Антонио Росселлино, скульптор эпохи Возрождения, Флоренция читать ~4 мин.
Один из самых уважаемых скульпторов эпохи Возрождения во Флоренции, Антонио Росселлино (также известный как Антонио Гамберелли) был очень плодовит и продолжил традиции Луки делла Роббиа в подчёркивании естественности и человечности Мадонны с младенцем. Наиболее известный своим портретным мастерством, он создал множество мраморных портретных бюстов, работая в основном с прижизненных масок. Самые известные его работы были созданы для погребальной капеллы кардинальского принца Якопо Португальского (1460-73) в Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции.
Ранняя жизнь
Рождённый во Флоренции в 1427 году, Росселлино происходил из семьи художников. Искусству скульптуры он научился у своего старшего брата, архитектора и скульптора Бернардо Росселлино (1409-1464). Он помогал брату в выполнении многочисленных заказов в эпоху итальянского Возрождения, включая портрет на гробнице Нерила Каппоини (1457). Оба брата схожи по стилю с Донателло (1386-1466) и Лоренцо Гиберти (1378-1455) – двумя лидерами скульптуры раннего Ренессанса, хотя они никогда не достигали такого же уровня гениальности.
Погребальные скульптуры
В 1458 году Росселлино создал свою первую крупную работу – погребальный памятник Беато Марколино (церковь Блэкфрайер, ныне музей, Форли). За ним последовал памятник кардиналу Якопо Португальскому в базилике Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции (1461-67). В 1468 году он создал прекрасный портретный бюст Маттео Пальмиери, известного флорентийского гуманиста. Росселлино вырезал на бюстах детальные поверхности, что придало им чувствительное, реалистичное сходство. Популярность его работ росла, и заказы продолжали поступать – он вырезал бюсты и статуи для частных покровителей и церкви.
Украшение погребальной капеллы кардинала Португалии
К 1460 году Антонио Росселлино основал собственную мастерскую и с помощью подмастерьев помог украсить погребальную капеллу кардинала Якопо Португальского (Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция). Погребальная капелла была заказана королевской семьёй в честь принца Джеймса, который скоропостижно скончался в возрасте 25 лет.
В этой сложной работе принимали участие архитектор Антонио Манетти (ученик Брунеллески), три художника – Алессо Бальдовинетти, Антонио и Пьеро дель Поллайоло, три брата Росселлино, которые были скульпторами, Бернардо, Джованни и Лука делла Роббиа, а также множество других ремесленников. Несмотря на разнообразие людей, участвовавших в работе, произведения искусства в капелле выглядят удивительно едиными.
Антонио Росселлино с помощью своего брата Бернардо спроектировал гробницу. Алтарь с фресками ангелов – работа Поллайоло. Люнеты и спандрели были украшены Бальдовинетти, а Лука делла Роббиа расписал эмалью терракотовый купол над ним. Строительство капеллы было завершено в 1473 году.
Мраморные рельефы Мадонны
По мере развития художественного мастерства Росселлино его фигуры приобретали интенсивную характеристику и более чёткие формы. Он создал множество версий Мадонны, популярной и часто повторяющейся темы в эпоху Возрождения. Примером может служить мраморная рельефная скульптура Мадонны с младенцем (середина 1400-х годов), хранящаяся сейчас в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Другие рельефы Мадонны с Младенцем находятся на Виа делла Спада во Флоренции, в Музее Боде в Берлине и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, хотя самой известной скульптурой в этом стиле, вероятно, является Мадонна Альтмана в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Его рельефы Мадонн, как правило, богато украшены и имеют глубокие контуры. Как правило, художники этого времени уделяют внимание деталям, бахроме одеяний, нимбам и прядям волос, а фигуры деликатно подсвечиваются штрихами позолоты.
Чтобы узнать, как оценивать пластических художников, таких как скульптор эпохи Возрождения Антонио Росселлино, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Мраморные бюсты в публичных коллекциях
Джованни Челлини (1456, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Мраморный бюст. В XV веке посмертные маски изготавливались специально для создания портретных бюстов, но к середине века эта технология была изменена и стала включать в себя прижизненные маски. Челлини был врачом скульптора Донателло, и в его гробнице находилось чучело, выполненное по мотивам посмертной маски. Однако Челлини – единственный известный нам субъект кватроченто, для которого были созданы портрет-маска смерти и портрет-маска жизни. Росселлино запечатлел мудрость этого уважаемого человека, занимавшегося врачеванием, – вдумчивое исследование характера, превосходящее большинство римских бюстов.
Маттео Пальмиери (1468, Национальный музей Барджелло, Флоренция)
Мраморный бюст историка Маттео Пальмиери, который был выставлен над внешним порталом его дома, так что сегодня он повреждён, а детали побиты погодой.
Портретный бюст дамы (1460-70, Государственный музей, Берлин). Мраморный бюст, первоначально приписываемый скульптору Дезидерио да Сеттиньяно.
Юный святой Иоанн Креститель (ок. 1470, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Мраморный бюст.
Росселлино умер в 1479 году, будучи уважаемым и значительным художником. Знаменитый писатель и историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) включил биографию Росселлино в свою знаменитую книгу – «Жизнь художников» (1550) – обзор живописцев и скульпторов итальянского Возрождения.
- Подарок Академическому художественному лицею и открытие методической архитектурной выставки
- «Похвала глупости» Дезидерия Эразма, краткое содержание
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- «Бегство от свободы» Эриха Фромма, краткое содержание
- «Свобода - это постоянная борьба» Анжелы Дэвис, краткое содержание
- «Свобода выбора» Милтона Фридмана, Роуз Фридман, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?