Китайские религии читать ~12 мин.
Концепция «Китай» началась с первого императора Цинь Шихуанди, который в 221 году до н.э. завоевал несколько небольших царств, чтобы сформировать единое государство. Новая империя была названа Чжунго, Срединное царство – до сих пор китайское название Китая, которое передаёт его место в центре мира и вселенной. Китай также называли Тянь Ся, Под Небом, что, возможно, свидетельствует о том, что китайское самосознание было в основе своей религиозным.
Религиозное разнообразие Китая
В Китае практически все основные религии исповедовались в пределах его границ. Действительно, город Чанъань (ныне Сиань), столица Китая во времена династии Тан, был в то время самым большим городом в мире и, возможно, таким же религиозно разнообразным, как Нью-Йорк сегодня. Однако все эти религии, за исключением буддизма, оставались чуждыми и не стали частью того, что называется китайской религией.
Китайская религия – это не конкретная религия в западном понимании, с определённым учением и исповеданием веры. Скорее, это мировоззрение, которое охватывает ритм сельскохозяйственных циклов, главенство семьи и идею самого Китая. В китайском дискурсе идея религии часто помещается в более широкую категорию традиционной культуры.
Конфуцианство и даосизм
Конфуцианство формировало этические и ритуальные нормы Китая на протяжении более двух тысячелетий. Идея о том, что добродетель – это вопрос характера и воспитания, а не благородного происхождения, была революционной для того времени и представляет собой самый большой вклад Конфуция в мировую цивилизацию.
Китай также стал свидетелем подъёма религиозного даосизма, а также прихода буддизма из Индии через Центральную Азию. Самым важным элементом даосизма была теория инь и ян. Первоначально обозначавшие тенистую (инь) и солнечную (ян) стороны горы, для династии Чжоу инь и ян были метафизическими строительными блоками, символизирующими фундаментальную полярность, проявляющуюся во многих отношениях: тёмное и светлое, пассивное и активное, женское и мужское, земля и небо. Инь и ян не являются моральными качествами, поскольку они не относятся к добру и злу. Их также не следует понимать как противоположности: инь и ян существуют в динамическом напряжении друг с другом, каждое из них содержит сущность другого и каждое становится другим.
Буддизм в Китае
Буддизм впервые проник в Китай в первом веке нашей эры. Сначала он рассматривался как секта даосизма – одно из даосских писаний повествовало о том, как легендарный основатель даосизма Лаоцзы (или Лао-цзы) отправился в Индию и обучал Будду. Вскоре, однако, возникло более глубокое понимание буддизма, чему способствовали переводы сутр, священных текстов буддизма, на китайский язык.
В буддизме рассматривались вопросы страдания, смерти, спасения и загробной жизни, которые китайская религия до этого игнорировала. Монашество способствовало социальному равенству – источники свидетельствуют, что в монастыри приходили люди из всех слоёв общества, от этнических меньшинств до чиновников и крестьян. Для китайских женщин буддизм давал (как и сейчас даёт) выход из патриархального китайского общества.
Происхождение
Традиционные китайские религии включают в себя коренные верования и практики, восходящие к доисторическим временам, в сочетании с более чем 3 000 лет развития и влияния различных философов, правителей и религиозных традиций. На практике традиционные китайские религии включают в себя ритуалы, традиции и обычаи, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни.
Основные элементы
Среди наиболее важных элементов таких традиций – почитание семьи, соблюдение природных и сельскохозяйственных циклов, связь между умершими предками и живыми. Широкие идеи, такие как гармония, мораль и символическая двойственность инь и ян, также были включены в эти традиции на протяжении веков. Древнее понятие Тянь Ся (Под Небом), которое первоначально относилось ко всему физическому миру, но позже стало синонимом китайской нации, может служить ключевым примером того, как китайская идентичность переплетается с духовными и философскими идеалами.
Раннее развитие
Китай прослеживает большую часть своего культурного и религиозного наследия до первых трёх династий: Ся, Шан и Чжоу. Легендарной первой династии Ся приписывают развитие сельского хозяйства и медицины, которые остаются в основе духовности и культурного обучения. Династия Шан была теократией, основанной около 1600 года до н.э., которая требовала человеческих и животных жертвоприношений богам. Династия Чжоу, свергнувшая Шан в 1046 году до н.э., положила конец ритуальным человеческим жертвоприношениям и сформировала ранний философский взгляд на природу отношений человека с богами, который впоследствии вдохновил учение Конфуция. Династии Шан и Чжоу охватывали лишь небольшую часть территории современного Китая, сосредоточившись вокруг современных провинций Хэнань и Шэньси, соответственно.
Период расцвета
В периоды Весны и Осени и Воюющих государств, на закате династии Чжоу, наблюдалось огромное развитие философской и религиозной мысли, так как это совпало с эпохой ста школ мысли (770-221 гг. до н.э.). Из этого времени социальных и политических потрясений возникло конфуцианство, которое стало основой китайской культуры и политической мысли на последующие два тысячелетия. Даосизм, наряду с буддизмом (который зародился в Индии), стал популярен во времена династии Хань, добавив ещё больше фактуры в китайскую духовность. Император династии Хань Уди принял конфуцианство в качестве официальной государственной философии, положив начало слиянию трёх основных китайских верований – конфуцианства, даосизма и буддизма – в китайскую космологию.
Основы веры
Традиционные китайские верования столь же разнообразны, как и долгая история Китая, отражая ценности коренных культур, политику правительства и традиции конфуцианства, даосизма и буддизма. Как и многие восточные традиции, китайская культура не требует строгого следования определённым догмам. Большинство последователей традиционных китайских религий верят в некоторую комбинацию культурных, философских и религиозных ценностей. Первые династии Китая опирались на древние верования коренных народов, чтобы создать то, что западные учёные называют первыми государственными религиями. Среди их вклада были приверженность сельскому хозяйству и традиционному врачеванию; ритуальные жертвоприношения богам; моральный кодекс, предписанный небесами; сложная форма гадания, которая легла в основу «И-Цзин"; и ритуальные шаманские связи между физическим и духовным мирами.
Конфуцианство
Конфуцианство привнесло идеалы образования, самосознания и любви к другим как средства достижения гармонии в социальной и политической жизни. Эта коренная традиция утвердила идею о том, что моральный облик и нравственный авторитет не зависят от положения человека в обществе, а могут быть приобретены путём целенаправленного обучения и тренировки. Конфуцианство также основывалось на древних представлениях о почитании и уважении родителей и других старших, применяя эти же требования к китайским правителям. Поздние конфуцианские философы внесли свой вклад в идею врождённой человеческой доброты.
Инь и Ян
Династия Хань, установившая конфуцианство в качестве государственной религии, также включила в развивающуюся китайскую космологию концепцию инь и ян. Эта концепция представляет собой двойственную и взаимодополняющую природу существования; в качестве примеров можно привести женское (инь) и мужское (ян) начала, луну (инь) и солнце (ян), медленное (инь) и быстрое (ян). Хань также использовала традиционные «у син» (пять сил) – воду, огонь, землю, дерево и металл – для объяснения смены династий, астрономических явлений и природных циклов.
Даосизм
Даосизм, возникший во времена династии Хань, подчёркивал стремление к бессмертию, трансцендентности и единению с божественным (Дао, буквально «Путь»). В своих попытках достичь этой цели, которая возникла из существующей веры в связь между физическим и духовным миром, последователи даосизма используют широкий спектр практик, также уходящих корнями в коренные верования. К ним относятся алхимия, гадание и физическое очищение. Концепция ци (энергия, дыхание или жизненная сила) является важной для даосизма, а также для традиционной китайской медицины.
Буддизм в Китае
Появление буддизма в Китае в первом веке нашей эры ознаменовало отход от традиционной китайской иерархии, поскольку он утверждал, что любой человек может улучшить свою судьбу в будущих циклах перерождения (реинкарнации). В результате буддизм привлёк многих социально маргинализированных китайцев, в частности женщин и представителей низших экономических классов, своим обещанием преодолеть человеческие страдания путём устранения желаний. В 16 веке н.э. буддизм, даосизм и конфуцианство были объединены в отдельную, синкретическую систему верований, известную как «Три в одном» или религия Ся.
Народная религия
То, что сегодня известно многим как китайская «народная религия», добавило огромный пантеон персонифицированных божеств, ритуальные жертвоприношения и религиозные праздники в китайскую культуру во времена династии Сун. Китайская народная религия включает в себя многие из наиболее известных сегодня традиций, в том числе использование лунного календаря, сложные похоронные ритуалы и китайский Новый год.
Распространение и развитие
Исторически традиционные китайские религии распространялись и развивались по трём каналам: устная традиция, образование и философские исследования, а также принятие китайскими правителями. Длительная история централизованного управления Китаем на обширной географической территории дала большую власть государству в вопросах религии и образования, предоставив правительствам возможность устанавливать официальную государственную доктрину и регулировать религиозный и философский обмен с внешним миром. Династические традиции Китая также позволили сформироваться элитному классу учёных, которые развивали существующие социальные и философские ценности.
Распространение идей
Устные традиции, лежащие в основе верований коренных народов мира, определяли эволюцию китайских мифов и ритуалов до первых династий. На протяжении тысячелетий религия распространялась в Китае так же, как и в других странах: медленно и неуклонно во времени и пространстве. Династические правители изменили все это, создав политическую и социальную иерархию, которая позволила элитному классу людей (почти исключительно мужчинам) получить образование. Хотя подавляющее большинство китайцев продолжало изучать культурные и религиозные традиции из уст в уста, небольшое меньшинство теперь могло свободно изучать древнюю китайскую классику, или священные писания (цзин), и развивать новые направления мышления о роли цзин в обществе.
Сто школ мысли
По иронии судьбы, традиция философского дискурса, приписываемая ранней (западной) династии Чжоу, достигла своего апогея, когда династия распалась. Периоды Весны и Осени и Воюющих государств – времена политических потрясений, во время которых несколько царств боролись за объединение всего Китая под единым правительством – также охватывают период Ста школ мысли, во время которого такие великие философы, как Конфуций, Менций, Сюнь-цзы, Лаоцзы, Чжуан-цзы, Хань Фэй и Моцзы, создали идеалы, имеющие решающее значение для развития китайской религии и культуры.
Государственный контроль и внешнее влияние
По мере того, как династия Цинь, а затем династия Хань укрепляли власть на гораздо больших территориях, они также усиливали влияние государственной религии на китайский народ. Император династии Хань У принял конфуцианство в качестве государственной религии, что изменило ход развития китайской культуры на следующие 2 000 лет. (Даосизм, с другой стороны, официально подавлялся в разные периоды истории).
В то же время растущее значение многочисленных торговых путей на Запад (позднее получивших общее название «Шёлковый путь») увеличило обмен идеями между Китаем, Центральной Азией и Римской империей. Морские торговые пути в Японию, Юго-Восточную Азию, Индонезию и другие страны оказали своё собственное влияние на китайскую культуру, как и экспорт конфуцианства и даосизма в эти регионы. Ко времени правления династии Тан (618-907 гг. н.э.) тогдашняя столица Чанъань (современный Сиань) была самым густонаселённым городом мира и, вероятно, самым этнически и духовно разнообразным.
Коммунистический Китай
В более современные времена китайская революция 1911 года оказала своё влияние, свергнув последнюю китайскую династию и объединив северный и южный Китай в одно националистическое правительство. После того как в 1949 году к власти в современном Китае пришла Коммунистическая партия Китая, её лидер, Мао Цзэдун, занял официально атеистическую позицию. Даже порождённые китайцами духовные традиции стали мишенью.
Современные практики
Сегодня Китай остаётся официально атеистическим, но правительство начало активно продвигать традиционные религии и духовные верования и финансирует строительство и восстановление традиционных мест поклонения. Однако китайские лидеры по-прежнему настороженно относятся к более организованной религии, особенно к традициям, несущим в себе западное влияние. Хотя в настоящее время государство официально признает даосизм, буддизм, ислам и некоторые секты христианства, оно объявило вне закона некоторые более современные системы верований, в частности Фалуньгун, которая опирается на даосские и буддийские учения, назвав их «культами».
Верования в современном Китае
Недавние исследования показали, что многие люди в современном Китае считают себя нерелигиозными, но многие также выражают личную веру в сверхъестественные существа или явления, связанные с конфуцианством, даосизмом, народной религией и другими традициями коренных народов. Традиционная китайская медицинская практика, которая по своей сути зависит от сочетания верований коренных народов, пяти стихий – воды, огня, земли, дерева и металла, а также древней китайской концепции инь и ян – жива и процветает по всей стране.
Китайская народная религия также продолжает существовать в виде астрологии, использования лунного календаря, празднования китайского Нового года и различных других ритуалов. Однако многие из этих практик сильно коммерциализировались и мало похожи на те духовные системы, из которых они произошли.
Китайские религии выходят на мировой уровень
Многие из китайских духовных и философских традиций процветают и за пределами Китая. Конфуцианство насчитывает примерно 6-7 миллионов приверженцев по всему миру, в основном в Восточной Азии. Даосизм стал популярен во всем мире, особенно на Западе, в основном благодаря «Дао-тэ цзин», которая является одной из самых переводимых книг в мире. Точное число даосистов трудно подсчитать, поскольку многие жители Запада приняли лишь некоторые аспекты традиции, а многие жители Восточной Азии сочетают её учения с коренными или китайскими народными практиками.
Растущее глобальное влияние Китая также сыграло свою роль в экспорте китайских верований. Сегодня миллионы китайских иммигрантов рассеялись по всему миру. В некоторых случаях китайские иммигранты теперь могут исповедовать традиционные верования с большей свободой в своих странах, чем в Китае.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?