Раннехристианская скульптура:
история, характеристика читать ~12 мин.
Римская скульптура и архитектура стали известны во всем цивилизованном мире, от Британии и Галлии (Франции) на западе до Индии на востоке. Но именно тогда, когда римская власть была на пике своего могущества, произошло событие, которое со временем привело к полному изменению образа жизни и мышления бесчисленного множества людей. Иисус Христос родился в Палестине и был распят всего через 30 лет или около того. После его смерти его ученики путешествовали по Римской империи, неся с собой свои убеждения, и вскоре повсюду можно было встретить небольшие группы христиан, а также раннехристианское искусство, иллюстрирующее их убеждения. Почти три столетия римляне пытались подавить новую веру и различные виды христианского искусства, которые она вдохновляла. Но наконец, в 313 году император Константин в Миланском эдикте постановил, что христиане могут поклоняться по-своему. Удивительно, но менее чем через 70 лет император Феодосий I объявил христианство единственной разрешённой религией империи. См. также: Христианско-римское искусство.
Христианская скульптура для церквей
Пока христианство было вне закона, подавляющее большинство всего пластического искусства было погребальным: в частности, надгробная скульптура, например, рельефы на саркофагах. После того как Римская империя стала христианской, церкви требовались повсюду. Языческие храмы были просто святилищами, построенными для укрытия статуи бога или богини. Но христианские церкви должны были быть достаточно большими, чтобы в них могла разместиться целая толпа верующих. Поэтому первые церкви в Римской империи были построены в подражание римским «базиликам», которые представляли собой длинные залы, использовавшиеся как рыночные залы, залы собраний и судебные инстанции. Сначала в новых церквях не было декоративного искусства, особенно скульптуры. Язычники приносили жертвы перед статуями своих богов и поклонялись им, поэтому первые христиане считали статую языческим предметом. Но хотя все они были согласны в ненависти к статуям, некоторые не испытывали столь сильных чувств по отношению к изображениям.
В конце VI века папа Григорий в Риме отметил, что многие христиане не умеют ни читать, ни писать, и он считал, что настенная живопись на стенах церквей поможет им вспомнить, чему их учили о Христе и христианской религии. Примерно с 400 года, когда святой Иероним написал латинскую версию Библии (издание Вульгаты), священники имели доступ к стандартизированному тексту, что способствовало появлению широкого спектра библейского искусства, иллюстрирующего истории из Ветхого и Нового Заветов.
Сначала не разрешалось изображать Бога или Иисуса. Христиане использовали символы, или знаки, для изображения Христа. Одним из них была монограмма, которую мы называем хи-ро, состоящая из первых двух букв греческого слова «Христос». Другим символом была рыба, потому что греческое слово «рыба» состоит из первых букв фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Рука, торчащая из облака, символизировала Бога Отца; голубь – Святого Духа; виноградная лоза – Церковь; мифическая птица Феникс – Воскресение; павлин – душу.
Иногда символы, которые римляне использовали для обозначения чести и величия, со временем стали использоваться и в христианском религиозном искусстве. Римляне, например, на картинах и статуях иногда помещали за головами императоров круг – нимб, как мы его называем. Христиане помещали такие нимбы за головами святых персонажей, Святого семейства и святых, чтобы подчеркнуть святость.
Разделение христианской Римской империи
В 330 году император Константин превратил город Византию, расположенный на крайнем юго-восточном углу Европы, там, где встречаются Европа и Азия, во вторую столицу огромной Римской империи и назвал её Константинополем. В течение примерно ста лет после этого в Римской империи было два императора: один управлял западной или латиноязычной половиной из Рима, а другой – восточной или грекоязычной половиной из Константинополя. Но пока восточная половина процветала и богатела, западная приходила в упадок под натиском готов, вандалов и других варварских племён. Затем в 455 году пал и был разграблен сам Рим, и больше не было римского императора, правящего на западе.
Византийское искусство
В последующие века Константинополь стал центром великой империи, которую мы называем Византийской. Императоры в Константинополе стали очень богатыми и могущественными. Повсюду в Византийской империи строились христианские церкви и появилось христианское византийское искусство, хотя и выполненное в восточном стиле. Так, вместо росписи стены покрывались мозаикой – изображениями, состоящими из многих тысяч крошечных кусочков цветного или золотого стекла, которые блестели и переливались, создавая великолепный мерцающий эффект. Обычно, однако, несмотря на достоинство и величественность, фигуры, изображённые в византийском мозаичном искусстве, имеют тенденцию быть довольно жёсткими. См. также: Мозаики Равенны (ок. 400-600 гг.).
Довольно долго художники изображали самого Христа, помимо использования символов. Сначала они изображали его молодым, безбородым мужчиной – гораздо больше похожим на греческого бога Аполлона, чем на ту фигуру, с которой мы знакомы сегодня – ведь раннее византийское искусство продолжало традиции Древней Греции.
Распятие и образная скульптура
Сначала Христа никогда не изображали на кресте. Чтобы проиллюстрировать распятие, художники помещали Агнца в том месте, где сходятся две руки Креста. Затем, в шестом веке, Константинопольский собор постановил, что в изображениях Распятия Христос должен быть изображён в человеческом облике. Поэтому на более поздних резных распятиях Иисус обычно изображался одетым в длинную мантию, с короной на голове и с обеими ногами вместе, как бы стоящим прямо с распростёртыми руками перед Крестом. Пример такого распятия мы можем видеть на древнем рельефе, сохранившемся в Лэнгфорде в Оксфордшире. К сожалению, голова отсутствует.
В византийских церквях никогда не ставили круглых статуй. Однако рельефная скульптура использовалась с ранних времён на саркофагах (каменных гробах) и на таких предметах, как кафедры. Человеческие фигуры, как и в мозаике, изображались стоящими или спокойно сидящими в достойных позах, и не делалось никаких попыток создать реалистичные портреты людей или показать сильные эмоции. Фигуры были символами.
Хотя после 455 года в Риме не было императора, Рим по-прежнему имел очень большое влияние. Епископ Рима, Папа Римский, был признан большинством христиан как глава церкви. Постепенно варвары, захватившие западную половину Римской империи, сами стали христианами и обращались к Риму за советом во всех вопросах, связанных с их религией.
Использование образов в христианском искусстве
Римские папы и византийские императоры в Константинополе часто были в очень плохих отношениях друг с другом. Они ссорились из-за многих деталей христианской веры и церемониала, а иногда даже воевали. Одним из предметов их разногласий был вопрос об изображениях.
Константинополь тесно общался с восточными народами, некоторые из которых не были христианами, и их образ мыслей об искусстве, религии и жизни во многом повлиял на жителей Византийской империи.
Евреи, например, всегда были против изображений, их закон запрещал использовать образы в еврейском искусстве. Затем в шестом веке в Мекке в Аравии родился Мухаммед, и прежде чем его последователи охватили Сирию, Палестину и Египет, жители этих и других стран стали последователями ислама. Исламское искусство также запрещало художникам изображать человеческие фигуры на картинах и резьбе и вместо этого сосредоточилось на беспредметном искусстве.
Раннехристианская неприязнь к изображениям возродилась в Византийской империи, и в начале восьмого века император Лев III отдал приказ убрать из христианских церквей все скульптуры и все картины, на которых изображены фигуры, а мозаики замазать штукатуркой. Более века это правило действовало в Византийской империи, и «иконоборцы» (или разрушители образов) разбили много резьбы и уничтожили много картин. Наконец иконоборцы отпали от власти, и запрет на использование изображений был снят. Мозаики и рельефная резьба появились снова.
Но к этому времени, в девятом веке, церковные лидеры пришли к убеждению, что изображения, представляющие священные фигуры или иллюстрирующие истории из Библии, сами по себе священны, и к ним следует относиться с большим благоговением. Нельзя позволять художникам иллюстрировать такие персонажи и сюжеты как им заблагорассудится. В местечке под названием Никея состоялся большой Собор, на котором руководители Церкви твёрдо заявили, что «композиция фигур не является изобретением художников, но регулируется законом и традицией христианской Церкви».
Далее Византийская церковь установила строгие правила относительно того, как должен быть представлен каждый персонаж или инцидент на религиозной картине или рельефной скульптуре. Художникам не разрешалось самим придумывать, как лучше проиллюстрировать сцену или изобразить характер и внешность святого, пророка или другого священного человека. Как и в египетском искусстве, художники должны были следовать традиции и стараться следовать утверждённым прецедентам, созданным предыдущими художниками. Их не поощряли к самостоятельным экспериментам. В результате, хотя византийские художники часто были чрезвычайно искусны и создавали великолепные украшения, их фигурная живопись имеет тенденцию быть жёсткой и обычной, с небольшим разнообразием.
Резьба по слоновой кости
Круглых статуй по-прежнему не было, но рельефная каменная скульптура была разрешена, и некоторые примеры сохранились с византийских времён. Однако мы лучше всего знаем работу византийских скульпторов по изысканной резьбе по слоновой кости, которая производилась в нескольких разных местах, таких как Константинополь, Александрия и Антиохия. Некоторые рельефные резьбы выполнены в форме диптиха или триптиха – то есть двух или трёхчастных панелей с религиозными сценами или фигурами, вырезанными на одной стороне, соединённых шарнирами так, что их можно закрыть и скрепить, как книгу.
Листы из таких диптихов или резные обложки из слоновой кости иллюминированных рукописей и других религиозных книг можно увидеть в Британском музее и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а также во многих других лучших художественных музеях мира. Фигуры, как и на мозаичных картинах и каменных рельефах, высокие, прямые и величественные. Детали, такие как узоры на одеяниях, часто красиво вырезаны.
Фигуры стоят или сидят, как правило, отдельно друг от друга, иногда разделённые колоннами, и обращены лицом к зрителю. Они кажутся отрешёнными от повседневной жизни, задумчивыми и серьёзными. Иногда имя святого или религиозного персонажа написано красивым греческим шрифтом по обе стороны от головы. Иногда вырезают только голову и плечи, заключённые в круг.
На слоновой кости иногда отмечают коронацию в Константинополе определённого императора, и Христос изображается благословляющим императора или возлагающим корону на его голову. Тогда слоновая кость, конечно, может быть датирована, поскольку мы знаем дату коронации. В византийской резьбе никогда не встречаются не одетые фигуры, а одежда, в которую облачены такие люди, как императоры и императрицы, часто покрыта богатыми узорами и драгоценностями.
Восточная церковь в Константинополе и западная церковь в Риме продолжали расходиться во мнениях по многим вопросам, и в 1054 году они окончательно разошлись. Папа Римский остался главой Западной или Римско-католической церкви. Константинополь оставался центром Восточной или Греческой православной церкви, пока город не пал перед турками в 1453 году.
Раннехристианская скульптура на Западе (около 750-1050)
Средневековое христианское искусство на Западе развивалось на континенте при дворе короля Карла Великого в период ок.750-900 гг. и при дворе императоров Оттона I, II, III в период ок.900-1050 гг. В Ирландии она возникла в начале VII века и продолжалась до конца XII века. Подробный обзор см: Средневековая скульптура (ок.300-1000).
Следуя византийской традиции, Каролингское искусство при дворе короля Карла Великого возродило искусство резьбы по слоновой кости, обычно в панелях для иллюминированных рукописей – таких как передняя и задняя обложки Евангелий Лорша, на которых изображён триумф Христа и Девы Марии, а также головки козлов и другие мелкие предметы.
Кроме того, специалисты по ювелирному делу изготавливали различные резные переплёты и металлические рельефы, которые стали важным элементом изготовления иллюминированных рукописей в Ахене и других местах. Примеры включают обложку Codex Aureus из Сент-Эммерама (870), обложку Евангелий Линдау (ок. 880) и Кибориум Арнульфа (ок. 890), все они отличаются рельефными фигурами из рельефного золота.
Ещё одним уникальным примером мастерства каролингских ювелиров является Золотой алтарь (824-859), который сейчас находится в базилике Сант-Амброджо в Милане. Другой шедевр – Лотаирский кристалл (ок. 855-69 гг., Британский музей) (также известный как кристалл Сусанны) – один из крупнейших в серии из примерно 20 гравированных изделий из горного хрусталя, изготовленных в западной Германии. На нём изображены сцены из библейской истории о Сусанне. Другие произведения см: Немецкое средневековое искусство (800-1250).
Кроме того, монументальная скульптура – в том числе крупномасштабная бронзовая скульптура – возродилась в раннесредневековый период каролингской и оттоновской культуры для различных работ, включая отдельно стоящие статуи в церквях.
Оттоновское искусство продолжило многие виды культурной деятельности Карла Великого, включая раннехристианскую скульптуру: среди лучших оттоновских шедевров – Крест Геро или Распятие (965-70, Кёльнский собор), древнейшая монументальная скульптура распятого Христа к северу от Альп; и Золотая Мадонна из Эссена (ок. 980, Эссенский собор), самая древняя из известных скульптур Мадонны и самая ранняя из сохранившихся свободно стоящих средневековых скульптур к северу от Альп.
Подобные примеры оттоновской раннехристианской скульптуры включают Матильду Эссенскую (973, Эссенский собор), Крест Бернварда Хильдесхаймского (ок. 1000, Хильдесхаймский собор) и Гизелу Венгерскую (Регенсберг, 1006, ныне Мюнхенская резиденция). К сожалению, от периода до 1000 года сохранилось очень мало других крупных скульптур.
В Ирландии раннехристианская скульптура лучше всего представлена скульптурой высокого креста в кельтском стиле, созданной в период 750-1150 годов (в основном в девятом и десятом веках). Эти кельтские скульптуры высокого креста, как правило, воздвигнутые на территории монастырей по всей Ирландии, делятся на две основные группы: кресты, украшенные абстрактными узорами на основе кельтских орнаментов, и кресты, вырезанные с повествовательными сценами из Библии. Независимо от их назначения (которое остаётся неясным), они представляют собой, пожалуй, самый важный массив отдельно стоящей христианской скульптуры в период между падением Рима и итальянским Возрождением.
Великое романское возрождение христианской скульптуры
Христианская церковь в Риме восстановила свою уверенность в конце 10 века и начала программу строительства церквей в стиле, который стал известен как романская архитектура, и который должным образом создал огромный спрос на христианскую романскую скульптуру – в основном рельефы над дверными проёмами и колонны-статуи. Началось великое возрождение церковной скульптуры. См. также: Романское искусство (1000-1200).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?