Христианское римское искусство читать ~4 мин.
История христианско-римского искусства
Первые выражения искусства, которые можно правильно (явно) назвать христианскими, обычно нельзя найти ранее, чем в четвёртом веке. До этого времени распространение новой религии в римском мире происходило постепенно. В сущности, произведения христианского происхождения сильно отличаются от произведений современной языческой культуры. Мы можем говорить о раннехристианском искусстве только после появления Константина и Миланского эдикта (313 г. н.э.), который ознаменовал решающий поворотный момент в ходе христианства.
До Константина почти не было христианской римской архитектуры. В христианском доме в Дура-Европос (сирийский город Евфрат) комнаты были расположены в интерьере обычного частного дома без каких-либо специфических «христианских» элементов. Тот же «архитектурный нейтралитет» относился и к священным зданиям: в отличие от римских храмов или еврейских синагог, древнейшие христианские церкви Рима (называемые титулами), похоже, были не чем иным, как помещениями в частных домах. Этот дух чрезвычайной простоты проявляется также в древнем соборе епископа Феодора в Аквилеи, который, хотя и был основан после Миланского эдикта, не принял никаких характеристик Константинской базилики.
Похоронное христианское искусство: катакомбы и саркофаги
Картины катакомб и скульптурных саркофагов дают нам представление о том, каким было христианское искусство на заре своего появления. Как и многие другие виды римского искусства, стиль изображения полностью заимствован из того, что предпочитали зажиточные язычники (и христиане, которые их приняли, наверняка принадлежали к более состоятельным классам). Теперь хорошо известно, что катакомбы были не местами встречи и не убежищами от преследования, а простыми подземными кладбищами, похожими на те, которые использовались язычниками и евреями. Эти кладбища часто состояли из нескольких этажей, расположенных один над другим, и в стенах их было множество коридоров и камер, из которых были вырублены могилы или прямоугольные полости для размещения тел погибших.
Могилы, в которых находились важные люди, иногда украшали аркой (arcolosium), лепниной или панно. Тело мученика обычно помещали в небольшую комнату, называемую склепом или кубикулом и катакомба часто получала своё имя от мученика.
Термин «катакомбы» происходит от кладбища Сан-Себастьян на Аппиевой дороге, которое называлось катакумбами. Слово имеет сомнительную этимологию: это, возможно, означало, что кладбище было расположено в углублении в земле, которое на самом деле было единственным видом кладбища, известным и использовавшимся в средние века. Позже значение слова было расширено, чтобы включить другие формы.
Как в оформлении саркофагов, так и на изображениях кладбищ медленно формировалась новая христианская иконография в живописи и скульптуре: она широко опиралась на языческие мотивы и мифы (Орфей, Амор и Психея), которые затем были адаптированы к новой христианской символике. Тем не менее, стиль всегда оставался похожим на стиль современных языческих произведений, настолько, что в тех изображениях, где христианский сюжет не был виден, их можно было так же легко использовать для украшения любой языческой виллы или кладбища. Специфически христианский репертуар – в основном библейское искусство – был весьма ограничен и использовался снова и снова, например, в картинах на саркофагах. Предмет почти постоянно вращался вокруг концепции спасения; многие темы ссылались на эту концепцию символически, например, крещение Христа, история Ионы и кита (одна из самых популярных тем), Даниил среди львов, воскрешение Лазаря и так далее, вплоть до представления Доброго пастыря, который был особенно любимой темой на заре христианской культуры.
Среди саркофагов, пожалуй, самый известный из предконстантской эпохи (хотя хронология этих скульптур очень неопределённая) – № 181 в Латеранском музее. Он известен как «Бараны», из-за двух баранов, которые создают основную композицию. В этом и других саркофагах произошёл возврат к повествовательному стилю, реализму и естественной торжественности, которые со времён Ара Пациса Августа всегда представляли лучшие качества древнего искусства из Рима.
Вернуться к разделу: Раннеримское искусство.
Чтобы узнать больше о визуальном искусстве в Древнем Риме, смотрите:
Эллинистическое римское искусство (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Искусство поздней римской империи – период поздней империи (c.200-400 н.э.)
Искусство Римской Империи: кельтский стиль
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э.)
Рельефная скульптура Древнего Рима
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?