Китайские религии читать ~9 мин.
Понятие «Китай» как единого государства возникло при первом императоре Цинь Шихуанди, который в 221 году до н.э. завоевал несколько враждующих царств. Новая империя получила название Чжунго, «Срединное царство» — это имя до сих пор используется в китайском языке и отражает представление о центральном положении страны в мире. Китай также именовали Тянься, «Поднебесная», что указывает на то, что китайское самосознание имело глубокую религиозную основу.
Религиозное разнообразие Китая
На территории Китая в разные эпохи исповедовались многие мировые религии. Столица династии Тан, город Чанъань (современный Сиань), был крупнейшим мегаполисом своего времени. Его можно сравнить по религиозному многообразию с современным Нью-Йорком. Однако большинство этих верований, за исключением буддизма, не стали неотъемлемой частью традиционной китайской религии.
Китайская религия — это не религия в западном понимании, с чётким учением и символом веры. Это мировоззрение, которое включает в себя следование ритмам сельскохозяйственных циклов, главенство семьи и саму идею особого пути Китая. В китайском дискурсе понятие религии часто входит в более широкую категорию традиционной культуры.
Конфуцианство и даосизм
Конфуцианство более двух тысячелетий формировало этические и ритуальные нормы Китая. Идея о том, что добродетель — это результат воспитания и работы над собой, а не благородного происхождения, была революционной для своего времени. Она считается одним из величайших вкладов Конфуция в мировую цивилизацию.
В Китае также произошло становление религиозного даосизма и распространение буддизма, пришедшего из Индии через Центральную Азию. Одним из ключевых элементов китайской философии, получившим особое развитие в даосизме, стала теория инь и ян. Изначально эти понятия обозначали теневую (инь) и солнечную (ян) стороны горы. Во времена династии Чжоу инь и ян стали метафизическими категориями, символизирующими фундаментальную полярность мира: тьму и свет, пассивное и активное, женское и мужское, землю и небо. Инь и ян не являются моральными категориями и не соотносятся с добром и злом. Они существуют в динамическом равновесии, и каждое из начал содержит в себе сущность другого.
Буддизм в Китае
Буддизм проник в Китай в I веке н.э. Поначалу его воспринимали как одну из ветвей даосизма. В одном из даосских текстов даже утверждалось, что легендарный основатель учения Лао-цзы отправился в Индию, где стал наставником Будды. Однако вскоре, благодаря переводам сутр (священных буддийских текстов) на китайский язык, пришло более глубокое понимание этого учения.
Буддизм затрагивал вопросы страдания, смерти, спасения и загробной жизни, которым традиционные китайские верования не уделяли столь пристального внимания. Монашество способствовало социальному равенству: в монастыри принимали людей из всех слоёв общества. Для китайских женщин буддизм предлагал альтернативу жизни в рамках патриархального уклада.
Происхождение
Традиционные китайские религии — это комплекс верований и практик, зародившихся в доисторические времена. Они развивались на протяжении более трёх тысячелетий под влиянием различных философов и правителей. Эти религии включают в себя ритуалы и обычаи, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни китайцев.
Основные элементы
Среди важнейших элементов этих традиций — почитание предков, следование природным и сельскохозяйственным циклам, а также вера в связь между миром живых и миром усопших. Фундаментальные идеи, такие как гармония, мораль и дуализм инь и ян, также вошли в эти верования. Древнее понятие Тянься («Поднебесная»), служившее для обозначения всего мира, а позже ставшее синонимом Китая, является ярким примером переплетения национальной идентичности с духовными идеалами.
Раннее развитие
Китайское культурное и религиозное наследие во многом восходит к трём первым династиям: Ся, Шан и Чжоу. Легендарной династии Ся приписывают развитие земледелия и медицины. Династия Шан (около 1600 года до н.э.) была теократической и практиковала человеческие и животные жертвоприношения. Династия Чжоу, свергнувшая Шан в 1046 году до н.э., положила конец ритуальным человеческим жертвам. Именно тогда сформировался философский взгляд на отношения человека с божественным, который позже вдохновил учение Конфуция. Государства Шан и Чжоу занимали лишь малую часть территории современного Китая.
Период расцвета
В периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств (770–221 гг. до н.э.), на закате династии Чжоу, наблюдался расцвет философской мысли. Эта эпоха известна как «Сто школ». Из социальных и политических потрясений того времени возникло конфуцианство. Оно стало основой китайской культуры на последующие два тысячелетия. Даосизм и буддизм обрели популярность во времена династии Хань, обогатив китайскую духовность. Император У-ди сделал конфуцианство официальной государственной идеологией, заложив основу для будущего синтеза трёх учений — конфуцианства, даосизма и буддизма — в единую космологию.
Основы веры
Традиционные китайские верования разнообразны и отражают ценности коренных культур, политику властей и учения конфуцианства, даосизма и буддизма. Подобно многим восточным традициям, китайская культура не требует строгого следования догмам. Большинство последователей сочетают различные культурные, философские и религиозные ценности. Первые династии Китая опирались на древние верования, создавая первые государственные религии. Их вклад включал приверженность земледелию и традиционной медицине, ритуальные жертвоприношения, моральный кодекс, а также сложную систему гадания, изложенную в «И-Цзин» («Книге Перемен») — одном из основополагающих текстов китайской философии.
Конфуцианство
Конфуцианство привнесло идеалы образования, самопознания и гуманности как средства достижения гармонии в обществе. Эта традиция утвердила идею о том, что нравственный авторитет достигается через обучение, а не благодаря социальному статусу. Конфуцианство также развивало древние представления о почтении к родителям и старшим, распространяя эти требования и на правителей. Поздние конфуцианские философы, в частности Мэн-цзы, развили идею о врождённой доброте человека.
Инь и Ян
Династия Хань, утвердившая конфуцианство в качестве государственной идеологии, также интегрировала в китайскую космологию концепцию инь и ян. Она представляет дуальную и взаимодополняющую природу бытия: женское (инь) и мужское (ян), луна (инь) и солнце (ян). В эпоху Хань также использовалась система «у-син» (пять стихий или элементов) — вода, огонь, земля, дерево и металл — для объяснения смены династий, астрономических явлений и природных циклов.
Даосизм
Религиозный даосизм, оформившийся во времена династии Хань, делал упор на стремлении к бессмертию и единению с Дао («Путём»). Для достижения этой цели даосы использовали широкий спектр практик, уходящих корнями в древние верования, включая алхимию, гадание и телесное очищение. Понятие ци (энергия, дыхание или жизненная сила) играет важную роль как в даосизме, так и в традиционной китайской медицине.
Буддизм в Китае
Появление буддизма в I веке н.э. бросило вызов традиционной китайской иерархии, утверждая, что любой человек может улучшить свою участь в будущих перерождениях. Благодаря обещанию преодолеть страдания через избавление от желаний, буддизм привлёк многих представителей низших классов и женщин. В XVI веке учения буддизма, даосизма и конфуцианства были объединены в синкретическую систему, известную как «религия Саньи» или «Учение о трёх в одном».
Народная религия
То, что сегодня известно как китайская «народная религия», во времена династии Сун обогатило культуру пантеоном божеств, ритуальными жертвоприношениями и праздниками. Многие известные сегодня традиции, такие как использование лунного календаря, сложные похоронные ритуалы и празднование китайского Нового года, тесно переплетены с народной религией.
Распространение и развитие
Исторически распространение традиционных китайских религий шло по трём основным каналам: устная традиция, образование и философские изыскания, а также государственная поддержка. Длительная история централизованного управления дала государству значительную власть в вопросах религии и образования, позволяя устанавливать официальную доктрину и регулировать обмен идеями с внешним миром. Династические традиции также способствовали формированию учёной элиты, развивавшей философские и социальные ценности.
Распространение идей
Устные традиции определяли развитие китайских мифов и ритуалов до появления первых династий. Династические правители изменили этот порядок, создав социальную иерархию, которая открыла доступ к образованию для элиты (почти исключительно для мужчин). Хотя большинство китайцев продолжало перенимать традиции устно, меньшинство получило возможность изучать древнюю китайскую классику — священные тексты (цзин) — и развивать новые философские течения.
Сто школ мысли
По иронии, традиция философских дискуссий, зародившаяся при династии Чжоу, достигла своего апогея во время её распада. Периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств были временем политических потрясений, но также и эпохой «Ста школ мысли». В это время такие философы, как Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Хань Фэй и Мо-цзы, создали идеи, ставшие решающими для китайской религии и культуры.
Государственный контроль и внешнее влияние
По мере укрепления власти династий Цинь, а затем Хань, росло и влияние государственной религии. Принятие конфуцианства в качестве официальной идеологии при императоре У-ди определило культурное развитие Китая на два тысячелетия вперёд. В то же время даосизм в разные периоды истории подвергался официальным гонениям.
Растущее значение торговых путей на Запад (позже названных «Шёлковым путём») способствовало обмену идеями между Китаем, Центральной Азией и Римской империей. Морская торговля с Японией, Юго-Восточной Азией и Индонезией также оказала влияние на китайскую культуру, равно как и экспорт конфуцианства и даосизма в эти регионы.
Коммунистический Китай
Китайская революция 1911 года свергла последнюю династию и положила начало формированию республиканского правительства. После прихода к власти Коммунистической партии Китая в 1949 году в стране была провозглашена политика государственного атеизма. Даже исконно китайские духовные традиции стали объектом преследований.
Современные практики
Сегодня Китай официально остаётся атеистическим государством, однако правительство начало продвигать традиционные верования как часть культурного наследия, финансируя восстановление мест поклонения. Тем не менее, власти настороженно относятся к организованным религиям, особенно имеющим западное влияние. Государство официально признаёт даосизм, буддизм, ислам и некоторые направления христианства, но объявило вне закона ряд современных движений, в частности Фалуньгун, назвав их «культами».
Верования в современном Китае
Недавние исследования показывают, что многие жители Китая не считают себя религиозными, но при этом разделяют веру в сверхъестественные явления, связанные с конфуцианством, даосизмом и народной религией. Практики традиционной китайской медицины, основанные на концепциях инь и ян и пяти стихий (воды, огня, земли, дерева и металла), широко распространены по всей стране.
Китайская народная религия продолжает жить в форме астрологии, использования лунного календаря, празднования китайского Нового года и других ритуалов. Однако многие из этих практик были в значительной степени коммерциализированы и уже мало напоминают те духовные системы, из которых они произошли.
Китайские религии в мире
Многие духовные и философские традиции Китая процветают и за его пределами. Конфуцианство насчитывает около 6–7 миллионов последователей, в основном в Восточной Азии. Даосизм приобрёл популярность во всём мире, особенно на Западе, во многом благодаря «Дао дэ цзину» — одной из самых переводимых книг. Точное число даосистов подсчитать трудно, поскольку на Западе многие принимают лишь отдельные аспекты учения, а в Азии его часто сочетают с местными верованиями.
Растущее глобальное влияние Китая также способствует распространению его верований. Сегодня миллионы китайских иммигрантов живут по всему миру. В некоторых случаях они могут исповедовать свои традиционные верования свободнее в новых странах, чем на родине.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?