Opus Dei читать ~13 мин.
Опус Деи (официальное название «Прелатура Святого Креста») – внутренний институт Римско-католической церкви. Основанная в 1928 году Хосемарией Эскривой в Испании, эта организация выросла до примерно 93 400 членов по всему миру, действующих в 66 странах. Opus Dei пропагандирует концепцию, согласно которой все христиане могут достичь святости через свою обычную работу и повседневную деятельность.
Хотя сторонники организации хвалят её за духовное руководство и приверженность католическим ценностям, на протяжении всей своей истории она сталкивалась с различными критическими замечаниями, касающимися её практик, методов вербовки и предполагаемых политических связей.
Историческое развитие
Основание и ранний рост
2 октября 1928 года испанский священник Хосемария Эскрива основал в Мадриде организацию Opus Dei (в переводе с латыни – «Дело Божье»). По словам Эскривы, организация родилась из божественного видения, которое он испытал во время духовного ритрита. Изначально созданная исключительно для мужчин, в 1930 году «Опус Деи» пополнилась женщинами, опять же, по словам Эскривы, на основании божественного руководства.
Гражданская война в Испании (1936-1939) временно помешала раннему развитию организации. В этот период Эскрива столкнулся с преследованиями и, по некоторым данным, несколько раз избежал смерти. После войны он вернулся в Мадрид и возобновил свою работу, основав Академию DYA как первый центр Opus Dei, где проводились занятия по праву и архитектуре.
Расширение и признание
Вторая мировая война поначалу не позволила организации выйти за пределы Испании. Однако после войны Эскрива переехал в Рим в 1946 году и начал путешествовать по Европе, чтобы основать филиалы в разных странах. В 1947 году организация получила первое папское одобрение от Святого Престола, а затем окончательное одобрение в 1950 году при Папе Пие XII. Это окончательное одобрение позволило женатым людям и светским священникам вступать в Opus Dei.
Значительная веха произошла 5 августа 1982 года, когда Папа Иоанн Павел II предоставил Opus Dei статус личной прелатуры через Апостольскую конституцию Ut Sit. Это сделало Opus Dei первой и пока единственной личной прелатурой в Католической церкви, уникальной канонической структурой, похожей на епархию, но не связанной географическими территориями.
Последние события
После смерти Эскривы 26 июня 1975 года Альваро дель Портильо стал первым прелатом Opus Dei и возглавлял организацию до своей смерти в 1994 году. Его сменил Хавьер Эчеваррия, который служил до 2016 года. Нынешний прелат, Фернандо Окарис Бранья, принял руководство 23 января 2017 года.
Папа Иоанн Павел II канонизировал Хосемарию Эскриву 6 октября 2002 года, признав его «святым обычной жизни». В последние годы при Папе Франциске организация столкнулась с некоторыми изменениями в своих отношениях с более широкой католической иерархией.
Организационная структура
Система управления
Opus Dei действует в рамках трёхуровневой структуры управления. На вершине находится прелат (в настоящее время Фернандо Окарис Бранья), который осуществляет руководство всей организацией по всему миру. Прелату помогают два совета – Генеральный совет (состоит из мужчин) и Центральный консультативный совет (состоит из женщин).
Организация разделена на мужскую и женскую секции, которые функционируют полуавтономно. Обе секции подчиняются прелату, который служит пожизненно и избирается Генеральным конгрессом. Ниже центрального правительства в Риме находятся региональные комиссии, возглавляемые викариями, а затем местные советы под руководством директоров, которые управляют отдельными центрами «Опус Деи».
Генеральные конгрессы созываются каждые восемь лет или при особых обстоятельствах. Интересно, что в процессе выборов нового прелата участвуют как мужская, так и женская секции – женщины выдвигают кандидатов, а мужчины голосуют из этого списка, причём для окончательного назначения требуется папское подтверждение.
Категории членов
Структура состоит из нескольких типов членов:
Нумерарии – безбрачные члены, которые обычно живут в центрах Opus Dei и полностью посвящают себя деятельности организации. Они составляют небольшой процент от общего числа членов.
Сверхсрочники – женатые члены, которые ведут обычную семейную и профессиональную жизнь, следуя духовным практикам «Опус Деи».
Ассоциаты – безбрачные члены, которые обычно живут со своими семьями, а не в центрах «Опус Деи».
Численные помощницы – женщины, которые занимаются домашней работой в центрах «Опус Деи».
Священники – либо епархиальные священники, которые присоединяются к «Опус Деи», сохраняя свои епархиальные обязанности, либо члены организации, которые становятся священниками после того, как присоединились к ней как миряне. Священники составляют около 2% от общего числа членов (примерно 2 100 из 93 400 членов).
Статус личной прелатуры
Будучи личной прелатурой, Opus Dei существует как юрисдикционная структура, определяемая не географией, а членством. Этот статус, установленный Вторым Ватиканским собором и предоставленный Opus Dei в 1982 году, позволяет организации действовать вне епархиальных границ под руководством своего прелата.
Прелатура подчиняется Конгрегации епископов в ватиканской иерархии. В отличие от религиозных орденов, таких как иезуиты или францисканцы, члены Opus Dei не дают формальных обетов, но берут на себя договорные обязательства перед организацией.
Духовная основа
Основные теологические концепции
Духовность «Опус Деи» базируется на нескольких основополагающих принципах:
Универсальный призыв к святости – вера в то, что все христиане, а не только священнослужители или члены религиозных орденов, призваны стать святыми через свою обычную жизнь. Это учение, которое сегодня широко распространено в католицизме, считалось новаторским, когда Эскрива впервые его пропагандировал.
Божественное причастие – признание себя дитём Божьим, которое Эскрива назвал «основой духа Opus Dei». Эта концепция побуждает членов организации сохранять детское доверие к Богу, выполняя свои земные обязанности.
Единство жизни – интеграция духовной жизни с профессиональными, социальными и семейными обязательствами, отвергающая любое разделение между верой и повседневной деятельностью. Как сказал Эскрива: «Есть только одна жизнь, состоящая из плоти и духа. И именно эта жизнь должна стать, как душой, так и телом, святой и наполненной Богом».
Освящение труда – превращение обычного труда в средство святости и жертву Богу, когда он выполняется с совершенством и христианским духом. Работа становится не просто контекстом для святости, а «сырьём» для освящения.
Ежедневные практики
Члены Церкви следуют «Плану жизни» – ежедневному режиму молитв и религиозных практик, который включает в себя:
- Утреннее приношение
- Мысленную молитву (медитацию)
- Ежедневная месса, когда это возможно
- Чтение Розария
- Духовное чтение, включая Евангелие
- Исследование совести
- Краткие посещения Святых Таин
- Чтение прецессий (молитва на латыни, специфическая для Opus Dei)
- Молитва Angelus в полдень
- Малые акты покаяния или детоубийства
- Три «Аве Мария» перед сном
Кроме того, прихожане обычно еженедельно исповедуются, ежемесячно посещают дни воспоминаний и участвуют в ежегодных духовных ретритах. Благодаря этим практикам члены организации стремятся стать теми, кого Эскрива называл «созерцателями посреди мира».
Отношение к католическому учению
Многие духовные принципы Opus Dei, в частности, всеобщий призыв к святости, получили широкое признание во время Второго Ватиканского собора (1962-1965) и были включены в официальные церковные документы, такие как Lumen Gentium. Уильям Э. Мэй, профессор нравственного богословия, отмечает параллели между учениями Opus Dei и документами Соглашения.
Однако некоторые богословы, например Анри Дени из Лионского университета, ставят под сомнение совместимость некоторых учений Opus Dei со II Ватиканским собором, особенно в отношении «законной автономии земных реалий», описанной в Gaudium et Spes.
Глобальное присутствие и деятельность
Образовательные инициативы
Образование является одним из основных направлений деятельности Opus Dei по всему миру. Организация управляет многочисленными учебными заведениями, включая Папский университет Святого Креста в Риме. Эти учебные заведения, как правило, делают акцент на академических достижениях в сочетании с католическими ценностями.
Opus Dei управляет студенческими общежитиями, профессиональными школами и культурными центрами, которые служат как для обучения, так и для вербовки. Философия образования организации подчёркивает формирование характера наряду с интеллектуальным развитием.
Социальное влияние
Членов организации поощряют заниматься социальным служением и вносить позитивный вклад в общество через свою профессиональную деятельность. «Опус Деи» осуществляет различные социальные инициативы, особенно в развивающихся странах, уделяя особое внимание здравоохранению, профессиональному обучению и развитию сельских районов.
Организация подчёркивает, что её основное апостольство происходит через повседневное взаимодействие членов и их профессиональное мастерство, а не через брендированные институциональные работы. Благодаря такому низовому подходу общее социальное воздействие организации трудно оценить количественно.
Противоречия и критика
Организационная практика
«Опус Деи» подвергается критике в связи с предполагаемой секретностью и контролем над членами. Бывшие члены организации, такие как Мария дель Кармен Тапиа, рассказывали о строгих правилах, включая проверку почты членов организации и ограничения на чтение материалов без разрешения начальства. Критики характеризуют методы вербовки организации как агрессивные, используя такие термины, как «бомбардировка любовью», чтобы описать интенсивную похвалу, которой осыпают потенциальных рекрутов.
Некоторые обвиняют «Опус Деи» в том, что они заставляют нумерариев ограничивать контакты с нечленами организации, в том числе со своими семьями. Советник по выходу из организации Дэвид Кларк назвал Opus Dei «очень похожей на культ», а бельгийское правительство после проведённого расследования признало некоторые аспекты деятельности организации сектантскими.
Политические ассоциации
Опус Деи подвергался критике за предполагаемые связи с правыми политическими режимами. Критики утверждают, что Эскрива и организация поддерживали авторитарные правительства, в том числе Франсиско Франко в Испании, Аугусто Пиночета в Чили и Альберто Фухимори в Перу.
В Латинской Америке члены «Опус Деи» и сочувствующие им лица, как сообщается, занимали высокие государственные посты, что способствовало политическому влиянию организации в регионе. Некоторые критики утверждают, что филиалы «Опус Деи» причастны к правым переворотам в Венесуэле (2002) и Гондурасе (2009).
Однако защитники отмечают, что члены «Опус Деи» занимали должности во всем политическом спектре, в том числе среди противников этих режимов, как, например, Антонио Фонтан, выступавший против Франко.
Обращение с женщинами
Недавняя критика была сосредоточена на обращении с женщинами в Opus Dei, особенно с теми, кто служит в качестве помощников нумерариев. В статье Financial Times, опубликованной в марте 2024 года, утверждалось о практике «сродни современному рабству», основанной на свидетельствах 16 женщин, служивших помощниками нумерариев в течение нескольких десятилетий и в разных странах. Эти женщины рассказали, что их “принуждали к домашнему рабству с помощью жёсткой системы психологического контроля”.
Кроме того, некоторые критики обвиняют организацию в женоненавистничестве и сохранении жёстких гендерных ролей. Разделение организации на мужскую и женскую части и разные роли, отведённые каждой из них, вызвало критику со стороны сторонников гендерного равенства.
Изображение в СМИ
Опус Деи получил значительное внимание общественности благодаря роману Дэна Брауна «Код да Винчи» и его экранизации 2006 года, в которых организация была представлена в негативном свете. Многие христиане и католики критиковали эти образы как недостоверные и антикатолические. Хотя вымышленное изображение сильно преувеличило многие аспекты деятельности Opus Dei, оно привлекло внимание общественности к организации и её практике.
Наследие и влияние
Вклад в католическую мысль
Основной богословский вклад «Опус Деи» заключается в том, что она делает акцент на освящении обычной жизни и работы. Эта точка зрения повлияла на более широкое католическое мышление о роли мирян в Церкви. Кардинал Йозеф Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI) отметил, что учение Эскривы было «христоцентричным» и ценным для Церкви.
Акцент организации на профессиональном мастерстве как пути к святости нашёл отклик у многих католиков, стремящихся совместить свою веру с карьерой. Ее акцент на доктринальной ортодоксии в сочетании с участием в жизни светского общества послужил моделью для участия католиков в жизни современного мира.
Историческое значение
Всесторонняя историческая оценка Opus Dei была опубликована в 700-страничном томе Хосе Луиса Гонсалеса Гуллона и Джона Ф. Ковердейла, представляющем собой первое исчерпывающее исследование с доступом ко всей сохранившейся документации. В этом научном труде прослеживается развитие организации через трёх её первых лидеров и анализируется её эволюционирующая идентичность на пяти континентах.
Путь «Опус Деи» от небольшой испанской организации до глобального католического института с уникальным каноническим статусом демонстрирует её устойчивость и адаптивность. Ее влияние распространяется не только на непосредственных членов организации, но и на образовательные учреждения, публикации и широкое распространение её духовного послания.
По мере приближения к столетнему юбилею Opus Dei продолжает вызывать бурную реакцию – как горячую поддержку со стороны приверженцев, ценящих её духовное руководство, так и резкую критику со стороны недоброжелателей, озабоченных её методами и влиянием. Такая поляризованная реакция отражает значительное, хотя и спорное, место Opus Dei в современном католицизме.
Споры вокруг Opus Dei
На протяжении своей истории организация сталкивалась с несколькими значительными противоречиями:
Организационная практика
Критики обвиняли «Опус Деи», в основном, по этим причинам:
- Соблюдение секретности и чрезмерный контроль над членами.
- Агрессивные методы вербовки, особенно среди молодежи.
- Изоляция членов от их семей.
- Цензура материалов для чтения.
- Слежка за членами, включая предполагаемый мониторинг коммуникаций.
Обращение с женщинами
Озабоченность гендерными вопросами включает:
- Разделение на мужскую и женскую секции с ограниченным взаимодействием.
- Утверждения о женоненавистнических учениях и практиках.
- Сообщения о том, что в мужских центрах «Опус Деи» женщины работают в качестве домашней прислуги («помощницы нумерологии»), находясь в стеснённых условиях.
- Недавний судебный процесс во Франции с обвинениями в нарушении трудового законодательства и вредных практиках в отношении молодой женщины-члена организации.
Финансовые и политические обвинения
- Отсутствие финансовой прозрачности.
- Участие в сомнительных финансовых операциях.
- Поощрение сильных экономических и политических амбиций среди членов организации.
- Исторические связи с авторитарными режимами, особенно в Испании при Франко.
Обвинения в злоупотреблениях
Появилось несколько серьёзных обвинений:
- Случаи сексуального насилия, расследованные во многих странах.
- Обвинения в торговле людьми, особенно женщинами из Южной Америки, которых привозили служить в резиденции Opus Dei по всему миру.
- Сообщения о психологических манипуляциях и контроле над членами организации.
Религиозные противоречия
Некоторые религиозные противоречия:
- Обвинения в том, что священники нарушают печать исповеди, хотя «Опус Деи» отрицает такую практику.
- Вопросы о взаимоотношениях организации с католической церковью, в том числе спорное утверждение о том, что в 1960-х годах она собиралась порвать с католицизмом.
Общественное восприятие
Имидж «Опус Деи» пострадал из-за изображения тайной организации в популярных СМИ, в частности, в романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Влияние организации критикуется в католической церкви и различных общественных институтах. «Опус Деи» и её сторонники оспаривают многие из этих обвинений, часто характеризуя их как неправильное понимание миссии и реальных практик организации. Эти противоречия остаются предметом постоянных споров и расследований, включая недавнее расследование Ватиканом некоторых из наиболее серьёзных обвинений.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?