Антонио Росселлино, скульптор эпохи Возрождения, Флоренция читать ~4 мин.
Один из самых уважаемых скульпторов эпохи флорентийского Возрождения, Антонио Росселлино, настоящее имя Антонио ди Маттео ди Доменико Гамберелли (Antonio di Matteo di Domenico Gamberelli, detto Rossellino; 1427–1479), был весьма продуктивным мастером. Он продолжал традиции Луки делла Роббиа, подчёркивая в своих работах естественность и человечность образа Мадонны с младенцем. Росселлино прославился своим портретным искусством; он создал множество мраморных портретных бюстов, работая в основном по прижизненным маскам. Его наиболее известные произведения были созданы для погребальной капеллы кардинала Хайме Португальского (1461–1466) в базилике Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции.
Биография и творчество
Росселлино родился во Флоренции в 1427 году в семье каменотёсов и скульпторов. Искусству ваяния он обучался у своего старшего брата — архитектора и скульптора Бернардо Росселлино (1409–1464). Антонио помогал брату в выполнении заказов в эпоху итальянского Возрождения, включая работу над гробницей Нери Каппони (1457) в церкви Санто-Спирито. По стилю братья близки к Донателло (1386–1466) и Лоренцо Гиберти (1378–1455) — двум ведущим скульпторам раннего Ренессанса, однако их манера отличается большей мягкостью и лиризмом.
В 1458 году Росселлино создал свою первую крупную самостоятельную работу — погребальный памятник Беато Марколино да Форли (церковь Сан-Джакомо, ныне в городской пинакотеке, Форли). В 1468 году он изваял знаменитый портретный бюст Маттео Пальмиери, известного флорентийского гуманиста. Росселлино тщательно прорабатывал поверхности бюстов, что придавало им жизненное и реалистичное сходство. Популярность его работ росла, и заказы продолжали поступать — он создавал бюсты и статуи для частных покровителей и церкви.
Капелла кардинала Португальского
К 1460 году Антонио Росселлино основал собственную мастерскую. Вместе с подмастерьями он участвовал в украшении погребальной капеллы кардинала Хайме Португальского в базилике Сан-Миниато-аль-Монте. Капелла была заказана португальской королевской семьёй в честь кардинала, скоропостижно скончавшегося в возрасте 25 лет во Флоренции.
В этой комплексной работе приняли участие многие мастера. Архитектором выступил Антонио Манетти (ученик Брунеллески), живописные работы выполнили Алессо Бальдовинетти и братья Антонио и Пьеро дель Поллайоло. Скульптурное убранство создавали братья Росселлино (Антонио, Бернардо и Джованни) и Лука делла Роббиа. Несмотря на большое число участников, убранство капеллы отличается удивительным стилистическим единством.
Антонио Росселлино при помощи своего брата Бернардо спроектировал гробницу. Алтарный образ с ангелами — работа братьев Поллайоло. Люнеты и спандрели были расписаны фресками Бальдовинетти, а Лука делла Роббиа создал свод из глазурованной терракоты. Строительство капеллы было завершено в 1473 году.
Мраморные рельефы Мадонны
По мере развития мастерства Росселлино его фигуры становились более выразительными, а их формы — более чёткими. Он создал множество версий Мадонны — популярной и часто повторяемой темы в искусстве Ренессанса. Примером может служить мраморная рельефная скульптура «Мадонна с младенцем» (середина 1460-х), хранящаяся в Эрмитаже. Другие известные рельефы находятся в Музее Боде в Берлине и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, но самой известной работой в этом жанре, вероятно, является «Мадонна Альтман» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Его рельефы, как правило, богато украшены и имеют глубокие, чёткие контуры. Мастер уделял большое внимание деталям: бахроме одеяний, нимбам и прядям волос, деликатно подчёркивая их штрихами позолоты.
Чтобы узнать, как оценивать пластических художников, таких как скульптор эпохи Возрождения Антонио Росселлино, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Избранные бюсты в публичных коллекциях
Джованни Челлини (1456, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Мраморный бюст. В XV веке для создания портретных бюстов часто использовали посмертные маски. Однако к середине столетия технология изменилась, и мастера начали применять прижизненные слепки. Челлини был врачом Донателло, и бюст, вероятно, был заказан после его смерти. Челлини — единственный известный деятель кватроченто, чей облик запечатлён и в прижизненном, и в посмертном слепках. Росселлино передал мудрость этого уважаемого врача, создав глубокий образ, не уступающий лучшим образцам римского портрета.
Маттео Пальмиери (1468, Национальный музей Барджелло, Флоренция)
Мраморный бюст историка и гуманиста Маттео Пальмиери. Изначально он был выставлен над входным порталом его дома, из-за чего со временем оказался повреждён погодными условиями.
Портретный бюст дамы (ок. 1460–1470, Государственные музеи, Берлин). Мраморный бюст, который ранее приписывался скульптору Дезидерио да Сеттиньяно.
Юный Иоанн Креститель (ок. 1470, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Мраморный бюст.
Антонио Росселлино умер в 1479 году признанным и значительным художником своего времени. Знаменитый историк искусства Джорджо Вазари (1511–1574) включил биографию Росселлино в свой фундаментальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550).
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- Подарок Академическому художественному лицею и открытие методической архитектурной выставки
- «Похвала глупости» Дезидерия Эразма, краткое содержание
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- «Бегство от свободы» Эриха Фромма, краткое содержание
- «Свобода - это постоянная борьба» Анжелы Дэвис, краткое содержание
- «Свобода выбора» Милтона Фридмана, Роуз Фридман, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?