Джамболонья:
скульптор-маньерист читать ~9 мин.
Под сильным влиянием итальянской скульптуры эпохи Возрождения, а также стиля XVI века маньеризма, уроженец Фландрии Джамболонья был одним из величайших скульпторов чинквеченто, и в течение двух столетий после его смерти его репутация была почти второй после Микеланджело. Придворный скульптор трёх сменявших друг друга великих герцогов Медичи, он оказал огромное влияние на европейскую скульптуру.
Его мраморная скульптура «Похищение сабинянок» (1581-3), безусловно, входит в число величайших скульптур всех времён. Она контрастирует с более ранней статуей Давида работы Микеланджело (1501-4, Галерея Академии, Флоренция) так же, как корчащаяся эллинистическая группа «Лаокоон и его сыновья» (150-40 гг. до н.э.) контрастирует со спокойствием высококлассической статуи «Дорифор» (440) работы Поликлета. Он остаётся одним из величайших скульпторов в истории искусства.
Раннее обучение, поездка в Рим
Джованни Болонья (или Джамболонья) родился в Дуэ, Фландрия, как Жан Булонь. С 14 лет он обучался в ателье фламандского скульптора итальянского стиля Жака дю Броука (1505-1584), где освоил технику лепки и резьбы и впитал классический стиль, который Дюброук выработал после изучения греческой скульптуры в Риме.
Примерно в возрасте 21 года Джамболонья отправился в Рим и сделал модели греко-римской и ренессансной скульптуры. Когда он познакомился со стареющим Микеланджело, тот раскритиковал одну из работ Джамболоньи за слишком высокую отделку, не успевшую до конца сформировать основную позу. Это был характерный недостаток скульптуры Северного Возрождения в целом.
Молодой скульптор никогда не забывал этого урока и стал убеждённым создателем эскизных моделей из воска или глины во время подготовки своих скульптур. Некоторые из этих моделей сохранились, например, в Музее Виктории и Альберта, Лондон. Во время своего пребывания в столице Италии Джамболонья был впечатлён прежде всего техническим и анатомическим мастерством эллинистических скульпторов, особенно их амбициозными группами действующих людей – такими, как Бык Фарнезе, раскопанный в 1546 году.
Поселяется во Флоренции
По дороге домой во Фландрию Джамболонья посетил Флоренцию, чтобы изучить искусство Возрождения великих флорентийских скульпторов Донателло и Микеланджело. Во время пребывания там ему предложил жилье и финансовую поддержку Бернадо Веккьетти, богатый меценат, который познакомил его с Франческо Медичи, сыном Козимо ди Джованни делле Банде Нере Медичи, правителя города и отпрыска знаменитой флорентийской династии Медичи, которая в значительной степени финансировала Ренессанс во Флоренции. Такие контакты убедили Джамболонью обосноваться во Флоренции, и к 1560 году он участвовал в конкурсе на изготовление статуи Нептуна для фонтана на площади Синьории.
Придворный скульптор Медичи
Так случилось, что он проиграл тосканскому скульптору-маньеристу Бартоломео Амманати (1511-1592), но его полномасштабная глиняная модель завоевала ему несколько поклонников, и он поступил на службу к Франческо Медичи, который стал его главным покровителем. В это время он создал множество трёхмерных работ для публичных зрелищ, бронзы и мрамора для садов Медичи, а также исследовал возможности маленькой бронзовой статуэтки, которая стала популярной среди коллекционеров по всей Европе.
Вдохновляясь ранними работами Микеланджело и его последователей, таких как Триболо и Пьерино да Винчи (1520-1554), Джамболонья разработал стиль композиции фигур, используя контрапост, преувеличенный намного больше классической нормы, со змеевидной осью и контуром, похожим на пламя. Это вдохнуло новую жизнь во флорентийскую скульптуру, которая в середине XVI века стала несколько скованной и академичной в руках невротика Баччо Бандинелли (1493-1560) и его заклятого соперника и критика Бенвенуто Челлини (1500-1571).
Так, в 1561-2 годах он завершил свою первую значительную работу для Франческо Медичи – мраморную группу, изображающую Самсона, убивающего филистимлянина (1561-2, Музей Виктории и Альберта, Лондон), в качестве центрального элемента большого фонтана. И сюжет, и обработка напоминают о проекте Микеланджело 1520-х годов, который известен только по нескольким отливкам в бронзе с утраченной оригинальной восковой модели.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как великий скульптор-маньерист Джамболонья, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Фонтан Нептуна
В следующем, 1563 году папа Пий IV дал Джамболонье крупный заказ на бронзовую скульптуру для украшения фонтана Нептуна в Болонье (1563-6). Фонтан имеет пирамидальную форму, под ним расположено множество живых и чувственных вспомогательных фигур. Они ведут взгляд вверх, к могучему Нептуну, который принимает энергичную спиральную позу, на мгновение задерживаясь жестом руки и резким поворотом головы. Эллинистические и микеланджеловские мотивы объединены в блестящую, оригинальную композицию.
Меркурий
Возможно, во время пребывания в Болонье Джамболонья создал самый ранний из нескольких вариантов «летящей» фигуры Меркурия. Это стало его самой знаменитой композицией: статуэтка с инициалами «I.B.» (Музей истории искусств, Вена) была отправлена в качестве дипломатического подарка Медичи императору Священной Римской империи в 1565 году; более крупная бронзовая версия в Национальном музее, Флоренция, была отлита позже.
Энергичная, но прекрасно сбалансированная поза во многом обязана более ранним бронзам, таким как «Мальчик с дельфином» Андреа дель Верроккьо, и «Меркурий» Рустичи, которые находились в коллекции Медичи. Возможно, сюжет был навеян статуэткой Меркурия на основании картины Челлини «Персей с головой Медузы» (1554).
Флоренция, торжествующая над Пизой
По возвращении Джамболоньи во Флоренцию Франческо Медичи дал ему ещё один важный заказ – большую скульптуру из мрамора, не так тонко озаглавленную Флоренция, торжествующая над Пизой (закончена в 1575 году, Барджелло, Флоренция). Эта политическая аллегория была задумана как подвеска к «Победе» Микеланджело , которая была выпущена из мастерской после смерти мастера в 1564 году.
Молодой Джамболонья был вынужден искать способ объединить две фигуры в удовлетворяющую его группу. Впервые эта проблема была поставлена Микеланджело в его проекте «Гробница папы Юлия II», и впоследствии её пытались решить большинство скульпторов Флоренции в XVI веке. Джамболонья решил её с помощью предварительных моделей в воске и гипсе; окончательная композиция представляет собой сплав спиралевидных кривых и зигзагообразных линий, работающих в рамках конического объёма.
Похищение сабинянок
Третьей крупной работой Джамболоньи стало Похищениесабинянок (1579-82, Лоджия деи Ланци, Пьяцца делла Синьория, Флоренция). Одна из величайших скульптур в истории, она стала кульминацией его карьеры как скульптора, объединившего три фигуры в единую спиральную композицию. Эта идея овладела Микеланджело, но он так и не решился воплотить её в мраморе. Первые мысли Джамболоньи воплотились в бронзовой группе со стоящим мужчиной и женщиной, поднятой на руки, которую он изготовил в 1579 году для Оттавио Фарнезе.
Эта работа, писал он своему покровителю, была создана в ответ на саму скульптурную проблему (стремление объединить три фигуры в одной скульптуре), а не как конкретная повествовательная композиция; и на самом деле впоследствии он был вынужден определить конкретный эпизод, показанный в полномасштабной мраморной версии, добавив бронзовый рельеф внизу, на котором изображены римляне и сабиняне, сражающиеся из-за сабинянок.
Развитие от группы из двух фигур к группе из трёх фигур прослеживается в предварительных восковых моделях (Музей Виктории и Альберта, Лондон). Три фигуры связаны как психологически, направлениями взглядов, так и формально, расположением конечностей и тел.
Спиральная композиция означает, что группа не может быть полностью воспринята с какой-либо одной точки зрения. С технической точки зрения эта скульптура – шедевр виртуозности, доведший до крайних пределов технику подрезания, которую Джамболонья заметил в эллинской греческой скульптуре и которая так резко отличает его работы от работ Микеланджело.
Статуя Аппеннино
Именно в этот период Джамболонья создал и свою самую большую работу – 33-футовую фигуру бога гор Аппеннино (1577-81), установленную в садах виллы Медичи в Пратолино. Сложенный из кирпича и камня, бог склонился над прудом и, кажется, появился из земли.
Козимо I верхом на коне
Другим его крупным достижением в скульптуре момента стала конная статуя из бронзы Козимо I (Козимо I верхом на коне, 1587-95, Пьяццо делла Синьория, Флоренция). Это была первая конная статуя во Флоренции, и она стала плодом нескольких этюдов, которые Джамболонья сделал в течение своей карьеры, чтобы изобразить скачущую лошадь и всадника. Этот дизайн был быстро скопирован во всех королевских дворах Европы, где он стал архетипическим символом монархической власти.
Бронзовые статуэтки
В огромном производстве бронзовых статуэток Джамболоньи мало точек отсчёта: большинство из них – оригинальные небольшие композиции, а не редукции с полномасштабных статуэток. Кроме упомянутого выше Меркурия 1565 года, ранним шедевром, вероятно, является позолоченная бронзовая женская аллегория астрономии (Музей истории искусств, Вена), также подписанная.
Замкнутая композиция со спиральной осью, приданной фигуре, весьма характерна для Джамболоньи, например, в более крупной статуэтке Аполлона, которую он внёс в Студиоло Франческо Медичи (Палаццо Веккьо, Флоренция). Кроме человеческих фигур, в его репертуаре были и животные, особенно лошади, быки и группы, изображающие животных, на которых нападают львы.
Он также ваял бронзовых птиц в натуральную величину, которые использовались для украшения садовых гротов и фонтанов в садах Боболи во Флоренции и в Пратолино, а также бронзовых дверей Пизанского собора (примеры: Индюк, Сова и Павлин в Национальном музее во Флоренции). Для своих скульптур птиц он придумал «импрессионистическую» передачу их оперения в воске, которая была точно перенесена искусным литьём в окончательные бронзовые версии. Его животные положили начало французской школе анималистов XIX века.
Мастерская
Во флорентийской мастерской Джамболоньи работало множество преданных помощников и учеников, в частности Пьетро Такка (1577-1640) (который сменил своего мастера в качестве придворного скульптора Медичи) и Пьетро Франкавилла (1548-1615). См. также Скульпторы эпохи Возрождения.
Наследие
Джамболонья оказал огромное влияние при жизни и на последующие стили – в частности, скульптуру барокко – в течение нескольких лет после этого, как в Италии, так и на Севере. Его статуэтки служили прекрасными подарками и быстро распространялись по дворам и студиям Европы, вызывая восторг от его элегантного стиля далеко за пределами Италии: они постоянно воспроизводились почти до XX века.
Позже его многочисленные ученики, часто фламандцы или немцы, были востребованы для обслуживания этих самых дворов, тем самым укрепляя его фирменные методы, хотя и с личными вариациями его основного стиля (например, скульпторы Адриан де Врис, Хьюберт Герхард, Пьер Пюже, и Ханс Райхле).
Джамболонья занимает важнейшее место в истории скульптуры между более известными фигурами Микеланджело и Бернини (1598-1680): его энергичный стиль проложил путь искусству барокко в Риме.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Франческо – сын Козимо 1, а не Джованни Банде Неро. Сын Джованни – это Козимо1.
Комментирование недоступно Почему?