Ислам исмаилитов читать ~9 мин.
Ислам исмаилитов – это движение, созданное группой мусульман-шиитов в восьмом веке нашей эры, когда они выбрали Исмаила седьмым имамом (правящим авторитетом) своей общины (отсюда их популярное название «семидесятники»).
Через сына Исмаила, Мухаммада, сформировалась новая линия халифов. Движение распространилось в следующем столетии и стало особенно сильным в Северной Африке. Очень рано в своей истории исмаилиты начали заниматься некоторыми мистическими и даже оккультными спекуляциями. С самого начала нумерология играла определённую роль в их мышлении.
Династии исмаилитов
В 973 году исмаилиты установили своего имама в качестве нового фатимидского халифа в Каире, Египет. В 1094 году община Фатимидов раскололась на две фракции. Правитель Абу Тамим Маадд аль-Мустансир биллах предполагал, что его сын Абу Мансур Низар станет его преемником. Однако сторонники его младшего брата Абул-Касима Ахмада провозгласили его новым халифом. В результате гражданской войны Низар потерпел поражение, однако его преемственность была признана общиной исмаилитов в Персии и Ираке. Исмаилиты в Сирии, Йемене и Индии признали линию преемственности через Абул-Касима Ахмада, известного как аль-Мустали. Позднее их стали называть мусталийскими исмаилитами.
Исмаилиты, которые благоволили Низару, стали верить, что он был реинкарнацией Исмаила, вернувшегося на землю, чтобы править. Они переехали в новую штаб-квартиру в Аламуте в Персии (Иране). Лидеры исмаилитов Низари желали продолжить династию Фатимидов и заменить суннитского халифа в Багдаде. Аламут стал центром партизанской войны, которая велась через сеть исмаилитских общин. Руководство исмаилитов предлагало право нарушать законы ислама в качестве подготовки к приходу аль-Махди (вернувшегося седьмого имама) и призывало к джихаду (священной войне) против суннитского большинства. Из-за употребления гашиша они стали известны как «ассасины» – слово, которое прикрепилось к их практике посылать агентов для убийства лидеров. Начало конца ассасинов наступило с падением Аламута под натиском монголов в 1256 году.
Исмаилизм сегодня
В 1830-х годах имаму Низари был присвоен титул Ага Хана. Сегодня подавляющее большинство исмаилитов – это низари, связанные с Ага-ханом. Большинство проживает в Индии, хотя в XX веке они рассеялись по всему миру.
Происхождение
Ислам исмаилитов – вторая по величине шиитская мусульманская община в современном мире. Их последователи неофициально известны как «семиверы», тогда как мусульман, принадлежащих к крупнейшей секте шиитского ислама, иногда называют «дваверами». Эти термины относятся к количеству основных духовных лидеров – имамов, – которым следуют представители каждого из этих двух основных направлений шиизма.
Семеры и дварфы
Спор о преемственности (то есть о том, кто будет следующим лидером) возник после смерти в 765 году н.э. шестого имама шиитов Джафара ас-Садика. Некоторые считали, что первый и старший сын Садика, Исмаил, был законным преемником. Проблема заключалась в том, что Исмаил умер раньше своего отца. Другие считали, что престол должен перейти к старшему из оставшихся в живых сыновей (который на самом деле был третьим сыном Садика), Мусе аль-Казиму. Те, кто выбрал Исмаила, ставшего седьмым имамом, стали известны как исмаилиты, или семидесятники. Те, кто последовал за Мусой аль-Казимом и его преемниками (всего 12 имамов), стали известны как основные шииты, или дварфы. Впоследствии дальнейшие разногласия среди исмаилитов привели к появлению ряда других сект, таких как друзы.
Число семь имеет большое символическое значение для исмаилитов. Например, вместо веры в пять «столпов веры», исмаилиты верят в семь столпов:
❶ вера;
❷ очищение;
❸ молитва;
❹ милостыня;
❺ пост;
❻ паломничество; и
❼ подвиг (джихад) на пути Бога.
Династия Фатимидов
Чтобы укрепить свою легитимность и, следовательно, авторитет в глазах мусульман, ряд халифов вели своё происхождение от Фатимы бинт Мухаммад, дочери пророка Мухаммада. Эти халифы правили династией Фатимидов, которая базировалась в Египте и простиралась от Палестины до Туниса. Ислам исмаилитов был объявлен официальной верой династии Фатимидов, в результате чего расцвела исмаилитская юридическая и доктринальная литература. Фатимидские исмаилиты считали божественным источником авторитета не только Коран, но и учения имамов. В этот период величайший исмаилитский учёный-правовед аль-Кади аль-Нуман создал уникальную исмаилитскую систему права, которая послужила моделью для исмаилитского управления.
Основы веры
Основным принципом веры исмаилитов является вера в божественную власть живого или «настоящего» имама, происходящего от Исмаила, шестого имама. Другими словами, всегда должен существовать духовный лидер, который будет направлять верующих.
Семь столпов
Семь столпов веры исмаилизма кажутся весьма похожими на традиционные пять столпов ислама, но есть и существенные различия. Аль-Кади аль-Нуман, самый значительный правовед и автор законов династии Фатимидов и основатель исмаилитской системы права, объяснил семь столпов следующим образом.
❶ Вера: Этот столп призывает к любви и преданности «семье» пророка Мухаммада, под которой в первую очередь подразумеваются имамы исмаилитов. Первый столп ассоциируется с Адамом, который символизирует преданность всем последующим пророкам и имамам.
❷ Очищение: Чистота ассоциируется с Ноем, который пришёл, чтобы очистить мир от грехов, совершенных после времени Адама. Ноев потоп символизирует чистоту, поскольку вода необходима для очищения тела от земли. Внутреннее значение воды – это знание духовной реальности Бога. Это знание необходимо для духовной чистоты и прогресса.
❸ Молитва: Молитва связана с Авраамом, который построил святилище под названием Кааба в Мекке, Саудовская Аравия, которое является самым святым местом в мусульманском мире. Мусульмане поворачиваются лицом к Мекке во время молитвы пять раз в день.
❹ Милостыня: Моисей символизирует милостыню, с помощью которой человек «очищает» своё богатство, поскольку милостыня благотворительно раздаётся бедным. Для исмаилитов милостыня – это форма подчинения живому имаму, а также средство содействия экономическому и социальному развитию.
❺ Пост: Иисус олицетворяет пост. Мария, мать Иисуса, дала обет поститься, согласно Корану. Во время поста Мария ни с кем не разговаривала. Таким образом, внутренний смысл «поста» заключается в том, чтобы молчать о внутреннем смысле учения исмаилитов, поскольку эти «эзотерические» (тайные) учения могут вызвать критику.
❻ Паломничество: Паломничество символизирует Мухаммада, последнего Пророка, который требовал от мусульман совершить паломничество в Мекку один раз в течение жизни, при условии, что они могут себе это позволить.
❼ Упорство (джихад): В доктрине исмаилитов внутренний смысл джихада заключается в «напряжении на пути Бога» и представлен седьмым и последним имамом.
Распространение и развитие
Историю исмаилитов можно изучать по основным временным периодам, или эпохам, которые выглядят следующим образом: годы становления (седьмой-девятый века н.э.); династия Фатимидов и Карматы (9-12 века); исмаилиты Низари, Тайибби и Хафизы (12-13 века); низариты (13-18 века); имамы Ага Хана (18-20 века). Из этих эпох династия Фатимидов (909-1171) считается золотым веком истории исмаилитов.
Период Фатимидов
В 969 году халиф аль-Муизз возглавил завоевание Египта династией Фатимидов. В том же году Каир был основан как столица Фатимидов. В 971 году в Каире был основан университет Аль-Азхар – одно из старейших сохранившихся высших учебных заведений в мире. Цивилизация Фатимидов внесла огромный вклад в интеллектуальную, культурную и религиозную жизнь мусульман.
Лидерство исмаилитов
Упор на современное руководство под руководством нынешнего имама обеспечивает актуальность ислама исмаилитов и по сей день. В отличие от Фатимидов, нынешнее руководство исмаилитов делает все возможное для укрепления гармонии и взаимного признания между различными ветвями ислама. Дипломатические усилия исмаилитов, направленные на укрепление единства среди мусульман, не увенчались таким же успехом, как усилия исмаилитов – через их различные гуманитарные организации – изменить ситуацию в развивающихся странах. Многие мусульмане-сунниты, например, не принимают исмаилитов как истинных мусульман.
Благодаря способности исмаилитской религии адаптироваться к меняющимся временам и обстоятельствам, принципы исмаилитской веры сегодня выражаются совершенно иначе, чем более 1000 лет назад. Хотя фундаментальные принципы исмаилитской веры-общины остаются неизменными и сегодня, на них в значительной степени накладываются гуманитарные учения.
В настоящее время общину исмаилитов возглавляет Ага Хан IV, которому верующие члены общины исмаилитов платят ежегодную десятину в размере от 10% до 12,5% своего дохода. Сеть развития Ага Хана (AKDN) контролирует группу учреждений, работающих над улучшением условий жизни в некоторых частях развивающегося мира – все ради общего блага людей, которым они служат, независимо от их происхождения или религии.
Современные практики
Сегодня численность исмаилитов составляет от 2,5 до 15 миллионов последователей. Исмаилиты живут более чем в 25 странах, но в отличие от основных мусульман-суннитов и шиитов, они не составляют большинства населения ни в одной из этих стран. Сегодня «низарийскую» ветвь исмаилитов возглавляет Ага Хан IV, который стал «настоящим» имамом (духовным лидером) исмаилитов 11 июля 1957 года в возрасте 20 лет. Он является 49-м наследственным имамом шиитов-исмаилитов и прямым потомком пророка Мухаммеда.
Общество и организации
Вместо того чтобы строить большие мечети, общины исмаилитов создают молитвенные залы (каждый из которых называется «Джамат Хана») и общественные центры. Это гораздо более практичные учреждения для целей создания общины.
Наиболее значительным событием в исмаилитской общине сегодня является то, что называют «глобальным исмаилизмом». Речь идёт о формировании «транснациональной» (или глобальной) исмаилитской идентичности через сеть международных организаций, в первую очередь Сеть развития Ага Хана (AKDN) и Институт исмаилитских исследований. Эти организации пропагандируют либеральные модернистские ценности, а также приверженность социально-экономическому прогрессу и развитию среди исмаилитов по всему миру.
Являясь одной из наиболее комплексных частных некоммерческих систем здравоохранения в развивающемся мире, Служба здравоохранения Ага Хана (AKHS) контролирует более 450 медицинских учреждений (включая 15 больниц) в Центральной и Южной Азии, а также в Восточной Африке. Другие программы включают: Службу планирования и строительства Ага Хана (AKPBS); Гуманитарную помощь в фокусе (FOCUS); и Фонд Ага Хана по культуре (AKTC).
Задачи и цели
Будучи меньшинством, где бы они ни жили, исмаилиты время от времени сталкиваются с враждебностью со стороны других мусульманских групп. Плюрализм (сосуществование различных религий) в мусульманском мире ещё не стал общепризнанным фактом современной жизни. Таким образом, идентичность исмаилитов представляет собой социальную и политическую проблему для некоторых членов исмаилитской общины.
Нынешний Ага Хан выступает за «меритократию, плюрализм и гражданское общество». Такое лидерство и видение выходят далеко за рамки традиционных семи столпов веры ислама исмаилитов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
"Из-за употребления гашиша они стали известны как «ассасины» – слово, которое прикрепилось к их практике посылать агентов для убийства лидеров. " Казалось бы, ктцо-то еще верит в сказки Марко Поло и других тех путешественников, которые узнавали информацию через призму знаний суннитов и иснаашаритов, о том, что якобы исмаилиты принимали гашиш на вершинах гор и шли убивать людей, в то время как сам Марко Поло даже и близко не был не с Аламутом)
Комментирование недоступно Почему?