Шиа читать ~12 мин.
В первые века своего существования ислам был разделён на две основные общины – суннитов и шиитов (также называемых шиитами). Раскол возник постепенно в годы после смерти в 661 году н.э. Али ибн Аби Талиба, зятя пророка Мухаммеда и мужа Фатимы бинт Мухаммед, младшей дочери пророка. Некоторые мусульмане прониклись особым уважением к физической семье Мухаммеда. Однако после смерти Али халифат (политическое руководство арабской мусульманской общиной) перешёл не к семье Мухаммеда, а к Омейядам (халифам из рода Омейядов).
Верования шиитов
Мусульмане-шииты пришли к убеждению, что Али был наиболее квалифицированным преемником Мухаммеда, а не три человека, выбранные в качестве халифа между смертью Пророка и назначением Али в 656 году четвёртым халифом. Со временем они пришли к убеждению, что Мухаммед выбрал Али своим преемником.
Шииты также считали, что ислам нуждается в имаме (или проводнике) как хранителе исламского откровения и носителе власти Пророка. Таким образом, шииты считали необходимым, чтобы те, кто принадлежал к семье Пророка, вели их за собой. Постепенно под «членами семьи Пророка» стали понимать Али, Фатиму и их потомков.
Политический и религиозный конфликт
В течение восьмого века возникли различные шиитские группы, которые возлагали власть на различные линии происхождения от Мухаммеда и Али. Но многие из них были уничтожены из-за их политической оппозиции халифату. Затем наступил бурный период с 746 по 750 год, названный Аббасидской революцией, во время которой Аббасиды свергли халифат Омейядов. Различные шиитские группы поддержали Аббасидов, но затем подверглись преследованиям со стороны нового халифата.
Основная масса шиитов в конце концов перешла под руководство 12-го имама, Мухаммеда ибн Хасана аль-Махди, который стал имамом в возрасте четырёх лет в 873 году. Однако через несколько дней юный имам исчез, и его так и не нашли. У него не было братьев, и, судя по всему, род угас. Таким образом, возник кризис власти.
Скрытый имам
Именно тогда лидеры шиитского сообщества предложили новую теорию. Они предположили, что аль-Махди скрыто присутствует в мире, невидимый для человечества. Однако в какой-то момент в будущем он появится в качестве избранного, который, согласно Корану, должен появиться незадолго до конца света.
Чтобы продолжить руководство шиитской общиной, Совет двенадцати, улемы, занял место, образовавшееся после исчезновения аль-Махди. Они выбрали одного из них, чтобы тот обладал властью, которой когда-то обладали имамы из рода Али. Век за веком улемы приобретали все большую власть, так как «скрытый имам» не появлялся.
Происхождение
Ислам имеет две основные ветви: суннизм и шиизм (также называемый шиитским). Слово шиит – это сокращённая форма двух арабских слов, которые переводятся как «партия Али». (В данном случае «партия» означает «партизаны» – сторонники или последователи). Это название точно указывает на то, в чем заключалось (и остаётся по сей день) основное различие между суннитами и шиитами: проблема власти. Кто должен по праву возглавлять мусульманскую общину?
Этот исторический спор и религиозное разногласие никогда не были разрешены и остаются источником разногласий, даже кровопролития, до настоящего времени. Он лежит в основе сектантства (чрезмерной привязанности к определённой секте, особенно в религии) в мусульманском мире, в первую очередь между суннитами и шиитами (последователями шиитского ислама).
Шииты против суннитов
Это разделение уходит корнями в то время, когда основатель ислама, пророк Мухаммед, умер в 632 году н.э., не назначив преемника. Возникли споры о том, кто должен стать преемником Мухаммеда в качестве политического и духовного лидера всех мусульман. Для шиитов законным преемником Мухаммеда был Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат и зять Мухаммеда и первый мужчина-мусульманин в истории ислама.
Однако власть перешла к суннитским лидерам, называемым халифами. Первыми тремя халифами были Абу Бакр, Умар I и Усман ибн Аффан.
Первый халиф выбирался группой старейшин как человек, наиболее квалифицированный для правления. Этот «выборный» процесс выбора лидера уважаемыми старейшинами, которые сами были лидерами общины, был вполне традиционным и ожидаемым, если халифат был чисто политической должностью. Но ситуация была не такой простой, как кажется, потому что мусульмане были не только религиозной общиной, но и политической группой.
Али против «узурпаторов"
Однако для последователей Али ибн Аби Талиба эти халифы были незаконными «узурпаторами» (теми, кто брал власть, которая не принадлежала им по праву). Али фактически стал четвёртым халифом на короткий период времени. В этом отношении Али занимает признанное место в истории суннизма, а также в истории шиизма.
Эта ранняя борьба за преемственность (законное лидерство) приобретёт эпические масштабы, так как приведёт к жестокому конфликту, в результате которого ислам будет разделён и останется таким до сих пор.
Шиитские секты
Сегодня существует несколько шиитских сект. Основная шиитская группа известна как «дварфы», которые, как следует из названия, верят в двенадцать имамов (боговдохновенных религиозных лидеров).
Другой важной группой являются исмаилиты, которые верят в семь имамов, а также в череду «живых» имамов, которые происходят от правителей династии Фатимидов. Для шиитов имам не только является преемником пророка Мухаммеда, но и выполняет функции духовного лидера шиитской общины.
Основы веры
В начале своей истории шиитский ислам не имел чётко сформулированной доктрины религиозного авторитета. Именно Джафар ас-Садик первым разработал чёткую шиитскую доктрину, в результате чего его стали уважать как сунниты, так и шииты.
Садик и шиитский ислам
Садик преобразовал радикальное, революционное движение в умеренное. Он призвал шиитов сосредоточиться на религиозном руководстве первых прямых потомков Мухаммеда, которых стали называть имамами (богодухновенными лидерами).
Учитывая сокрушительное поражение всех предыдущих шиитских восстаний, законное право имамов на полное лидерство – как политическое, так и религиозное – было отложено на неопределённый срок. В будущем институт шиитского «имамата» будет восстановлен при «Махди» ("божественном наставнике»), предсказанном самим Мухаммедом. Сунниты тоже верят в эту мессианскую фигуру, Махди, но с одним ключевым различием.
Махди и имамат
Для суннитов Махди восстановит справедливость и праведность. Для шиитов Махди сделает нечто большее. Он восстановит имамат, который шииты считают законным и легитимным руководством мусульманской общины. Все это произойдёт в Судный день, в конце истории. А пока шииты будут оттягивать время и молиться о приходе долгожданного Махди.
Сунниты верят, что Махди будет прямым потомком пророка Мухаммеда, и что в будущем ислам станет религией только по имени и будет полностью развращён. Во время этого апокалиптического конца света весь мир станет коррумпированным, злым и несправедливым. В это время должен появиться мессианский Махди, который очистит землю от неправедности и несправедливости и восстановит ислам как универсальную религию для всего человечества (каким ислам и должен был быть).
Двенадцатый имам
Для шиитов, однако, Махди отождествляется с двенадцатым имамом. Основная группа шиитов известна как «дварфы», которые верят в двенадцать имамов. Двенадцатым в линии преемственности шиитских имамов был Мухаммед аль-Мунтазир, которого называют «аль-Махди».
Двенадцатый имам таинственно исчез около 839 года н.э., положив тем самым конец преемственности имамов. Когда Джафар ас-Садик создал теорию имамата, руководство человечества требовало присутствия живого имама в каждом поколении.
Когда это стало невозможно после исчезновения двенадцатого имама, проблема была решена путём превращения последнего (и потерянного) имама в мессианскую фигуру, которая вернётся в Судный день. В результате шиитский ислам на некоторое время был исключён из политики. Позднее ситуация изменилась в результате Исламской революции 1979 года в Иране. Сегодня иранские аятоллы (что означает «знамения Бога») считают себя официальными представителями «Скрытого имама», возвращение которого ожидается в конце времен.
Традиции шиитов и суннитов
В течение нескольких веков шииты создали уникальную правовую систему и ритуальную традицию, а также свою собственную отличительную теологию, толкование Корана и другие традиции. Шииты практически полностью отвергают суннитские традиции ("хадисы»), поскольку считается, что большинство сподвижников Пророка помогли помешать законному праву Али ибн Аби Талиба стать преемником Мухаммеда. Али ибн Аби Талиб был не сподвижником Мухаммеда, а его двоюродным братом и зятем.
Следовательно, шииты заменили суннитские традиции на шиитские, которые в основном приписываются имамам, а не Мухаммеду. Таким образом, у шиитов появился свой собственный набор традиций, в основном передаваемых различными имамами. Позднее эти традиции были собраны в авторитетные сборники шиитских традиций, которые сегодня считаются авторитетными сборниками, на которых в основном основаны религиозные верования и практика шиитов.
Основные верования шиизма
Шиитский ислам имеет пять основных догматов:
❶ Монотеизм (единый Бог),
❷ Справедливость (Бога) и Свободная воля (человечества),
❸ Пророчество (Мухаммед, последний пророк Бога),
❹ Имамат (вдохновлённые Богом религиозные лидеры), и
❺ Судный день (воскресение и загробная жизнь).
Каждый из этих принципов – за главным исключением веры в имамат – имеет общие черты с суннитской верой, хотя есть и некоторые различия. Таким образом, сравнение основных верований суннитского и шиитского ислама показывает, что основное различие заключается в отношении власти и институтов, в которые эта власть помещается.
Распространение и развитие
В истории шиитского ислама наблюдается динамичное взаимодействие между харизмой боговдохновенного лидера и харизмой военачальника. Другими словами, между харизмой пророка Мухаммеда и харизмой халифа ("преемника»), который относится к лидерам исламской общины после смерти Мухаммеда. Основные исторические периоды в истории шиизма следующие:
❶ сектантский шиитский ислам (632-1500 гг. н.э.);
❷ шиизм как государственная религия при Сефевидах (1501-1722 гг.);
❸ шиизм в эпоху Каджаров (1785-1890 гг.);
❹ развитие шиизма вплоть до Иранской революции 1979 года (1890-1979 гг.); и
❺ шиизм в Исламской Республике Иран (1979 г. – настоящее время).
Суннитская версия
В суннитской версии исламской истории 29-летний период, в течение которого правили четыре «праведно ведомых халифа», был чем-то вроде золотого века ислама в его первозданной чистоте. Этому идеализированному правлению пришёл конец, когда Муавия, правитель Сирии, после ожесточённой и кровавой гражданской войны захватил власть в 661 году н.э. (зять Мухаммеда Али ибн Аби Талиб был убит) и основал династию Омейядов, позже свергнутую Аббасидами в 750 году.
Эта династия была непопулярной и даже ненавистной. Спорадически вспыхивали восстания в поддержку Али, всегда в Месопотамии, особенно вокруг Куфы.
Смерть Хусайна
В истории и развитии шиитского ислама есть три решающих поворотных момента. Первый – это смерть аль-Хусайна ибн Али, младшего сына Али и Фатимы бинт Мухаммед (дочери Пророка), 10 октября 680 года н.э. До этого было несколько протестных движений. До этого несколько протестных движений, возглавляемых потомками Али, были жестоко подавлены суннитскими лидерами халифата. Однако убийство Хусайна было особенно трагичным. Хусайн вместе со своими сподвижниками был убит омейядской армией в Карбале (на территории современного южного Ирака) по приказу халифа Язида.
Таким образом, Хусайн стал мучеником (тем, чья смерть имеет глубокое религиозное значение), чья жертва должна была навсегда остаться в памяти. «Мученичество Хусайна» имело суровое последствие и решающее воздействие, поскольку ознаменовало полное и окончательное отделение шиитской религиозной традиции от доминирующей в исламе суннитской традиции.
Возвышение Сефевидов
Вторым поворотным моментом стало установление династии Сефевидов (1502-1736) в Персии (ныне Иран), когда впервые шиитский ислам был объявлен официальной государственной религией. Сефевиды были воинствующим исламским суфийским орденом, возникшим в тюркоязычном регионе к западу от Каспийского моря. К 1500 году Сефевиды приняли шиизм и стремились продвигать шиитский ислам силой. После нескольких войн с Сефевидами (поборниками шиитского ислама) соперничающая Османская империя стала считать себя защитницей суннитского ислама. Разделение на суннитов и шиитов стало ещё более резким.
Сефевиды стали «персами» по усыновлению, что означает, что они в значительной степени отождествляли себя с персидской культурой. ("Персия» – старое название современного Ирана.) Таким образом, шиитский ислам можно считать более или менее «персидским исламом». При этом, хотя персы (иранцы) составляют большинство шиитского населения, есть значительное число шиитов арабского и другого происхождения.
Иранская революция
Третьим поворотным моментом в истории шиизма можно считать исламскую революцию 1979 года, в результате которой под руководством аятоллы Хомейна была создана современная Исламская Республика Иран.
Это стало переломным моментом в современной истории шиитского ислама, продолжающейся по сей день. Таким образом, в современном контексте шиизм в Иране прошёл путь от религиозного затишья до политической активности.
Современные практики
Сегодня мусульмане-шииты живут в основном в Иране, Ираке, Пакистане, Ливане, Саудовской Аравии, Йемене, Кувейте, Бахрейне и Индии. В Иране шииты составляют около 98% населения. В Бахрейне шииты составляют около 70% населения, но уже давно страдают от суннитского правления. В Ираке шииты составляют большинство – около 60% населения. В Ливане шииты составляют около 40% населения и превратились в весьма влиятельную силу в ливанской политике. В Саудовской Аравии шииты сосредоточены в богатом нефтью регионе Хаса и составляют лишь около 8% населения.
Исламская революция
Развитие шиитского ислама достигло своего пика во время Исламской революции 1979 года, в результате которой была создана Исламская Республика Иран. Это важное событие ознаменовало переход шиитского ислама от тихого религиозного движения к мощной политической идеологии.
Нынешний режим Ирана считает себя теократией (правление божественной властью). Самым значительным изменением, повлиявшим на шиитский ислам за последние столетия, является власть и влияние шиитских религиозных лидеров, известных как улама.
Хотя Иран и является самопровозглашённой «республикой», он не считает себя демократией. Скорее, Иран является исламской парламентской республикой. Основное различие между демократией и Исламской Республикой заключается в том, что при демократии законы принимаются народом. Но в Исламской Республике Иран основные законы (на которых должны основываться все остальные законы в Иране) даны Богом. Поэтому Исламская Республика рассматривает себя как образцовую систему правления, на которую должны опираться другие исламские государства.
Современный Ближний Восток
Разделение на суннитов и шиитов – это одна из призм, через которую можно увидеть и понять нынешнюю неопределённость на Ближнем Востоке. Сектантство (когда другие группы подвергаются дискриминации) помогает объяснить основную напряжённость в этом неспокойном регионе.
Другие факторы – такие как экономические и политические – в совокупности приводят к региональным конфликтам, которые вызывают смерть, разрушения и перемещение населения. Все эти результаты в корне противоречат мирному духу ислама, будь то суннизм или шиизм.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?