Ислам исмаилитов читать ~8 мин.
Исмаилизм — это течение в шиитском исламе, возникшее в VIII веке нашей эры. Его последователи признали Исмаила ибн Джафара седьмым имамом — духовным лидером своей общины, из-за чего их называют «семеричниками».
На раннем этапе своего развития исмаилиты проявили интерес к мистическим и эзотерическим учениям. Нумерология с самого начала занимала важное место в их доктрине.
Династии исмаилитов
В 973 году исмаилитский имам был провозглашён фатимидским халифом в Каире. В 1094 году в общине Фатимидов произошёл раскол. Правитель Абу Тамим Маад аль-Мустансир биллах желал видеть своим преемником старшего сына, Абу Мансура Низара. Однако сторонники его младшего брата, Абул-Касима Ахмада, провозгласили халифом именно его. В ходе гражданской войны Низар потерпел поражение, но его право на престолонаследие признали исмаилитские общины в Персии и Ираке. Исмаилиты Сирии, Йемена и Индии признали линию преемственности через Абул-Касима Ахмада, известного как аль-Мустали. Позднее их стали называть мусталитами.
Сторонники Низара, низариты, стали считать, что он является реинкарнацией Исмаила, вернувшегося на землю для правления. Они перенесли свою штаб-квартиру в крепость Аламут в Персии (современный Иран). Руководители низаритов стремились продолжить династию Фатимидов и свергнуть суннитского халифа в Багдаде. Аламут стал центром партизанской войны, которую вели через сеть исмаилитских общин. Их лидеры призывали к джихаду (священной войне) против суннитского большинства. Низариты получили прозвище «ассасины». Это название, по одной из распространённых, но оспариваемых версий, связано с употреблением гашиша и закрепилось за ними из-за практики устранения политических и религиозных противников. Конец могуществу низаритов в Аламуте положило монгольское нашествие в 1256 году.
Исмаилизм сегодня
В 1830-х годах имаму низаритов был присвоен персидский титул Ага-хан. Сегодня подавляющее большинство исмаилитов — это низариты, признающие духовный авторитет Ага-хана. Основная часть общины проживает в Индии, однако в XX веке исмаилиты расселились по всему миру.
Происхождение
Исмаилизм — вторая по численности шиитская община в современном мире. Её последователей неофициально называют «семеричниками», в то время как приверженцев крупнейшей ветви шиизма — «двунадесятниками». Эти названия указывают на число имамов — ключевых духовных лидеров, которым следуют обе ветви шиизма.
Семеричники и двунадесятники
Спор о преемственности власти возник после смерти шестого шиитского имама Джафара ас-Садика в 765 году. Часть его последователей считала законным преемником его старшего сына Исмаила, который, однако, умер раньше отца. Другие полагали, что власть должна перейти к старшему из оставшихся в живых сыновей — Мусе аль-Казиму. Приверженцы Исмаила, признавшие его седьмым имамом, стали известны как исмаилиты, или семеричники. Те, кто последовал за Мусой аль-Казимом и его потомками (всего 12 имамов), образовали основное течение шиизма — двунадесятники. Впоследствии разногласия среди самих исмаилитов привели к появлению других течений, например, друзов.
Число семь имеет для исмаилитов большое символическое значение. Например, они признают не пять, а семь «столпов веры»:
вера;
очищение;
молитва;
милостыня;
пост;
паломничество; и
усердие (джихад) на пути Бога.
Династия Фатимидов
Чтобы укрепить свою легитимность в глазах мусульман, ряд халифов возводили свою родословную к Фатиме бинт Мухаммад, дочери пророка Мухаммада. Эти правители основали династию Фатимидов, которая базировалась в Египте и простиралась от Палестины до Туниса. Исмаилизм был объявлен официальной верой Фатимидского халифата, что способствовало расцвету исмаилитской правовой и доктринальной литературы. Фатимидские исмаилиты считали божественным источником авторитета не только Коран, но и учения имамов. В этот период величайший исмаилитский правовед аль-Кади аль-Нуман создал уникальную систему права, послужившую основой для исмаилитского управления.
Основы веры
Основной принцип исмаилитской веры — это признание божественного авторитета «живого», или «присутствующего», имама, потомка Исмаила. Другими словами, в мире всегда должен существовать духовный лидер, направляющий верующих.
Семь столпов
Семь столпов исмаилизма схожи с традиционными пятью столпами ислама, но имеют существенные различия. Аль-Кади аль-Нуман, крупнейший правовед эпохи Фатимидов и основатель исмаилитской правовой системы, дал им следующее толкование.
Валайя (Верность): Любовь и преданность семье пророка Мухаммада, в первую очередь — имамам исмаилитов. Этот столп ассоциируется с Адамом, который символизирует верность всем последующим пророкам и имамам.
Тахара (Очищение): Чистота связана с Ноем (Нухом), который пришёл, чтобы очистить мир от грехов. Потоп символизирует очищение, поскольку вода необходима для омовения. Внутренний смысл воды — это знание о духовной реальности Бога, необходимое для духовной чистоты.
Салят (Молитва): Молитва ассоциируется с Авраамом (Ибрахимом), построившим Каабу в Мекке. Мусульмане обращаются лицом к Каабе во время ежедневных пятикратных молитв.
Закат (Милостыня): Моисей (Муса) символизирует милостыню, через которую человек «очищает» своё богатство. Для исмаилитов закят является формой подчинения живому имаму и средством содействия социально-экономическому развитию.
Саум (Пост): Иисус (Иса) олицетворяет пост. Согласно Корану, его мать Мария (Марьям) дала обет поста, во время которого хранила молчание. Таким образом, внутренний смысл поста — это молчание о тайных, «эзотерических» учениях исмаилизма, чтобы избежать критики.
Хадж (Паломничество): Паломничество символизирует Мухаммада, последнего пророка, который предписал мусульманам совершить хадж в Мекку хотя бы раз в жизни, если у них есть такая возможность.
Джихад (Усердие): В доктрине исмаилитов внутренний смысл джихада — это «усердие на пути Бога», которое представлено седьмым и последним имамом.
Распространение и развитие
Историю исмаилизма можно разделить на несколько основных периодов: становление (VII – IX века); эпоха Фатимидов и карматов (IX – XII века); разделение на низаритов, тайибитов и хафизитов (XII – XIII века); период низаритов (XIII – XVIII века); эпоха имамов Ага-ханов (с XIX века). Из них династия Фатимидов (909–1171) считается «золотым веком» исмаилитской истории.
Период Фатимидов
В 969 году халиф аль-Муизз завоевал Египет. В том же году был основан Каир как столица Фатимидского государства. В 971 году в Каире открылся университет Аль-Азхар — одно из старейших действующих высших учебных заведений в мире. Цивилизация Фатимидов внесла огромный вклад в интеллектуальную, культурную и религиозную жизнь мусульманского мира.
Лидерство исмаилитов
Акцент на авторитете действующего имама обеспечивает актуальность исмаилизма и сегодня. В отличие от Фатимидов, современное руководство исмаилитов прилагает все усилия для укрепления гармонии между различными ветвями ислама. Однако дипломатические усилия по достижению единства мусульман не были столь же успешны, как гуманитарная деятельность исмаилитских организаций в развивающихся странах. Многие мусульмане-сунниты, например, не признают исмаилитов как истинных мусульман.
Благодаря способности исмаилизма адаптироваться к меняющимся условиям, его принципы сегодня реализуются иначе, чем тысячу лет назад. Хотя фундаментальные основы веры остаются неизменными, сейчас они в значительной степени выражаются через гуманитарные инициативы.
В настоящее время общину исмаилитов возглавляет Ага-хан IV. Верующие члены общины выплачивают ему ежегодную десятину в размере от 10% до 12,5% своего дохода. Сеть развития Ага-хана (AKDN) управляет группой учреждений, работающих над улучшением условий жизни в развивающихся странах, служа благу людей независимо от их происхождения или религии.
Современные практики
По разным оценкам, численность исмаилитов сегодня составляет от 2,5 до 15 миллионов человек. Исмаилиты проживают более чем в 25 странах, но, в отличие от суннитов и шиитов-двунадесятников, ни в одной из них не составляют большинства. Сегодня низаритскую ветвь исмаилизма возглавляет Ага-хан IV, который стал «присутствующим» имамом 11 июля 1957 года в возрасте 20 лет. Он является 49-м наследным имамом шиитов-исмаилитов и прямым потомком пророка Мухаммада.
Общество и организации
Вместо строительства больших мечетей исмаилитские общины создают молитвенные дома (джамаат-хана) и общественные центры, которые являются более практичными учреждениями для общинных нужд.
Одной из ключевых характеристик современной общины является феномен «глобального исмаилизма». Он заключается в формировании транснациональной исмаилитской идентичности через сеть международных организаций, в первую очередь Сеть развития Ага-хана (AKDN) и Институт исмаилитских исследований. Эти организации продвигают ценности модернизма, а также приверженность социально-экономическому прогрессу.
Службы здравоохранения Ага-хана (AKHS) управляют одной из самых комплексных частных некоммерческих систем здравоохранения в развивающемся мире. Под их контролем находится более 450 медицинских учреждений в Центральной, Южной Азии и Восточной Африке. Другие важные программы включают Службу Ага-хана по планированию и строительству (AKPBS), гуманитарную организацию FOCUS и Фонд Ага-хана по культуре (AKTC).
Задачи и цели
Будучи меньшинством, исмаилиты периодически сталкиваются с враждебностью со стороны других мусульманских групп. Плюрализм (мирное сосуществование различных религий) в мусульманском мире ещё не стал общепризнанной нормой. Поэтому исмаилитская идентичность может создавать социальные и политические проблемы для некоторых членов общины.
Нынешний Ага-хан выступает за «меритократию, плюрализм и гражданское общество». Такое видение выходит далеко за рамки традиционных семи столпов веры исмаилизма.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Египте
- «Половина жёлтого солнца» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
- «Пурпурный гибискус» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
- «Американа» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
- Марина Неёлова в главной роли премьерного спектакля на сцене Театра Наций
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
"Из-за употребления гашиша они стали известны как «ассасины» – слово, которое прикрепилось к их практике посылать агентов для убийства лидеров. " Казалось бы, ктцо-то еще верит в сказки Марко Поло и других тех путешественников, которые узнавали информацию через призму знаний суннитов и иснаашаритов, о том, что якобы исмаилиты принимали гашиш на вершинах гор и шли убивать людей, в то время как сам Марко Поло даже и близко не был не с Аламутом)
Комментирование недоступно Почему?