Раннехристианская скульптура:
история, характеристика читать ~11 мин.
Римская скульптура и архитектура распространились по всей известной на тот момент ойкумене — от Британии и Галлии (современной Франции) на западе до Индии на востоке. Но именно в период наивысшего могущества Рима произошло событие, со временем коренным образом изменившее жизнь и мировоззрение множества народов. Иисус Христос родился в Палестине, а примерно через тридцать три года был распят. После его смерти ученики, распространяя новое учение, путешествовали по всей Римской империи. Вскоре во многих её уголках появились небольшие общины христиан, а вместе с ними и раннехристианское искусство, иллюстрировавшее их веру. Почти три столетия римляне преследовали последователей новой религии и уничтожали различные виды христианского искусства. Наконец, в 313 году император Константин издал Миланский эдикт, который даровал христианам свободу вероисповедания. Менее чем через 70 лет, при императоре Феодосии I, христианство стало единственной государственной религией империи. См. также: Христианско-римское искусство.
Христианская скульптура для церквей
В период, когда христианство находилось под запретом, большая часть произведений пластического искусства имела погребальный характер. В основном это была надгробная скульптура, например рельефы на саркофагах. После того как Римская империя стала христианской, повсеместно возникла потребность в строительстве церквей. Языческие храмы представляли собой святилища, предназначенные для статуи божества. Христианские же церкви должны были вмещать большие общины верующих. Поэтому первые храмы в Римской империи строили по образцу римских «базилик» — больших залов, служивших рынками, местами собраний и судами. Изначально в новых церквях почти не было декоративного искусства, особенно скульптуры. Язычники поклонялись статуям своих богов, поэтому ранние христиане считали статуи пережитком язычества. Но если в неприятии статуй верующие были едины, то к живописным изображениям отношение было не столь однозначным.
В конце VI века папа Григорий Великий отметил, что многие христиане не умеют читать и писать. По его мнению, настенная живопись в церквях могла бы служить своего рода «Библией для неграмотных», помогая им усвоить основы христианского учения. Примерно с 400 года, когда святой Иероним завершил латинский перевод Библии (Вульгату), у священников появился стандартизированный текст. Это способствовало созданию широкого спектра произведений библейского искусства, иллюстрировавших сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.
Поначалу Бога и Иисуса не изображали напрямую, используя для этого символы. Одним из них была хризма, или хи-ро, — монограмма, состоящая из двух первых букв греческого имени Христа. Другим символом стала рыба, так как греческое слово ἰχθύς (рыба) является акронимом фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Рука, появляющаяся из облака, символизировала Бога Отца; голубь — Святого Духа; виноградная лоза — Церковь; мифическая птица феникс — Воскресение; павлин — бессмертие души.
Некоторые символы, которые римляне использовали для обозначения власти и величия, со временем перешли и в христианское религиозное искусство. Например, круглый диск за головой персонажа, известный нам как нимб, римляне использовали в изображениях императоров. Христиане стали помещать нимбы за головами святых, членов Святого семейства и самого Христа, чтобы подчеркнуть их святость.
Разделение Римской империи
В 330 году император Константин перенёс столицу огромной Римской империи в город Византий, расположенный на границе Европы и Азии, и переименовал его в Константинополь. В течение следующего столетия империей правили два императора: один из Рима управлял западной, латиноязычной частью, а другой из Константинополя — восточной, грекоязычной. В то время как Восточная империя процветала, западная часть слабела под натиском готов, вандалов и других племён. В 455 году Рим был захвачен и разграблен вандалами, после чего императоры в западной части империи больше не правили.
Византийское искусство
В последующие века Константинополь стал центром великой империи, которую мы называем Византийской. Императоры в Константинополе были богаты и могущественны. По всей империи строились христианские церкви, в которых развивалось христианское византийское искусство с выраженным восточным колоритом. Так, вместо росписей стены часто покрывали мозаикой — изображениями из тысяч крошечных кусочков цветного или золотого стекла (смальты). Они создавали эффект таинственного мерцания. Однако, несмотря на всё величие, фигуры в византийском мозаичном искусстве, как правило, выглядят довольно статичными и плоскостными. См. также: Равеннские мозаики (ок. 400–600 гг.).
Довольно долго Христа не изображали напрямую, а использовали символы. Когда же его начали изображать, то представляли молодым безбородым юношей, похожим скорее на греческого бога Аполлона, чем на знакомый нам сегодня образ. Это было связано с тем, что раннее византийское искусство продолжало традиции античной Греции.
Распятие и фигуративная скульптура
Изначально Христа не изображали на кресте. Сцену распятия иллюстрировали, помещая Агнца в средокрестии. Однако в конце VII века Трулльский собор в Константинополе постановил, что в сценах Распятия Христос должен быть представлен в человеческом облике. На более поздних резных распятиях Иисус обычно изображён в длинном одеянии, с короной на голове, стоящим прямо с распростёртыми руками. Пример такого распятия можно увидеть на древнем рельефе, сохранившемся в Лэнгфорде в Оксфордшире, хотя голова фигуры утрачена.
В византийских церквях никогда не было круглой скульптуры. Однако рельефная скульптура с ранних времён использовалась для украшения саркофагов (каменных гробов) и церковной утвари, например кафедр. Человеческие фигуры, как и в мозаике, изображались статично, в величественных позах. Художники не стремились к созданию реалистичных портретов или передаче сильных эмоций; фигуры были прежде всего символами.
Хотя после 455 года в Риме не было императора, город сохранял огромное влияние. Епископ Рима, Папа, был признан главой Церкви большинством христиан Запада. Постепенно народы, захватившие западную часть Римской империи, сами приняли христианство и стали обращаться к Риму по всем вопросам, связанным с верой.
Использование образов в христианском искусстве
Отношения между римскими папами и византийскими императорами в Константинополе часто были напряжёнными. Они спорили о деталях христианской веры и обрядов, что иногда приводило к конфликтам. Одним из предметов разногласий стал вопрос об использовании изображений.
Константинополь поддерживал тесные контакты с восточными народами, среди которых были и нехристиане. Их мировоззрение оказало влияние на жителей Византийской империи.
Например, иудеи всегда выступали против изображений, так как их закон запрещал использование образов в иудейском искусстве. В VI веке в Аравии зародился ислам, последователи которого вскоре завоевали Сирию, Палестину и Египет. Исламское искусство также запрещало изображать человеческие фигуры, сосредоточившись на орнаментальном и абстрактном искусстве.
Раннехристианское неприятие изображений возродилось в Византийской империи. В начале VIII века император Лев III Исавр приказал убрать из церквей все скульптуры и картины с фигурами людей, а мозаики — заштукатурить. Более ста лет в империи господствовало иконоборчество, в ходе которого было уничтожено множество произведений искусства. В конце концов иконоборцы потерпели поражение, и запрет на изображения был снят. Мозаики и рельефы вновь появились в храмах.
К IX веку церковные лидеры пришли к убеждению, что изображения святых и библейских сюжетов сами по себе священны и требуют благоговейного отношения. Художникам больше не позволялось иллюстрировать такие темы по своему усмотрению. На Втором Никейском соборе было твёрдо заявлено, что «составление [религиозных] изображений предписывается не фантазией живописцев, а незыблемым законом и преданием Кафолической Церкви».
Впоследствии Византийская церковь установила строгие правила (канон) относительно того, как должен быть представлен каждый персонаж или сюжет в религиозной живописи и рельефной скульптуре. Художникам не разрешалось самостоятельно решать, как лучше изобразить сцену или передать характер святого. Подобно мастерам Древнего Египта, они должны были следовать традиции и утверждённым образцам. Эксперименты не поощрялись. В результате, хотя византийские художники часто были чрезвычайно искусны, их фигуративная живопись и скульптура стали каноничными и строгими.
Резьба по слоновой кости
Круглая скульптура по-прежнему не создавалась, но рельефная резьба по камню была разрешена, и некоторые её образцы сохранились. Однако лучше всего мастерство византийских скульпторов проявилось в изысканной резьбе по слоновой кости, центры которой находились в Константинополе, Александрии и Антиохии. Некоторые рельефы выполнялись в форме диптиха или триптиха — двух- или трёхстворчатых панелей с религиозными сценами, соединённых шарнирами, как книга.
Панели таких диптихов или резные оклады из слоновой кости для иллюминированных рукописей можно увидеть в Британском музее, Музее Виктории и Альберта в Лондоне и во многих других ведущих художественных музеях мира. Фигуры на них, как и в мозаиках, высокие, прямые и величественные. Детали, такие как узоры на одеяниях, часто выполнены с большим мастерством.
Фигуры изображены стоящими или сидящими, обычно отдельно друг от друга, иногда разделённые колоннами, и обращены лицом к зрителю. Они кажутся отрешёнными от повседневной жизни, задумчивыми и серьёзными. Иногда имя святого начертано красивым греческим шрифтом по обе стороны от его головы. Встречаются и изображения только головы и плеч, заключённые в круг.
Некоторые изделия из слоновой кости посвящены коронации императоров в Константинополе. На них Христос изображается благословляющим правителя или возлагающим на него корону. Такие произведения легко датировать, поскольку даты коронаций известны. В византийской резьбе фигуры всегда одеты, причём одеяния императоров и императриц часто богато украшены узорами и драгоценными камнями.
Восточная церковь в Константинополе и Западная в Риме продолжали расходиться во мнениях по многим вопросам, и в 1054 году произошёл окончательный раскол (Великая схизма). Папа Римский остался главой Западной, или Римско-католической, церкви. Константинополь же был центром Восточной, или Греческой православной, церкви, вплоть до падения города под натиском турок в 1453 году.
Раннехристианская скульптура на Западе (около 750–1050)
Средневековое христианское искусство на Западе развивалось при дворе Карла Великого (около 750–900 гг.) и императоров Оттоновской династии (около 900–1050 гг.). В Ирландии оно возникло в начале VII века и существовало до конца XII века. Подробный обзор см.: Средневековая скульптура (ок. 300–1000).
Следуя византийской традиции, искусство Каролингов при дворе Карла Великого возродило резьбу по слоновой кости. В основном это были панели для окладов иллюминированных рукописей, например, передняя и задняя обложки «Евангелия из Лорша», на которых изображены триумф Христа и Девы Марии. Также изготавливались небольшие предметы, такие как навершия посохов.
Мастера ювелирного дела создавали резные переплёты и металлические рельефы, ставшие важным элементом изготовления иллюминированных рукописей в Ахене и других центрах. Среди примеров — обложка «Золотого кодекса из Санкт-Эммерама» (870), обложка «Евангелия из Линдау» (ок. 880) и «Киворий Арнульфа» (ок. 890). Все они украшены фигурами, выполненными в технике чеканки по золоту.
Ещё одним уникальным образцом каролингского ювелирного искусства является «Золотой алтарь» (824–859) из базилики Сант-Амброджо в Милане. Другой шедевр — «Кристалл Лотаря» (ок. 855–869 гг., Британский музей), также известный как «Кристалл Сусанны». Это одно из крупнейших изделий из горного хрусталя с гравировкой, на котором изображены сцены из библейской истории о Сусанне. Другие произведения см.: Немецкое средневековое искусство (800–1250).
В Каролингский и Оттоновский периоды возродилась и монументальная скульптура, включая крупную бронзовую скульптуру. В церквях вновь стали появляться отдельно стоящие статуи.
Оттоновское искусство продолжило культурные традиции эпохи Карла Великого. Среди его шедевров — «Крест Геро» (965–970, Кёльнский собор), древнейшая монументальная скульптура распятого Христа к северу от Альп, и «Золотая Мадонна из Эссена» (ок. 980, Эссенский собор) — старейшая из известных скульптур Богоматери и самая ранняя сохранившаяся отдельно стоящая средневековая скульптура к северу от Альп.
К другим выдающимся примерам оттоновской скульптуры относятся крест «Матильда Эссенская» (973, Эссенский собор), «Крест Бернварда Хильдесхаймского» (ок. 1000, Хильдесхаймский собор) и реликварий «Гизела Венгерская» (Регенсбург, 1006, ныне в Мюнхенской резиденции). К сожалению, от периода до 1000 года сохранилось очень мало других крупных скульптурных произведений.
В Ирландии раннехристианская скульптура наиболее ярко представлена высокими крестами в кельтском стиле, созданными в период с 750 по 1150 год (в основном в IX – X веках). Эти кельтские высокие кресты, как правило, устанавливались на территории монастырей. Они делятся на две основные группы: кресты, украшенные абстрактными кельтскими узорами, и кресты с резными повествовательными сценами из Библии. Их точное назначение остаётся неясным, но они представляют собой один из самых значительных корпусов отдельно стоящей христианской скульптуры в период между падением Рима и эпохой Возрождения.
Великое возрождение христианской скульптуры в романский период
В конце X века христианская церковь в Риме вновь обрела уверенность и начала масштабную программу строительства храмов в стиле, который получил название романской архитектуры. Это породило огромный спрос на христианскую романскую скульптуру — в основном рельефы над дверными проёмами и колонны-статуи. Началось великое возрождение церковной скульптуры. См. также: Романское искусство (1000–1200).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?