Традиционные религии Египта и Ближнего Востока читать ~12 мин.
Хотя религии Древнего Египта и древних ближневосточных цивилизаций отличались друг от друга, они также имели ряд общих черт. К ним относятся поклонение многим богам (политеизм), забота о правильном выполнении ритуалов, чтобы обеспечить благосклонность богов, и значительная степень преемственности в верованиях и практике на протяжении длительных периодов времени.
Египет
Для египетской религии характерны забота о стабильности космического и земного порядка (маат), вера в загробную жизнь и почитание множества божеств. Светская и духовная власть всегда были тесно переплетены. Это видно на примере выдающейся роли фараонов, которые выступали не только как земные власти, но и как важнейшие связующие звенья с божественным миром.
Некоторые божества были тесно связаны с природными явлениями, в то время как другие ассоциировались с абстрактными идеями или событиями в жизни человека. Особенно важными были погребальные божества, такие как Анубис (надзиратель за ритуалами бальзамирования) и Осирис (владыка подземного мира). Некоторые божества были связаны с определёнными профессиями (например, Тот, покровитель писцов). Попытку изменить египетскую религию предпринял фараон Ахенатон (ок. 1352 – ок. 1336 гг. до н.э.), который на короткое время стал пропагандировать единоличное поклонение Атону (богу солнца).
Забота о сохранении тела для обеспечения загробной жизни переросла в процесс мумификации. Считалось, что тело умершего служит вместилищем души. Большое внимание уделялось тому, чтобы душа продолжала существовать в загробной жизни. Ожидалось, что фараоны войдут в счастливую загробную жизнь в вечном общении с божествами, продолжая таким образом обеспечивать порядок и равновесие в мире и космосе.
Ближний Восток и Месопотамия
Древние шумеры и их преемники (аккадцы, ассирийцы, вавилоняне и другие) поклонялись множеству различных богов и богинь, связанных с различными природными силами. Основными шумерскими божествами были Ану (бог неба), Энлиль (бог воздуха и ветра), Нинхурсага (богиня земли) и Энки (бог вод). Аккадские божества включали Сина (бога луны), Шамаша (бога солнца) и Иштар (богиню плодородия). Иштар также была самым почитаемым божеством вавилонян, чей могущественный бог Мардук (сын бури) произошёл от шумерского бога Энлиля. Главный ассирийский бог Ашур также имел многие атрибуты шумерского бога Ану.
Достижение и поддержание доброй воли божеств было крайне важно, и проведение ритуалов было обязанностью правящих и жреческих членов общества. Ритуалы, проводимые в храмах, были недоступны для обычных людей, но существовали большие общественные праздники, свидетелями и участниками которых могли быть широкие слои населения.
Происхождение
Древнеегипетская и ближневосточная цивилизации являются одними из самых древних в мировой истории. Истоки религиозных традиций этих культур уходят далеко в прошлое и понятны в основном благодаря археологическим находкам.
Ранняя религия в Египте
Свидетельства о египетской цивилизации относятся по меньшей мере к четвёртому и пятому тысячелетиям до нашей эры. С этих ранних истоков и на протяжении почти 3 000 лет после этого древнеегипетская цивилизация развивалась и сохраняла удивительную степень преемственности. О важности религии свидетельствуют сохранившиеся памятники искусства и архитектуры Древнего Египта, большинство из которых были созданы для религиозных целей.
Истоки египетской религии лежат в додинастическом периоде, причём в захоронениях, относящихся примерно к шестому тысячелетию, содержались погребальные предметы, указывающие на веру в загробную жизнь.
Династическая цивилизация в Древнем Египте, сосредоточенная вокруг плодородной реки Нил, как принято считать, началась около 3000 года до н.э., когда Верхний (южный) и Нижний (северный) Египет были объединены под единым управлением верховного правителя – фараона. В начале династической истории погребальный культ фараона и его связь с богами стали вопросами государственной важности. Также после объединения некоторые божества, такие как Амон, Хор и Осирис, стали более значимыми, и их поклонение распространилось по всему Египту – до этого местные боги, связанные с деревнями, вероятно, имели большее значение для отдельных египтян.
Сложность древнеегипетской религии, возможно, лучше всего демонстрирует тот факт, что не существует единого стандартного богословского текста или набора священных писаний, в котором бы последовательно и фундаментально излагались их идеи и верования. Таким образом, множество текстов, популярных в разные эпохи и в разных регионах Древнего Египта, включают в себя различные мифы о сотворении мира, различные космологии и различные пантеоны основных и второстепенных божеств.
Ранние ближневосточные религии
Древние ближневосточные и месопотамские цивилизации существовали примерно с 4000 года до н.э. до II века н.э. Месопотамия относится к обширной территории Плодородного полумесяца, примерно соответствующей всему современному Ираку, а также юго-восточной Турции, восточной Сирии и западному Ирану. К основным древним цивилизациям этого региона относятся шумеры, аккадцы, вавилоняне, хетты, ассирийцы и персы.
Доказательства основных верований и ключевых практик, связанных с религиями региона, основаны на археологических и текстовых источниках. Археологические данные представлены в виде монументальной архитектуры (храмы и храмовые комплексы) и многочисленных мелких работ из камня, металла и глины, изображающих божеств и ритуальные действия. Поскольку большая часть сохранившихся произведений искусства этого региона имеет религиозный характер, создаётся впечатление, что религия играла важную роль в этих древних обществах. Это впечатление также подтверждается многочисленными эпическими историями о сотворении мира, рассказами о деятельности богов и богинь, документами с подробным описанием храмовых запасов и товаров, а также другими произведениями, содержащими молитвы, гимны и указания по проведению ритуалов.
Очевидно, что религия, в центре которой находились могущественные божества, была одним из основных компонентов жизни. Различные божества рассматривались как активные силы в сфере человеческой жизни и деятельности. Угождение и умиротворение этих божественных фигур, которые, в свою очередь, защищали, питали и поддерживали людей, обычно рассматривается как основа религиозной практики региона. Похоже, что шумерская цивилизация создала множество божеств, мифов и ритуальных практик, которые были приняты и развиты более поздними культурами региона.
Основы веры
Хотя религии Древнего Египта и Ближнего Востока имели некоторые общие черты, такие как политеизм (вера во множество богов), они значительно отличались в других областях, включая представления о природе богов и верования о загробной жизни.
Египетские боги и загробная жизнь
Древние египтяне верили во многих богов и богинь, которые приносили защиту, а также поддерживали работу природы. Ра, бог солнца, обеспечивал свет и тепло, необходимые для выживания всего живого на земле. Бог Хапи управлял разливом реки Нил, без которого египетское сельское хозяйство было бы невозможным. Другие божества, такие как Таверет и Бес, защищали женщин во время родов или охраняли маленьких детей. Некоторые боги, такие как сокоголовый Хорус, имели особенно высокий статус, поскольку были тесно связаны с фараоном.
В основе египетской религии лежала вера в то, что эта жизнь является прелюдией к жизни после смерти. Загробная жизнь была очень похожа на земную. Осирис, бог подземного мира и последнего суда, определял, кто из умерших достоин благословенной загробной жизни, а кто заслуживает наказания. Ключевым текстом в этом отношении является «Книга мёртвых». Она представляет собой серию молитв, призванных убедить Осириса в том, что умерший заслуживает счастливой загробной жизни. Для этого необходимо было убедить Осириса и группу других божественных судей в том, что умерший не совершил при жизни никакого зла. Чтобы попасть в загробную жизнь, египтяне верили, что тело должно оставаться неповреждённым на протяжении вечности, чтобы душа могла периодически возвращаться туда. Поэтому египтяне практиковали мумификацию перед захоронением тела.
Поклонение в Египте
Дом и храмы были местами, где происходило основное поклонение. Поклонение заключалось в произнесении правильных молитв и совершении правильных жертвоприношений. Жрецы обращались к священным текстам, совершали жертвоприношения, возглавляли религиозные процессии и проводили ритуалы и молитвы в храмах на благо всех египтян. Большинство семей почитали домашних богов, которые защищали дом, а также местных божеств, которые имели особое отношение к их проблемам. Например, в дельте Нила было принято поклоняться богу с головой крокодила, который защищал фермеров и рыбаков от нападения крокодилов. Как представитель богов на земле, фараон находился в центре важнейших церемоний и ритуалов, которые гарантировали, что боги будут и дальше вознаграждать Египет своей благосклонностью.
Ближневосточные боги и загробная жизнь
Ближневосточные боги и богини – такие как Энлиль, Иштар и Мардук – сильно отличались от египетских божеств. Ближневосточные божества выступали не столько как божественные покровители, сколько как опасные импульсивные существа, которые по своей прихоти могли принести либо удачу, либо разрушение. Даже когда люди возносили молитвы и приносили жертвы, боги не всегда действовали на благо людей. Предполагается, что непредсказуемость рек региона (которые временами вызывали разрушения своими наводнениями), а также постоянная возможность вторжения сыграли свою роль в развитии веры в непостоянство богов.
Похоже, что люди древнего Ближнего Востока имели мрачное представление о загробном мире. В лучшем случае он был теневым приближением этого мира и не был местом, куда люди стремились попасть с нетерпением. В «Эпосе о Гильгамеше» царь-воин Гильгамеш терпит неудачу в поисках вечной жизни, и, возможно, многие люди на Ближнем Востоке сомневались в том, что бессмертие возможно.
Ближневосточное поклонение
Мало что известно о том, как простые люди на древнем Ближнем Востоке поклонялись своим богам. Они могли посещать храмы, которые считались жилищами богов. Некоторые части храмов были открыты только для жрецов, которые проводили там ритуалы и управляли различными видами экономической деятельности, поддерживающими храмы. Цари отвечали за проведение специальных церемоний, постов и молитв, которые должны были обеспечить защиту богов для всего государства.
Распространение и развитие
Религии Древнего Египта и Ближнего Востока просуществовали тысячи лет. Имея глубокие корни в своих регионах, эти традиции развивались в течение длительных периодов и успешно распространяли определённые аспекты своих верований и практик, прежде чем в конечном итоге были вытеснены новыми верованиями.
Развитие в Египте
Египетская религия отличалась большой стабильностью на протяжении примерно 3 000 лет истории цивилизации. Следование и поддержание традиций высоко ценилось, и жрецы заботились о сохранении священных знаний в таких текстах, как «Книга мёртвых», а также путём тщательного обучения следующего поколения жрецов, чтобы они продолжали следовать проверенным временем обычаям. Случались короткие периоды сбоев – например, когда фараон Ахенатон установил поклонение солнечному диску, Атону, исключив других богов, – но старые традиции вскоре восстанавливались.
Распространение египетской религии в древности зависело от мобильности её богов и богинь. Греция и Рим включили некоторые египетские божества в свои пантеоны, особенно богиню Исиду, которая стала очень популярной среди римлян.
Народ Египта начал отказываться от своих традиционных богов и богинь в первые века до нашей эры, когда Александр Македонский, а затем Рим завоевали Египет. Упадок фараонов, символов божества и религии, ускорил гибель старой египетской религии. В течение первых двух веков нашей эры в Египте развивалось коптское христианство. Из западной Азии исламские силы завоевали значительную часть Средиземноморского бассейна, включая Египет. С тех пор ислам является доминирующей религией в Египте.
Ближневосточные события
Ближневосточные (или месопотамские) религии имели много общего друг с другом, заимствуя и адаптируя многих одних и тех же богов, идеи и практики. В частности, такие цивилизации, как Ассирия и Вавилон, переняли многие религиозные традиции у более ранней культуры Шумера. По мере распространения обычаев и верований по всему Ближнему Востоку они сохранялись рядом цивилизаций и таким образом продолжались (с изменениями и адаптациями) на протяжении, возможно, 4 000 лет. Такие тексты, как «Эпос о Гильгамеше», в котором содержатся многие основополагающие религиозные идеи и темы региона, также были общими для нескольких культур. Строительство монументальных сооружений под названием зиккураты – ступенчатые пирамиды, построенные из глинобитного кирпича – также распространилось по всей Месопотамии и использовалось в религиозных и церемониальных целях.
Древний Ближний Восток был также местом возникновения иудаизма, монотеистической религии, которая в своём раннем развитии испытала влияние некоторых идей, найденных в других традициях Ближнего Востока. Как и в Египте, эллинистическое греческое, а затем римское правление в конце концов ослабило влияние традиционных религий на Ближнем Востоке. В седьмом веке нашей эры ислам широко распространился по всему региону.
Современные практики
Хотя традиционные религии Древнего Египта и Ближнего Востока просуществовали тысячи лет, они не сохранились до наших дней. Со временем, когда эти регионы были завоёваны и управлялись другими культурами, новые верования прижились и часто сменялись новыми. Однако религия ислама остаётся доминирующей в Египте и на Ближнем Востоке, где она распространилась вскоре после своего появления в Аравии в седьмом веке нашей эры.
Память о древних египетских и ближневосточных религиозных традициях никогда не была полностью утрачена. Такие напоминания, как пирамиды Гизы (гробницы фараонов), месопотамские зиккураты, изображения богов и богинь на картинах и скульптурах, сохранились на протяжении тысячелетий и всегда вызывали любопытство и догадки.
В XIX веке археологические находки в Египте и на Ближнем Востоке вызвали большой интерес учёных и общественности к этим древним цивилизациям и их религиям. Увлечение общественности достигло высшей точки после обнаружения в 1922 году гробницы Тутанхамона – молодой фараон был погребён вместе с множеством впечатляющих погребальных предметов, многие из которых давали представление о египетской религии. После того как в 19 веке были расшифрованы иероглифы и клинопись – древние системы письма египетской и ближневосточной цивилизаций, их священные тексты можно было читать, что дало ещё большее представление о религиозных идеях и практиках этих народов.
Продолжающиеся археологические открытия в Египте и на Ближнем Востоке продолжают вызывать интерес у учёных и общественности во всем мире, при этом религии и мифологии этих культур остаются в центре особого внимания. Этот интерес также проявляется в различных формах современных СМИ, которые исследуют темы, символизм и мифологию этих древних культур. Например, египетские и ближневосточные боги и богини могут появляться в качестве персонажей в популярных фильмах и видеоиграх. В то же время египетская религиозная символика (например, скарабей, анкх и Око Гора) прочно вошла в популярную культуру.
Возрождение новой эры
В некотором смысле верования и практика древних религий не полностью вышли из употребления. Некоторые концепции, священные тексты и божества египетских и ближневосточных религий были приняты и возрождены последователями нью-эйдж и неоязыческих систем верований.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?