Восточная православная церковь читать ~10 мин.
Восточные православные церкви вместе составляют одну из трёх основных традиций христианства (две другие – римский католицизм и протестантизм). Термин «православный» означает «правильно верующий» и относится к приверженности церкви истинной вере, определённой семью соборами, которые определили веру и практику церкви между четвёртым и восьмым веками. Восточное православие – вторая по величине христианская традиция в современном мире, намного меньше Римско-католической церкви, но больше всех протестантских деноминаций.
Рождение восточного православия
Восточное православие возникло как доминирующее выражение христианства в восточной половине Римской империи. Его организационная структура была сосредоточена на архиепископах Константинополя (Стамбула), Антиохии, Иерусалима и Александрии. В то же время на западе развивалась римско-католическая традиция с центром в Риме. На протяжении веков отношения между восточной и западной христианскими традициями ослабевали из-за теологических различий, несхожей практики и соперничества за власть. В 1054 году, в результате так называемого Великого раскола, христианство формально разделилось на отдельные Восточную православную и Римско-католическую церкви.
Вероисповедания
Сегодня восточное православие состоит из нескольких церквей, разделённых национально и этнически, но объединённых общей верой, которая нашла своё выражение в их версии Никейского Символа веры. Восточные православные имеют технические богословские разногласия с Римско-католической церковью относительно места Святого Духа в Троице. В Никейском Символе веры, читаемом в восточных православных церквях, утверждается вера в «Святого Духа, исходящего от Отца». В римско-католической версии Символа веры в этом месте добавляется фраза «и Сына», так что он гласит: «Святого Духа, Который исходит от Отца и Сына». Восточная церковь отвергла эту фразу, считая, что она предполагает излишнее подчинение Святого Духа.
Организация
Архиепископ Стамбула, экуменический патриарх, является символическим центром единства восточного православия. Его юрисдикция, Вселенский патриархат, включает Турцию (бывшую базу Римской империи на Востоке, обычно называемую Византийской империей), часть Греции, всю Европу, не отнесённую к другим юрисдикциям, и грекоязычных православных в Северной и Южной Америке. Остальная часть Средиземноморья разделена между греческим православным патриархатом Антиохии и всего Востока, греческим православным патриархатом Иерусалима и греческим православным патриархатом Александрии и всей Африки.
На протяжении веков были признаны различные автономные православные юрисдикции. К числу важных православных церквей относятся Русская православная церковь, Украинская православная церковь, Православная церковь Греции, Болгарская православная церковь и Румынская православная церковь.
Кроме того, в течение столетий после раскола между Восточной и Западной церквями различные православные общины по разным причинам вернулись в общение с Римско-католической церковью и теперь существуют как католические церкви восточного обряда. Такие восточно-обрядовые церкви в настоящее время параллельно существуют в большинстве православных юрисдикций.
Происхождение
Восточное православие относится к восточной ветви этой религии. Две другие ветви – это католицизм и протестантизм. Православный означает «правильно верующий» или, в более современном определении, «прямое мнение». Поэтому православное мнение не отклоняется от истины, а является путём к ней.
Истинный путь
В этом духе православное христианство считает себя истинным путём к Иисусу и всем другим вопросам, важным для спасения человека. Восточное православие и католицизм претендуют на то, чтобы быть первоначальной формой христианства. Католицизм основывает свои претензии на происхождении от апостола Петра, первого Папы Римского. Православное христианство основывает свои претензии на языке и географии.
Православное христианство возникло в восточной половине Римской империи. Таким образом, православные христиане считают, что восточное православие было первой крупной формой христианства.
Что касается языка, то жители восточной половины Римской империи свободно владели греческим языком, языком Нового Завета. Если самые ранние христианские документы были написаны на греческом языке, то они были написаны в контексте зарождающихся православных церквей.
Евангелие от Иоанна
В частности, Евангелие от Иоанна поднимает важные для православия вопросы, укрепляя связь между возникновением самого христианства и православного христианства. С самого начала эти два понятия были неразделимы.
Возникновение православия можно отнести к появлению первых христиан, апостолов в Иерусалиме, которые верили, что Иисус воскрес из мёртвых. Таким образом, православное христианство датируется примерно 30 годом нашей эры. Однако эта дата не является точной, поскольку апостолы считали себя евреями особой чистоты, потому что только они поклонялись Мессии. Но тем самым апостолы заложили основу для православных церквей.
Основы веры
Чтобы исследовать основные верования восточного православия, необходимо изучить важные тексты веры. Возможно, самым ранним ключевым текстом было Евангелие от Иоанна. Поскольку это документ позднего христианства, он почти наверняка не был написан апостолом Иоанном. Тем не менее, этот текст важен благодаря его смелым утверждениям о божественности Иисуса.
Ключевые тексты восточного православия
В Евангелии Иисус предстаёт как Логос, или Слово Божье. И поскольку он был Словом Божьим, Иисус был полностью Богом. Таким образом, православные церкви подчёркивают абсолютную божественность Иисуса. Эта вера имеет важные последствия в связи с утверждением, что Иисус, как Бог, должен был появиться на свет ещё до своего рождения. Фактически, Иисус должен был существовать вечность до настоящего времени и будет существовать вечность после настоящего времени.
Поэтому православные церкви начали с веры в то, что Иисус был полностью божественным. Эта вера стала известна на Никейском соборе в Турции в четвёртом веке. Турция тогда была христианской, а не мусульманской. На соборе был принят Никейский Символ веры, ещё один ключевой текст православия. В нём утверждается, что Иисус был равен отцу (еврейскому богу Яхве) и святому духу, что создаёт основу для веры в Троицу – идею о том, что Бог един в трёх лицах.
Католицизм также принимает Никейский Символ веры, но в православной версии Символа веры есть дополнительный раздел текста. Согласно православной версии, после погребения Иисуса и до его воскресения он сошёл в ад, якобы для того, чтобы освободить великих деятелей Ветхого Завета. Православное искусство, как и православные документы, изображает эти сцены. Самая известная из них изображает Иисуса, спасающего Адама и Еву и прорывающегося сквозь пределы ада.
Восточное православное искусство
Восточное православие легче понять, изучив православное искусство. В эпоху, когда грамотность не была широко распространена, искусство было необходимо для передачи истин о православии в сравнении с ранним христианством, поскольку их интерпретации отличаются. Например, раннехристианское искусство Рима, как правило, изображало чисто выбритого Иисуса, в то время как православное искусство изображало бородатого человека.
Православное искусство особенно сильно подчёркивает интимную связь между Марией, матерью Иисуса, и её сыном. Возможно, больше, чем другие направления христианства, восточное православие подчёркивает роль Марии как посредника. В то время, когда Иисус воспринимался как суровый бог Страшного суда – роль, заимствованная из католических евангелий, – христианам нужен был кто-то более доступный, кто мог бы услышать их молитвы. Таким человеком стала Мария.
Православные христиане полагались на неё, чтобы она донесла их молитвы до Иисуса, находящегося по правую руку от Бога. В результате такого обращения Мария сама становится почти божеством. Ее забота о благополучии и спасении людей говорит о ней как о женщине, в которой люди могут быть уверены. Поэтому в восточном православном христианстве Мария почти так же важна, как и Иисус.
Распространение и развитие
Мы видели, что восточное православное христианство изначально было верой восточной половины Римской империи. Таким образом, география и язык особенно важны для распространения и развития православия.
География восточного православия
Если провести линию примерно от Италии на юг через Ливию по западной границе Египта, то почти все земли к востоку от этой линии изначально были православными. Исключением был Египет, который был коптским христианством. Это различие было в основном лингвистическим: коптский язык был языком, который развился после упадка иероглифов Древнего Египта. Важно отметить, что коптское христианство дало несколько ключевых богословов, сыгравших центральную роль в развитии восточного православия.
Афанасий, епископ Александрии, Египет, был главным религиозным советником Константина I, римского императора, который возвысил христианство и сделал его официальной верой Римской империи. Афанасий яростно защищал Иисуса как полностью божественного, как равного с отцом. Таким образом, за исключением Египта и Израиля, которые никогда не отступали от иудаизма, все остальное восточное Средиземноморье было православным. Сирия и Турция, которые сегодня являются мусульманскими странами, в первые века после смерти Иисуса были православными. Египет тоже сейчас мусульманский.
Константин и Константинополь
Город Константинополь (ныне Стамбул, Турция) был назван в честь Константина I и являлся резиденцией восточной Римской империи. Присутствие императора означало, что Турция была важной христианской страной и что церковные лидеры должны были подчиняться императорским указам. В православных церквях в гораздо большей степени, чем в католической церкви, императоры диктовали богословие.
Это особенно относится к Константину I, который созвал Никейский собор. Константин и его преемники не стеснялись вмешиваться в религиозные вопросы, хотя они, как правило, были военными, а не богословами.
Возникновение Русской православной церкви
Особое значение для будущего православия имело его распространение из восточного Средиземноморья на север России в средние века, что привело к возникновению Русской православной церкви. Россия сама становилась империей, и она верила, что сможет принести восточное православие своим соседям. Как и римский император в Константинополе, лидер России претендовал на компетентность в богословских вопросах.
Учёные считают, что христианство было введено в восточнославянское государство Киевская Русь греческими миссионерами из Византии (которая позже стала Константинополем) в девятом веке. Организованная христианская община могла существовать в Киеве (сегодня столица Украины) уже в начале 10 века. В 957 году Ольга, регент Киева, приняла крещение в Константинополе. Вскоре после этого христианство было принято в качестве государственной религии в Киевской Руси после крещения в 988 году внука Ольги Владимира I, князя Киевского.
Но между Римом и Константинополем не все было хорошо. В 1054 году папа римский и православный патриарх (отец или лидер) Константинополя отлучили друг друга от церкви. Отлучение было символическим актом, который объявлял, что человек больше не является членом церкви. Вне церкви человек не мог надеяться на спасение.
Современные практики
Сегодня около 260 миллионов человек во всем мире исповедуют различные направления восточного православного христианства. Католицизм больше, с 1 миллиардом последователей, потому что он проник в густонаселённые страны Африки к югу от Сахары и Южной Америки, места, где восточное православие почти неизвестно, за исключением деятельности миссионеров.
Православные монастыри
Тем не менее, православные церкви не являются миссионерскими церквями в том смысле, в каком ими были католическая церковь и некоторые протестантские деноминации. Скорее, будучи родоначальником монашества, православные церкви продвигали себя, основывая монастыри в отдалённых районах, чтобы дать людям в сельской местности пример молитвенной, созерцательной жизни. В этом смысле православное христианство является одновременно примером и поборником религиозной веры.
Разнообразие православных церквей
Восточное православие остаётся жизнеспособным и в 21 веке. Сегодня православные церкви можно классифицировать по национальному и языковому признаку. Таких церквей много, среди них Греческая православная церковь, Сербская православная церковь, Армянская апостольская церковь и Сирийская православная церковь.
В Сирии триумф ислама никогда не уничтожал восточное православное христианство. Сирийцы, приехавшие в Соединённые Штаты, привезли с собой православную церковь. Таким образом, православие пришло в Соединённые Штаты, хотя его члены никогда не были столь многочисленны, как последователи протестантизма, которые основали страну.
В наши дни восточные православные церкви пропагандируют социальную справедливость, которая, по-видимому, лежала в основе послания Иисуса в Евангелиях – рассказах об Иисусе, которые являются частью Нового Завета.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?