохи Возрождения.
Современный гуманизм
Подобно тому, как гуманисты эпохи Возрождения опирались на труды классических писателей и мыслителей, так и более специфически нерелигиозное современное гуманистическое движение опирается на труды этих писателей и мыслителей эпохи Возрождения. Современный гуманизм предлагает этическую и интеллектуальную философию, ориентированную на человека, что делает это движение более полно реализованным мировоззрением, чем гуманизм эпохи Возрождения.
Основы веры
Современный гуманизм – это философия жизни, которая стремится понять мир и место человека в нём без какой-либо концепции сверхъестественного бога. Если атеизм – это констатация фактов (то есть ответ на вопрос, что есть истина), то гуманизм – это система ценностей (то есть ответ на вопрос, что есть добро). Гуманистические ценности
Хотя среди гуманистов нет ни требований, ни просьб о соответствии ценностей, можно выделить общий консенсус ценностей среди гуманистов. Этот консенсус лучше всего сформулирован в трёх Гуманистических манифестах прошлого века. Они содержат следующие ключевые положения:
Что ценности и мораль исходят от людей; Что религии могут служить источником моральной мудрости, но не должны почитаться выше других участников морального разговора; Что люди являются частью природы, не отделены от неё и не стоят над ней, и как таковые являются продуктом неуправляемых эволюционных изменений, которые связывают нас со всеми живыми существами; Что вера в богов контрпродуктивна для человеческого процветания; Что отсутствие богов требует от нас заботы о себе и друг о друге; Что наука и разум должны составлять основу всех знаний; Что жизнь конечна и не существует загробной жизни, и что этот факт повышает ценность и ценность жизни; Что достоинство человеческой личности является главной ценностью человека; Что церковь и государство должны оставаться разделёнными.
Это не полный список основных принципов и не тот, которому обязательно следуют все гуманисты, но он представляет собой попытку выразить гуманистические ценности в 21 веке.
Типы гуманизма
Важно отметить, что «гуманист» – это не эксклюзивный ярлык, который выбирается вместо других идентификаторов. Скорее, его часто добавляют для описания философии, которая лежит в основе существующего мировоззрения. Часто встречаются такие самоописания, как «христианский гуманист», «атеистический гуманист», «унитарианский гуманист» или «еврей-гуманист», чтобы более полно описать личность и перспективы человека.
Распространение и развитие
Семена современного гуманизма были посажены в эпоху Возрождения. Однако только в более поздние века гуманизм начал выходить за рамки идей своего Ренессанса и предположил, что ничто, кроме этого мира и этой жизни, не стоит нашего времени и энергии, и что сверхъестественные сферы и проблемы, скорее всего, не существуют.
Возникновение современного гуманизма
В 1853 году была создана Британская гуманистическая религиозная ассоциация, целью которой было продвижение знаний в области науки, философии и искусства. Это был шаг в направлении современного гуманизма. С началом 20-го века все больше людей и организаций стали использовать термин «гуманизм» для обозначения этической жизненной философии без сверхъестественных верований.
Философ и реформатор образования Джон Дьюи (1859-1952) был ключевой фигурой в зарождении современного Гуманизма. Дьюи был одним из авторов первого определяющего документа современного гуманизма – Гуманистического манифеста (1933), который был попыткой сделать идеи гуманизма твёрдыми и ясными. Авторы манифеста выступали за новый вид религии, из которой были удалены все сверхъестественные элементы, и назвали её «религиозным Гуманизмом».
Развитие событий после Второй мировой войны
После Второй мировой войны во многих развитых странах произошёл сдвиг в сторону светской культуры. Потребовалась международная зонтичная организация для объединения многочисленных гуманистических движений, возникающих по всему миру. В 1952 году на Всемирном гуманистическом конгрессе в Амстердаме был создан Международный гуманистический и этический союз (IHEU). В 1963 году был создан Гуманистический иудаизм, призванный сохранить еврейские традиции, ритуалы и ценности без Бога.
Американский философ Корлисс Ламонт (1902-1995) читал университетские курсы по философии гуманизма, которые повлияли на многих выдающихся лидеров гуманизма в последующих поколениях. Его книга «Философия гуманизма» впервые представила Гуманизм как полноценную философию жизни без сверхъестественных верований.
В 1970-х годах Гуманизм сделал явный шаг в сторону от религии, приняв «Гуманистический манифест II» под руководством американского философа Пола Курца (1925-2012). Кроме широких заявлений против оружия массового уничтожения и расизма и в поддержку всеобщих прав человека, манифест имел гораздо более светскую позицию. «Люди несут ответственность за то, кем мы являемся или станем», – говорилось в нем. «Никакое божество не спасёт нас; мы должны спасти себя сами».
Современные практики
Атеизм остаётся единственным ответом на единственный вопрос о существовании Бога, в то время как гуманизм в 21 веке рассматривает многочисленные вопросы, вытекающие из этого ответа: Учитывая, что Бога нет, как нам жить? Как определить доброту, если нет высшего судьи? Как люди могут найти смысл и цель? В отсутствие загробной жизни, как мы можем найти утешение и принятие в тени нашей собственной смертности и смертности людей, которых мы любим? Современный гуманизм подошёл к этим вопросам через постоянный дискурс с помощью книг, фильмов, дискуссий и организаций, ищущих человеческие ответы на вопросы, которые раньше решала религия.
Гуманистические организации
Унитарианский универсализм (УУ) – это нерелигиозная деноминация, то есть она строится вокруг чего-то иного, чем общие убеждения. Подавляющее большинство унитарианцев принимают слово «гуманист» как один из своих идентификационных ярлыков. Они по-прежнему хотят делать многое из того, что делают религиозные общины – создавать сообщества взаимной поддержки, собираться вместе, чтобы делать добро, размышлять о ценностях и этике, отмечать жизненные ориентиры и многое другое, но они делают это в гуманистическом, а не традиционно религиозном контексте.
Британская и Американская гуманистические ассоциации стремятся расширить общественное понимание гуманизма, защитить права нерелигиозных людей и развивать гуманистическую мысль и практику. Foundation Beyond Belief – это членская организация гуманистов, оказывающая поддержку благотворительным организациям и занимающаяся волонтёрской деятельностью в местных сообществах в США. Международный гуманистический и этический союз продолжает представлять гуманистические организации по всему миру и продвигать гуманистические ценности, а Общество гуманистического иудаизма делает то же самое для тех, кто находится в светском еврейском контексте.
Гуманизм сегодня
Несмотря на наличие организаций, книг и манифестов, гуманизм в 21 веке остаётся философией без единой обязательной доктрины или догмы. Он по своей сути децентрализован и гибок, это философия жизни, предлагающая натуралистические ответы на экзистенциальные проблемы человеческого бытия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Гуманизм – это важное явление в истории мышления и культуры XX века. Он возник в контексте изменяющихся тенденций в американской религии, ориентированных на пересмотр религиозных верований и придание им более человеческого и морального характера, вместо акцентирования на сверхъестественном и божественном. Гуманизм стремится к реализации человеческой личности, и социальная этика играет важную роль в достижении этой цели.
Начало гуманистического движения связано с появлением группы самоидентифицированных гуманистов в начале XX века среди членов различных американских религиозных и этических организаций. В 1933 году они опубликовали "Гуманистический манифест", в котором заявили о своей убежденности в том, что Вселенная существует независимо и отвергли сверхъестественное и теизм. Этот манифест стал отправной точкой для движения.
Организации, связанные с гуманизмом, расширились на мировой арене. Американская гуманистическая ассоциация стала одной из первых, и она дала толчок к формированию подобных организаций в других странах, таких как Норвегия, Индия и Великобритания. Эти организации объединились в Международный гуманистический и этический союз.
В конце 1970-х годов философ Пол Курц вышел из Американской гуманистической ассоциации и начал активно пропагандировать светский гуманизм. Его Совет светского гуманизма выступал за нетеистический и нерелигиозный гуманизм, принимая более агрессивную антирелигиозную позицию.
Гуманизм является важной философской и культурной тенденцией, которая продолжает влиять на мировое общество и мышление.
Комментирование недоступно Почему?